Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Фонетическое нарушение речи

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Патогенез
  6. Клиническая картина
  7. Возможные осложнения
  8. Диагностика
  9. Лечение
  10. Прогноз
  11. Список литературы
  12. Похожие заболевания
  13. Связанные клинические рекомендации
  14. Основные медицинские услуги
  15. Клиники для лечения

Другие названия и синонимы

Phonetic speech disorder, Недостатоки произношения отдельных звуков НПОЗ, ФНР.
Фонетическое нарушение речи

МКБ-10 коды

Описание

 Фонетическое нарушение речи. Это группа речевых расстройств, при которых нарушается только произношения при достаточном формировании фонематического слуха, лексики и грамматики. К фонетическим дефектам относятся искажение звуков и слоговой структуры слов, просодические нарушения. Недостатки произношения выявляются при логопедической диагностике. Коррекция фонетических нарушений речи включает формирование правильных артикуляционных позиций, развитие речевого дыхания, настройку и автоматизацию дефектно произносимых звуков.
Фонетическое нарушение речи

Дополнительные факты

 Нарушения фонетической речи (FNR) или нарушения произношения отдельных звуков (NPOZ) говорят в тех случаях, когда имеет место неточное произнесение или артикуляция, которая не соответствует языковым стандартам с сохраненным физическим слухом и интеллектуальным статусом. FNR относится к категориям психологической и образовательной классификации наряду с FFN, LHNR и OHR. Заключение логопедов ФНР / НПОЗ позволяет выделить категорию детей с однотипными нарушениями речи, составить группу логопедов, нуждающихся в эквивалентной логопедии.

Причины

 Фонетические нарушения характерны для ряда логопедических нозологий: дислалия, ринолалия, стертая дизартрия, нарушения голоса. Для них характерно наличие звуковых и фоновых ошибок. Непосредственными причинами фонетических недостатков могут быть:
 • Аномалии в структуре языка. Большинство согласных произносится с участием языка, поэтому отклонения в анатомии отражаются на правильности артикуляции. Наиболее частой причиной фонетических дефектов является короткая подъязычная связка (анкилоглоссия). Реже встречаются такие аномалии, как мегалоглоссия, микроглоссия, расщепление кончика языка.
 • Челюстно-лицевые дефекты. Распространенное заболевание, искажающее детское произношение, - неправильный прикус: открытый передний и боковой, мезиальный, дистальный. Готическое небо, расщелины верхнего неба и лица, сильно искажающие не только произношение, но и просодию, относятся к той же категории этиофакторов FFN.
 • Изменения тонуса речевых мышц. Для синдрома дизартрии характерна спастичность или паретизм суставных мышц. Это приводит к неточным движениям языка, губ, недостаточной активности неба, голосовых связок, слабому и рассеянному выдоху.
 • Патология гортани. Различные заболевания гортани (пороки развития, ларингит, папилломатоз), а также функциональная перегрузка голосового аппарата вызывают явления диспрозодии, которые также называют фонетическими нарушениями. В этих случаях страдают интонация и мелодия, артикуляция не меняется.
 • Двуязычие. Двуязычные дети часто вводят в русский язык фонетические особенности звукового произношения родного языка, поэтому этот вариант не является нормативным (например, увулярный.
 • Влияние микрокоцио. Иногда фонетические дефекты являются результатом невнимания окружающих (родителей, учителей, нянек) к языковому развитию ребенка. Социально-педагогические факторы при формировании FFN должны включать в себя копирование некорректных примеров взрослого языка (шепелявление, шепелявление, смягчение), воспроизведение диалектизмов, мягкий способ общения и так далее;
 Фонетическое недоразвитие также может действовать как часть более сложных языковых расстройств, но тогда говорят о фонетико-фонематическом или общем (системном) недоразвитии.

Патогенез

 Фонетическая сторона речи включает звуковое оформление (звуки, слоги, струны звука) и мелодическую интонацию (темп, ритм, высоту, ударение) высказывания. Каждый звук имеет определенные артикуляционные и акустические характеристики, которые считаются нормой в языке. При фонетических нарушениях меняются механизмы образования речи, что приводит к искажению звука в речевом потоке.
 Плохая подвижность языка при структурных аномалиях или нарушенной иннервации делает его движения недостаточно активными, недифференцированными, не позволяет выполнять четкие артикуляционные позы, из-за чего акустические эффекты произносимых звуков отличаются от нормы. При расщелинах мягкого и твердого неба через носовые ходы просачивается поток воздуха, в результате чего голос становится гиперназальным, монотонным, немодулированным. Патология голосовых связок приводит к несмыканию и невмешательству в голосование - возникают охриплость, охриплость, глухота голоса.

Клиническая картина

 К фонетическим недостаткам относятся дефекты произношения звуков, нарушение звуко-слогового ритма слова, диспросодия. Искажения артикуляции могут влиять на отдельные звуки, целую группу (например, шипящий сигматизм) или несколько групп звуков (шипящий и шипящий сигматизм + ротацизм). Обычно искаженное звуковое произношение не отражается на письме и, следовательно, не мешает овладению грамотностью.
 Нарушения звуко-слоговой структуры слова могут быть представлены пропуском согласных / гласных или целых слогов, вставкой «лишних» слогов, перестановкой звуков и слогов, настойчивостью В младшем дошкольном возрасте такие ошибки в длинных незнакомых словах - нормальное явление. К старшему дошкольному возрасту почти все дети осваивают слоговую структуру многосложных слов (кроме слов иностранного языка, редко встречающихся, очень специфических терминов). Ошибки в виде пропусков согласных при их слиянии, уменьшение количества слогов в основном свидетельствует о нарушении артикуляционной моторики.
 Диспросодия приводит к изменению ритмического рисунка, снижению эмоциональной окраски высказывания. Речевое дыхание, которое обычно нарушено у детей с ринолалией, дизартрией, оказывает существенное влияние на мелодико-интонационный контекст. В результате их голос кажется слабым, а речь недостаточно выразительной.
 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Искажение звуков. Ламбдацизм. Осиплость голоса. Ротацизм. Сигматизм.

Возможные осложнения

 Оформление произношения в речи обычно заканчивается в 5-6-летнем возрасте, то есть в дошкольном детстве. Если возрастное невнятность не проходит сама по себе, могут возникнуть нежелательные последствия. Известно, что простые артикуляционные звуки создают основу для появления множества артикуляционных фонем. Если первые неправильно произносятся, искажаются, то основа для появления последующих звуков в онтогенезе оказывается не сформированной.
 Ошибки в составе звукового слога отрицательно сказываются на развитии лексико-грамматической и фонематической сторон речи, отражаются на письме в виде дисграфии. В целом фонетические затруднения «тормозят» умственное развитие ребенка, мешают познанию окружающего мира и мешают общению со сверстниками и взрослыми.

Диагностика

 Логопедическая диагностика всегда начинается с установления общего анамнеза и речи. Со слов родителей логопед-дефектолог получает информацию о течении беременности и родов, раннем послеродовом развитии ребенка и детских заболеваниях. Оценивается речевая среда, время появления и активность довербальных реакций. При изучении медицинской карты определяется состояние слуха, нервно-психическое развитие. К специальным методам диагностики фонетических нарушений относятся:
 • Оценка строения и функций речевого аппарата. Проводится тщательное обследование периферических органов речи, во время которого можно выявить анатомические аномалии языка, челюстей и зубных рядов. При проведении статических и динамических тестов выявляются признаки нарушения иннервации (тремор, отклонение языка в сторону, синкинезия).
 • Изучение звукового произношения. По традиционной схеме исследуются гласные и согласные раннего, среднего и позднего онтогенеза. Звуки исследуются в разных позициях в слове: в начале, середине, конце, интервальной позиции. Проверяется повторение слов сложной слоговой структуры. Для фонетического расстройства характерно искажение звукового и слогового образа слова.
 • Исследование голоса и просодической функции. На этом этапе логопед оценивает темп, ритм, интонацию, паузу речи. Обращает внимание на характеристики голоса - высоту, четкость, громкость, модуляцию. Обращает внимание на выдох речи - продолжительность, плавность, целенаправленность.
 • Изучение фонематических и LH процессов. Фонематическое и лексико-грамматическое развитие протекает без отклонений. Дети с ФНР хорошо различают звуки речи, правильно выполняют задания на фонематический анализ и синтез, обладают хорошо сформированным словарным запасом, навыками словообразования и флексии, развитой связной речью.
 В расширенную диагностику фонетических нарушений при необходимости также входит медицинский пункт. Перечень исследований определяет специалист (детский невролог, ортодонт, челюстно-лицевой хирург):
 • МРТ структур головного мозга;
 • ЭЭГ;
 • ларингоскопия;
 • КТ лицевого скелета;
 • TRG с цефалометрическим анализом.

Лечение

 Медицинская помощь требуется в тех случаях, когда правильное произношение не может быть достигнуто только с помощью логопеда. Ребенку могут быть назначены:
 • фармакотерапия: ноотропы, витамины группы В;
 • физическая реабилитация: ЛФК, массаж ШВЗ, Войта-терапия, электронейростимуляция;
 • лечение зубов: исправление прикуса (функциональные аппараты, элайнеры, брекеты), пластика уздечки;
 • закрытие расщелин хлои: хейлоринопластика, уранопластика;
 • лечение патологии ЛОР-органов: удаление папиллом гортани.
 Организованные дети с фонетическими нарушениями должны быть зачислены в речевой центр образовательного учреждения для проведения систематических занятий по совершенствованию звукового произношения. Основные задачи коррекционной тренировки сводятся к уточнению акустических и артикуляционных знаков звуков, их формулировке и закреплению, развитию речевого выдоха, интонационной выразительности.
 • Разработка базовых моделей сочленения. Эта корректирующая задача решается с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, фонетического ритма, логопеда. Наряду с развитием разговорной практики большое внимание уделяется развитию мелкой моторики как способу стимуляции речевого анализатора и моторики.
 • Развитие просодических компонентов. Включает в себя работу над голосом, дыханием речи, темповой, ритмической и интонационной стороной речи. Выполняется с использованием дыхательных упражнений, лого-ритмических упражнений, ролевых игр, театральной деятельности, игры на музыкальных инструментах, вокальных упражнений.
 • Звуковое производство и автоматизация. После проработки основных конструкций и создания воздушного потока начинается генерация звука. Они используют методы имитации эталонных тонов с помощью зондов и замены зондов. Порядок постановки повторяет порядок появления звуков в онтогенезе. Автоматизация означает выделение звуков в изолированном месте, слогов, слов с разной структурой слогов, чистых фраз, фраз и родственного языка.

Прогноз

 Фонетические нарушения - одни из самых благоприятных с точки зрения прогноза. Их почти всегда преодолевают с помощью медицинских и логопедических усилий. Невнимание к ошибкам произношения и затягивание их исправления, наоборот, ухудшает социальную адаптацию ребенка и приводит к комплексам, вызванным плохой дикцией.
 Избежать фонетических дефектов можно, если родители следят за «чистотой» своего языка и языка своих детей и сразу обращаются к логопеду для предотвращения языковых нарушений. Это необходимо для предотвращения и своевременного устранения проблем, приводящих к затруднениям в произношении.

Список литературы

 1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций. 2000.
 2. Воспитание у детей правильного звукопроизношения/ Фомичева М.Ф. 1989.
 3. Нарушение произношения у детей/ Богомолова А.И. 1979.

Похожие заболевания

Связанные клинические рекомендации

Основные медуслуги (по которым подбираются клиники)

    • Консультации врачей

    • Специалисты-психологи
    • Консультация терапевта
    • Консультация психиатра
    • Консультация невролога
    • Консультация анестезиолога-реаниматолога
    • Анализы

    • Определение электролитов
    • Общий белок крови
    • Мочевая кислота крови
    • Исследования мочи
    • Глюкоза в крови
    • Диагностика

    • Эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ)
    • УЗИ артериальных сосудов
    • МРТ интракраниальных артерий
    • МРТ головного мозга
    • КТ сосудов головного мозга
    • КТ головного мозга
    • Исследования при помощи нагрузочных тестов

Клиники с лучшими ценами (по 18 выбранным медуслугам)

 Фильтры:
X
X
X
Цена
 
 
Всего: 1568 в 87 городах
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (м. Ростокино) +7(495..показать+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
рейтинг: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..показать+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
рейтинг: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (м. Озерки) +7(812..показать+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
рейтинг: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (м. Университет) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (м. Сходненская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (м. Каширская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (м. Площадь Ильича) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (м. Измайловская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (м. Речной Вокзал) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.