By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Physiological dyslalia

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
No drugs found
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Symptoms
  5. Reasons
  6. Diagnostics
  7. Prevention
  8. Similar diseases
  9. Related clinical guidelines
  10. Basic medical services
  11. Clinics for treatment
Physiological dyslalia

ICD-10 codes

Description

 Физиологическая дислалия. Возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.
Physiological dyslalia

Additional facts

 Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) - это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения - элизии, субституции, смешения звуков - носят временный, преходящий характер. Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи - 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.

Symptoms

 Ассоциированные симптомы: Дефект смягчения. Замена звуков. Искажение звуков.

Reasons

 Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:
 • Неподготовленностью речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Большая часть фонем не сразу возникает в речи в правильном виде. Сначала дошкольник пропускает звуки или использует звуки-заменители (субституты), которые уже есть в его речевом активе. По мере укрепления мышц речевого аппарата, овладения правильными артикуляционными укладами и переключениями он постепенно осваивает сложные фонемы. В первое время произношение отличается неустойчивостью: новый звук присутствует лишь в части слов, а в остальных случаях по-прежнему заменяется субститутом или опускается.
 • Несформированностью фонематического слуха. В младшем дошкольном периоде ребенок еще не готов четко воспринимать и дифференцировать все речевые звуки. Поэтому типичным для данного возрастного этапа является смешение акустически близких фонем. К четырем годам ребенок уже способен заметить акустические различия между собственным несовершенным и нормативным звукопроизношением, поэтому он старается «подтягивать» свою речь к образцу - речи взрослых.
 Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.

Diagnostics

 Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:
 • Сбор общего и речевого анамнеза. В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию - от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
 • Осмотр органов артикуляции. При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
 • Проверку слуховой дифференциации. Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
 • Выявление дефектно произносимых фонем. С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов - пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и тд.
 • Обследование лексико. Грамматического компонента и связной речи. В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.
 Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.

Prevention

 Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.
 Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.

Similar diseases

Related clinical guidelines

Basic medical services (according to which clinics are selected)

    • Medical consultations

    • Specialist psychologists
    • Psychiatric consultation
    • Consultation with a therapist
    • Consultation of an anesthesiologist-resuscitator
    • Consultation of a neurologist
    • Analyzes

    • Urine tests
    • Uric acid of the blood
    • Total blood protein
    • Determination of electrolytes
    • Blood glucose
    • Diagnostics

    • Ultrasound of arterial vessels
    • Research using load tests
    • MRI of the brain
    • MRI of intracranial arteries
    • Echoencephalography (ECHO-EG)
    • CT scan of the brain
    • CT of brain vessels
    • Non-surgical treatment

    • Membrane plasmapheresis

Clinics with the best prices (of 18 selected medical services)

 Filters:
X
X
X
Price
 
 
Total: 1568 in 87 cities
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (M. Ростокино) +7(495..show+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
rating: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..show+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
rating: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (M. Озерки) +7(812..show+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
rating: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (M. Университет) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (M. Сходненская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (M. Каширская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (M. Площадь Ильича) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (M. Измайловская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (M. Речной Вокзал) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.