ICD-10 codes
Description
Это психоневрологическое расстройство, которое характеризуется неспособностью ориентироваться в пространстве, нарушением распознавания привычной местности. Это демонстрируется невозможностью использовать ориентиры, определять направление, распознавать его положение в пространстве, отслеживать маршрут, применять географические карты. Пациенты бродят по большим зданиям, улицы кажутся озадаченными, прося помощи в поиске правильного пути. Клинические и нейропсихологические методы используются для диагностики. Лечение является консервативным, включает прием лекарств, корректирующие тренировки для восстановления навыков ориентации.
Additional facts
Дезориентация в пространстве имеет несколько синонимов: топографическая дезориентация, топографическое расстройство ориентации, топографическая агнозия, топографический агноз. Пространственная ориентация представляет собой сложную многокомпонентную функцию, благодаря которой человек может определять свое местоположение и траекторию относительно других объектов. Состояние временной дезориентации знакомо каждому, кто достиг неизвестного участка. Патологическая дезориентация чаще всего диагностируется у пожилых людей с локальными органическими повреждениями головного мозга, нейродегенеративными заболеваниями.
Reasons
Потеря способности ориентироваться в окружающем пространстве может быть вызвана временными патологическими факторами, такими как интоксикация или снижение уровня сахара в крови, а также неврологическими заболеваниями, психическими расстройствами, возникающими при психотических эпизодах. Продолжительность дезориентации, способность обращаться за помощью и использование компенсаторных функций (например, памяти) зависят от причины. Пространственная дезориентация вызвана следующими условиями:
• Очаговые поражения центральной нервной системы. Локальное повреждение структур мозга является одной из наиболее распространенных причин нарушения пространственной ориентации. Симптом обнаружен при черепно-мозговых травмах, опухолях головного мозга, инсультах.
• Нейродегенеративные заболевания. Нарушение топографической ориентации у пожилых людей, пожилых людей с болезнью Альцгеймера, болезнью Пика и другими нейродегенеративными заболеваниями. Невозможность обнаружить область, отследить путь происходит с развитием деменции, в психотическом состоянии.
• Психотические расстройства. Пациенты с психическими заболеваниями в состоянии психоза теряют способность правильно оценивать себя и свое окружение. Они оказываются дезориентированными в пространстве, времени и себе.
• Употребление наркотиков, алкоголя. Отравление алкоголем или наркотиками часто сопровождается потерей способности определять свое местоположение. Способность действовать решительно снижается, и становится невозможным проложить маршрут.
• Эффект наркотиков. Потеря ориентации может возникнуть в результате приема определенных лекарств. Как побочный эффект, это имеет место при использовании антигистаминных препаратов, миорелаксантов, транквилизаторов, психостимуляторов, некоторых обезболивающих, противовоспалительных препаратов.
• Очаговые поражения центральной нервной системы. Локальное повреждение структур мозга является одной из наиболее распространенных причин нарушения пространственной ориентации. Симптом обнаружен при черепно-мозговых травмах, опухолях головного мозга, инсультах.
• Нейродегенеративные заболевания. Нарушение топографической ориентации у пожилых людей, пожилых людей с болезнью Альцгеймера, болезнью Пика и другими нейродегенеративными заболеваниями. Невозможность обнаружить область, отследить путь происходит с развитием деменции, в психотическом состоянии.
• Психотические расстройства. Пациенты с психическими заболеваниями в состоянии психоза теряют способность правильно оценивать себя и свое окружение. Они оказываются дезориентированными в пространстве, времени и себе.
• Употребление наркотиков, алкоголя. Отравление алкоголем или наркотиками часто сопровождается потерей способности определять свое местоположение. Способность действовать решительно снижается, и становится невозможным проложить маршрут.
• Эффект наркотиков. Потеря ориентации может возникнуть в результате приема определенных лекарств. Как побочный эффект, это имеет место при использовании антигистаминных препаратов, миорелаксантов, транквилизаторов, психостимуляторов, некоторых обезболивающих, противовоспалительных препаратов.
Pathogenesis
Успешная навигация в космосе требует достаточного развития и сохранения познавательной деятельности, включая восприятие, распознавание пространственных ориентиров, различие между левой и правой сторонами тела, мысленное представление пространства, пространственную память , Визуальная информация обрабатывается в первичных проекционных областях затылочной коры, затем боковая поверхность височной доли передается к задним выпуклым теменным частям, что гарантирует распознавание объектов и определение их положения.
Префронтальная кора отвечает за кратковременное пространственное архивирование и регулятивные функции, которые реализуют движение человека в пространстве. Поэтому основой патогенеза дезориентации является нарушение когнитивного компонента, патологическое изменение активности структур мозга, обеспечивающих зрительно-пространственный гнозис, ментальное представление пространства и топографической памяти.
Префронтальная кора отвечает за кратковременное пространственное архивирование и регулятивные функции, которые реализуют движение человека в пространстве. Поэтому основой патогенеза дезориентации является нарушение когнитивного компонента, патологическое изменение активности структур мозга, обеспечивающих зрительно-пространственный гнозис, ментальное представление пространства и топографической памяти.
Symptoms
По клиническим проявлениям условно различают четыре типа нарушений пространственной ориентации. Они представлены агнозией ориентиров, эгоцентрической дезориентацией, дезориентацией в направлении и антероградной дезориентацией. При агнозии ориентиров, пациент не распознает окружающие предметы, которые могли бы помочь ему понять их местоположение. Возможность описания маршрута и отображения топографических карт остается без изменений. Способность распознавать ранее увиденные объекты, придавать достопримечательностям новые свойства, теряется.
Ключевым признаком эгоцентричного типа дезориентации является утрата способности представить расположение объектов относительно их собственного тела. Пациенты распознают, называют объекты, но создают проблемы, когда необходимо описать окружающее пространство. Они не определяют, что осталось, справа, сзади, они теряются, чтобы оценить расстояние до объектов. Он потерял способность мысленно представлять изменение свойств объектов при приближении и отъезде. Невозможно описать обычный путь, запоминая новые маршруты, используя эгоцентрическую систему координат.
Дезориентация в направлениях проявляется в неспособности определить и запомнить направление пути к цели, к конечной или промежуточной точке. Пациенты сохраняют признание ориентиров. Потеря чувства направления, вероятно, вызвана нарушением восприятия пространственных отношений во внешней системе координат. Пациенты активно используют видимые ориентиры, правильно оценивают свое положение относительно своего тела, но не могут представить, где находится пункт назначения, если он вне поля зрения. Поэтому они не понимают, куда идти, чтобы достичь цели.
Люди с антероградной топографической дезориентацией не помнят окрестности, маршруты к новым местам, но они могут найти пути, освоенные до развития заболевания, нарисовать карты знакомого пространства. Эта дезориентация основана на антероградной амнезии - расстройстве памяти. Невозможно захватывать, записывать и воспроизводить изображения объектов, которые служат ориентирами. При более широком синдроме - топографической амнезии - способность запоминать новый маршрут, способность находить ранее известные пути нарушается.
Ключевым признаком эгоцентричного типа дезориентации является утрата способности представить расположение объектов относительно их собственного тела. Пациенты распознают, называют объекты, но создают проблемы, когда необходимо описать окружающее пространство. Они не определяют, что осталось, справа, сзади, они теряются, чтобы оценить расстояние до объектов. Он потерял способность мысленно представлять изменение свойств объектов при приближении и отъезде. Невозможно описать обычный путь, запоминая новые маршруты, используя эгоцентрическую систему координат.
Дезориентация в направлениях проявляется в неспособности определить и запомнить направление пути к цели, к конечной или промежуточной точке. Пациенты сохраняют признание ориентиров. Потеря чувства направления, вероятно, вызвана нарушением восприятия пространственных отношений во внешней системе координат. Пациенты активно используют видимые ориентиры, правильно оценивают свое положение относительно своего тела, но не могут представить, где находится пункт назначения, если он вне поля зрения. Поэтому они не понимают, куда идти, чтобы достичь цели.
Люди с антероградной топографической дезориентацией не помнят окрестности, маршруты к новым местам, но они могут найти пути, освоенные до развития заболевания, нарисовать карты знакомого пространства. Эта дезориентация основана на антероградной амнезии - расстройстве памяти. Невозможно захватывать, записывать и воспроизводить изображения объектов, которые служат ориентирами. При более широком синдроме - топографической амнезии - способность запоминать новый маршрут, способность находить ранее известные пути нарушается.
Possible complications
Дезориентация значительно ограничивает физическую и социальную активность пациентов. При отсутствии лечебно-реабилитационных мер постепенно увеличивается растерянность, невозможность принимать решения и действовать самостоятельно. Больные становятся беспокойными, раздражительными, испытывают чувство беспомощности, зависимости от окружающих. Наиболее распространенными осложнениями являются беспокойство, депрессивные расстройства, поведенческие нарушения в виде апатии и пассивности, приступы агрессии.
Diagnostics
Экзамен проводится психиатром, неврологом. Выявление дезориентации, установление ее причин имеет большое значение для того, чтобы объективизировать степень выраженности функциональных ограничений активности при патологиях головного мозга, определения характера одурения при психотических состояниях, интоксикации алкоголем или наркотиками. Подобный анализ симптомов дезориентации необходим для дифференциальной диагностики очаговых органических патологий и нейродегенеративных заболеваний, психозов различной этиологии. Основными методами исследования являются:
• Клинические исследования. На первом этапе диагностики врач обнаруживает симптомы, выясняет их тяжесть, длительность, наличие неврологических заболеваний, психические расстройства у пациента, его родственников. Во время дезориентации пациенты сообщают, что они не могут самостоятельно добраться до своих обычных мест (больницы, магазины), они не могут найти дорогу домой. Они не используют ориентиры, они не знают, как использовать направления.
• Неврологическое обследование. Клинический и неврологический статус больного оценивается, определяется наличие очаговых и церебральных симптомов. Во время неврологических тестов раскрывается способность определять левую и правую стороны, положение предметов, ваше тело в пространстве. Пациенты с дезориентацией выполняют задачи с ошибками, отвечают на вопросы после паузы.
• Нейропсихологическое обследование. Использование специальных образцов позволяет проанализировать структуру дефицита, который лежит в основе дезориентации. Мы изучаем топографическую память, восприятие пространственных отношений между объектами, сохранение эгоцентрического представления пространства. Характер, частота ошибок устанавливает тип дезориентации, ее серьезность.
• Клинические исследования. На первом этапе диагностики врач обнаруживает симптомы, выясняет их тяжесть, длительность, наличие неврологических заболеваний, психические расстройства у пациента, его родственников. Во время дезориентации пациенты сообщают, что они не могут самостоятельно добраться до своих обычных мест (больницы, магазины), они не могут найти дорогу домой. Они не используют ориентиры, они не знают, как использовать направления.
• Неврологическое обследование. Клинический и неврологический статус больного оценивается, определяется наличие очаговых и церебральных симптомов. Во время неврологических тестов раскрывается способность определять левую и правую стороны, положение предметов, ваше тело в пространстве. Пациенты с дезориентацией выполняют задачи с ошибками, отвечают на вопросы после паузы.
• Нейропсихологическое обследование. Использование специальных образцов позволяет проанализировать структуру дефицита, который лежит в основе дезориентации. Мы изучаем топографическую память, восприятие пространственных отношений между объектами, сохранение эгоцентрического представления пространства. Характер, частота ошибок устанавливает тип дезориентации, ее серьезность.
Treatment
Общие терапевтические меры при первых проявлениях дезориентации включают отдых, устранение стрессоров, эмоциональное и психическое напряжение. Пациентам показано хорошее питание, соблюдение водного режима, отказ от употребления алкоголя, наркотических средств, препаратов, способных вызвать дезориентацию ориентации (требуется согласие на отмену с лечащим врачом). После обращения за медицинской помощью, установления диагноза, лечение проводится консервативными методами:
• Корректирующие упражнения. Стратегии восстановительного лечения направлены на оптимизацию нарушенных когнитивных функций и практических навыков. Уроки состоят из различных упражнений, которые тренируют умение ориентироваться, создавать маршрут, находить путь к определенной точке. Техника «обратной последовательности» используется с прогрессивным прогрессивным освоением пути, упражнениями на тренировку памяти, умением направлять внимание на ориентиры.
• Методы компенсации. Компенсационные стратегии включают обучение пациента тому, как применять новые способы мышления и поведения, чтобы обойти существующие когнитивные нарушения. Визуально-пространственные сигналы, звуковые и световые сигналы, которые сообщают об ошибках, активно используются. Так, например, пациентов с дезориентацией учат направлениям максимизировать способность ориентироваться в соответствии с эгоцентрической системой координат.
• Медикаментозная терапия. Ноотропы являются наиболее распространенными препаратами для устранения симптомов дезориентации. Они стимулируют деятельность высших психических функций, усиливают эффект тренировочных и реабилитационных занятий. При наличии эмоциональных, поведенческих расстройств дополнительно назначаются антипсихотики, транквилизаторы, антидепрессанты и препараты с седативным, снотворным эффектом.
В настоящее время экспериментальные методы терапии с использованием технологий виртуальной реальности начинают применяться на практике. Они моделируют рельеф местности, позволяя контролировать коррекцию агнозии внешних ориентиров, эгоцентричную дезориентацию и направленную дезориентацию. Обучение в виртуальном мире более экономично с течением времени, чем традиционные курсы. Их реализация возможна при двигательных расстройствах, поскольку степень активного физического участия пациента может варьироваться.
• Корректирующие упражнения. Стратегии восстановительного лечения направлены на оптимизацию нарушенных когнитивных функций и практических навыков. Уроки состоят из различных упражнений, которые тренируют умение ориентироваться, создавать маршрут, находить путь к определенной точке. Техника «обратной последовательности» используется с прогрессивным прогрессивным освоением пути, упражнениями на тренировку памяти, умением направлять внимание на ориентиры.
• Методы компенсации. Компенсационные стратегии включают обучение пациента тому, как применять новые способы мышления и поведения, чтобы обойти существующие когнитивные нарушения. Визуально-пространственные сигналы, звуковые и световые сигналы, которые сообщают об ошибках, активно используются. Так, например, пациентов с дезориентацией учат направлениям максимизировать способность ориентироваться в соответствии с эгоцентрической системой координат.
• Медикаментозная терапия. Ноотропы являются наиболее распространенными препаратами для устранения симптомов дезориентации. Они стимулируют деятельность высших психических функций, усиливают эффект тренировочных и реабилитационных занятий. При наличии эмоциональных, поведенческих расстройств дополнительно назначаются антипсихотики, транквилизаторы, антидепрессанты и препараты с седативным, снотворным эффектом.
В настоящее время экспериментальные методы терапии с использованием технологий виртуальной реальности начинают применяться на практике. Они моделируют рельеф местности, позволяя контролировать коррекцию агнозии внешних ориентиров, эгоцентричную дезориентацию и направленную дезориентацию. Обучение в виртуальном мире более экономично с течением времени, чем традиционные курсы. Их реализация возможна при двигательных расстройствах, поскольку степень активного физического участия пациента может варьироваться.
Лечение дезориентации.
Основная терапевтическая тактика определяется основным подтвержденным диагнозом. Этиологические методы лечения разнообразны, они могут включать хирургические вмешательства, например, при опухолях головного мозга, медикаментозную терапию антипсихотиками, диетотерапию. При внезапной потере ориентации в пространстве вам необходимо успокоиться, применить дыхательные и расслабляющие техники. В некоторых случаях достаточно восстановить обычный уровень сахара в крови, пополнить количество жидкости в организме и нормализовать температуру тела.References
1. Нейропсихология/ Хомская Е.Д. 2005.
2. Топографическая дезориентация у больных с поражением головного мозга/ Тихомиров Г.В., Григорьева В.Н. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски - 2017 - Т117, №6.
3. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов/ Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. 2001.
2. Топографическая дезориентация у больных с поражением головного мозга/ Тихомиров Г.В., Григорьева В.Н. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски - 2017 - Т117, №6.
3. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов/ Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. 2001.