|
Другие названия и синонимы
Patellar chondromalacia.МКБ-10 коды
Описание
Хондромаляция надколенника - это разрушение хряща задней (суставной) поверхности надколенника. С переходом дегенеративного процесса и на другие компоненты бедренно-надколенникового сочленения (суставной хрящ мыщелков бедра, кости) обычно употребляют термин «артроз бедренно-надколенникового сочленения». Оба состояния часто сопровождаются болью. Хрящевая выстилка не имеет собственной иннервации, поэтому боль принято объяснять избыточной нагрузкой на подлежащую кость при истончении хряща. Нарушение целости хрящевой выстилки может быть разной выраженности - от небольших очагов размягчения до сквозных дефектов с обнажением кости. Этиология дегенерации хряща также разнообразна и включает повреждения вследствие прямой травмы, вывиха или нестабильности надколенника, а также неправильного его положения.
Клиническая картина
• Анамнез и жалобы.
O Боль в переднем отделе коленного сустава при физической нагрузке, например при подъеме по лестнице, беге или приседаниях.
O Травма переднего отдела коленного сустава или вывих надколенника.
• Физикальные признаки.
O Выпот и крепитации в коленном суставе, хотя это не патогномоничные признаки и бывают не всегда.
O Атрофия или слабость четырехглавой мышцы бедра.
O Боль при сужении щели бедренно-надколенникового сочленения во время движений в коленном суставе.
• Лучевая диагностика.
O Возможны типичные признаки артроза, но чаще рентгенограммы в норме.
O При рентгенографии в осевой проекции (ноги согнуты в коленях на 45°) или КТ нередко обнаруживают избыточный наклон и подвывих надколенника.
O Для дополнительного обследования используют МРТ.
• Артроскопия.
O Артроскопия - эталонный диагностический и лечебный метод.
O Позволяет уточнить тяжесть поражения и его локализацию и выбрать метод лечения.
O Боль в переднем отделе коленного сустава при физической нагрузке, например при подъеме по лестнице, беге или приседаниях.
O Травма переднего отдела коленного сустава или вывих надколенника.
• Физикальные признаки.
O Выпот и крепитации в коленном суставе, хотя это не патогномоничные признаки и бывают не всегда.
O Атрофия или слабость четырехглавой мышцы бедра.
O Боль при сужении щели бедренно-надколенникового сочленения во время движений в коленном суставе.
• Лучевая диагностика.
O Возможны типичные признаки артроза, но чаще рентгенограммы в норме.
O При рентгенографии в осевой проекции (ноги согнуты в коленях на 45°) или КТ нередко обнаруживают избыточный наклон и подвывих надколенника.
O Для дополнительного обследования используют МРТ.
• Артроскопия.
O Артроскопия - эталонный диагностический и лечебный метод.
O Позволяет уточнить тяжесть поражения и его локализацию и выбрать метод лечения.
Причины
Возникает после травмы - грубой или незначительной либо на фоне хронической травматизации и особенно - латеральных смещений надколенника. Очаги разволокнения, отслойки и размягчения хряща появляются на ограниченном участке, обычно в медиальной части суставной поверхности, и могут распространяться на всю эту поверхность, вызывая в поздней стадии истончение хряща, дефекты и уплотнение субхондральной кости.
Лечение
Консервативное лечение.
Лечение обычно начинают с консервативных методов: отдыха, НПВС, изменения режима тренировок. После этого назначают программу реабилитации, в основе которой лежит растяжка мышц-разгибателей, подвздошно-большеберцового тракта, связок, удерживающих надколенник, и задней группы мышц бедра. Важно также наращивание силы четырехглавой мышцы, особенно косой части медиальной широкой мышцы, как основного ограничителя подвижности надколенника. Считают, что из-за слабости данной мышцы по сравнению с латеральной широкой мышцей надколенник подвергается наружному подвывиху. Укрепляющие упражнения небольшой амплитуды для четырехглавой мышцы и подъем прямых ног ослабляют реакцию бедренно-надколенникового сочленения на этот дисбаланс. Кроме упражнений можно назначить эластическое бинтование коленного сустава, фиксацию надколенника бандажом или ортопедическим аппаратом, а больному следует разъяснить суть заболевания и подбодрить его. Большинству больных с изолированным артрозом бедренно-надколенникового сочленения подобного лечения достаточно, чтобы облегчить симптомы. Однако сохраняющаяся боль, выпот и крепитация в сочетании с подвывихом надколенника указывают на прогрессирующую дегенерацию. В таком случае следует перейти к другим способам лечения.
Хирургическое лечение.
Существует множество вариантов хирургического лечения артроза бедренно-надколенникового сочленения. Большинство из них направлено на восстановление правильного анатомического положения бедренно-надколенникового сочленения, небольшая часть - на регенерацию хрящевой выстилки. В тяжелых случаях показано контурирование суставных поверхностей и пателлэктомия.
Артроскопия коленного сустава является не только важной диагностической, но и лечебной процедурой. Хотя целесообразность промывания полости сустава и удаления патологически измененных тканей во время артроскопии остается предметом споров, ценность этого обследования для определения стадии заболевания и планирования хирургического лечения очевидна. Артроскопический лаваж на короткое время уменьшает боли и улучшает функцию за счет удаления отмерших тканей и протеогликанов, образующихся при воспалении. Но так как причина заболевания при этой манипуляции не устраняется, симптомы обычно возникают вновь.
При артроскопическом определении стадии заболевания широко используют систему Аутербриджа из-за ее простоты и воспроизводимости результатов. Система основана на определении локализации, формы, размера и глубины дефекта. Дефекты I степени представляют собой мягкие утолщения, иногда вздутия. Для II степени характерны углубления и щели диаметром менее 1 Повреждения III степени выглядят как глубокие трещины диаметром более 1 доходящие до кости. И наконец, для IV степени характерно обнажение субхондральной кости.
Лаваж и удаление отмерших тканей больше подходят для травм без признаков нестабильности надколенника, чем для дегенеративных поражений нетравматической природы. При наклоне надколенника и минимальном повреждении суставных поверхностей, прежде всего наружной фасетки, при артроскопии можно мобилизовать латеральный край надколенника. Это вмешательство целесообразно только при клинически явном наклоне надколенника безтяжелых повреждений сустава. В целом артроскопический лаваж и удаление патологически измененных тканей с мобилизацией латерального края надколенника или без нее оправданны при поражениях I-II степени; при III-IV степени отдаленные результаты обычно плохие. При выраженной дегенерации хряща применяют артроскопическую хондропластику. Методики абразивной и микрощелевой хондропластики включают механическое проникновение в подлежащую кость с введением в дефекты мезенхимальных стволовых клеток костного мозга, стимулирующих регенерацию фиброзно-хрящевой ткани. Артроскопическую хондропластику обычно проводят людям моложе 30 лет с четко отграниченными повреждениями III степени; при более тяжелых поражениях она противопоказана.
Дополнительные методы направлены на восстановление гиалинового (суставного) хряща. Для регенерации хряща проводят имплантацию собственных хондроцитов, пересадку костно-хрящевого ауто- или аллотрансплантата, пластику фрагментированным костно-хрящевым трансплантатом (мозаичную пластику). Подробное описание этих методов не входит в задачи настоящего издания, но некоторое представление о них все же следует дать. Имплантацию собственных хондроцитов проводят при значительных сквозных дефектах хрящевой выстилки мыщелка бедра, проявляющихся клинически. Сначала заготавливают хондроциты больного, затем их культивируют и подсаживают под надкостничный лоскут, на очищенный от патологических тканей дефект суставной поверхности. Согласно длительным кооперированным исследованиям, хорошие и отличные результаты удалось получить в 79% случаев. Метод показан молодым (20-50 лет) активным больным с изолированными (2-4 см2) травматическими дефектами хрящевой выстилки мыщелков бедра. Результаты восполнения дефектов надколенниковой поверхности бедренной кости или надколенника значительно хуже. Противопоказания включают обширный остеоартроз, нестабильность или наклон надколенника с подвывихом и менискэктомию в прошлом.
Пересадка костно-хрящевого аутотрансплантата и мозаичная пластика интересны тем, что для восполнения глубоких дефектов используют собственный неповрежденный хрящ. Однако для точного восстановления рельефа суставной поверхности требуется немалое техническое мастерство. Кроме того, количество донорских зон ограничено и не исключены осложнения в местах забора хряща. Костно-хряшевые аллотрансплантаты обычно применяют при больших (10 см2 или более) дефектах мыщелков бедра и часто после неудачного применения других методов. В свежих аллотрансплантатах хондроциты более жизнеспособны, но в то же время обладают большей иммуногенностью и повышают риск передачи инфекции. Более того, свежие аллотрансплантаты сложны в обращении и требуют от хирурга и больного четкого планирования сроков вмешательства за относительно короткое время. Свежезамороженные аллотрансплантаты реже вызывают иммунные реакции и дают большую свободу в выборе сроков операции, но при этом ниже и жизнеспособность хондроцитов, и долгосрочная жизнеспособность трансплантата. Пателлэктомию и контурную пластику надколенника используют при обширных повреждениях надколенника, вызывающих значительные нарушения функции из-за боли, а также если прочие способы лечения не дали желаемого эффекта. Результаты методик неоднозначны. Операции, требующие перемещения больших объемов тканей: остеотомия, перенос и подъем бугристости большеберцовой кости и прочие, - будут обсуждаться в разделе, посвященном наклону и подвывиху надколенника.
Лечение обычно начинают с консервативных методов: отдыха, НПВС, изменения режима тренировок. После этого назначают программу реабилитации, в основе которой лежит растяжка мышц-разгибателей, подвздошно-большеберцового тракта, связок, удерживающих надколенник, и задней группы мышц бедра. Важно также наращивание силы четырехглавой мышцы, особенно косой части медиальной широкой мышцы, как основного ограничителя подвижности надколенника. Считают, что из-за слабости данной мышцы по сравнению с латеральной широкой мышцей надколенник подвергается наружному подвывиху. Укрепляющие упражнения небольшой амплитуды для четырехглавой мышцы и подъем прямых ног ослабляют реакцию бедренно-надколенникового сочленения на этот дисбаланс. Кроме упражнений можно назначить эластическое бинтование коленного сустава, фиксацию надколенника бандажом или ортопедическим аппаратом, а больному следует разъяснить суть заболевания и подбодрить его. Большинству больных с изолированным артрозом бедренно-надколенникового сочленения подобного лечения достаточно, чтобы облегчить симптомы. Однако сохраняющаяся боль, выпот и крепитация в сочетании с подвывихом надколенника указывают на прогрессирующую дегенерацию. В таком случае следует перейти к другим способам лечения.
Хирургическое лечение.
Существует множество вариантов хирургического лечения артроза бедренно-надколенникового сочленения. Большинство из них направлено на восстановление правильного анатомического положения бедренно-надколенникового сочленения, небольшая часть - на регенерацию хрящевой выстилки. В тяжелых случаях показано контурирование суставных поверхностей и пателлэктомия.
Артроскопия коленного сустава является не только важной диагностической, но и лечебной процедурой. Хотя целесообразность промывания полости сустава и удаления патологически измененных тканей во время артроскопии остается предметом споров, ценность этого обследования для определения стадии заболевания и планирования хирургического лечения очевидна. Артроскопический лаваж на короткое время уменьшает боли и улучшает функцию за счет удаления отмерших тканей и протеогликанов, образующихся при воспалении. Но так как причина заболевания при этой манипуляции не устраняется, симптомы обычно возникают вновь.
При артроскопическом определении стадии заболевания широко используют систему Аутербриджа из-за ее простоты и воспроизводимости результатов. Система основана на определении локализации, формы, размера и глубины дефекта. Дефекты I степени представляют собой мягкие утолщения, иногда вздутия. Для II степени характерны углубления и щели диаметром менее 1 Повреждения III степени выглядят как глубокие трещины диаметром более 1 доходящие до кости. И наконец, для IV степени характерно обнажение субхондральной кости.
Лаваж и удаление отмерших тканей больше подходят для травм без признаков нестабильности надколенника, чем для дегенеративных поражений нетравматической природы. При наклоне надколенника и минимальном повреждении суставных поверхностей, прежде всего наружной фасетки, при артроскопии можно мобилизовать латеральный край надколенника. Это вмешательство целесообразно только при клинически явном наклоне надколенника безтяжелых повреждений сустава. В целом артроскопический лаваж и удаление патологически измененных тканей с мобилизацией латерального края надколенника или без нее оправданны при поражениях I-II степени; при III-IV степени отдаленные результаты обычно плохие. При выраженной дегенерации хряща применяют артроскопическую хондропластику. Методики абразивной и микрощелевой хондропластики включают механическое проникновение в подлежащую кость с введением в дефекты мезенхимальных стволовых клеток костного мозга, стимулирующих регенерацию фиброзно-хрящевой ткани. Артроскопическую хондропластику обычно проводят людям моложе 30 лет с четко отграниченными повреждениями III степени; при более тяжелых поражениях она противопоказана.
Дополнительные методы направлены на восстановление гиалинового (суставного) хряща. Для регенерации хряща проводят имплантацию собственных хондроцитов, пересадку костно-хрящевого ауто- или аллотрансплантата, пластику фрагментированным костно-хрящевым трансплантатом (мозаичную пластику). Подробное описание этих методов не входит в задачи настоящего издания, но некоторое представление о них все же следует дать. Имплантацию собственных хондроцитов проводят при значительных сквозных дефектах хрящевой выстилки мыщелка бедра, проявляющихся клинически. Сначала заготавливают хондроциты больного, затем их культивируют и подсаживают под надкостничный лоскут, на очищенный от патологических тканей дефект суставной поверхности. Согласно длительным кооперированным исследованиям, хорошие и отличные результаты удалось получить в 79% случаев. Метод показан молодым (20-50 лет) активным больным с изолированными (2-4 см2) травматическими дефектами хрящевой выстилки мыщелков бедра. Результаты восполнения дефектов надколенниковой поверхности бедренной кости или надколенника значительно хуже. Противопоказания включают обширный остеоартроз, нестабильность или наклон надколенника с подвывихом и менискэктомию в прошлом.
Пересадка костно-хрящевого аутотрансплантата и мозаичная пластика интересны тем, что для восполнения глубоких дефектов используют собственный неповрежденный хрящ. Однако для точного восстановления рельефа суставной поверхности требуется немалое техническое мастерство. Кроме того, количество донорских зон ограничено и не исключены осложнения в местах забора хряща. Костно-хряшевые аллотрансплантаты обычно применяют при больших (10 см2 или более) дефектах мыщелков бедра и часто после неудачного применения других методов. В свежих аллотрансплантатах хондроциты более жизнеспособны, но в то же время обладают большей иммуногенностью и повышают риск передачи инфекции. Более того, свежие аллотрансплантаты сложны в обращении и требуют от хирурга и больного четкого планирования сроков вмешательства за относительно короткое время. Свежезамороженные аллотрансплантаты реже вызывают иммунные реакции и дают большую свободу в выборе сроков операции, но при этом ниже и жизнеспособность хондроцитов, и долгосрочная жизнеспособность трансплантата. Пателлэктомию и контурную пластику надколенника используют при обширных повреждениях надколенника, вызывающих значительные нарушения функции из-за боли, а также если прочие способы лечения не дали желаемого эффекта. Результаты методик неоднозначны. Операции, требующие перемещения больших объемов тканей: остеотомия, перенос и подъем бугристости большеберцовой кости и прочие, - будут обсуждаться в разделе, посвященном наклону и подвывиху надколенника.