Другие названия и синонимы
Neuroses in children.
МКБ-10 коды
|
Описание
Это нервно-психическое расстройство, возникшее в результате острой или долговременной травматической ситуации. Симптомы включают общие, вегетативно-сосудистые и невротические расстройства. У последних разные клиники: тики, фобии, плохое настроение, изоляция или расторможенность. Диагноз основывается на сборе жалоб, истории развития заболевания и определении причинного фактора. Дополнительные тесты выполняются для исключения аналогичных органических патологий. Лечение включает психотерапевтические, лечебные и физиотерапевтические методы.

Дополнительные факты
Невроз является общей проблемой для педиатрии и детской психиатрии, поскольку больной ребенок страдает как физически, так и эмоционально. Иногда соматический компонент настолько силен, что невроз сопровождается повышенной болезненностью, склонностью к появлению патологий общего характера с нормальным органическим фоном. Согласно статистике, доля детских неврозов среди всех психоневрологических заболеваний составляет 45%. Мальчики заболевают в 1,5 раза чаще, чем девочки. Пик заболеваемости приходится на старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Причины
Этиология заболевания разнообразна. Считается, что важный межличностный конфликт между ребенком и членами семьи имеет решающее значение для развития невроза. Во-вторых, в школе существуют различия во мнениях. Пусковые факторы невроза:
• Социально-психологическая. Эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в большой семье), несогласованность в стиле воспитания, вредные привычки родителей, семейные конфликты, перестройка семейных ролей.
• Социально-культурные. Жизнь в большом городе, темп жизни, который не соответствует навыкам и потребностям ребенка, сложные отношения в команде.
• Социально-экономические. Неполная семья, неудовлетворительные жилищные условия, досрочное увольнение матери с работы, раннее помещение ребенка в дошкольные учреждения.
Сложное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
Хроническая усталость, недосыпание, умственные и физические перегрузки (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, непроизвольное участие в аварии, драка).
• Социально-психологическая. Эмоциональная изоляция ребенка (единственный в семье, первенец в большой семье), несогласованность в стиле воспитания, вредные привычки родителей, семейные конфликты, перестройка семейных ролей.
• Социально-культурные. Жизнь в большом городе, темп жизни, который не соответствует навыкам и потребностям ребенка, сложные отношения в команде.
• Социально-экономические. Неполная семья, неудовлетворительные жилищные условия, досрочное увольнение матери с работы, раннее помещение ребенка в дошкольные учреждения.
Сложное течение беременности и родов, лабильная нервная система, наследственные или индивидуальные особенности психики, проблемы с физическим здоровьем, церебральная органическая недостаточность.
Хроническая усталость, недосыпание, умственные и физические перегрузки (секции, кружки), пережитый стресс (смерть близкого человека, непроизвольное участие в аварии, драка).
Патогенез
Патофизиология невроза имеет несколько стадий. В ответ на запускающий фактор процессы торможения или возбуждения в центральной нервной системе прекращаются. У детей возбуждение обычно преобладает над торможением; следовательно, самым ранним ответом обычно является возбудимость мозга. При трансцендентальном действии раздражителя, которое нервная система не может переносить, возникает защитная реакция торможения.
Организм, адаптируясь к новым условиям, меняет психическую реактивность. Включен каскад неврологических и соматических расстройств. У ребенка внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и их жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети играют для них необычные роли, что приводит к дезорганизации нервно-психической активности.
Организм, адаптируясь к новым условиям, меняет психическую реактивность. Включен каскад неврологических и соматических расстройств. У ребенка внутренний конфликт, основанный на несоответствии требований (родителей, общества) и их жизненного опыта. Пытаясь найти выход, дети играют для них необычные роли, что приводит к дезорганизации нервно-психической активности.
Классификация
Неврозы у детей классифицируются по полисимптоме проявлений. Согласно международной номенклатуре определяются следующие виды:
В клинике существуют различные проявления, в том числе неспецифические проявления. Представителями группы являются неврастения, истерика, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
Неврозы, которые имеют основной симптом. К ним относятся недержание мочи, энкопрез, заикание, аппетит и нарушения сна.
В клинике существуют различные проявления, в том числе неспецифические проявления. Представителями группы являются неврастения, истерика, депрессивный невроз, невроз навязчивых движений.
Неврозы, которые имеют основной симптом. К ним относятся недержание мочи, энкопрез, заикание, аппетит и нарушения сна.
Клиническая картина
Астенический невроз (неврастения).
Он формируется у детей с характерной стеснительностью, недоверием. Часто это происходит после длительных инфекционных заболеваний, на фоне хронического стресса или переутомления. Невроз проявляется нарушениями сна, беспокойством, необоснованными страхами. У больного появляется недостаточная чувствительность к обычным раздражителям: шум, интенсивный свет.Соматических симптомов, головной боли, дискомфорта в области сердца, желудочно-кишечных расстройств не отмечено. Часто растительные компоненты объединяются: ощущение мурашек, озноб, потоотделение.
Ассоциированные симптомы: Зуд. Судороги в ногах.
Возможные осложнения
В условиях непризнанных неврозов развиваются тяжелая депрессия, нервная анорексия и аффективные расстройства. При таких осложнениях у детей возможны попытки самоубийства или полное самоубийство. Согласно статистическим оценкам, от 70 до 75% подростков, совершивших попытку самоубийства, имеют травмирующий фактор в семье или в школе. Без своевременной помощи в случае невроза они определяют длительные изменения личности и характера. В зрелом возрасте это приводит к проблемам социализации, нарушению взаимопонимания в браке и формированию неврозов у нерожденных детей.
Диагностика
Диагностика в основном основана на клинической картине заболевания. Очень важен тщательный сбор жалоб и анамнеза у ребенка и его родителей / родственников. Невроз требует дифференциации с органической патологией нервной системы, астеническим синдромом при общих заболеваниях. Ребенка с подозрением на невроз осматривает детский психиатр. Диагностический алгоритм:
• Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасы. Из общих симптомов возможны нарушения сердцебиения, дискомфорт в груди, живот.
• Инструментальные экзамены. ЭКГ не выявляет патологию. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
• Осмотр смежных специалистов. В зависимости от характера жалоб может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных об органической патологии у детей.
• Первичная консультация. Родители жалуются на необоснованную вялость или суетливость ребенка, плохой сон, появление непроизвольных, стереотипных движений, гримасы. Из общих симптомов возможны нарушения сердцебиения, дискомфорт в груди, живот.
• Инструментальные экзамены. ЭКГ не выявляет патологию. На ЭЭГ возможны признаки дисфункции гипоталамо-гипофизарной системы. РЭГ показывает невыраженные сосудистые изменения.
• Осмотр смежных специалистов. В зависимости от характера жалоб может потребоваться консультация детского кардиолога, невролога, гастроэнтеролога. Как правило, при неврозах узкие специалисты не находят данных об органической патологии у детей.
Лечение
Большинство детей проходят амбулаторное лечение. Госпитализация подлежит пациентам с тяжелыми формами истерического невроза. Целью лечения является регресс симптомов или достижение долгосрочной ремиссии. Режим лечения комплексный, направленный на физическое и психологическое восстановление. Чтобы получить результат, необходимо исключить фактор или среду, провоцирующую заболевание.
Из режима мероприятий рекомендуется установить оптимальное соотношение активности и отдыха, правильного регулярного питания. В начале лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает в себя:
• небензодиазепиновые транквилизаторы: мебикар, гидроксизин;
• успокоительные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, лимонный бальзам, мяту;
• антипсихотики, в основном галоперидол;
• психостимуляторы из группы метилфенидатов;
• ноотропы на основе аминофенилбутировой кислоты;
• поливитаминные комплексы.
Из режима мероприятий рекомендуется установить оптимальное соотношение активности и отдыха, правильного регулярного питания. В начале лечения желательно освободить ребенка от уроков на 1-2 недели. Фармакотерапия включает в себя:
• небензодиазепиновые транквилизаторы: мебикар, гидроксизин;
• успокоительные средства растительного происхождения, содержащие зверобой, лимонный бальзам, мяту;
• антипсихотики, в основном галоперидол;
• психостимуляторы из группы метилфенидатов;
• ноотропы на основе аминофенилбутировой кислоты;
• поливитаминные комплексы.
Психотерапия.
Психотерапевтические методики занимают видное место в лечении неврозов у детей. На протяжении всего курса необходимо повышать самооценку ребенка, формировать чувство сытости и уменьшать беспокойство. Психотерапия проводится в двух формах: индивидуальной или групповой. Одна из разновидностей - семейная терапия - это работа со всеми участниками конфликта, направленная на исправление травматического компонента в семье.
|
Список литературы
1. Происхождение детских неврозов и психотерапия/ Захаров А.И. 2006.
2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н.И. Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). 2016.
3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г.В., Кузнецова Е.Н. Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва - 2012.
2. Современные подходы к лечению неврозов у взрослых и детей/ Турсынов Н.И. Нейрохирургия и неврология Казахстана − № 2 (43). 2016.
3. Общие особенности неврозов у детей/ Лимонцева Г.В., Кузнецова Е.Н. Материалы конференции «Психологические науки: теория и практика». Москва - 2012.