|
Другие названия и синонимы
Paraautism.МКБ-10 коды
Описание
Это психогенная форма аутизма, возникающая у детей на основе психической депривации в ранние периоды онтогенеза. Это проявляется как нарушение коммуникативных функций - обнищание или полный отказ от общения, изоляция, уход. Происходит задержка психического и речевого развития, эмоциональная незрелость в виде эмоциональных кризисов. Формируется дефицит личной сферы - недоразвитие социальных функций, слабая волатильная деятельность. Основными методами диагностики являются клинический разговор, наблюдение, опрос родителей или опекунов. Лечение включает психокоррекционные исследования, фармакотерапию транквилизаторами, седативными средствами.
Дополнительные факты
Аутизм - это расстройство развития, характеризующееся нарушением социальных связей и коммуникативной сферы, ненормальным поведением со стереотипами. Приставка «пара-» указывает на клиническое сходство парааутизма с истинным аутизмом. Кроме того, существует разница в этиопатогенетических механизмах этих двух заболеваний. Международная классификация болезней МКБ-10 не имеет диагноза, полностью согласующегося с проявлениями психогенного параавтизма, симптомы более подробно описаны в разделе «Реактивное расстройство привязанности в детстве». Диагноз достигает пика в возрасте 5 лет, распространенность примерно одинакова между мальчиками и девочками.
Причины
Параавтические расстройства являются результатом воздействия прямых микросоциальных сред. Ведущим и наиболее изученным из них является умственная депривация - лишение ребенка стимуляции, необходимой для социального развития. Исходя из этого, выделяются пять причин развития параавтизма:
• Нарушение отношений матери и ребенка. Расстройство вызвано отсутствием эмоциональной близости между ребенком и матерью. Эта причина характерна для неблагополучных семей, в которых матери страдают алкоголизмом, наркоманией и психическими расстройствами.
• Настоящий детский дом. В ситуации серьезной социальной депривации есть сироты, брошенные дети и беспризорные дети. В больницах, детских домах и приютах студентам часто не хватает общения.
• Сенсорная депривация. Отсутствие связи основано на органических патологиях с нарушениями в работе анализаторных систем. К этой категории относятся слепота, глухота, гипокинезия при церебральном параличе.
• Когнитивная депривация. Причиной параваизма может стать длительный «информационный голод». Заболевание развивается у детей младшего возраста и детей старшего возраста, которые находятся в жестокой изоляции (содержание родителей в подвалах, закрытых комнатах), а также растут у диких животных (синдром Маугли).
• Долгосрочная угроза ситуации. Закрытость ребенка возникает как реакция психологической защиты при постоянном воздействии угрожающих жизни факторов. Примеры таких ситуаций: регулярное физическое насилие в семье, жизнь в разгар военного конфликта.
• Нарушение отношений матери и ребенка. Расстройство вызвано отсутствием эмоциональной близости между ребенком и матерью. Эта причина характерна для неблагополучных семей, в которых матери страдают алкоголизмом, наркоманией и психическими расстройствами.
• Настоящий детский дом. В ситуации серьезной социальной депривации есть сироты, брошенные дети и беспризорные дети. В больницах, детских домах и приютах студентам часто не хватает общения.
• Сенсорная депривация. Отсутствие связи основано на органических патологиях с нарушениями в работе анализаторных систем. К этой категории относятся слепота, глухота, гипокинезия при церебральном параличе.
• Когнитивная депривация. Причиной параваизма может стать длительный «информационный голод». Заболевание развивается у детей младшего возраста и детей старшего возраста, которые находятся в жестокой изоляции (содержание родителей в подвалах, закрытых комнатах), а также растут у диких животных (синдром Маугли).
• Долгосрочная угроза ситуации. Закрытость ребенка возникает как реакция психологической защиты при постоянном воздействии угрожающих жизни факторов. Примеры таких ситуаций: регулярное физическое насилие в семье, жизнь в разгар военного конфликта.
Патогенез
Основная роль в онтогенезе психики принадлежит процессу формирования и проявления социальных потребностей, преобладающих над потребностями в пище и тепле. В то же время удовлетворение физиологических потребностей устраняет негативные эмоции и служит основой для позитивного общения. Основой основной социальной активности является руководящий инстинкт, который становится необходимостью свободы, познавательной деятельности и чувственного голода - функций, которые представляют собой основу для инициирования общения. Проблемы первичной социализации на основе депривации вызывают искажение психического развития с преобладанием искажений в сфере общения.
При параавтизме имеются некоторые точки применения вредного фактора (эффекты депривации) на подкорковые структуры и третичные области коры головного мозга. Из-за блокировки сенсорных фильтров и наличия чувствительной гиперпатии аутичные поведенческие симптомы развиваются в соответствии с защитным механизмом. В результате обеднения стимуляции от воздействия окружающей среды лобная и теменная области отстают в развитии. На уровне биохимических процессов определяются чрезмерная активность серотонина, недостаток окситоцина.
При параавтизме имеются некоторые точки применения вредного фактора (эффекты депривации) на подкорковые структуры и третичные области коры головного мозга. Из-за блокировки сенсорных фильтров и наличия чувствительной гиперпатии аутичные поведенческие симптомы развиваются в соответствии с защитным механизмом. В результате обеднения стимуляции от воздействия окружающей среды лобная и теменная области отстают в развитии. На уровне биохимических процессов определяются чрезмерная активность серотонина, недостаток окситоцина.
Клиническая картина
Признаки дизонтогенеза при параустических расстройствах у детей представлены обедненными эмоциональными реакциями на взрослую речь, появлением незнакомых людей, новым окружением и яркими игрушками. Годовалые дети неактивны и безразличны к попыткам общения. Они не образуют ориентировочный рефлекс при приветствии, называя имя. Нет интереса к играм, прослушиванию музыки, сказок, колыбельных, просмотру сюжетов. Там нет любопытства и страха, когда меняешь людей вокруг, находясь в шумной комнате. Дети одинаково равнодушны к живым и неживым объектам: им не нравится играть с домашними животными, они не улыбаются, когда видят вкусную еду. Повторная сенсорная стимуляция вызывает плохую индикативную реакцию - слежение за глазами, реже возникают двигательные или речевые реакции.
В раннем детстве наблюдается задержка мимических, жестикулирующих, звуковых и общих двигательных реакций. Характерно безразличное выражение лица, «тусклость» взгляда, однородность и вялость поз. Дети предпочитают быть одни. Их игры монотонны, они состоят из манипулятивных действий: дети собирают и разбирают пирамиду много раз подряд, кладут карандаши в коробку и вынимают их снова, катят машину по прямой линии назад и вперед без особого маршрут. Нет голосовых комментариев или звукоподражания. Мотивы игровых мотивов быстро высыхают, нет желания играть с другими детьми. Периодически наблюдаются регрессивные моторные комплексы: сосать пальцы, размахивать телом, постукивать кубом по полу или поверхности мебели. В периоды бездействия дети отстают, неподвижно замирают с «пустым» рассеянным взглядом. Реже наблюдается беспричинная двигательная активность - бег по кругу, прыжки.
В динамике развития детей симптомы параваистического расстройства постепенно меняются. Позже у детей дошкольного возраста есть речи и инсценировки, но в целом их способность к общению расширяется. В 6-8 лет появляются такие личные уродства, как аффективная незрелость (инфантилизм) и опыт чьей-либо неполноценности. Есть трудности в установлении дружеских контактов с коллегами и уважительных отношений со взрослыми. Недостаточно развиты социальные эмоции - дети не могут проявить сочувствие, соучастие, сочувствие. Проявления ЗПР постепенно уменьшаются, достигая пограничного уровня.
Ассоциированные симптомы: Общая слабость. Галлюцинации. Замкнутость.
В раннем детстве наблюдается задержка мимических, жестикулирующих, звуковых и общих двигательных реакций. Характерно безразличное выражение лица, «тусклость» взгляда, однородность и вялость поз. Дети предпочитают быть одни. Их игры монотонны, они состоят из манипулятивных действий: дети собирают и разбирают пирамиду много раз подряд, кладут карандаши в коробку и вынимают их снова, катят машину по прямой линии назад и вперед без особого маршрут. Нет голосовых комментариев или звукоподражания. Мотивы игровых мотивов быстро высыхают, нет желания играть с другими детьми. Периодически наблюдаются регрессивные моторные комплексы: сосать пальцы, размахивать телом, постукивать кубом по полу или поверхности мебели. В периоды бездействия дети отстают, неподвижно замирают с «пустым» рассеянным взглядом. Реже наблюдается беспричинная двигательная активность - бег по кругу, прыжки.
В динамике развития детей симптомы параваистического расстройства постепенно меняются. Позже у детей дошкольного возраста есть речи и инсценировки, но в целом их способность к общению расширяется. В 6-8 лет появляются такие личные уродства, как аффективная незрелость (инфантилизм) и опыт чьей-либо неполноценности. Есть трудности в установлении дружеских контактов с коллегами и уважительных отношений со взрослыми. Недостаточно развиты социальные эмоции - дети не могут проявить сочувствие, соучастие, сочувствие. Проявления ЗПР постепенно уменьшаются, достигая пограничного уровня.
Ассоциированные симптомы: Общая слабость. Галлюцинации. Замкнутость.
Возможные осложнения
|
Диагностика
Основными методами обследования детей с подозрением на параавтизм являются наблюдение и беседа. Диагноз поступает от психиатра. Оценивает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка, выявляет наличие стереотипов, эмоциональную отрешенность, отсутствие или слабость ориентационной активности. В ходе беседы специалист отмечает его интерес к общению, умение отвечать на вопросы, поддерживать зрительный контакт. Психиатр получает больше информации о симптомах расстройства во время опроса родителей или медицинских и социальных работников, которые воспитывают ребенка. Дифференциальный диагноз включает в себя различие параавтизма со следующими заболеваниями:
• Ранний детский аутизм. В пара-аутистических условиях глубина аутистического дефекта менее значительна, чем в RDA, и способность устанавливать контакт с тактильной стимуляцией сохраняется. Негативизм проявляется ситуативно, у некоторых детей он практически отсутствует. Четко различаются два периода развития расстройства: до 6 лет преобладает отставание в социальном и эмоциональном развитии, после этого возраста формируется дефицитная личность с истощенной эмоциональностью.
• Эндогенный аутизм. В отличие от аутистических проявлений шизофрении, парааутизм не сопровождается симптомами продуктивного психоза - нет бреда и галлюцинаций. Здесь нет особенностей мышления, качественных изменений в его операционной стороне.
• Умственная отсталость. Психолог также проводит исследование когнитивной сферы. При психогенном параавтизме аффективно-поведенческая сфера нарушается в большей степени, а память, интеллект, вокальные навыки и комбинаторика развиваются относительно нормально. Даже при наличии симптомов ЗПР обучение сохраняется - дети могут перенять опыт и адаптировать его к изменяющейся ситуации. Отличительной чертой речи является ее внутренняя направленность, а не взаимодействие с говорящим.
• Органические поражения центральной нервной системы. Возможна сопутствующая патология параваизма и органических неврологических заболеваний. В таких случаях индивидуальные симптомы дизонтогенеза нивелируются, определяется вялость структуры личности, признаки умственной отсталости более общие, дисфорические расстройства настроения, неврологические симптомы не редкость.
• Ранний детский аутизм. В пара-аутистических условиях глубина аутистического дефекта менее значительна, чем в RDA, и способность устанавливать контакт с тактильной стимуляцией сохраняется. Негативизм проявляется ситуативно, у некоторых детей он практически отсутствует. Четко различаются два периода развития расстройства: до 6 лет преобладает отставание в социальном и эмоциональном развитии, после этого возраста формируется дефицитная личность с истощенной эмоциональностью.
• Эндогенный аутизм. В отличие от аутистических проявлений шизофрении, парааутизм не сопровождается симптомами продуктивного психоза - нет бреда и галлюцинаций. Здесь нет особенностей мышления, качественных изменений в его операционной стороне.
• Умственная отсталость. Психолог также проводит исследование когнитивной сферы. При психогенном параавтизме аффективно-поведенческая сфера нарушается в большей степени, а память, интеллект, вокальные навыки и комбинаторика развиваются относительно нормально. Даже при наличии симптомов ЗПР обучение сохраняется - дети могут перенять опыт и адаптировать его к изменяющейся ситуации. Отличительной чертой речи является ее внутренняя направленность, а не взаимодействие с говорящим.
• Органические поражения центральной нервной системы. Возможна сопутствующая патология параваизма и органических неврологических заболеваний. В таких случаях индивидуальные симптомы дизонтогенеза нивелируются, определяется вялость структуры личности, признаки умственной отсталости более общие, дисфорические расстройства настроения, неврологические симптомы не редкость.
Лечение
Основными направлениями ухода за больными детьми являются психокоррекционная работа и медикаментозное лечение. Развивающие занятия проводят клинические психологи и дефектологи. Ключевым принципом организации корректирующих действий является максимальное насыщение окружающей среды активирующими факторами, которые влияют на сенсорную, когнитивную и эмоциональную составляющую психики ребенка. Чтобы вовлечь маленького пациента во взаимодействие, используются разноцветные игрушки, которые преобразуют, воспроизводят звук, вибрацию, свет и требуют обмена со взрослым.
Специалисты работают через тактильный канал связи (самый развитый): с помощью массажа они улучшают когнитивную деятельность, которая отличается по текстуре стимулирующим материалом. При тяжелых эмоциональных расстройствах психиатр-младенец назначает седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты; при нестабильности поведения используются небольшие дозы антипсихотиков.
Специалисты работают через тактильный канал связи (самый развитый): с помощью массажа они улучшают когнитивную деятельность, которая отличается по текстуре стимулирующим материалом. При тяжелых эмоциональных расстройствах психиатр-младенец назначает седативные препараты, транквилизаторы, антидепрессанты; при нестабильности поведения используются небольшие дозы антипсихотиков.
Список литературы
1. Парааутизм - психогенная форма аутизма/ Чуприков А.П. Аутизм и нарушения развития. 2013 - Т.11, № 2(41).
2. Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/ Чуприкова А.П., Хворовой Г.М. 2012.
3. Парааутизм - психогенная форма аутизма. Проблемы развития и бытия личности/ Козловская Г.В., Проселкова М.О. Развитие личности 2004. 3.
2. Расстройства спектра аутизма: медицинская и психолого-педагогическая помощь/ Чуприкова А.П., Хворовой Г.М. 2012.
3. Парааутизм - психогенная форма аутизма. Проблемы развития и бытия личности/ Козловская Г.В., Проселкова М.О. Развитие личности 2004. 3.
Связанные клинические рекомендации
Связанные стандарты мед. помощи
- Стандарт специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение)