ICD-10 codes
Description
Интеллектуальные расстройства у детей. Различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения от психического развития. Симптомы включают в себя неспособность решать жизнь, проблемы с обучением, трудности в ориентировании в новой ситуации, недостаток знаний, навыков, ограниченный словарный запас и пониженный уровень абстрактного логического мышления. Диагноз ставит психиатр, невролог, психолог. Он состоит из клинической беседы, наблюдения, патологических тестов. Кроме того, могут быть назначены инструментальные исследования мозга. План лечения составляется индивидуально, включая фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.
Additional facts
Интеллект представляет собой сложную концепцию, включающую способность накапливать опыт и знания, умение использовать их для решения проблем, адаптацию. Предпосылками для развития интеллекта являются когнитивные функции - внимание, память, пространственное восприятие, мышление и психофизиологические характеристики - производительность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные расстройства - качественные и количественные отклонения от развития умственных способностей. Они могут быть центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) или одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатия). Точных данных о распространенности умственных нарушений нет; они чаще всего обнаруживаются у сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, которые требуют меньше усилий для адаптации.
Reasons
Снижение интеллектуального качества развивается в результате негативного воздействия эндогенных и экзогенных факторов. Чем интенсивнее и раньше воздействие, тем серьезнее расстройство у ребенка. Различают следующие группы причин:
• Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются хромосомными аномалиями - трисомией (синдромом Дауна), делециями хромосом, гомогенной дисомией; с отдельными генными дисфункциями (аутизм, синдром Ретта).
• Перинатальное повреждение центральной нервной системы. Гипоксия, вызванная материнскими заболеваниями (сердечно-сосудистая система, эндокринные патологии, заболевания почек и печени), несовместимость беременных и плодов по резус-фактору, система AB0, внутриутробные инфекции, интоксикация, облучение, сильный эмоциональный стресс во время беременности, недоношенность влиять.
• Немедленное повреждение центральной нервной системы. Сложные роды, которые сопровождаются удушьем, кровопотерей и повреждениями плода, могут привести к органическим и функциональным нарушениям головного мозга.
Послеродовое повреждение нервной системы. Интеллектуальные расстройства различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалит, менингит), эпилепсии, тяжелых эндокринных заболеваниях, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях после клинической смерти.
• Неврологические психические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают в контексте поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
• Социальные факторы. Отклонения от интеллектуального развития проявляются в дисгармоничных семейных отношениях, социальном образе жизни родителей, педагогическом пренебрежении детей, длительном пребывании в стационаре.
• Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются хромосомными аномалиями - трисомией (синдромом Дауна), делециями хромосом, гомогенной дисомией; с отдельными генными дисфункциями (аутизм, синдром Ретта).
• Перинатальное повреждение центральной нервной системы. Гипоксия, вызванная материнскими заболеваниями (сердечно-сосудистая система, эндокринные патологии, заболевания почек и печени), несовместимость беременных и плодов по резус-фактору, система AB0, внутриутробные инфекции, интоксикация, облучение, сильный эмоциональный стресс во время беременности, недоношенность влиять.
• Немедленное повреждение центральной нервной системы. Сложные роды, которые сопровождаются удушьем, кровопотерей и повреждениями плода, могут привести к органическим и функциональным нарушениям головного мозга.
Послеродовое повреждение нервной системы. Интеллектуальные расстройства различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалит, менингит), эпилепсии, тяжелых эндокринных заболеваниях, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях после клинической смерти.
• Неврологические психические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают в контексте поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
• Социальные факторы. Отклонения от интеллектуального развития проявляются в дисгармоничных семейных отношениях, социальном образе жизни родителей, педагогическом пренебрежении детей, длительном пребывании в стационаре.
Pathogenesis
Патогенетической основой интеллектуальных расстройств у детей являются энцефалопатические и церебростенические изменения в центральной нервной системе, а также психосоциальные условия развития. Функциональные, органические аномалии головного мозга в этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими и инфекционными. Они проявляются в возбуждении или угнетении активности центральной нервной системы, симптомах внутричерепной гипертонии, судорожном синдроме, дисфункции ствола мозга, неадекватности корково-подкорковых взаимодействий и локальных повреждениях определенных участков коры. Степень выраженности психического дефекта, его целостность или предвзятость, возможность компенсации определяются психологическими характеристиками ребенка и социальными условиями.
Classification
Интеллектуальные расстройства в детском возрасте делятся на количественные и качественные. Первая группа включает в себя:
• Умственная отсталость. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга происходит под влиянием неблагоприятных факторов, выражающихся незрелостью психомоторных и когнитивных функций.
• Умственная отсталость. Это умственное недоразвитие - постоянное врожденное или рано приобретенное ухудшение интеллекта. Различают три степени: легкая (слабость), средняя (слабость), тяжелая (идиотизм).
Приобретение постоянной или прогрессирующей деменции, которая развивается вследствие потери сформированных интеллектуальных функций.
Качественные интеллектуальные расстройства у детей обусловлены неравномерным развитием психических, психофизиологических, эмоциональных и волевых функций. Нарушение, о котором мы говорим, в случаях, когда оригинальность интеллекта мешает ребенку адаптироваться к окружающей среде на уровне домашнего самообслуживания, социальных взаимодействий и развития навыков обучения. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, патологиях языка.
• Умственная отсталость. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга происходит под влиянием неблагоприятных факторов, выражающихся незрелостью психомоторных и когнитивных функций.
• Умственная отсталость. Это умственное недоразвитие - постоянное врожденное или рано приобретенное ухудшение интеллекта. Различают три степени: легкая (слабость), средняя (слабость), тяжелая (идиотизм).
Приобретение постоянной или прогрессирующей деменции, которая развивается вследствие потери сформированных интеллектуальных функций.
Качественные интеллектуальные расстройства у детей обусловлены неравномерным развитием психических, психофизиологических, эмоциональных и волевых функций. Нарушение, о котором мы говорим, в случаях, когда оригинальность интеллекта мешает ребенку адаптироваться к окружающей среде на уровне домашнего самообслуживания, социальных взаимодействий и развития навыков обучения. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, патологиях языка.
Symptoms
Клиническая картина нарушения интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: наряду с количественными изменениями, снижением способности к обучению, трудностями / неспособностью к самообслуживанию, наряду с качественными изменениями, снижение интеллекта сочетается с мозаикой, частичным развитием отдельных функций.
Задержка умственного развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных показателей с умственной отсталостью. Есть два варианта клинической картины. Если когнитивная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Им не нравятся творческие образовательные мероприятия, их сложно организовать, они поощряют чтение и рисование. Второй вариант - недостаточное формирование предпосылок интеллекта (память, работоспособность, внимание). Дети являются непосвященными, самодостаточными, чрезмерно активными или пассивными, они быстро устают, работают медленно (признаки умственной деятельности).
Для него характерны примитивность мышления, его связь с определенными визуальными ситуациями, неадекватная дифференциация эмоций и слабые мотивы. Позже пациенты приобретают навыки самообслуживания, могут самостоятельно одеваться и проводить гигиенические процедуры. Они учатся писать, читать и считать по специальной программе. Молодые люди осваивают простые профессии.
Медленное мышление, жесткий, опыт трудно учиться. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, навыки обучения невозможны. Дети опаздывают на самообслуживание и простые домашние задания.
Характеризуется отсутствием языка и умением продуктивно общаться с другими (исключение - разовое выполнение простых команд). Часто возникают сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Мобильность ограничена, самообслуживание недоступно.
Поврежденная и неисправная разработка. Неравенство интеллектуальных расстройств объясняется мозаичным характером изменений в центральной нервной системе: некоторые функции развиваются и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от места изменения - речь, пространственное восприятие, слухо-словесное восприятие, память). Сложные иерархические отношения распадаются, развивается умственная отсталость. Развитие дефицита приводит к интеллектуальным нарушениям на основе основного дефекта - патологии анализатора (слух, зрение) и двигательного аппарата.
Искаженное и дисгармоничное развитие. Это связано с нынешним патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. Вербальные интеллектуальные функции у детей хорошо развиты, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Или ребенок обладает уникальными математическими навыками, но повседневные навыки трудны.
Ассоциированные симптомы: Искажение звуков. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Сигматизм. Судороги.
Задержка умственного развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных показателей с умственной отсталостью. Есть два варианта клинической картины. Если когнитивная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Им не нравятся творческие образовательные мероприятия, их сложно организовать, они поощряют чтение и рисование. Второй вариант - недостаточное формирование предпосылок интеллекта (память, работоспособность, внимание). Дети являются непосвященными, самодостаточными, чрезмерно активными или пассивными, они быстро устают, работают медленно (признаки умственной деятельности).
Для него характерны примитивность мышления, его связь с определенными визуальными ситуациями, неадекватная дифференциация эмоций и слабые мотивы. Позже пациенты приобретают навыки самообслуживания, могут самостоятельно одеваться и проводить гигиенические процедуры. Они учатся писать, читать и считать по специальной программе. Молодые люди осваивают простые профессии.
Медленное мышление, жесткий, опыт трудно учиться. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, навыки обучения невозможны. Дети опаздывают на самообслуживание и простые домашние задания.
Характеризуется отсутствием языка и умением продуктивно общаться с другими (исключение - разовое выполнение простых команд). Часто возникают сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Мобильность ограничена, самообслуживание недоступно.
Поврежденная и неисправная разработка. Неравенство интеллектуальных расстройств объясняется мозаичным характером изменений в центральной нервной системе: некоторые функции развиваются и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от места изменения - речь, пространственное восприятие, слухо-словесное восприятие, память). Сложные иерархические отношения распадаются, развивается умственная отсталость. Развитие дефицита приводит к интеллектуальным нарушениям на основе основного дефекта - патологии анализатора (слух, зрение) и двигательного аппарата.
Искаженное и дисгармоничное развитие. Это связано с нынешним патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. Вербальные интеллектуальные функции у детей хорошо развиты, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Или ребенок обладает уникальными математическими навыками, но повседневные навыки трудны.
Ассоциированные симптомы: Искажение звуков. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Сигматизм. Судороги.
Possible complications
В отсутствие образовательной, медицинской и психологической помощи интеллектуальные расстройства у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатическими расстройствами. Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: они агрессивны, импульсивны, неослабны или не связаны, устали, вялы. При тяжелых формах интеллектуальной патологии развивается полная зависимость от родителей, пациентам постоянно нужна помощь извне. Без медицинского контроля риск развития и развития сопутствующих соматических заболеваний, включая неврологические заболевания, выше.
Diagnostics
Интеллектуальные расстройства у детей определяются психиатром. Кроме того, клинический психолог, невролог участвует в диагностическом процессе. Во время экзамена используются следующие методы:
Во время беседы психиатр определяет симптомы расстройства, возможные причины, уровень плохой адаптации ребенка, тренировку домашних навыков. В разговоре с пациентом специалист оценивает словарный запас, уровень общей осведомленности, способность решать логические задачи и умение абстрагироваться. В то же время он отслеживает эмоциональные реакции, модели поведения и продуктивность контактов.
Патопсихологический. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором он занимает тестами интеллекта. Наиболее распространенным является метод Векслера, который состоит из двух частей - вербальной и невербальной. Каждый из них представлен несколькими подтестами с целью определения различных компонентов интеллекта (ориентация в повседневных и социальных ситуациях, словарный запас, пространственное и образное мышление ;). Кроме того, проводятся тесты внимания, механической и смысловой памяти, формирования аналитико-синтетической и абстрактно-логической функции мышления.
При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных тестов головного мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролог, эндокринолог, аудиолог, оптометрист) и характеристики преподавателей. Интеллектуальное ухудшение у детей следует отличать от нормального развития в определенных условиях. Пример: дети малых наций, других культур хорошо приспособлены к своим условиям жизни, обучены, имеют достаточный запас знаний, но испытывают трудности в решении повседневных проблем жителей больших городов.
Во время беседы психиатр определяет симптомы расстройства, возможные причины, уровень плохой адаптации ребенка, тренировку домашних навыков. В разговоре с пациентом специалист оценивает словарный запас, уровень общей осведомленности, способность решать логические задачи и умение абстрагироваться. В то же время он отслеживает эмоциональные реакции, модели поведения и продуктивность контактов.
Патопсихологический. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором он занимает тестами интеллекта. Наиболее распространенным является метод Векслера, который состоит из двух частей - вербальной и невербальной. Каждый из них представлен несколькими подтестами с целью определения различных компонентов интеллекта (ориентация в повседневных и социальных ситуациях, словарный запас, пространственное и образное мышление ;). Кроме того, проводятся тесты внимания, механической и смысловой памяти, формирования аналитико-синтетической и абстрактно-логической функции мышления.
При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных тестов головного мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролог, эндокринолог, аудиолог, оптометрист) и характеристики преподавателей. Интеллектуальное ухудшение у детей следует отличать от нормального развития в определенных условиях. Пример: дети малых наций, других культур хорошо приспособлены к своим условиям жизни, обучены, имеют достаточный запас знаний, но испытывают трудности в решении повседневных проблем жителей больших городов.
Treatment
Лечение психических нарушений направлено на устранение обратимых причин, а также на оказание поддержки и симптоматической терапии при постоянной врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и образовательной поддержки:
• Лекарства. Наркотики выбираются исходя из этиологии психических нарушений. Коррекция, ноотропы и психостимуляторы назначаются при органических поражениях головного мозга. при заболеваниях эндокринной системы - гормональные препараты; при психотических расстройствах - антипсихотики; с эмоциональными и поведенческими отклонениями - седативные, седативные.
Занятия проводят психологи, олигофреники и дефектологи. Цель определяется глубиной умственной отсталости, способностью ребенка учиться. Легкие формы могут быть исправлены путем более тщательного изучения функций задержки. С постоянными расхождениями и снижением способности к обучению используются специальные программы для развития практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
В случае легких расстройств дети участвуют в образовательной, спортивной и творческой деятельности в школах и высших учебных заведениях. Постоянные пробелы требуют направления в специальные школы. Для предотвращения плохой социальной и профессиональной адаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.
• Лекарства. Наркотики выбираются исходя из этиологии психических нарушений. Коррекция, ноотропы и психостимуляторы назначаются при органических поражениях головного мозга. при заболеваниях эндокринной системы - гормональные препараты; при психотических расстройствах - антипсихотики; с эмоциональными и поведенческими отклонениями - седативные, седативные.
Занятия проводят психологи, олигофреники и дефектологи. Цель определяется глубиной умственной отсталости, способностью ребенка учиться. Легкие формы могут быть исправлены путем более тщательного изучения функций задержки. С постоянными расхождениями и снижением способности к обучению используются специальные программы для развития практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
В случае легких расстройств дети участвуют в образовательной, спортивной и творческой деятельности в школах и высших учебных заведениях. Постоянные пробелы требуют направления в специальные школы. Для предотвращения плохой социальной и профессиональной адаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.