Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Атаксии у детей

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Фарм. гр. Вещество Препараты
Карбамазепин |
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Патогенез
  6. Классификация
  7. Клиническая картина
  8. Возможные осложнения
  9. Диагностика
  10. Лечение
  11. Прогноз
  12. Список литературы
  13. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Ataxia in children.
Атаксии у детей

МКБ-10 коды

Описание

 Атаксия у детей. Это нарушение координации движений, которое связано с повреждением мозжечка, вестибулярного аппарата или спинного мозга. Возникает как наследственное заболевание, а также под влиянием инфекционных, токсических, дегенеративных поражений головного мозга. Атаксия проявляется статическими нарушениями, изменением походки, неспособностью к мелкой и мелкой моторике. Для диагностики требуется полное неврологическое обследование, нейровизуализация (КТ, МРТ), электрофизиологические методы (ЭНМГ, вызванные потенциалы). Лечение включает устранение первопричины (если возможно), общеукрепляющую терапию, ЛФК и физиотерапию.
Атаксии у детей

Дополнительные факты

 Термин происходит от греческого «атаксия», что означает «расстройство». Атаксия может быть как синдромным диагнозом при травматических и дегенеративных поражениях центральной нервной системы, так и самостоятельным заболеванием, наблюдаемым при многих наследственных патологиях у детей. Истинная частота возникновения проблемы неизвестна, поскольку вторичная атаксия (как симптом другой патологии) в статистике не учитывается. Наследственные формы относятся к орфанным (редким) заболеваниям.

Причины

 Детские атаксии обычно связаны с генетическими дефектами. Мутации наследуются как аутосомно-доминантные (атаксия Пьера-Мари, Фридрейха), аутосомно-рецессивные (синдром Луи-Бар), X-сцепленные (синдром Arts, FXTAS) или цитоплазматические. Основные причины приобретенных вариантов атаксии у детей:
 • Нейроинфекция. Нарушение координации может возникнуть в острой стадии энцефалита, протекающей с поражением ткани мозжечка, при подостром склерозирующем энцефалите (осложнение кори у ребенка). Иногда патология вызвана поражением тканей мозга от ВИЧ, чаще при внутриутробном заражении.
 • Нейродегенерация. Атаксия - характерный симптом рассеянного склероза, множественной системной атрофии и болезни Вильсона-Коновалова. Иногда они возникают у детей с дефицитом (синдром Гайе-Вернике). Нарушение чувствительности возможно при воспалительной демиелинизирующей невропатии.
 • Онкопатология. Заболевание развивается при первичных новообразованиях головного мозга в задней черепной ямке, метастазах рака другой локализации. Нарушения координации - симптом паранеопластического синдрома.
 • Отравление. Специфические нарушения движений и походки наблюдаются при интоксикации тяжелыми металлами, у подростков - под воздействием больших доз алкоголя или наркотиков. Иногда в качестве токсинов действуют лекарственные препараты (цитостатики, противотуберкулезные антибиотики).

Патогенез

 В норме структуры мозжечка, лобная и височная области коры, вестибулярный аппарат и чувствительные волокна спинного мозга участвуют в поддержании равновесия и обеспечении согласованности движений. Если аномалии возникают на одном из этих уровней, они клинически проявляются как атаксия. Однако сила мышц и диапазон движений сохраняются, потому что парез - редкость.
 Чаще всего атаксические реакции у детей выявляются при поражении мозжечка, который состоит из 3-х частей. Повреждение на уровне дуги мозжечка вызывает дисбаланс из-за типа вестибулярной дисфункции; повреждение червя мозжечка сопровождается затруднениями при ходьбе и сохранении устойчивой осанки. При поражении полушарий мозжечка возникают нарушения согласованного движения конечностей.

Классификация

 По клиническим признакам различают статическую форму, при которой у детей нарушается равновесие в неподвижном положении, и динамическую форму, характеризующуюся затруднениями в выполнении движений. Условно патологию можно разделить на врожденную (наследственную) и приобретенную, что является одним из признаков неврологического заболевания. Принимая во внимание локализацию поражения, различают 3 группы нарушений:
 • Мозжечковая атаксия. Поражение структур мозжечка - наиболее частая причина нарушения координации у детей. Он проявляется в статических и динамических нарушениях, иногда связанных с наследственными заболеваниями.
 • Чувствительная атаксия. Нарушения проводимости по глубоким сенсорным путям спинного мозга в результате появления симптомов изменяют у ребенка чувство идентичности и осознание своего тела в пространстве. Типичная особенность - усиление симптомов при закрытых глазах.
 • Вестибулярная атаксия. Считается подвидом чувствительной формы, вызванной поражением структур лабиринта (вестибулярного аппарата). В отличие от предыдущей версии, дети сохранили чуткость.

Клиническая картина

 Возраст начала клинических проявлений варьирует от первого года до подросткового возраста. Весь период детства (до 18 лет) считается ранним началом атаксии и указывает на вероятную генетическую причину, даже если в семье не было подобных случаев. В основном болезнь хроническая, постоянно прогрессирующая, но некоторые приобретенные формы через пару месяцев дают резкое ухудшение.
 Характерна шаткая, шаткая походка (как на палубе корабля), которая дополняется неловкими и неловкими движениями. В раннем возрасте это не всегда вовремя диагностируется, так как незначительные отклонения родители относят к формированию нормальной походки. Типичный симптом - когда ребенок стоит, раздвигает ноги и, когда они сведены вместе, начинает раскачиваться.
 Мозжечковая форма атаксии характеризуется невозможностью ударить пальцем по носу при закрытых глазах, затруднениями в выполнении чередующихся движений (сгибание-разгибание). Атаксия у детей сопровождается нарушениями речи: ребенок говорит невнятно, слишком отрывисто и по слогам, неправильно произносит ударение и интонацию (мозжечковая дизартрия). Почерк школьников меняется, он становится крупным, небрежным, размашистым.
 У ребенка развиваются нарушения ходьбы, стояния, но при этом не страдает мелкая моторика и скоординированные движения конечностей. Помимо двигательных нарушений, дети жалуются на головокружение, снижение слуха или шум в ушах, приступы тошноты и рвоты. При одностороннем поражении ребенок не может идти прямо по заданной линии, он всегда отклоняется в сторону патологического очага.
 Как правило, нарушение ощущений в конечностях, из-за чего ребенку кажется, что он ходит по мягкой, текучей поверхности. Внешне это проявляется чрезмерным сгибанием коленных и тазобедренных суставов, «тяжелыми» шагами в попытке удержать равновесие. Во время прогулки ребенок постоянно смотрит под ноги; закрывание или отведение взгляда усиливают атаксию.
 Ассоциированные симптомы: Изменение почерка. Макрография. Нарушение походки. Невнятность речи. Шаткая походка. Шум в ушах.

Возможные осложнения

 При грубых нарушениях координации и невозможности совершать точные, осознанные движения наступает инвалидность. Ребенок не может посещать обычную школу, имеет трудности с простыми домашними делами и самообслуживанием. В зависимости от причины атаксия дополняется другими неврологическими нарушениями, ухудшающими состояние пациента. Из-за нарушений нервно-мышечной регуляции у детей возможна прогрессирующая дыхательная недостаточность.

Диагностика

 Детский невролог получает основные данные для постановки диагноза во время медицинского осмотра пациента. Врач обращает внимание на характер и степень тяжести нарушений, выполняет базовые пробы (поза Ромберга, пальцевая проба). Чтобы различать типы атаксии, специалист оценивает глубокую чувствительность и сохранность рефлексов, проверяет речь и слух. С целью выяснения причины патологического состояния используются следующие методы диагностики:
 • КТ головного мозга. В исследовании выявляются новообразования, кровоизлияния, дегенеративные изменения. Для тщательного изучения строения мозжечка и коры назначается МРТ. У детей первого года жизни план обследования начинается с нейросонографии большого родничка. При подозрении на болезненную атаксию показана МРТ спинного мозга.
 • Нейрофизиологические методы. Для оценки функциональной активности нервной системы используется метод вызванных потенциалов, ЭНМГ (электронейромиография). Исследования предоставляют детскому неврологу информацию о работе определенных нервных структур и позволяют определить уровень повреждения.
 • Генетические тесты. Разнообразие клинической картины и широкий спектр диагнозов наследственной атаксии требуют ДНК-диагностики. С помощью молекулярно-генетического метода врач может со 100% уверенностью определить тип недуга.

Лечение

 Специфического лечения атаксии не существует. Если это вызвано острым неврологическим заболеванием, недостаточностью питания или отравлением, основная проблема устраняется, после чего нарушения координации у детей уменьшаются или полностью исчезают. При новообразованиях, врожденных аномалиях головного мозга ребенку необходима консультация нейрохирурга для определения показаний к операции.
 Детям назначают поддерживающую терапию витаминами, нейрометаболическими средствами, препаратами, улучшающими работу митохондрий. Важным звеном в схеме лечения является регулярная лечебная физкультура, которая укрепляет разные группы мышц и уменьшает проявления дискоординации. При необходимости используются массаж, физиотерапевтические методики, логопедическая коррекция, медико-социальная реабилитация.
 Эффективные терапевтические методы находятся в стадии разработки. Имеется успешный клинический опыт применения антидепрессантов и противосудорожных средств при наследственных формах заболевания у детей. Исследователи работают над созданием персонализированной генной и клеточной терапии, которая могла бы помочь пациентам с наследственной атаксией. Перспективным считается использование мультипотентных стволовых клеток.

Прогноз

 Наследственные варианты состояния характеризуются неуклонным прогрессированием, поэтому со временем состояние ребенка будет ухудшаться. Однако современные методы поддерживающей терапии и реабилитации задерживают этот процесс и улучшают качество жизни. Прогноз приобретенных форм зависит от их причин. Основная профилактика - это генетическое консультирование для семей и пренатальная диагностика генетических дефектов, если у родителей в анамнезе есть осложнения.

Список литературы

 1. Прогрессирующая атаксия: диагностика и лечение/ В. Давыденко// Украинский медицинский журнал. 2019.
 2. Детская нейрохирургия/ под ред. С. Горелышева. 2016.
 3. Детская неврология/ А.С. Петрухин. 2012.
 4. Клинический протокол МЗ РК «Наследственная атаксия». 2010.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.