By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

School immaturity

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
No drugs found
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Symptoms
  5. Reasons
  6. Pathogenesis
  7. Classification
  8. Possible complications
  9. Diagnostics
  10. Treatment
  11. Forecast
  12. Prevention
  13. Similar diseases
  14. Related clinical guidelines
  15. Basic medical services
  16. Clinics for treatment
School immaturity

ICD-10 codes

Description

 Школьная незрелость. Несоответствие уровня развития определенных мозговых структур, психических функций требованиям школьного обучения. Проявляется несформированностью зрительно-моторной координации, мелко-моторных движений, логического мышления, недостаточной произвольностью поведения и когнитивных процессов, социальной незрелостью, ориентацией на игровую деятельность. Диагностика проводится клиническими, психодиагностическими, нейропсихологическими методами. Лечение основано на коррекционных мероприятиях, дополняется медикаментозной терапией.
School immaturity

Additional facts

 Школьная незрелость определяется как недостаточная сформированность одного либо нескольких компонентов психологической подготовленности к школе. Ошибочно ассоциировать данное состояние с общим отставанием развития либо интеллектуальной недостаточностью. Психологическая готовность учиться включает в себя определенный уровень развития мыслительных функций, познавательного интереса, способности к произвольной регуляции собственных действий, понимания и принятия позиции школьника. Школьную незрелость называют низкой, недостаточной функциональной готовностью к школе. По различным данным, распространенность феномена среди первоклассников составляет 10-12%.

Symptoms

 Ассоциированные симптомы: Импульсивность.

Reasons

 Психологическая неготовность к процессу обучения формируется на основе биологических и социальных факторов. Часто физиологически медленное созревание центральной нервной системы сочетается с неблагоприятными условиями среды. К причинам школьной незрелости относятся:
 • Пренатальные и натальные осложнения. Тяжелый токсикоз, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, интоксикации, травмы в период беременности и родов негативно сказываются на последующем развитии ребенка. Минимальная мозговая дисфункция проявляется в кризисный период - при поступлении в школу.
 • Соматические заболевания. Длительные, хронически протекающие и тяжелые острые патологии замедляют процессы психического и физического развития. Соматически ослабленные дети испытывают трудности в усвоении новой информации, хуже адаптируются к изменениям окружающей среды.
 • Педагогическая запущенность. Недостаточная функциональная готовность к обучению может являться результатом неблагоприятных материально-бытовых условий, асоциального образа жизни родителей, гипоопеки, неэффективной педагогической тактики. Отсутствие внешних стимулов к развитию замедляет созревание нервной системы.

Pathogenesis

 В основе психологической неготовности к школе лежит недостаточная зрелость структур мозга. Как правило, функционально недоразвитыми являются лобные, теменные, височные области. Клинически это проявляется нарушением функций программирования и контроля деятельности, слухоречевого, пространственного восприятия, нестабильностью базовых эмоций. Незрелость нервной системы может быть вызвана биологическими и средовыми влияниями. Наиболее уязвимым является переходный период от дошкольника к школьнику. Данный возрастной этап сенситивен к развитию высших функций психики, формированию социальных навыков, сочетается с повышенной стрессовой нагрузкой - поступлением в школу. С течением времени выраженность клинической картины уменьшается: ребенок постепенно адаптируется к учебному процессу, правилам поведения, параллельно происходит дозревание функциональных механизмов ЦНС.

Classification

 Школьная незрелость состоит из ряда компонентов, согласно которым производится классификация. В зависимости от преобладающих клинических проявлений выделяют четыре ее типа:
 • Социально. Психологическая. Отличается низкой потребностью в общении, неумением сотрудничать, подчиняться нормам, правилам. Ребенок испытывает трудности установления контактов с учителями, сверстниками.
 • Интеллектуальная. Отсутствуют начальные навыки, необходимые для учебной деятельности: ребенок не умеет держать карандаш, не ориентируется на пространстве листа, не концентрирует внимание на информации от учителя. Недостаточно развито наглядно-образное мышление, воображение, память, мелко-моторные движения.
 • Личностная. Не сформировано положительное отношение к ученической деятельности, школе, учителям. Отсутствует восприятия себя как ученика. Ребенку трудно управлять своим поведением и эмоциями в соответствии с нормами, правилами школы.
 • Мотивационная. Ребенок ориентирован на игру, учебные мотивы отсутствуют. Не развита способность ограничивать желания, преодолевать трудности. Нет понимания важности, необходимости учения.

Possible complications

 Школьная незрелость без специальной коррекции формирует учебную неуспеваемость. С одной стороны, этому способствует недостаточно развитая мелкая моторика, несформированный фонематический слух, отвлекаемость внимания, с другой - конфликты со сверстниками, учителями, нежелание следовать режиму учебного заведения. Эмоционально-поведенческая незрелость закрепляется через отношения с педагогами и сверстниками. Формируется позиция «двоечника», «прогульщика», «изгоя». К подростковому возрасту закрепляются черты демонстративного, возбудимого, неустойчивого типов характера. Формируется девиантное поведение, нарастает социальная дезадаптация - подростки употребляют алкоголь, наркотики, совершают преступные действия.

Diagnostics

 Диагностика школьной незрелости проводится клиническим психологом, нейропсихологом, врачом-психиатром. В случае неврологических и иных соматических заболеваний рекомендуется осмотр невролога, педиатра. Специфическое обследование включает ряд процедур:
 • Клиническую беседу. Врач-психиатр проводит опрос жалоб родителя, собирает анамнез, выписки заключений узких специалистов (невролога, отоларинголога, окулиста). Беседуя с ребенком, оценивает уровень интеллектуального, эмоционально-личностного развития, социальную компетентность.
 • Психодиагностику. Психологи используют комплексные тесты и диагностические программы, ориентированные на выявление различных компонентов школьной незрелости. Распространены следующие методики: «Экспресс-диагностика готовности к школьному обучению» («Генезис»), «Тест школьной зрелости Керна-Йирасека», «Способность к обучению в школе» (Г. Витцлак).
 • Нейропсиходиагностику. Обследование выявляет первопричины проблемы - незрелость отдельных мозговых центров. Применяются нейропсихологические пробы различной направленности - на оценку пространственного гнозиса, праксиса, слухоречевого восприятия и других функций.
 Важна дифференциальная диагностика с отставанием интеллектуального развития при умственной отсталости, деменциях, органических поражениях головного мозга, специфических расстройствах поведения. Основной признак психофизиологической неготовности - поведение и эмоции адекватны более раннему периоду развития (не патологические), недостаточность когнитивных функций легкая, поддается коррекции.

Treatment

 Основная задача терапии - скорректировать отставание интеллектуального, эмоционального, мотивационного, поведенческого, волевого, двигательного развития. Лечение включает:
 • Психолого. Педагогическую коррекцию. В образовательном учреждении создаются специальные условия, способствующие «дозреванию» школьника. Они оформляются как занятия со школьным психологом, логопедом, дополнительные занятия с классным учителем.
 • Поведенческие тренинги. При доминирующем отставании социальной, мотивационной, личностной незрелости детям рекомендуется посещение групповых занятий с психотерапевтом. В форме игры, увлекательных упражнений происходит отработка навыков сотрудничества, коммуникации, «примерка» роли школьника.
 • Нейропсихологическую коррекцию. Специалист составляет индивидуальную программу с учетом результатов обследования. Занятия нацелены на развитие, стимуляцию дозревания определенных отделов мозга.
 • Прием медикаментов. Вопрос о необходимости применения лекарственных средств решается индивидуально с психиатром, неврологом. Назначаются ноотропы, аминокислоты, транквилизаторы.

Forecast

 Адекватная коррекционная программа, индивидуальный подход педагогов помогают устранить школьную незрелость в течение 1-2 лет. Прогноз наиболее благоприятный при отсутствии сопутствующих заболеваний.

Prevention

 Профилактика основана на поддержании здоровья женщины в период беременности и ребенка в первые годы жизни, создании оптимальных условий для его умственного и физического развития. Важна демонстрация родителями положительного отношения к школе. Поступление в первый класс должно быть долгожданным, радостным событием, будущую позицию ребенка-школьника необходимо рассматривать как возможность получить новые знания, завести друзей.

Similar diseases

Related clinical guidelines

Basic medical services (according to which clinics are selected)

    • Medical consultations

    • Specialist psychologists
    • Psychiatric consultation
    • Consultation with a therapist
    • Consultation of an anesthesiologist-resuscitator
    • Consultation of a neurologist
    • Analyzes

    • Urine tests
    • Uric acid of the blood
    • Total blood protein
    • Determination of electrolytes
    • Blood glucose
    • Diagnostics

    • Ultrasound of arterial vessels
    • Research using load tests
    • MRI of the brain
    • MRI of intracranial arteries
    • Echoencephalography (ECHO-EG)
    • CT scan of the brain
    • CT of brain vessels
    • Non-surgical treatment

    • Membrane plasmapheresis

Clinics with the best prices (of 18 selected medical services)

 Filters:
X
X
X
Price
 
 
Total: 1568 in 87 cities
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (M. Ростокино) +7(495..show+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
rating: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..show+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
rating: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (M. Озерки) +7(812..show+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
rating: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (M. Университет) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (M. Сходненская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (M. Каширская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (M. Площадь Ильича) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (M. Измайловская) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (M. Речной Вокзал) +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..show+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
rating: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.