By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Cluttering

AddAnalogsCompare
Found 6Found 6 treatment in 0 selected books (authors) More... hide
stat.: 6 prep.
 
 
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Reasons
  5. Pathogenesis
  6. Classification
  7. Symptoms
  8. Possible complications
  9. Diagnostics
  10. Treatment
  11. Forecast
  12. Prevention
  13. Similar diseases
  14. Related clinical guidelines
  15. Basic medical services
  16. Clinics for treatment
Cluttering

ICD-10 codes

Description

 Клаттеринг. Дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера. Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неправильной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания, некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных методик. Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи, развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.
Cluttering

Additional facts

 Клаттеринг (в переводе с англ. - загромождение, засорение) - коммуникативная проблема, характеризующаяся ускоренной, дизаритмичной, неплавной речью. Наряду с брадилалией, тахилалией и заиканием относится к расстройствам темпо-ритмической стороны речи. Клаттеринг-синдром чаще встречается у лиц мужского пола. Обычно выявляется в возрасте 7-8 лет. В зарубежной логопедии активно изучается со второй половины прошлого столетия, что привело к созданию в 2007 г. Международной Ассоциации по клаттерингу, членами которой стали 18 государств. В российской логопедической науке клаттеринг не выделяется в самостоятельное речевое нарушение. В клинико-педагогической классификации ему ближе всего соответствует термин «полтерн», или «спотыкание». Между тем, некоторые отечественные специалисты рассматривают клаттеринг в рамках неврозоподобного заикания.

Reasons

 Профессор Д. Вейс, выпустивший первое учебное пособие по данной проблеме в 1964 г. , выделил первичные (чистые) и вторичные формы речевого расстройства. К «чистым» формам он отнес генетически обусловленные случаи клаттеринга, описав аутосомно-доминантное наследование патологии у некоторых поколений одной семьи. Не исключается, что в ряде случаев имеют место спонтанные мутации, возникающие «де ново». Кроме этого, клаттеринг является одним из специфических признаков синдрома ломкой Х-хромосомы - сцепленного с полом наследственного заболевания, характеризующегося также умственной отсталостью, аутистическим поведением, гиперкинезами. При первичных формах клаттеринга речевые особенности заметны с детского возраста.
 Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать различным неврологическим расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу, хорее, болезни Паркинсона, олигофрении и пр. В этих случаях речь идет о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее нормальной речью на фоне основной патологии. В целом же, этиология данной речевой проблемы изучена недостаточно, является предметом научных дискуссий и дальнейших исследований.

Pathogenesis

 В понимании механизма речевого дефекта также много «белых пятен». Считается, что клаттеринг служит частью общей дезорганизации психомоторного развития - двигательной активности, поведенческой сферы, речевой коммуникации. Это свидетельствует о нарушении деятельности стриопаллидарной системы и регулирующего влияния корковых отделов ЦНС. В результате дисфункции мозговых структур ослабляется организация и произвольный контроль общей моторики, психических функций и речи. Структуру речевого дефекта составляют расстройство плавности речевого потока, нарушение планирования устного сообщения и его темпо-ритмических характеристик. По всей видимости, патогенез клаттеринга имеет много общих черт с заиканием, часто сочетается с последним.

Classification

 Универсальная классификация клаттеринга отсутствует, что объясняется малоизученностью проблемы. Описанные в литературе варианты систематизации нарушения отражают внутреннюю неоднородность группы пациентов с данной логопатологией. С учетом преимущественно нарушенного звена речи выделяют 2 типа клаттеринга:
 • Моторный. Характеризуется ускоренным темпом речи и артикуляционными нарушениями, приводящими к многочисленным метатезам, элизиям слогов или звуков. В раннем возрасте у детей отмечается ЗРР, в школьные годы - трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия).
 • Сенсорный. Прежде всего, страдает плавность речи, что обусловлено сниженным слуховым контролем и трудностью подбора нужных слов. Типично растягивание гласных, прерывание речи различными восклицаниями, отражающими сложности формулировки мысли.
 В зависимости от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено делить на три группы: пациенты с «чистым» клаттерингом, с сочетанием заикания и некоторых признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.

Symptoms

 У детей с данным речевым нарушением отмечаются своеобразия устной речи, психических процессов, моторики. Ключевой признак - ускоренная прерывистая речь с постоянными повторами звуков, слов, словосочетаний. Речь изобилует словами-эмболами, непреднамеренными паузами. Часто выявляются нарушения артикуляции, сопровождаемые искажением и элизией звуков, ошибочным воспроизведением слов со сложной слоговой структурой, недоговариванием окончаний. Нарушена последовательность и логика изложения мыслей; каждая новая фраза произносится в отрыве от предыдущей. Высказывание начинается громко, но к концу переходит в тихое бормотанье. В целом речь бессвязная, невнятная, «замусоренная». Создается впечатление, что стремительный поток мыслей говорящего опережает экспрессивное высказывание.
 В школе дети с трудом овладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфическим расстройствам учебных навыков. Они имеют неряшливый, трудноразборчивый почерк, делают многочисленные ошибки и описки в словах, не дописывают буквы, сбивчиво и бессвязно излагают мысли. Такая особенность получила название «дезинтегрированное письмо». При чтении вслух часть слов пропускается или искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к воспроизведению простейшего ритма.
 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Запинки в речи. Невнятность речи. Судороги. Судороги в ногах. Эмболофразия.

Possible complications

 Прежде всего, клаттеринг - это коммуникативное нарушение, поэтому при нем, главным образом, страдает функция общения. Человек, бессвязно и невнятно излагающий свои мысли, не реагирующий на замечания, не может восприниматься окружающими, как интересный и приятный собеседник. Ребенок с клаттерингом рискует столкнуться с непониманием и стать изгоем в своей социальной группе. Нередко такие дети проявляют девиантное поведение. Речевой дефект значительно сужает круг профессиональной реализации таких пациентов, исключая из него публичные сферы деятельности, а также специальности, связанные с вербальным общением, обслуживанием, обучением. Школьная неуспеваемость еще более ограничивает перспективы развития и обрекает на «неуспешность» во взрослой жизни. Особенно сложными и трудно корригируемыми является случаи клаттеринга, осложненного заиканием.

Diagnostics

 В настоящее время отсутствуют общепринятые критерии диагностики клаттеринга, их разработка и обсуждение ведется логотерапевтами всего мира. Определенные сложности связаны еще и с тем, что данная речевая патология часто путается с заиканием, что затрудняет своевременное начало необходимой коррекционной работы. Диагностический алгоритм складывается из следующих основных этапов:
 • Консультация логопеда. Выясняются особенности пренатального и раннего развития ребенка, возраст появления запинок в речи, наличие сходных дефектов у членов семьи. Уточняются сопутствующие заболевания, запрашиваются заключения педиатра, психолога, детского невролога, результаты медицинских обследований (ЭЭГ, МРТ головного мозга и пр.
 • Исследование речи. Производится оценка темпо-ритмического контура речи, особенностей голоса, звукопроизношения, слоговой структуры, сформированности грамматических категорий и связного высказывания, состояния слухоречевой памяти. У школьников изучаются навыки чтения, анализируются письменные работы. При клаттеринге, в отличие от заикания, отсутствуют речевые судороги, логофобия, речевые и двигательные уловки.
 • Изучение психических особенностей. С помощью тестирования, наблюдения и экспериментальных методик оцениваются психомоторные функции, личностные особенности, познавательное развитие. Обращается внимание на критичность ребенка к собственному поведению и речи. На основе полученных данных исключается интеллектуальная недостаточность, СДВГ.
 В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания используется методика Дали. Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 категории: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, проблемы почерка и координации движений. Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой категории, тем больше вероятность наличия «чистой» формы клаттеринга.

Treatment

 Речевые и психологические особенности лиц с рассматриваемой логопатологией диктуют необходимость выстраивания специальной коррекционной работы. В первую очередь, она должна быть направлена на контроль темпо-ритмической организации речи, формирование правильной последовательности высказывания, развитие психических функций. Наработка и обобщение практического опыта по коррекции клаттеринга продолжается. Основными направлениями логопедической работы служат:
 • Нормализация темпа речи. На занятиях используется замедленная плавная речь. Вслед за логопедом (отраженное повторение) или вместе с ним (сопряженное повторение) дети учатся произносить слова и фразы неторопливо, четко. Для упорядочения устной речи используется заданный ритм. Ведется работа над выразительностью, эмоциональностью высказывания. Полезно включение элементов логопедической ритмики.
 • Улучшение речевых навыков. Включает отработку умения понятно и логично излагать свои мысли. На данном этапе подключаются приемы построения рассказа по картинкам, ведения диалога, заучивания стихов, медленного чтения с пересказом, самостоятельного рассказа. Ребенка учат планировать свое высказывание, сначала формулировать суждение «про себя».
 • Совершенствование артикуляционной моторики. Имеет важное значение в контексте формирования разборчивой речи. Предполагает проведение артикуляционной гимнастики, выработку плавного речевого выдоха и звуковых переключений. При отсутствии звуков выполняется их постановка и закрепление, при искажении - коррекция произношения.

Forecast

 В педагогической литературе еще не обобщен опыт работы с клаттерерами. В целом отмечается, что речевой прогноз может быть успешным при целенаправленной, грамотно спланированной и упорной работе.

Prevention

 В отношении профилактики на данный момент возможно говорить лишь о предупреждении вторичного клаттеринг-синдрома: исключении нейроинфекций и других органических повреждений мозга. Для минимизации неблагоприятных коммуникативных последствий необходимо раннее выявление нарушения и начало коррекции. Изучение вопросов этиологии и механизмов, выработка критериев диагностики и методов логотерапии клаттеринга продолжается.

Similar diseases

Related clinical guidelines

Basic medical services (according to which clinics are selected)

    • Medical consultations

    • Specialist psychologists
    • Psychiatric consultation
    • Consultation with a therapist
    • Consultation of an anesthesiologist-resuscitator
    • Consultation of a neurologist
    • Analyzes

    • Urine tests
    • Uric acid of the blood
    • Total blood protein
    • Determination of electrolytes
    • Blood glucose
    • Diagnostics

    • Ultrasound of arterial vessels
    • Research using load tests
    • MRI of the brain
    • MRI of intracranial arteries
    • Echoencephalography (ECHO-EG)
    • CT scan of the brain
    • CT of brain vessels
    • Non-surgical treatment

    • Membrane plasmapheresis

Clinics with the best prices (of 18 selected medical services)

 Filters:
X
X
X
Price
 
 
Total: 1568 in 87 cities
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (M. Ростокино) +7(495..show+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
rating: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..show+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
rating: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (M. Озерки) +7(812..show+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
rating: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (M. Университет) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (M. Сходненская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (M. Каширская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (M. Площадь Ильича) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (M. Измайловская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (M. Речной Вокзал) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.