|
Другие названия и синонимы
Semantic dyslexia, Механическое чтение.МКБ-10 коды
- МКБ-10
- R48.0 Дислексия и алексия
Описание
Семантическая дислексия. Это нарушение понимания прочитанного и воспроизведения при технически правильном и безошибочном чтении. Для него характерны сложность понимания и повторения прочитанного текста, невозможность отвечать на вопросы, угадывать характер прочитанного. Диагноз ставит логопед-дефектолог в рамках проверки устной и письменной речи. Сферы коррекционной работы включают обогащение словарного запаса, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, формирование представлений о синтаксических связях между частями предложения.
Дополнительные факты
Семантическую дислексию (от греч. Semantikos - значение) еще называют механическим чтением, потому что в этом случае нет понимания, понимания прочитанного. Расстройство встречается у учащихся начальной, средней и старшей школы. По последним данным, около 10% детей страдают различными степенями и формами нарушений чтения, у детей с TNR этот процент еще выше - 22%. В этой структуре семантическая дислексия составляет около 6-7%. Чаще всего встречается у детей с общим недоразвитием речи, СДВГ и умственными отклонениями.
Причины
Вопрос о природе дислексии остается дискуссионным в современной логопедии. Обобщая различные подходы, можно выделить ряд этиологических факторов, действующих изолированно или в сочетании друг с другом на различных этапах онтогенеза:
• Генетические условия. Расстройство чтения, в том числе его смысловая сторона, часто прослеживается у родителей детей с дислексией или нескольких детей в одной семье. Это позволяет говорить о генетических аспектах дислексии, в частности, о наследственных особенностях функционирования областей мозга, обеспечивающих целостный процесс чтения. Существуют отдельные научные отчеты об идентификации «генов дислексии» (DYX1C1 и ;).
• Биологические факторы. Анализ истории развития детей с нарушениями чтения указывает на значительную роль биологических причин. Большинство из них имеют в анамнезе перинатальную патологию, которая в остаточном периоде сохраняется в виде ММД. Важное значение имеют также хронические инфекционные и соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, травмы головы.
• Социально-психологические факторы. В период от рождения до 3-го года жизни у ребенка происходит активное развитие нервно-психических функций. Микросоциальная среда имеет большое значение для образования и дифференциации межнейронных связей. Факторами риска семантической дислексии в этот период являются дефицит сенсорного восприятия, недостаток вербального общения и пренебрежение к обучению.
• Генетические условия. Расстройство чтения, в том числе его смысловая сторона, часто прослеживается у родителей детей с дислексией или нескольких детей в одной семье. Это позволяет говорить о генетических аспектах дислексии, в частности, о наследственных особенностях функционирования областей мозга, обеспечивающих целостный процесс чтения. Существуют отдельные научные отчеты об идентификации «генов дислексии» (DYX1C1 и ;).
• Биологические факторы. Анализ истории развития детей с нарушениями чтения указывает на значительную роль биологических причин. Большинство из них имеют в анамнезе перинатальную патологию, которая в остаточном периоде сохраняется в виде ММД. Важное значение имеют также хронические инфекционные и соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, травмы головы.
• Социально-психологические факторы. В период от рождения до 3-го года жизни у ребенка происходит активное развитие нервно-психических функций. Микросоциальная среда имеет большое значение для образования и дифференциации межнейронных связей. Факторами риска семантической дислексии в этот период являются дефицит сенсорного восприятия, недостаток вербального общения и пренебрежение к обучению.
Патогенез
Исследования подтверждают, что мозг с дислексией работает не так, как мозг нормальных людей. При дислексии «зависает» при расшифровке зрительных или слуховых символов и их переводе на язык. Согласно современным представлениям, в логопедии доминируют пять теорий дислексии, но ни одна из них на сегодняшний день не признана официальной:
• Теория фонологического дефицита. Он связывает нарушения чтения с нарушением процесса усвоения и воспроизведения фонем как языковых единиц, различающих значение.
• Теория недостаточной обработки слуховой информации. Он основан на локализации неспособности человека воспринимать короткие, быстро меняющиеся звуки голоса.
• Теория недостаточной обработки визуальной информации. Указывает на нарушение проекции зрительных стимулов, воспринимаемых ганглиозными клетками сетчатки в задних отделах теменной коры.
• Теория дисфункции мозжечка. Основываясь на частом сочетании дислексии с двигательными нарушениями, это предполагает основную роль мозжечковых расстройств в сложности автоматизации навыков чтения.
• Теория двойного дефицита. Это объясняет дислексию трудностями в усвоении фонологической информации и синхронном извлечении изображений-представлений и символов (букв, цифр) из «файла» памяти.
Ядро механизма семантической дислексии составляют трудности звукового и слогового синтеза, сопровождающиеся проблемами объединения звуков в слоги и слогов в слова с их последующим пониманием. Существует также нечеткое представление об отношениях элементов внутри предложений, что нарушает семантику предложения.
• Теория фонологического дефицита. Он связывает нарушения чтения с нарушением процесса усвоения и воспроизведения фонем как языковых единиц, различающих значение.
• Теория недостаточной обработки слуховой информации. Он основан на локализации неспособности человека воспринимать короткие, быстро меняющиеся звуки голоса.
• Теория недостаточной обработки визуальной информации. Указывает на нарушение проекции зрительных стимулов, воспринимаемых ганглиозными клетками сетчатки в задних отделах теменной коры.
• Теория дисфункции мозжечка. Основываясь на частом сочетании дислексии с двигательными нарушениями, это предполагает основную роль мозжечковых расстройств в сложности автоматизации навыков чтения.
• Теория двойного дефицита. Это объясняет дислексию трудностями в усвоении фонологической информации и синхронном извлечении изображений-представлений и символов (букв, цифр) из «файла» памяти.
Ядро механизма семантической дислексии составляют трудности звукового и слогового синтеза, сопровождающиеся проблемами объединения звуков в слоги и слогов в слова с их последующим пониманием. Существует также нечеткое представление об отношениях элементов внутри предложений, что нарушает семантику предложения.
Клиническая картина
Ребенок читает отдельные слоги, целые слова и предложения технически правильно, без ошибок, но делает это механически. При анализе материала невозможно показать изображение или объект, обозначающий слово прочитанное, чтобы объяснить его значение. Дислексик не может повторить прочитанный текст, ответить на вопросы, выделить основную идею, озаглавить текст В процессе чтения могут быть попытки угадать слова.
У детей с семантической дислексией возникают следующие трудности:
• последовательное чтение - невозможность непрерывного произношения слов, разделенных на слоги;
• паузы между буквами и слогами;
• непонимание значений слов, бедность словаря;
• непонимание грамматических, синтаксических и логических связей между словами предложения, между предложениями текста;
• каждое слово воспринимается отдельно, без связи с другими.
Из нелингвистических симптомов часто выделяют нарушение оптико-пространственных функций, плохое внимание, плохую память, медлительность при выполнении различных задач и неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными состояниями при семантической дислексии часто являются дискалькулия, двуязычие, гиперактивность и диспраксия. Взрослые могут иметь проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.
Ассоциированные симптомы: Нарушение понимания речи. Ограниченный словарный запас.
У детей с семантической дислексией возникают следующие трудности:
• последовательное чтение - невозможность непрерывного произношения слов, разделенных на слоги;
• паузы между буквами и слогами;
• непонимание значений слов, бедность словаря;
• непонимание грамматических, синтаксических и логических связей между словами предложения, между предложениями текста;
• каждое слово воспринимается отдельно, без связи с другими.
Из нелингвистических симптомов часто выделяют нарушение оптико-пространственных функций, плохое внимание, плохую память, медлительность при выполнении различных задач и неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными состояниями при семантической дислексии часто являются дискалькулия, двуязычие, гиперактивность и диспраксия. Взрослые могут иметь проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.
Ассоциированные симптомы: Нарушение понимания речи. Ограниченный словарный запас.
Возможные осложнения
В школьные годы семантическая дислексия в первую очередь порождает трудности в обучении. Хуже всего дети справляются с базовыми предметами - чтением и родным языком, хотя страдают и другие предметы, которые требуют пересказа, написания творческих работ, подготовки отчетов. Кроме того, возникают трудности с решением арифметических задач, поскольку студенты с семантической дислексией неправильно воспринимают математические знаки и числа. Из-за этих проблем ученики часто попадают в категорию неспособных, ленивых, необучаемых.
Диагностика
Детей, испытывающих трудности с чтением, необходимо обследовать у школьного логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях им может быть рекомендовано неврологическое и психиатрическое обследование. Для диагностики семантической дислексии выясняется:
• Уровень развития устной речи. Изучаются все компоненты устной речи: лексический фонд, грамматические категории, фонематические дифференциации, слоговая структура, звуковое произношение. При семантической дислексии чаще встречаются следующие проблемы: ребенку сложно объяснить значение слова, подобрать синонимы, составить или повторить рассказ по картинке. Речевой статус детей обычно соответствует OHP или FFN.
• Статус письменной речи. С помощью специального учебного материала ребенку предлагается находить, узнавать и называть буквы, читать слоги, слова, предложения, текст. Особое внимание уделяется смысловой стороне: умение отвечать на вопросы, рассказывать, разрабатывать план Также оцениваются метод, техника и скорость чтения. Типичные ошибки: нарушение звука и смешение слогов, искажение звукослоговой структуры, непонимание сути прочитанного.
• Нейропсихологические характеристики. В контексте нейропсихологической диагностики исследуются слухово-речевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис и различные виды практики. Как правило, у детей с семантической дислексией наблюдается нарушение координации движений, нестабильность внимания и запоминания, нарушение пространственной ориентации.
• Уровень развития устной речи. Изучаются все компоненты устной речи: лексический фонд, грамматические категории, фонематические дифференциации, слоговая структура, звуковое произношение. При семантической дислексии чаще встречаются следующие проблемы: ребенку сложно объяснить значение слова, подобрать синонимы, составить или повторить рассказ по картинке. Речевой статус детей обычно соответствует OHP или FFN.
• Статус письменной речи. С помощью специального учебного материала ребенку предлагается находить, узнавать и называть буквы, читать слоги, слова, предложения, текст. Особое внимание уделяется смысловой стороне: умение отвечать на вопросы, рассказывать, разрабатывать план Также оцениваются метод, техника и скорость чтения. Типичные ошибки: нарушение звука и смешение слогов, искажение звукослоговой структуры, непонимание сути прочитанного.
• Нейропсихологические характеристики. В контексте нейропсихологической диагностики исследуются слухово-речевая и зрительная память, оптико-пространственный гнозис и различные виды практики. Как правило, у детей с семантической дислексией наблюдается нарушение координации движений, нестабильность внимания и запоминания, нарушение пространственной ориентации.
Лечение
|
• Формирование слогового синтеза. Обязательно, если на каждое слово читается одно сообщение. На этом этапе отрабатываются и автоматизируются навыки смешивания звуков и слогов. Материал постепенно усложняется, а время выполнения задания сокращается.
• Уточнение и расширение словарного запаса. Необходимо расширять словарный запас для лучшего понимания текстов. На уроках изучаются новые лексические, синонимы и антонимы, почти омонимы.
• Развитие грамматического строя. Он предполагает работу над изменением и формированием слова, формированием структуры предложения, выяснением синтаксических связей между членами предложения.
• Работа над пониманием прочитанного. Учащегося просят найти картинку или нарисовать рисунок, соответствующий слову или фразе, которые они слышат, найти предложение в тексте, которое соответствует иллюстрации, составить рассказ на основе серии сюжетных картинок или расположить картинки соответствуют повествованию. Используется вопросно-ответная форма (ответьте на вопрос сами, ответ найдите в тексте), пересказ.
Из специальных техник на всех уровнях имеет смысл включить в занятия кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры, зеркальное рисование. Важно помнить, что учащиеся с семантической дислексией лучше усваивают материал, основанный на зрительном и тактильном восприятии и повторяющемся повторении.
Прогноз
Факт наличия семантической дислексии не делает ребенка хуже или лучше его сверстников, но создает определенные трудности в обучении, общении и социализации. В то же время дети с дислексией одарены образным мышлением, часто хорошо рисуют и умеют находить нестандартные решения в различных ситуациях. Важно найти и развить в ребенке его сильные стороны, чтобы помочь преодолеть проблемы с чтением. Необходимо создать благоприятные условия для развития ребенка, постараться исключить влияние патогенных биологических и социальных факторов.
Список литературы
1. Семантическое восприятие текста в процессе чтения младшими школьниками с дислексией/ Мигурская А.А. Специальное образование. 2016.
2. Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и устной речи/ Киселева В.С. 2010.
3. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований/ Григоренко Е.Л. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010.
4. Нарушения письма и чтения. Дислексия. Лекции / Филипович Е. И. 2014.
2. Смешанная» дислексия и её взаимосвязь с особенностями развития кратковременной зрительной памяти и устной речи/ Киселева В.С. 2010.
3. Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований/ Григоренко Е.Л. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010.
4. Нарушения письма и чтения. Дислексия. Лекции / Филипович Е. И. 2014.