|
Другие названия и синонимы
Amusia, Музыкальная агнозия.МКБ-10 коды
- МКБ-10
- R48.1 Агнозия
Описание
Развлечение. Это врожденная или приобретенная неспособность воспринимать и воспроизводить музыкальные ритмы и мелодии. Пациенты с амусией теряют способность овладевать нотной грамотой, не могут играть голоса и инструментальные композиции, не могут узнавать знакомые мелодии. При этом устная речь сохраняется. Диагностическое обследование включает визуализацию (КТ или МРТ головного мозга), оценку музыкальных способностей. Лечение основного неврологического расстройства и музыкальная терапия улучшают нарушенную функцию.
Дополнительные факты
Музыкальная игра или агнозия - это нарушение одного или нескольких основных процессов обработки музыкального сигнала. Понимание музыки может быть приобретенным или врожденным. Врожденная амузия также известна как «тональная глухота» и затрагивает примерно 5% населения мира. Частота приобретенных случаев неизвестна, но музыкальные расстройства чаще диагностируются у женщин в возрасте 50 лет. Большинство из них правши, левши и в единичных случаях встречаются двуручные.
Причины
Врожденная музыкальная агнозия считается генетической, поскольку исследования показывают, что близкие родственники часто имеют похожие нарушения обработки музыки. Скорее всего, это нарушение связано со структурными изменениями лобных и височных долей, преимущественно правого полушария.
Приобретенная амузия возникает в результате патологических процессов, развивающихся в правой слуховой коре или одновременно в обоих полушариях:
• Инсульт;
• геморрагический инсульт;
• нейроинфекции;
• Травматическое повреждение мозга;
• опухоли головного мозга;
• нейродегенеративные заболевания;
• артериовенозная мальформация;
• нейрохирургические операции.
Приобретенная амузия возникает в результате патологических процессов, развивающихся в правой слуховой коре или одновременно в обоих полушариях:
• Инсульт;
• геморрагический инсульт;
• нейроинфекции;
• Травматическое повреждение мозга;
• опухоли головного мозга;
• нейродегенеративные заболевания;
• артериовенозная мальформация;
• нейрохирургические операции.
Патогенез
Известные случаи амузии различаются по причинам, механизмам развития и анатомическому расположению поражения. Первичная правая (поле 41 Бродмана) и вторичная (поле 42) слуховая кора головного мозга считаются важными для восприятия музыки. Сравнительные исследования правшей с ишемическим инсультом в области правой и левой средних мозговых артерий показывают, что у пациентов с поражением правого полушария развивается более тяжелая амузия, чем у людей с поражением левого полушария.
Правое полушарие отвечает за воспроизведение мелодического контура в общих чертах, в то время как левое выполняет задачи аналитической обработки, кодирует каждую ноту и интервал этого мелодического контура. Музыкальный ритм лечится по нескольким направлениям, а нарушение его обработки отмечается у пациентов с поражением головного мозга справа или слева. Процесс обучения и запоминания незнакомых мелодий задействует правое полушарие, а распознавание знакомых мелодий в большей степени зависит от левого полушария.
У людей с врожденной амузией на МРТ меньше белого вещества, чем у здоровых, особенно в правой нижней лобной извилине. Вероятно, это приводит к ослаблению лобно-височных связей и ухудшению способности обрабатывать музыкальные звуки.
Правое полушарие отвечает за воспроизведение мелодического контура в общих чертах, в то время как левое выполняет задачи аналитической обработки, кодирует каждую ноту и интервал этого мелодического контура. Музыкальный ритм лечится по нескольким направлениям, а нарушение его обработки отмечается у пациентов с поражением головного мозга справа или слева. Процесс обучения и запоминания незнакомых мелодий задействует правое полушарие, а распознавание знакомых мелодий в большей степени зависит от левого полушария.
У людей с врожденной амузией на МРТ меньше белого вещества, чем у здоровых, особенно в правой нижней лобной извилине. Вероятно, это приводит к ослаблению лобно-височных связей и ухудшению способности обрабатывать музыкальные звуки.
Классификация
Попытки классифицировать амусию вызывают споры относительно критериев ее разделения, поскольку нарушение музыкальных способностей считается довольно редким и малоизученным явлением. Таким образом, американский нейропсихолог А.Л. Бентон выделил более 10 типов амузии, в том числе рецептивную и экспрессивную. Современная клиническая классификация выделяет следующие варианты амузии:
• мотор. Утрата способности петь, напевать или насвистывать мелодию;
• сенсорная (музыкальная глухота). Утрата способности различать ноты;
• инструментальная (музыкальная апраксия). Утрата способности играть на музыкальном инструменте;
• музыкальная амнезия. Неспособность узнать известные музыкальные произведения;
• музыкальная аграфия - неумение писать музыку;
• музыкальная алексия ‒Неспособность читать ноты.
• мотор. Утрата способности петь, напевать или насвистывать мелодию;
• сенсорная (музыкальная глухота). Утрата способности различать ноты;
• инструментальная (музыкальная апраксия). Утрата способности играть на музыкальном инструменте;
• музыкальная амнезия. Неспособность узнать известные музыкальные произведения;
• музыкальная аграфия - неумение писать музыку;
• музыкальная алексия ‒Неспособность читать ноты.
Клиническая картина
Пациенты с врожденной музыкальной агнозией испытывают трудности с пониманием музыки, хотя их физический и фонематический слух и другие когнитивные функции, как правило, не затрагиваются. Сопутствующие неврологические расстройства (слух, зрение, головокружение, потеря памяти) обычно характерны для приобретенной амузии. В некоторых случаях может возникнуть афазия, алексия, аграфия, диспрозодия.
Спектр расстройств, сопровождающих амусию, различен: пациенты могут терять способность петь, распознавать мелодии, играть на музыкальных инструментах, читать ноты, писать музыку. При этом в одних случаях может быть нарушено восприятие, в других - исполнительская, в третьих - музыкальная память, в четвертых - весь комплекс обработки музыкального материала.
Иногда пациенты перестают испытывать эстетическое удовольствие от прослушивания любимой музыки. Утрачивается эмоциональная связь с музыкой, пациенты не могут понять смысл мелодии, охарактеризовать ее (темп, настроение ), Назвать звуковые инструменты. Музыка может даже стать неприятной - это по сравнению со скрипом и раздражающим шумом металла. Пациенты перестают смотреть шоу и слушать музыку дома.
Amusion доступна не только профессиональным музыкантам и страстным ценителям музыки, но и тем, кто не имеет специальной музыкальной подготовки и знаний. Однако, поскольку последняя группа пациентов часто не осознает и не сообщает о музыкальном дефиците, эти случаи амузии не учитываются в общей статистике.
Ассоциированные симптомы: Диспросодия.
Спектр расстройств, сопровождающих амусию, различен: пациенты могут терять способность петь, распознавать мелодии, играть на музыкальных инструментах, читать ноты, писать музыку. При этом в одних случаях может быть нарушено восприятие, в других - исполнительская, в третьих - музыкальная память, в четвертых - весь комплекс обработки музыкального материала.
Иногда пациенты перестают испытывать эстетическое удовольствие от прослушивания любимой музыки. Утрачивается эмоциональная связь с музыкой, пациенты не могут понять смысл мелодии, охарактеризовать ее (темп, настроение ), Назвать звуковые инструменты. Музыка может даже стать неприятной - это по сравнению со скрипом и раздражающим шумом металла. Пациенты перестают смотреть шоу и слушать музыку дома.
Amusion доступна не только профессиональным музыкантам и страстным ценителям музыки, но и тем, кто не имеет специальной музыкальной подготовки и знаний. Однако, поскольку последняя группа пациентов часто не осознает и не сообщает о музыкальном дефиците, эти случаи амузии не учитываются в общей статистике.
Ассоциированные симптомы: Диспросодия.
Возможные осложнения
Удовольствие не приводит к соматическим осложнениям. Напротив, это может вызвать психологический дискомфорт и снижение качества жизни у людей, одаренных музыкой. Если расстройство возникает у профессионального музыканта, то под вопросом возможность продолжения музыкальной карьеры. Риски для здоровья представляют последствия основного заболевания: инсульт, травма головы, растущая опухоль, прогрессирующий нейродегенеративный процесс В странах Юго-Восточной Азии, где используются тональные языки (тон выражает лексические и грамматические различия), веселье приводит к трудностям в понимании речи и активном выражении.
Диагностика
Пациентам с амузией необходимо неврологическое и нейропсихологическое обследование. Первая группа методов диагностики направлена на установление причин нарушения, вторая - на определение наличия и типа музыкальной агнозии.
• Методы нейровизуализации. Для выявления очага поражения (характера, локализации, распространенности) проводится КТ или МРТ структур головного мозга. Запись активности слуховой обработки музыки осуществляется магнитоэнцефалографией. В научных целях используются фМРТ, ПЭТ-КТ.
• Нейропсихологические тесты. Батарея оценок Montreal Amusia Assessment вattery (MBEA) используется для стандартизированной оценки музыкальных способностей. Он состоит из 6 тестов для оценки восприятия мелодии, музыкальных интервалов, гамм, ритма, метра и памяти. Изучаются и другие типы памяти, внимания, зрительно-пространственных функций.
• Методы нейровизуализации. Для выявления очага поражения (характера, локализации, распространенности) проводится КТ или МРТ структур головного мозга. Запись активности слуховой обработки музыки осуществляется магнитоэнцефалографией. В научных целях используются фМРТ, ПЭТ-КТ.
• Нейропсихологические тесты. Батарея оценок Montreal Amusia Assessment вattery (MBEA) используется для стандартизированной оценки музыкальных способностей. Он состоит из 6 тестов для оценки восприятия мелодии, музыкальных интервалов, гамм, ритма, метра и памяти. Изучаются и другие типы памяти, внимания, зрительно-пространственных функций.
Лечение
|
На сегодняшний день не предложено общепринятого метода исправления амузии. Разработка реабилитационных программ носит экспериментальный характер. В их основе лежит использование ритмических упражнений, музыкальной терапии, голосовой терапии, тренировки слухового внимания. При врожденной амусии можно улучшить музыкальные способности посредством систематического и целенаправленного музыкального образования.
Прогноз
Как первичная, так и вторичная амузия встречаются чаще, чем диагностируются в клинической неврологии. Врожденные формы потери слуха лучше поддаются коррекции, чем приобретенные. Некоторые пациенты вынуждены навсегда отказаться от занятий музыкой, профессией или посещением концертов, потому что они теряют навыки, а музыка вызывает у них негативные эмоции.
Профилактика амусии связана со снижением факторов риска инсульта, травм головы, опухолей головного мозга и деменции. Необходимо следить за питанием, артериальным давлением, поддерживать умственную и физическую активность.
Профилактика амусии связана со снижением факторов риска инсульта, травм головы, опухолей головного мозга и деменции. Необходимо следить за питанием, артериальным давлением, поддерживать умственную и физическую активность.
Список литературы
1. Клиническая нейропсихология/ Ю. Г. Фролова. 2016.
2. Auditory and сognitive Deficits Associated with Acquired Amusia after Stroke: A Magnetoencephalography and Neuropsychological Follow-Up Study/ T. Särkämö, M. Tervaniemi, S. Soinila// PLoS One. 2010; 5(12).
3. Model of music cognition and amusia/ N. García-Casares, M.L. вerthier Torres, S. Froudist Walsh, P. González-Santos. 2013. Vol. 28. Issue 3.
4. Selected observations on amusia/ Pearce J. M. S. European Neurology. 2005. 54 (3).
2. Auditory and сognitive Deficits Associated with Acquired Amusia after Stroke: A Magnetoencephalography and Neuropsychological Follow-Up Study/ T. Särkämö, M. Tervaniemi, S. Soinila// PLoS One. 2010; 5(12).
3. Model of music cognition and amusia/ N. García-Casares, M.L. вerthier Torres, S. Froudist Walsh, P. González-Santos. 2013. Vol. 28. Issue 3.
4. Selected observations on amusia/ Pearce J. M. S. European Neurology. 2005. 54 (3).