By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Level 1 ONR

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
No drugs found
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Symptoms
  5. Reasons
  6. Pathogenesis
  7. Possible complications
  8. Diagnostics
  9. Treatment
  10. Forecast
  11. Prevention
  12. Similar diseases
  13. Related clinical guidelines
  14. Basic medical services
  15. Clinics for treatment
Level 1 ONR

ICD-10 codes

Description

 Общее недоразвитие речи 1 уровня. Крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации. Типичные признаки - резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы. Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.
Level 1 ONR

Additional facts

 ОНР 1 уровня - собирательный термин из психолого-педагогической классификации речевых нарушений. В логопедии им обозначаются тяжелые формы речевого дизонтогенеза, сопровождающиеся отсутствием у детей обиходной речи при неизмененном интеллекте и слухе. Понятие «общее недоразвитие речи» и его периодизация были введены в 1960-х г. г. педагогом и психологом Р. Е. Левиной. Первый уровень развития речи указывает на то, что у ребенка грубо нарушены все компоненты языковой системы: фонетика, фонематика, лексика, грамматика, связная речь. В отношении таких пациентов пользуется определение «безречевые дети». Степень речевого недоразвития не имеет корреляции с возрастом: ОНР 1 уровня может быть диагностировано у ребенка 3-4 лет и старше.

Symptoms

 Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Диспросодия. Замкнутость. Искажение звуков. Нарушение понимания речи. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Ротацизм. Сигматизм.

Reasons

 Этиологическими факторами чаще всего выступают различные вредные воздействия на организм ребенка в течение пренатального, интранатального и раннего постнатального периода. К ним принадлежат токсикозы беременности, гипоксия плода, резус-конфликт, родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, нейроинфекции, вызывающие недоразвитие или повреждение ЦНС (корковых речевых центров, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов). Клинические формы ОНР 1 уровня представлены следующими речевыми нарушениями:
 • Алалия. Характеризуется первичной несформированностью экспрессивной (моторная алалия) или импрессивной речи (сенсорная алалия) либо их сочетанием (сенсомоторная алалия). При любом варианте имеет место недоразвитие всех элементов языковой системы, выраженное в различной мере. Тяжелая степень алалии характеризуется безречьем, общим недоразвитием речи 1 уровня.
 • Детская афазия. Так же, как алалия, всегда приводит к ОНР, поскольку сопровождается распадом различных сторон речевой деятельности. Проявления зависят от локализации, распространенности и тяжести мозгового поражения. Механизм речевой недостаточности может быть связан с оральной апраксией (моторная афазия), слуховой агнозией (акустико-гностическая афазия), нарушением слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия) или внутреннего программирования речи (динамическая афазия).
 • Дизартрия. ОНР может диагностироваться при различных формах дизартрии (чаще - псевдобульбарной, бульбарной, корковой). Структура речевого дефекта включает ЛГНР, ФФН, расстройства просодики. Степень нарушения речевой функции расценивается как анартрия.
 • Ринолалия. Может являться причиной ОНР у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. В этом случае множественные фонетические дефекты неизбежно влекут за собой отклонения в фонематическом восприятии. Отмечается отставание в освоении лексики, неточность употребления слов, ошибки в грамматическом построении речи. При несформированности всех подсистем языка диагностируется низкая степень развития речи.
 При отсутствии первичных речевых дефектов ОНР 1 уровня может быть связано с неблагоприятными условиями воспитания и обучения ребенка: госпитализмом, педагогической запущенностью, проживанием с глухонемыми родителями, социальной изоляцией (дети-Маугли) и другими формами депривации, имеющими место сензитивные периоды речевого онтогенеза. Речевая недостаточность в этих случаях может быть объяснена нехваткой эмоционального и вербального общения, дефицитом сенсорных стимулов, неблагополучной речевой средой, окружающей ребенка.

Pathogenesis

 ОНР рассматривается как системное нарушение, затрагивающее все языковые подсистемы: фонетико-фонематическую, лексическую, грамматическую, семантическую. Дети с первым уровнем речевого развития отстают от возрастной нормы по целому спектру качественных и количественных показателей. У них нарушен общий ход речевого развития, сроки и последовательность освоения речевых навыков. Некоторые исследователи сравнивают общее речевое недоразвитие с «языковым инфантилизмом».
 Механизм формирования ОНР находится в тесной связи со структурой первичного дефекта и его непосредственными причинами. Так, при нарушениях церебрально-органического происхождения (афазия, алалия) может отмечаться грубое расстройство активной речи или ее понимания, тотально искажаются процессы речепорождения и речевосприятия. При анатомических пороках или иннервационной недостаточности периферического речевого аппарата (ринолалия, дизартрия) на фоне неточного звукопроизношения распадается слоговой состав слова, лексико-грамматическая организация речевого высказывания.

Possible complications

 Отсроченные последствия ОНР 1 уровня выражаются трудностями обучения, нарушениями коммуникации и психического развития. Безречевые дети не в состоянии освоить программу массовой школы, поэтому направляются для обучения в специальные образовательные учреждения V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. Взаимодействие и общение со сверстниками затруднено. Неудачи в межличностных отношениях формируют замкнутость, низкую самооценку, расстройства поведения. При отсутствии коррекции на фоне ОНР вторично формируется задержка психического развития или интеллектуальная недостаточность.

Diagnostics

 На первичной консультации логопед знакомится с ребенком и родителями, устанавливает контакт, изучает медицинские заключения (детского невролога, педиатра). После получения необходимых сведений специалист переходит к обследованию речевого статуса ребенка. Логопедическое обследование состоит из двух этапов:
 • Ориентировочный этап. В ходе беседы со взрослыми выясняются подробности течения дородового периода, родов и раннего физического развития ребенка. Внимание акцентируется на особенностях речевого онтогенеза: от предречевых реакций до появления первых слов. Оценивается контактность ребенка, его речевая активность. При осмотре обращается внимание на состояние артикуляционной моторики.
 • Обследование компонентов языка. Последовательно выясняется степень сформированности связной речи, грамматических навыков, словарного запаса, фонематических процессов, звукопроизношения. При 1-ом уровне ОНР имеет место резкое недоразвитие всех звеньев языковой системы, следствием чего является отсутствие у ребенка общеупотребительной речи.
 При формулировке заключения указывается уровень речевого развития и клиническая форма речевой патологии (например, ОНР 1 уровня у ребенка с моторной алалией). Низкий уровень сформированности речи следует отличать от других форм безречья: ЗРР, аутизма, олигофрении, мутизма, отсутствия речи по причине тугоухости. При психических расстройствах и нарушениях слуха системное недоразвитие речи является вторичным по отношению к первичному дефекту.

Treatment

 Самостоятельная компенсация грубого речевого недоразвития невозможна. Дошкольники с 1-ым уровнем ОНР должны посещать логопедическую группу детсада, куда они зачисляются на 3-4 года обучения. Занятия проводятся в индивидуальном формате или с подгруппами из 2-3 человек. Цель коррекционного процесса - переход на следующую, более высокую ступень речевого развития. Работа строится поэтапно по следующим направлениям:
 • Овладение пониманием речи. Задача решается в игровой форме. Ребенка учат находить игрушки по просьбе взрослого, показывать части тела, отгадывать предметы по описанию, выполнять одноступенчатую инструкцию. Одновременно расширяется пассивный и активный словарь, усваиваются простые односложные и двусложные слова. На этой основе затем начинается работа над простой двусоставной фразой и диалогом.
 • Активизация речевой деятельности. Содержание работы в рамках данного направления предусматривает развитие звукоподражания (голосам животных, звучанию музыкальных инструментов, звукам природы ). Стимулируется и поощряется самостоятельная речевая активность. В речь вводятся указательные местоимениями («вот», «тут», «это»), глаголы в повелительном наклонении («дай», «иди»), обращение к родственникам.
 • Развитие неречевых функций. Продуктивная речевая деятельность невозможна без достаточного развития памяти, внимания, мышления. Поэтому большое внимание на логопедических занятиях по коррекции ОНР уделяется развитию психических процессов. Используются дидактические игры «Что здесь лишнее», «Чего не стало», «Сделай по образцу», «Узнай предмет по звучанию», отгадывание загадок с опорой на картинки и тд.
 На данном этапе не уделяется внимание чистоте звукопроизношения, однако необходимо следить за правильным грамматическим оформлением речи ребенка. При переходе на 2-ой уровень у детей повышается речевая активность, появляется простая фраза, активизируются познавательные и мыслительные процессы.

Forecast

 Прогноз ОНР 1 уровня зависит от множества факторов: формы первичной речевой патологии, возраста ребенка на момент начала коррекции, регулярности занятий. В целом компенсаторные возможности у таких детей сохранны, поэтому при рано начатой и последовательно осуществляемой коррекционной работе во многих случаях к началу школьного обучения удается приблизить речь к возрастной норме и даже полностью преодолеть речевое недоразвитие.

Prevention

 Профилактика тяжелых речевых нарушений включает охрану здоровья ребенка в антенатальном периоде и после рождения. Для своевременного распознавания речевых патологий и определения соответствия речевого развития возрасту рекомендуется показать ребенка логопеду в 2,5-3 года.

Similar diseases

Related clinical guidelines

Basic medical services (according to which clinics are selected)

    • Medical consultations

    • Specialist psychologists
    • Psychiatric consultation
    • Consultation with a therapist
    • Consultation of an anesthesiologist-resuscitator
    • Consultation of a neurologist
    • Analyzes

    • Urine tests
    • Uric acid of the blood
    • Total blood protein
    • Determination of electrolytes
    • Blood glucose
    • Diagnostics

    • Ultrasound of arterial vessels
    • Research using load tests
    • MRI of the brain
    • MRI of intracranial arteries
    • Echoencephalography (ECHO-EG)
    • CT scan of the brain
    • CT of brain vessels
    • Non-surgical treatment

    • Membrane plasmapheresis

Clinics with the best prices (of 18 selected medical services)

 Filters:
X
X
X
Price
 
 
Total: 1568 in 87 cities
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (M. Ростокино) +7(495..show+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
rating: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..show+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
rating: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (M. Озерки) +7(812..show+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
rating: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (M. Университет) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (M. Сходненская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (M. Каширская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (M. Площадь Ильича) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (M. Измайловская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (M. Речной Вокзал) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.