|
Другие названия и синонимы
Optical dysgraphy.МКБ-10 коды
Описание
Оптическая дисграфия. Это нарушения на письме, обусловленные несформированностью зрительных, пространственных и моторных процессов. Проявляется стойкими заменами сходных по написанию букв, их зеркальным расположением, ошибками в начертании отдельных буквенных элементов (пропуски, удвоение). Диагностируется по результатам анализа школьных тетрадей ребенка, обследования письменной речи, нейропсихологического тестирования. Работа по коррекции оптической дисграфии включает несколько составляющих: развитие высших зрительных функций, моторной координации, дифференциацию смешиваемых букв.
Дополнительные факты
Оптическая дисграфия - нарушение письма из-за отсутствия устойчивого визуального образа буквы. В общей структуре нарушений письма чистая оптическая дисграфия встречается значительно реже других форм: у 1,3% учащихся младших классов. Ошибки, которые допускает ребенок при письме, не связаны с состоянием устной речи или знанием правил орфографии, а вызваны недоразвитием оптико-пространственных функций. Тот же самый механизм лежит в основе визуальных трудностей при чтении: оптическая дислексия.
Причины
Проблема оптической дисграфии возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, координации движений. Это затрудняет усвоение ребенком визуального и графического образа буквы, усложняет начальный этап обучения письму. Факторы, ведущие к минимальной дисфункции мозга, являются предпосылками отсутствия визуальных представлений:
• отягощенный пренатальный анамнез. Внутриутробная гипоксия, действие на плод химических веществ (никотин, алкоголь, лекарственные и наркотические вещества), резус-конфликт, анемия и токсикоз беременной;
• факторы перинатального риска. Преждевременные роды, кесарево сечение, внутричерепные родовые травмы;
• послеродовые травмы. Нейроинфекция, дистрофия, травма головы, интоксикация.
Перечисленные опасности губительно действуют на центры мозга, которые позволяют визуально координировать процесс письма. Помимо органических причин в раннем детстве, на развитие ребенка значительное влияние оказывают социальные факторы. Для последующего формирования оптической дисфографии важны педагогическая запущенность, недоразвитие мелкой моторики, неблагоприятный микроклимат в семье и пребывание в больнице. Зеркальное письмо - обычное дело для левшей.
• отягощенный пренатальный анамнез. Внутриутробная гипоксия, действие на плод химических веществ (никотин, алкоголь, лекарственные и наркотические вещества), резус-конфликт, анемия и токсикоз беременной;
• факторы перинатального риска. Преждевременные роды, кесарево сечение, внутричерепные родовые травмы;
• послеродовые травмы. Нейроинфекция, дистрофия, травма головы, интоксикация.
Перечисленные опасности губительно действуют на центры мозга, которые позволяют визуально координировать процесс письма. Помимо органических причин в раннем детстве, на развитие ребенка значительное влияние оказывают социальные факторы. Для последующего формирования оптической дисфографии важны педагогическая запущенность, недоразвитие мелкой моторики, неблагоприятный микроклимат в семье и пребывание в больнице. Зеркальное письмо - обычное дело для левшей.
Патогенез
Исследователи, изучающие оптическую дисграфию, связывают ее механизм с неспособностью мозга быстро и точно обрабатывать полученную визуальную информацию. Ряд научных наблюдений экспериментально подтвердил отсутствие зрительного восприятия и контроля, несоответствие зрительно-моторной координации.
Основным патогенетическим звеном в случае оптической дисграфии является неполноценное функционирование речевого анализатора, из-за чего страдают зрительные дифференциации. Выявлены нарушения в таламусе, влияющие на скорость и качество обработки графических символов. В таких условиях становится сложно формировать кинетико-визуальную схему буквы и целостного образа слова.
Основным патогенетическим звеном в случае оптической дисграфии является неполноценное функционирование речевого анализатора, из-за чего страдают зрительные дифференциации. Выявлены нарушения в таламусе, влияющие на скорость и качество обработки графических символов. В таких условиях становится сложно формировать кинетико-визуальную схему буквы и целостного образа слова.
Классификация
В структуре оптической дисграфии выделяют три подвида, различающиеся механизмом и типом ошибок. Они могут возникать как независимо друг от друга, так и сочетаться друг с другом или с другими формами дисграфии:
• буквальная дисграфия. Неправильный стиль изолированного письма;
• вербальная дисграфия. Замены и смешивание оптически похожих букв в слове;
• зеркальное письмо. Написание слов слева направо «отражало» (переворачивало в обратную сторону) изображение букв.
Ряд авторов-исследователей в области современной логопедии считают двигательную (кинетическую) дисграфию одним из видов оптической дисграфии. Это следствие неподготовленности руки к письму: скованность, неуклюжесть, невозможность выполнять дифференцированные движения. Это приводит к искажению схемотехники мотора буквы.
• буквальная дисграфия. Неправильный стиль изолированного письма;
• вербальная дисграфия. Замены и смешивание оптически похожих букв в слове;
• зеркальное письмо. Написание слов слева направо «отражало» (переворачивало в обратную сторону) изображение букв.
Ряд авторов-исследователей в области современной логопедии считают двигательную (кинетическую) дисграфию одним из видов оптической дисграфии. Это следствие неподготовленности руки к письму: скованность, неуклюжесть, невозможность выполнять дифференцированные движения. Это приводит к искажению схемотехники мотора буквы.
Клиническая картина
Предпосылки для последующего нарушения почерка видны даже в дошкольном возрасте. В процессе рисования дети плохо ориентируются по листу бумаги, они представляют детали, несоразмерные масштабу. Для них характерны плохая зрительная память, недоразвитие моторики, неточные представления о цвете и форме предметов. Дети могут запутаться вилкой и ложкой, фломастером и карандашом, правой и левой рукой.
В процессе совершенствования письма в начальной школе у детей возникают очень специфические ошибки, связанные с трудностями в усвоении графических символов. Для оптической дисграфии характерны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
• замена оптически похожих букв, различающихся элементами верхнего и нижнего индекса (каждая - в кружке, край - описание);
• замена букв, состоящих из одинаковых, но разных количественно элементов (молоко - момоко);
• пропуск элементов при объединении букв в слово или добавлении ненужных элементов;
• написание букв в зеркальном отображении (s, e, e);
• неправильное расположение буквенных элементов (t - pp, x - ss);
• разный размер букв (микрофотография и макрография), сочетание строчных и прописных букв;
• несоблюдение линии линии, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).
Ребенок с дислексией зрительного нерва страдает навыками чтения. Неправильное распознавание букв, чтение справа налево, пропуск слов, чтение только половины слова или фразы.
Ассоциированные симптомы: Изменение почерка. Макрография. Микрография.
В процессе совершенствования письма в начальной школе у детей возникают очень специфические ошибки, связанные с трудностями в усвоении графических символов. Для оптической дисграфии характерны зрительные, моторные, зрительно-пространственные, зрительно-моторные ошибки:
• замена оптически похожих букв, различающихся элементами верхнего и нижнего индекса (каждая - в кружке, край - описание);
• замена букв, состоящих из одинаковых, но разных количественно элементов (молоко - момоко);
• пропуск элементов при объединении букв в слово или добавлении ненужных элементов;
• написание букв в зеркальном отображении (s, e, e);
• неправильное расположение буквенных элементов (t - pp, x - ss);
• разный размер букв (микрофотография и макрография), сочетание строчных и прописных букв;
• несоблюдение линии линии, наклона букв, интервала между словами (слишком большое или маленькое расстояние).
Ребенок с дислексией зрительного нерва страдает навыками чтения. Неправильное распознавание букв, чтение справа налево, пропуск слов, чтение только половины слова или фразы.
Ассоциированные симптомы: Изменение почерка. Макрография. Микрография.
Возможные осложнения
Главное последствие любой дисграфии, включая дисграфию зрительного нерва, - академическая неуспеваемость. Ребенка называют «отстающим» в русском языке и литературе. Мотивация к обучению снижается, и каждый урок и задание в классе вызывают стресс. Усиливается нежелание ходить в школу, формируются невротические реакции, уход, агрессия. Могут возникнуть конфликты с учителями.
Диагностика
Оптическая дисграфия диагностируется школьным логопедом. Желательно, чтобы специалист обладал навыками нейропсихологического обследования. На первом этапе письменные работы студентов анализируются с целью выявления типичных дисграфических ошибок. Дальнейший алгоритм предполагает:
• Изучение неречевых функций. В случае оптической дисграфии необходимо оценить зрительные функции, зрительно-пространственный гнозис и координацию движений. Ребенку предлагается максимально точно воссоздать рисунок по выкройке, заполнить недостающие части целого, выявить «шумные» картинки, найти тень от предмета. Он изучал кинестетическую практику и динамическую, конструктивную деятельность.
• Написание исследований. В него входят задания на копирование печатных и рукописных букв, слогов, предложений, текста. В рамках диагностики выполняются слуховые диктанты и утверждения, а также анализируется письмо учащегося.
• Изучение навыков чтения. Ребенку предлагается прочитать текст вслух, ответить на вопросы логопеда и повторить. На этом этапе внимание уделяется методу, беглости, правильному чтению, пониманию прочитанного.
Все тесты, проведенные при оптической дисграфии, выявляют слабую зрительную и кинестетическую память, плохую пространственную ориентацию и инерцию двигательного стереотипа. Дифференциальная диагностика проводится с другими видами дисграфии: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, по снижению активности аналитико-синтетического языка, дисфографии.
• Изучение неречевых функций. В случае оптической дисграфии необходимо оценить зрительные функции, зрительно-пространственный гнозис и координацию движений. Ребенку предлагается максимально точно воссоздать рисунок по выкройке, заполнить недостающие части целого, выявить «шумные» картинки, найти тень от предмета. Он изучал кинестетическую практику и динамическую, конструктивную деятельность.
• Написание исследований. В него входят задания на копирование печатных и рукописных букв, слогов, предложений, текста. В рамках диагностики выполняются слуховые диктанты и утверждения, а также анализируется письмо учащегося.
• Изучение навыков чтения. Ребенку предлагается прочитать текст вслух, ответить на вопросы логопеда и повторить. На этом этапе внимание уделяется методу, беглости, правильному чтению, пониманию прочитанного.
Все тесты, проведенные при оптической дисграфии, выявляют слабую зрительную и кинестетическую память, плохую пространственную ориентацию и инерцию двигательного стереотипа. Дифференциальная диагностика проводится с другими видами дисграфии: акустической, артикуляционно-акустической, аграмматической, по снижению активности аналитико-синтетического языка, дисфографии.
Лечение
|
• Развитие зрительных функций (гностических, мнестических). Ведутся работы по расширению объема зрительной памяти, уточнению цвета и формы объекта. Ребенка учат распознавать предметы по контуру, выделять наложенные друг на друга изображения. В дальнейшем акцент смещается на распознавание и различение похожих букв, соотнесение изображения буквы с предметами.
• Формирование пространственных представлений. Детям с оптической дисграфией необходимо развивать пространственную ориентацию в окружающей среде, на собственном теле, на тетрадном листе. В рамках этого направления работают над разграничением понятий «лево-право», «верх-низ», «перед-зад». Проанализируйте взаимное расположение предметов, букв, цифр.
• Развитие графомоторных навыков. На начальном этапе проводится пальчиковая гимнастика, самомассаж, кистевой массаж и суджок-терапия. Для подготовки писчей кисти полезно поиграть с мелкими предметами, моделировать, растушевывать, сглаживать контур и шаблон, собирать мозаики и конструкторы. Затем переходят к графическим диктантам, отрабатывая написание буквенных элементов.
• Создать буквенный гнозис. В рамках этого направления решается проблема различения букв с близкими оптическими и кинетическими характеристиками. Студенты практикуют построение букв, сборку букв из отдельных элементов, распознавание их наощупь Тест Бурдона доказал свою эффективность.
На последнем этапе фиксируются связи между звуком и его графическим символом. Для тренировки используются различные письменные упражнения. Желательно научить ребенка писать, говоря сначала вслух, а затем «про себя».
Прогноз
Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от сложности подхода, учитывающего все механизмы нарушения. При правильно построенной логопедической работе до того, как ребенок перейдет от исходного звена ко второму, ошибки исчезают или их количество явно уменьшается.
Профилактика
Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала занятий. Он заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственной ориентации и моторики. Для выявления у детей группы риска по формированию оптической дисграфии перед поступлением в школу необходимо проконсультироваться с логопедом.
Список литературы
1. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Парамонова Л.Г. 2006.
2. Моторная и оптическая дисграфия (Диагностика, профилактика, коррекция)/ Суслова С.В. Начальная школа плюс до и после. 2008 ‒ №9.
3. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Мазанова Е.В. 2006.
2. Моторная и оптическая дисграфия (Диагностика, профилактика, коррекция)/ Суслова С.В. Начальная школа плюс до и после. 2008 ‒ №9.
3. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками/ Мазанова Е.В. 2006.