Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Расстройства внимания

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Фарм. гр. Вещество Препараты
Атомоксетин |
Винкамин
Гопантеновая кислота |
Идебенон | | | |
Пирацетам
Фонтурацетам | |
Холина альфосцерат |
Пирацетам + Циннаризин |
Циннаризин
Пентоксифиллин | |
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Патогенез
  6. Классификация
  7. Клиническая картина
  8. Возможные осложнения
  9. Диагностика
  10. Лечение
  11. Список литературы
  12. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Attention disorders, снижение концентрации внимания, рассеянность внимания, дефицит внимания, синдром дефицита внимания, концентрация затруднена, внимание сниженное, decreased concentration of attention, distraction of attention, attention deficit, attention deficit disorder, concentration is difficult, attention reduced.
Расстройства внимания

МКБ-10 коды

Описание

 Расстройства внимания. Это патопсихологические симптомы нарушения ориентации и избирательности умственной деятельности. Ограничение внимания выражается в неспособности воспринимать информацию из разных источников, в нестабильности внимания - в снижении концентрации, в повышенной отклоняющей способности для стимулов, в недостаточной переключаемости - в трудностях произвольного движения концентрации от объекта (Явление) другому. Диагноз ставится путем разговора, наблюдения и специальных патопсихологических тестов. Во время лечения используются медикаменты, психокоррекция и физиотерапия.
Расстройства внимания

Дополнительные факты

 Внимание обеспечивает активность и направленность всей познавательной деятельности. Его расстройства часто становятся основанием для ухудшения других психических функций - мнемонических, психических, волевых. Ослабление внимания сопровождается ухудшением всех видов деятельности, ориентации и адаптации к окружающей среде. Трудно определить точные эпидемиологические показатели расстройств внимания, поскольку у каждого человека с переутомлением, соматическими заболеваниями возникают легкие временные симптомы. Умеренные и относительно стойкие проявления диагностируются у детей дошкольного возраста, детей младшего школьного возраста (3-10%), а также у пожилых людей в связи с естественными инволютивными изменениями и возрастными заболеваниями центральной нервной системы (12-17%).

Причины

 На продуктивность функций целевого внимания влияют внешние и внутренние факторы: образ жизни, состояние здоровья, склонность к различным заболеваниям, общая приспособляемость организма, переживание стрессовых ситуаций и психологическая травма. Наиболее распространенными причинами нарушений внимания являются:
 • Психопатологические синдромы. Снижение сфокусированного внимания является частью структуры психических расстройств. Повышенная отвлекаемость определяется манией и СДВГ, спутанность сознания - депрессией, бредом, галлюцинациями. Деменция и бред сопровождаются грубыми патологиями внимания.
 • Органические поражения центральной нервной системы. Внимание ослабляют функциональные нарушения неспецифических подкорковых структур, специфических корковых отделов и диффузных патологических процессов в головном мозге. Причиной расстройства могут быть травмы головы, нейроинфекция, опухоли головного мозга, дегенеративные заболевания центральной нервной системы, пренатальные и натальные поражения, эпилепсия.
 Процессы смягчения изменяются при воздействии неблагоприятных внешних факторов - длительных эмоциональных, психических и физических нагрузок, травмирующих ситуаций. Снижение активности внимания определяется у студентов во время занятий, у молодых мам после родов, у спортсменов в период интенсивной подготовки к соревнованиям.
 • Соматические заболевания. Патологии органов и внутренних систем, инфекции, интоксикации часто вызывают развитие астенического синдрома. Это состояние характеризуется повышенной утомляемостью, плохой работоспособностью, снижением внимания, памяти и других когнитивных функций.

Патогенез

 Нарушения внимания модально неспецифичны, когда нарушаются все типы и уровни внимания, и модально специфичны, проявляясь в одной области - зрительной, слуховой, двигательной или тактильной. При неспецифических модальных симптомах возможны три варианта патогенеза. Первый - это приступ или дисфункция области продолговатого мозга и среднего мозга. Одновременно образуются быстрое истощение, недостаток объема и концентрации внимания. Следующий вариант - нарушение диэнцефальных структур и лимбической системы. Симптомы более выражены, концентрация и концентрация нестабильны.
 Третий механизм - поражение медиально-базальных отделов лобной и височной зон. Функции произвольного внимания снижаются, непроизвольно становятся патологически улучшенными (легкое отвлечение). Люди с особыми расстройствами испытывают трудности с распознаванием стимулов модальности двойной презентации (два визуальных изображения, два звука, два прикосновения). Визуальная, слуховая, чувствительная или двигательная невнимательность основана на неисправности соответствующих мозговых систем коркового анализатора, реже патологическое подкорковое функционирование патологически изменяется.

Классификация

 Примечание - сознательный отбор одних объектов (явлений) и одновременное отвлечение внимания от других менее значимы. Согласно этому определению, функции подавления классифицируются как активные, которые реализуются произвольно и пассивно не из-за цели человека, а из-за внешних свойств стимулов. При расстройствах активное внимание ухудшается, а непроизвольные операции уменьшаются, остаются прежними или усиливаются. Существуют следующие нарушения:
 • Снижение стабильности. Это расстройство также называют патологической диспергируемостью, а в тяжелых случаях - супер диспергируемостью (гиперметаморфозом). Это проявляется как снижение избирательности, непроизвольный переход к внешним раздражителям.
 • Увеличение истощения. В результате чрезмерной усталости все основные параметры ухудшаются при психическом стрессе. Активное и пассивное внимание ослаблено.
 Высокая концентрация определяется на одном (реже двух) объектах с полным пренебрежением к другим. Примером такого недуга являются переоцененные идеи, травматические переживания.
 • Снижение концентрации. Происходит ослабление или полная потеря способности фокусироваться на конкретных явлениях и объектах. Страдают активные формы внимания, пассивные остаются на том же уровне.
 • Повышенная инерция. Скованность внимания - это нарушение способности перемещать фокус с наблюдаемого объекта или выполнять действие. Это характерно для органических поражений головного мозга, проявляющихся персеверациями на разных уровнях психики.

Клиническая картина

 Чрезмерное истощение является наиболее распространенным расстройством внимания. Расстройство возникает при соматических заболеваниях, физических и психических нагрузках, неврологической органической дисфункции легких. Это выражается в снижении способности концентрироваться на действиях в течение длительного времени из-за повышенной усталости. Пациенты, даже после небольшого периода напряжения, устают, начинают отвлекаться, теряют интерес к основному занятию. Частыми жалобами являются чувство тяжести в голове, потребность в отдыхе, сонливость, беспокойство.
 При невротических расстройствах, органических заболеваниях головного мозга часто наблюдается снижение объема внимания. Пациенты не могут держать и намеренно манипулировать несколькими объектами (темами, идеями). Они выполняют сложные многокомпонентные действия для них; когда это выполняется, важные требования и условия часто игнорируются, а меняющиеся обстоятельства не принимаются во внимание. Пациенты выглядят растерянными, забывчивыми, во время разговора они «теряют» мысль, которую просто хотели выразить. Сознание содержит от 1 до 3-4 единиц информации (при норме 7-10 единиц).
 У детей с повреждением лобных областей коры головного мозга преобладает пассивное над активным вниманием. Клинически это явление приводит к высокой отвлекаемости, недостаточному наблюдению, нестабильности и недостаточной глубине концентрации. Пациенты не могут удерживать активное внимание на добровольных действиях, не заканчивают начатое, отвлекаясь на более интенсивные раздражители - громкий звук, свет, движение. Они невнимательно слушают вопросы, неуместно отвечают, задают вопросы, перетаскивают разговоры из основной темы в случайные ассоциации, которые для них более интересны (они говорят о жизненных ситуациях, фильмах, которые смотрят). При грубом отвлечении, характерном для маниакальных состояний, способность к концентрации полностью теряется, внимание сосредоточено на вторичных раздражителях, не останавливаясь ни на одном из них.
 У пациентов с эпилепсией и другими органическими патологиями определяется жесткость и вялость внимания. Ключевым признаком является снижение способности переключать концентрацию с действия или объекта. Пациенты медлительны в своем отношении, долго «придерживаются» темы и подробно ее описывают. Им сложно менять цели, планы. Люди считают их скучными, липкими. В высшей степени медлительность проявляется в постоянном повторении слов, фраз и действий.
 Расстройство внимания развивается при ипохондрии, депрессии, психотравме, шизофрении. Пациенты сосредоточены на определенных явлениях, другие аспекты жизни игнорируются. Вариант искажения - патологическая рефлексия, при которой пациенты теряют самоанализ, размышления о смысле жизни, взаимоотношения с людьми. Они ведут дневники, подробно описывают события и пытаются понять самих себя. Уборка и семейные отношения находятся вне зоны внимания.
 При ипохондриальном синдроме фиксация происходит в состоянии здоровья, самочувствия, боли. Внимание пациентов с депрессией сосредоточено на негативном опыте прошлого и тревожном пессимистическом ожидании будущего. Изменение внимания пациентов с шизофренией характеризуется отвлечением внимания, сосредоточив внимание на вторичных и скрытых деталях происходящего. Для других это кажется необычным, причудливым, своеобразным. Например, при общении они пересчитывают объекты на столе, считают рисование обоев, отвлекая внимание от содержания разговора.
 Ассоциированные симптомы: Галлюцинации. Рассеянность.

Возможные осложнения

 Расстройства внимания ухудшают способность пациентов выполнять сложные действия, связанные с психическим и физическим стрессом, планированием, контролем и прогнозированием. Легкие нарушения негативно сказываются на решении профессиональных задач, качестве школьников и студентов. При грубых нарушениях умение говорить, ориентироваться в пространстве теряется. Пациенты дезадаптированы на социальном и бытовом уровне, нуждаются в уходе от членов семьи. Своевременная диагностика и лечение заболеваний, которые провоцируют нарушение активности и фокусируют внимание, позволяют избежать развития грубых дефектов, улучшают адаптацию пациентов.

Диагностика

 Расстройства внимания осматривают неврологи и психиатры. Диагностические трудности связаны с неспособностью пациента переключаться, усталостью, избирательной фиксацией в некоторых аспектах исследования и игнорированием других. Отсутствие ума, забывчивость, частичная потеря коммуникативных навыков из-за нарушений внимания следует отличать от общего интеллектуального дефицита. Для этого проводится опрос и обширные патопсихологические тесты когнитивной сферы. При подозрении на неврологическое расстройство назначают неврологическое и инструментальное обследование головного мозга. Расстройства внимания рассматриваются непосредственно с использованием следующих методов:
 • Разговор и наблюдение. Психиатр уточняет жалобы, наличие психических и неврологических расстройств, стрессов и психологических травм и собирает семейный анамнез. Пациенты спрашивают снова, отвлекаются на внешние раздражители, остаются на одном аспекте темы или говорят смутно, фрагментарно, не соглашаясь на какую-либо дискуссию. Им нужна помощь в организации и руководстве.
 • Методы двойной стимуляции. Эти методы направлены на диагностику модально специфических расстройств. Его суть заключается в одновременном представлении стимулов одной и той же модальности, в оценке способности распределять и удерживать внимание. Чтобы выявить визуальное невнимание, представлены два стимула. Слуховая невнимательность определяется одновременным воздействием разных звуков на оба уха; тактильное невнимание - из-за двойного касания местоположения, но различной интенсивности / характера; моторная невнимательность - это повторение сложных движений.
 • Патопсихологические тесты. Это испытуемые со структурированным стимулирующим материалом. В соответствии с успешностью исполнения и характером ошибок, психолог определяет нарушение функции. Типичные методы:
 • Корректирующий тест. Используется для определения концентрации и постоянства внимания. Оценивает скорость тестирования, количество, характер и распределение ошибок.
 • Учетная запись Крепелина. Используется для проверки здоровья, обращая внимание. По результатам определяются работоспособность, утомляемость и инерция.
 Тест на нахождение чисел выявляет подвижность внимания, усталость, концентрацию. Учитывайте скорость и точность заданий.
 • Красные и черные таблицы. Основная цель этого метода - оценить операции переключения. Общее затраченное время указывает на темпы познавательной деятельности.
 Образец позволяет оценить концентрацию, концентрацию и истощение. Экспериментатор записывает тип ошибки, следуя инструкциям.

Лечение

 Тактика терапии определяется основным заболеванием, что привело к ухудшению внимания. В некоторых случаях возможно восстановление функции путем устранения этиологического фактора - астения, депрессия, последствия черепно-мозговых травм, приступы эпилепсии. Для большинства патологий указаны следующие виды терапевтических эффектов:
 • Лекарства. Основной группой препаратов, используемых для коррекции функций внимания, являются ноотропы. Они улучшают обменные процессы в нервных клетках, восстанавливают ориентацию и скорость нейротрансмиссии. В некоторых случаях положительный эффект наблюдается при приеме препаратов, стимулирующих нервную систему (психостимуляторы, растительные лекарственные средства). Антидепрессанты показаны при серьезных заболеваниях с ослаблением всех видов внимания.
 Занятия с психологами и учителями коррекции наиболее эффективны в детском возрасте, когда происходит формирование когнитивной сферы, а также при выздоровлении от травм головы, инсультов и нейроинфекций. Используются развивающие игры и задания, ориентированные на повышение концентрации, стабильности и распределения внимания. Дополнительно проводятся упражнения по развитию релаксации, саморегуляции напряжения и релаксации.
 В настоящее время метод электростимуляции коры головного мозга и подкорковых систем головного мозга постоянными и переменными низкочастотными токами часто используется для лечения когнитивных дисфункций. Процедуры становятся все более распространенными из-за неинвазивности и минимального риска побочных эффектов. При когнитивной дисфункции на фоне неврастенического синдрома пациентам показаны общие лечебные процедуры - массаж, бальнеотерапия, лечебная физкультура.

Список литературы

 1. Расстройства памяти, внимания и интеллекта: учебное пособие/ Малинина Е.В., Колмогорова В.В., Луговых Н.А., Забозлаева И.В. 2016.
 2. Онтогенез внимания: Текст лекций по курсу нейропсихологии детского возраста/ Пережигина Н.В. 2002.
 3. Психиатрия: учебник/ Самохвалов В.П. 2002.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.