|
Другие названия и синонимы
Astheno-neurotic syndrome in children, Астенический невроз у детей.МКБ-10 коды
- МКБ-10
- F48.0 Неврастения
Описание
Астеноневротический синдром у детей. Это сочетание психоэмоциональных, неврологических и вегетативных проявлений, которые проявляются как признак нарушения адаптации в организме. Патология возникает при любом заболевании из-за действия физических или психических стрессоров. Основные симптомы: слабость и повышенная утомляемость даже после отдыха, нестабильность эмоциональных реакций, жалобы на головные боли. Диагноз ставится на основании клинической оценки анамнеза, субъективных и объективных признаков. Для лечения астенического невроза необходима нормализация режима питания и режима дня, сеансы психотерапии, медикаментозная терапия нейрометаболитами и адаптогенами.
Дополнительные факты
Астенико-невротический синдром (астенический невроз) - наиболее частая жалоба в практике педиатра, которая часто служит проявлением других патологий или общего снижения адаптационных возможностей организма. Учитывая частоту возникновения, разнообразие клинических симптомов и трудности выбора схемы лечения, астеноневротический синдром очень актуален в современной педиатрической практике.
Причины
Астено-невротические состояния характеризуются множеством этиологических факторов. Любое соматическое или инфекционное заболевание сопровождается симптомами астении, особенно ярко выраженными у детей, для которых характерна лабильность нервно-психических процессов, их быстрое истощение. Чем дольше длится болезнь и чем ярче выражены ее симптомы, тем выше вероятность формирования невротического синдрома.
Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, возникающая под действием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относятся повышенная нагрузка в школе, большая нагрузка во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии со сверстниками.
Специфическим фактором риска у детей является гипоксически-ишемическая энцефалопатия, возникающая под действием перинатальных провоцирующих факторов. К предпосылкам астении относятся повышенная нагрузка в школе, большая нагрузка во внеклассных кружках и секциях. Риск развития невротического синдрома выше при нездоровом семейном микроклимате, проблемах во взаимодействии со сверстниками.
Патогенез
В механизме развития различают психосоциальные, нейрогуморальные и инфекционные иммунные факторы, которые в совокупности негативно влияют на нервную систему детей. Ключевым звеном патогенеза астено-невротического синдрома являются аномалии в работе лимбико-ретикулярного комплекса, регулирующего реакцию детей на стрессовые факторы.
Из-за дисфункции ретикулярной формации нарушаются процессы сна и роста, меняются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно меняется работа гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, отвечающей за реакцию на стрессоры. Другой важный фактор - гипоперфузия головного мозга и нейромедиаторные нарушения.
Из-за дисфункции ретикулярной формации нарушаются процессы сна и роста, меняются эмоциональные реакции ребенка на привычные раздражители. Постепенно меняется работа гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, отвечающей за реакцию на стрессоры. Другой важный фактор - гипоперфузия головного мозга и нейромедиаторные нарушения.
Классификация
Большинство педиатров на практике делят астеноневротический синдром на первичный, в связи с особенностями характера и течения психических процессов, и вторичный, развивающийся на фоне органических патологий. Данная классификация не в полной мере отражает этиопатогенетические характеристики расстройства, поэтому в 2011 г. был предложен новый вариант систематизации невротического синдрома. По его словам, существует 5 форм астении:
• Неврастения. Функциональное состояние, вызванное истощением повышенной нервной активности в результате острого или хронического стресса. Термин неврастения часто используется как синоним астеноневротического синдрома у взрослых и детей.
• Цереброгенный. Патология связана с наличием органических поражений головного мозга в результате болезней, травм, операций. Состояние характеризуется клинически выраженными симптомами, быстрым истощением нервных процессов.
• Соматогенный. Это вызвано соматическими или инфекционными заболеваниями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
• Остаточный. Возникает в раннем детстве как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных расстройств, у этих детей есть проблемы с умственным развитием, нарушения мелкой моторики.
• Дисонтогенетический. Эта форма считается более легким вариантом остаточной астении и проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Он характеризуется клинической вариабельностью и неустойчивостью. Симптомы чаще всего ухудшаются весной и осенью.
• Неврастения. Функциональное состояние, вызванное истощением повышенной нервной активности в результате острого или хронического стресса. Термин неврастения часто используется как синоним астеноневротического синдрома у взрослых и детей.
• Цереброгенный. Патология связана с наличием органических поражений головного мозга в результате болезней, травм, операций. Состояние характеризуется клинически выраженными симптомами, быстрым истощением нервных процессов.
• Соматогенный. Это вызвано соматическими или инфекционными заболеваниями. Симптомы появляются одновременно с основным заболеванием или после него, исчезают достаточно быстро.
• Остаточный. Возникает в раннем детстве как следствие перенесенной перинатальной патологии. Помимо психоэмоциональных расстройств, у этих детей есть проблемы с умственным развитием, нарушения мелкой моторики.
• Дисонтогенетический. Эта форма считается более легким вариантом остаточной астении и проявляется в ответ на незначительную гипоксически-ишемическую энцефалопатию. Он характеризуется клинической вариабельностью и неустойчивостью. Симптомы чаще всего ухудшаются весной и осенью.
Клиническая картина
Основные проявления астено-невротического синдрома - утомляемость и утомляемость. У детей страдают память и мышление, снижается способность переключать внимание. Школьникам становится сложно сосредоточиться на уроке. Обычно это дополняется двигательной неугомонностью, суетливостью. Ранние стадии синдрома считаются невоспитанностью и неугомонностью, поэтому на ранней стадии родители не думают о том, чтобы пойти к врачу.
Вторая типичная группа признаков - психоэмоциональные симптомы. У детей бывают резкие необоснованные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает ненормальная депрессия настроения, которая в подростковом возрасте может переходить в депрессию. Характеризуется яркой эмоциональной реакцией на незначительные события.
Отличительной чертой астенических симптомов является стабильность и отсутствие улучшения после отдыха. Если при обычной утомляемости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходных, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечные и головные боли, длительный субфебрилитет, бессонница.
Если у ребенка конституциональная склонность к развитию длительной астении, со временем у него развивается астеноневротический тип характера. Основные его характеристики проявляются в периоде полового созревания. Подростки тревожны и подозрительны, переживают тяжелые конфликты в семье, в школе, испытывают сильное волнение перед лицом небольших событий (контроль, поход в гости). Иногда у детей проявляются симптомы ипохондрии.
Ассоциированные симптомы: Апатия. Импульсивность. Плаксивость. Раздражительность. Рассеянность. Эмоциональная лабильность.
Вторая типичная группа признаков - психоэмоциональные симптомы. У детей бывают резкие необоснованные перепады настроения, повышенная раздражительность и нервозность. Как правило, возникает ненормальная депрессия настроения, которая в подростковом возрасте может переходить в депрессию. Характеризуется яркой эмоциональной реакцией на незначительные события.
Отличительной чертой астенических симптомов является стабильность и отсутствие улучшения после отдыха. Если при обычной утомляемости ребенок испытывает прилив сил и энергии после ночного сна или выходных, то при астении даже длительный отдых не приносит облегчения. Неврологические симптомы дополняются соматическими: мышечные и головные боли, длительный субфебрилитет, бессонница.
Если у ребенка конституциональная склонность к развитию длительной астении, со временем у него развивается астеноневротический тип характера. Основные его характеристики проявляются в периоде полового созревания. Подростки тревожны и подозрительны, переживают тяжелые конфликты в семье, в школе, испытывают сильное волнение перед лицом небольших событий (контроль, поход в гости). Иногда у детей проявляются симптомы ипохондрии.
Ассоциированные симптомы: Апатия. Импульсивность. Плаксивость. Раздражительность. Рассеянность. Эмоциональная лабильность.
Возможные осложнения
Легкие преходящие формы невротического синдрома не представляют угрозы для здоровья, однако длительная астения резко нарушает социальную адаптацию и снижает способность к обучению. Астения часто сочетается с нарушениями психоэмоционального состояния с тяжелой депрессией, тревожными расстройствами и ухудшением психопатических качеств личности.
Диагностика
Распознать астению не составит труда опытному педиатру или детскому неврологу. Для этого врачу достаточно подробно собрать жалобы и анамнез, поговорить с ребенком, использовать специальные весы и анкеты. По показаниям пациенту рекомендуется обратиться к детскому психиатру с целью своевременного выявления патологических черт личности и нарушений социальной адаптации, которые могут вызвать астению.
Могут возникнуть трудности при выяснении причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений центральной нервной системы проводится:
• эхоэнцефалография;
• ЭЭГ;
• КТ или МРТ головного мозга.
При подозрении на соматические заболевания врач назначает консультации специалистов-специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога Сочетание астенических и субфебрильных реакций - повод для обращения к детскому инфекционисту.
Могут возникнуть трудности при выяснении причин этого типа невротического состояния. Для исключения органических поражений центральной нервной системы проводится:
• эхоэнцефалография;
• ЭЭГ;
• КТ или МРТ головного мозга.
При подозрении на соматические заболевания врач назначает консультации специалистов-специалистов: детского кардиолога, эндокринолога, травматолога Сочетание астенических и субфебрильных реакций - повод для обращения к детскому инфекционисту.
Лечение
|
Рацион обогащен продуктами, богатыми витамином в (кишки, цельнозерновой хлеб, яйца), триптофаном (нежирное мясо, сыр). Рекомендуется исключить газированные напитки и острые закуски (чипсы, печенье). С подростками говорят об опасности алкогольных и энергетических напитков, которые на короткое время дают ложное чувство бодрости, а в долгосрочной перспективе усугубляют ситуацию.
Для разрешения внутренних конфликтов, устранения травмирующих ситуаций или изменения отношения ребенка к ним показана длительная работа с психологами. Занятия проходят в форме индивидуальной или семейной психотерапии, арт-терапии, музыкальной терапии. Лекарства используются ограниченно. При тяжелой астении назначают нейрометаболические препараты, витамины, фитоадаптогены.
Важную роль в устранении соматической и цереброгенной астении играет лечение основного заболевания. Принимая во внимание основные клинические признаки, врачи выбирают консервативные и / или интервенционные методы. В лечении астеноневротического синдрома важен междисциплинарный подход, вовлекающий школьных психологов, учителей и лиц, ответственных за внеклассные занятия в терапевтические программы.
Прогноз
Симптомы астенико-невротического расстройства не представляют серьезной угрозы для ребенка, но длительная астения значительно снижает качество жизни, нарушает физическое и умственное развитие. Несмотря на достижения современной педиатрии, лечение - сложная задача, требующая участия многопрофильной команды, сочетания немедикаментозных методов и медикаментозной терапии.
В основе профилактики невротического синдрома лежит обучение детей здоровому образу жизни и полноценному сну, устранение травмирующих факторов в домашних условиях, в организованных детских коллективах. В повседневной деятельности следует гармонично сочетать умственную и физическую активность, время для отдыха и общения со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья детям следует регулярно проходить медицинские осмотры.
В основе профилактики невротического синдрома лежит обучение детей здоровому образу жизни и полноценному сну, устранение травмирующих факторов в домашних условиях, в организованных детских коллективах. В повседневной деятельности следует гармонично сочетать умственную и физическую активность, время для отдыха и общения со сверстниками. Для предупреждения и раннего выявления ухудшения здоровья детям следует регулярно проходить медицинские осмотры.
Список литературы
1. Астенический синдром в практике невролога и семейного врача. О.В. Котова, Е.С. Акарачкова// Регулярные выпуски «РМЖ». 2016.
2. Астено-невротический синдром/ В.В. Скворцов, Е.М. Скворцова// Медицинская сестра. 2016.
3. Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение/ А.М. Пивоварова// Практика педиатра. 2012.
2. Астено-невротический синдром/ В.В. Скворцов, Е.М. Скворцова// Медицинская сестра. 2016.
3. Астенические состояния у детей и подростков. Профилактика и лечение/ А.М. Пивоварова// Практика педиатра. 2012.