By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Motor alalia

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
No drugs found
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Symptoms
  5. Reasons
  6. Pathogenesis
  7. Classification
  8. Possible complications
  9. Diagnostics
  10. Treatment
  11. Forecast
  12. Prevention
  13. Similar diseases
  14. Related clinical guidelines
  15. Basic medical services
  16. Clinics for treatment
Motor alalia

ICD-10 codes

Description

 Моторная алалия. Первичная несформированность экспрессивной речи, вызванная поражением мозговых центров во внутриутробном или доречевом периоде. Характеризуется отсутствием или дефицитарностью устного высказывания. Из неречевых симптомов типичны неразвитость моторики, заторможенность (реже - гиперактивность), нарушения ВПФ. Интеллект, физический слух, строение периферических речевых органов и понимание речи не нарушены. Обследование включает сбор анамнеза, исследование праксиса и артикуляционной моторики, речевого статуса. Логопедическая коррекция ведется поэтапно: запуск речи, наращивание словаря, формирование связного высказывания и грамматики, усовершенствование звуко-слоговой структуры.
Motor alalia

Additional facts

 Моторная алалия - нейропсихологический синдром, при котором нарушаются процессы производства речевого высказывания. В МКБ-10 ему соответствует «расстройство экспрессивной речи». Нарушение встречается с частотой 2,7 случая на 1000 детей до 7 лет; большинство моторных алаликов составляют мальчики. Алалия может проявляться различными уровнями общего недоразвития речи: от полного отсутствия вербальной коммуникации до незначительных фонетических и грамматических погрешностей. Синдром может протекать в изолированной моторной форме, но нередко, при диффузном поражении речевых центров, возникает сенсомоторный (или мотосенсорный - в зависимости от преобладающего компонента) вариант. Учитывая полисиндромный характер алалии, ее изучение ведется в различных аспектах: с точки зрения логопедии, патопсихологии, неврологии, лингвистики.

Symptoms

 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Запинки в речи. Ламбдацизм. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Парафазия. Сигматизм.

Reasons

 Происхождение патологии связано с очаговыми экзогенно-органическими повреждениями головного мозга, а именно - моторных центров речи, расположенных в задней трети нижней лобной извилины и постцентральных отделах коры доминантного полушария. На ранних этапах онтогенеза формирующиеся мозговые структуры крайне уязвимы к различным воздействиям, поэтому их повреждение сопровождается нарушением речевых и неречевых процессов. С учетом срока влияния повреждающего фактора различают:
 • Пренатальные вредности. Это группа физических, биологических, химических, метаболических факторов, воздействующих на ЦНС плода. К ним относятся вирусные инфекции беременной, вызывающие церебральные нарушения у ребенка (краснуха, токсоплазмоз, цитомегалия и пр. ), эндокринные болезни матери (диабет), тяжелые токсикозы беременности, гипоксия плода, иммунологический конфликт по Rh-фактору. Неблагоприятно на последующем речевом развитии ребенка могут сказаться физические и психические травмы беременной, бесконтрольный прием женщиной лекарственных препаратов, курение и употребление алкоголя, воздействие радиации и пр.
 • Интранатальные причины. Действуют в течение всего периода родов. Среди них наиболее опасны внутричерепные родовые травмы и асфиксия новорожденного, приводящие к поражению центров моторной реализации речи и гибели нейронов. Мелкоточечные кровоизлияния в лобные доли могут вызывать стремительные роды, медикаментозная стимуляция, родоразрешение с помощью акушерских щипцов. Причиной кислородного голодания плода в родах чаще всего становится преждевременное излитие вод, обвитие пуповиной, кесарево сечение.
 • Ранние постнатальные патологии. В их числе - перенесенные в возрасте до одного года ЧМТ, менингиты и энцефалиты, опухоли с локализацией в зоне Брока, соматические заболевания (рахит, гипотрофия), частые инфекционные заболевания, вызывающие истощение ЦНС. Свою лепту в этиологию алалии вносят социально-психологические условия, в которых находится ребенок: недостаток вербального общения, эмоциональная депривация, госпитализм.
 Тяжесть алалии напрямую коррелирует со временем повреждения головного мозга: наиболее грубые речевые нарушения возникают при влиянии вредоносных факторов в I триместре гестации, менее выраженные и избирательные - после рождения. Роль семейного анамнеза в этиологии алалии спорна и поддерживается не всеми логопедами. В большинстве случаев при внимательном изучении истории развития ребенка можно проследить воздействие не одного, а целой группы патологических факторов.

Pathogenesis

 Понимание механизмов моторной алалии неоднозначно у различных исследователей. Все существующие теории делятся на психофизиологические, психологические и психолингвистические. Сторонники психофизиологической (сенсомоторной) концепции объясняют речевую недостаточность несформированностью моторного звена речи. Ведущим дефектом они называют нарушение двигательной программы реализации речевого высказывания - кинестетическую или кинетическую апраксию.
 Психологическая концепция первоосновой считает недоразвитие неречевых процессов: внимания, памяти, восприятия, из-за чего возникает диссоциация между отдельными этапами речевой деятельности ‒ при переходе от программирования высказывания к его моторной реализации. Наиболее обоснованной с позиций сегодняшних представлений считается психолингвистический подход и входящие в него языковые концепции. Согласно им, основу патогенеза алалии составляет неразвитость операций внутреннего планирования, выбора фонетических и лексико-грамматических средств, речевого оформления высказывания.

Classification

 Различные аспекты изучения моторной алалии, как системного нарушения речи, нашли отражение в ее классификациях. В основу клинического подхода к систематизации положен топический аспект - локализация поражения головного мозга. С учетом этого критерия выделяют два вида экспрессивной алалии:
 • Моторная афферентная. Возникает при поражении патологическим процессом постцентрального участка коры, расположенного в нижне-теменном отделе левого полушария. Эта зона отвечает за кинестетический контроль речевой программы. При ее повреждении наступает афферентная орально-артикуляторная апраксия, при которой ребенок испытывает сложности с нахождением артикуляционных поз, воспроизведением слов и фраз.
 • Моторная эфферентная. Обусловлена повреждением центра Брока - премоторных участков коры заднелобных отделов мозга. В норме здесь осуществляется контроль за переключением артикуляторных актов. При эфферентной форме возникает кинетическая апраксия, проявляющаяся трудностями выполнения серии последовательных речевых движений, искажением слогового состава слова.
 Лингвистическая классификация алалии базируется на выделении ведущего типа нарушения языковой системы - первичного или вторичного. Согласно ей, встречается четыре формы экспрессивной алалии: с ведущим расстройством по типу артикуляторной апраксии, с недоразвитием фонематической системы, с нарушением фонематического анализа и с преобладающим нарушением функции повторения.

Possible complications

 Отсутствие экспрессивной речи, ограниченность круга общения, неразвитость ВПФ резко сдерживают полноценное развитие ребенка. У некоторых алаликов выражен речевой негативизм, боязнь вступать в контакт с новыми людьми, неумение коммуницировать со сверстниками. На фоне несформированности экспрессивной речи может развиваться интеллектуальная недостаточность, носящая вторичный характер. В массовой школе дети с алалией с трудом осваивают навыки письма, на этой почве у них часто возникают различные формы дисграфии и дислексии. На выходе из моторной алалии возможно появление речевых запинок - заикания.

Diagnostics

 Обследование неговорящих детей проводится специалистами медицинского звена (педиатром, детским неврологом, детским отоларингологом) и психолого-педагогической службы (логопедом, детским психологом). Цель комплексной диагностики - разграничение алалии и иных форм безречья. Диагностическая тактика включает:
 • Медицинское обследование. При сборе анамнестических данных уточняются особенности протекания беременности и родов у матери, история раннего развития ребенка, перенесенные заболевания. Физикальный осмотр выявляет моторную апраксию, нарушение координации, асимметрию рефлексов, гипер- или гипокинезию. Уже на данном этапе могут быть определены причины алалии и намечены необходимые инструментальные исследования (ЭЭГ, УЗДС церебральных сосудов, МРТ головного мозга).
 • Логопедическая диагностика. Предполагает оценку различных сторон речи и уровня речевого развития. С целью обследования речевого статуса используются тестовые задания, позволяющие судить об объеме словаря, сформированности грамматического строя, слоговой структуры, фонетико-фонематических процессов. Обязательно исследуется артикуляционный праксис, определяется точность выполнения движений губ и языка, артикуляционных переключений.
 • Психодиагностика. В рамках этого блока осуществляется изучение эмоционально-волевой и когнитивной сферы ребенка. Диагностика строится в игровой форме, позволяющей провести активное наблюдение и оценить поведение ребенка в различных ситуациях. Обычно у детей-алаликов выявляются черты психического инфантилизма.
 Сделать вывод о наличии у неговорящего ребенка моторной алалии можно только в процессе динамического наблюдения, при исключении других форм психоречевого дизонтогенеза. Алалию дифференцируют с отсутствием речи при олигофрении, ЗРР, аутизме, детской афазии, анартрии, псевдоалалическом синдроме, глухонемоте, мутизме.

Treatment

 Лечебно-коррекционный процесс носит разностороннюю направленность. Медицинский аспект включает проведение курсов фармакотерапии, физиопроцедур, направленных на компенсацию мозговых нарушений. Психологическая помощь заключается в коррекция нарушенных ВПФ, эмоциональной и поведенческой сферы. Оптимально, чтобы педагогическая работа была начата в раннем возрасте (до 3-4-х лет), проводилась систематически и поэтапно в условиях специализированного ДОУ. Содержание логопедического воздействия включает:
 • Стимулирование речевой активности. Основные задачи начального периода - развитие мотивационного компонента, вызов речевых реакций на основе подражания, обогащение словарного запаса. Одновременно ведется работа над навыками ведения диалога. Эти задачи решаются с помощью различных игровых ситуаций. Важно поощрять любую речевую активность ребенка.
 • Формирование фразовой речи. На фоне наращивания словаря и развития диалоговой формы общения возникают предпосылки для появления простого предложения. Постепенно структура фразы усложняется, проводится работа над слоговым составом слова, преодолением речевых аграмматизмов. В качестве упражнений используются приемы отраженного повторения, заучивание двустиший, составление предложений по картинкам, отгадывание загадок.
 • Развитие связной речи. На следующем этапе переходят к формированию монологической речи, развитию навыков внутреннего программирования и формулирования высказывания. Ребенка учат пересказу, составлению текстов по серии картинок, сочинению рассказов на заданную тему. Большое внимание уделяется уточнению грамматических структур, развитию коммуникативных умений.
 • Коррекция фонетико. Фонематических нарушений. Проводится по традиционным логопедическим методикам. При моторной алалии обязательным является уточнение произношения всех фонем, включая гласные и звуки раннего онтогенеза. В процессе работы требуется постоянная фиксация внимания ребенка на положении органов артикуляции и кинестетических ощущениях, более длительная и тщательная автоматизация и дифференциация звуков.

Forecast

 Эффективность преодоления моторной алалии зависит от сроков начала занятий, их регулярности, профессиональных компетенций логопеда. В случае учета всех аспектов коррекционной работы и раннего комплексного воздействия прогноз для речевого и психического развития благоприятный: дети догоняют сверстников, могут успешно обучаться в обычной школе. При поздней диагностике синдрома и развитии вторичной умственной отсталости полной компенсации достичь не удается.

Prevention

 Профилактика речевой недостаточности включает предупреждение вредных воздействий на развивающийся плод, родовых травм и ранних постнатальных повреждений головного мозга. Успешность коррекции любых речевых недостатков во многом зависит от атмосферы в семье, родительской настойчивости в достижении положительных результатов.

Similar diseases

Related clinical guidelines

Basic medical services (according to which clinics are selected)

    • Medical consultations

    • Specialist psychologists
    • Psychiatric consultation
    • Consultation with a therapist
    • Consultation of an anesthesiologist-resuscitator
    • Consultation of a neurologist
    • Analyzes

    • Urine tests
    • Uric acid of the blood
    • Total blood protein
    • Determination of electrolytes
    • Blood glucose
    • Diagnostics

    • Ultrasound of arterial vessels
    • Research using load tests
    • MRI of the brain
    • MRI of intracranial arteries
    • Echoencephalography (ECHO-EG)
    • CT scan of the brain
    • CT of brain vessels
    • Non-surgical treatment

    • Membrane plasmapheresis

Clinics with the best prices (of 18 selected medical services)

 Filters:
X
X
X
Price
 
 
Total: 1568 in 87 cities
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (M. Ростокино) +7(495..show+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
rating: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..show+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
rating: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (M. Озерки) +7(812..show+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
rating: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (M. Университет) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (M. Сходненская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (M. Каширская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (M. Площадь Ильича) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (M. Измайловская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (M. Речной Вокзал) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.