|
Другие названия и синонимы
Pathological fantasy syndrome in children.МКБ-10 коды
Описание
Синдром патологического фантазирования у детей. Группа поведенческих, эмоциональных состояний, в основе которых лежит болезненно измененное творческое воображение ребенка, подростка. У дошкольников проявляется необычными играми с предметами бытового, рабочего назначения, перевоплощениями с неспособностью вернуться к реальности. Школьники отключаются от происходящего, визуализируют вымышленную ситуацию, прибывают в ней. В юношеском возрасте преобладают оговоры, самооговоры, вымыслы бредоподобного характера. Диагностика выполняется психиатром с помощью клинического метода, дополняется психологическими тестами, инструментальными обследованиями головного мозга. Лечение включает прием медикаментов, психотерапию.
Дополнительные факты
Фантазирование - аспект мышления, возникающий на определенной ступени развития. Фантазии ребенка тренируют умение оперировать образами, понятиями с отрывом от конкретной ситуации. Но связь с реальностью не теряется: произвольными усилиями процесс создания вымышленной ситуации останавливается и запускается снова, поступки остаются адекватными. Патологическое фантазирование - синдром психического расстройства. Фантазии доминируют в сознании, перевоплощают ребенка в вымышленные образы, провоцируют расстройства поведения, нарушение критики. Точные эпидемиологические данные о синдроме отсутствуют. Наибольшая распространенность определяется среди детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков 13-16 лет.
Клиническая картина
Ассоциированные симптомы: Замкнутость.
Причины
Этиологические факторы достоверно не определены. Установлено, что развитию синдрома способствуют:
• Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
• Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
• Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
• Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.
• Аффективные нарушения. Коморбидными эмоциональными расстройствами являются кратковременные дисфорические состояния с бурным аффективным выплеском, непродолжительные депрессивные реакции.
• Сверхценные образования. Патологическое фантазирование развивается при охваченности определенной идеей, увлеченности ею, при наличии паранойяльной, параноидной симптоматики. Преимущественно доминирует стремление мстить, самоутверждаться.
• Расстройства влечений. Отличаются непреодолимым, импульсивным характером. Преобладают агрессивно-садистические, сексуальные, аутоагрессивные влечения, тяга к поджогам.
• Дисбаланс психофизического развития. Синдром формируется у подростков с психофизическим инфантилизмом, дисгармоничным ускоренным развитием с акселерацией.
Патогенез
Основу патогенеза синдрома составляют невротические, психопатологические изменения эмоций и мышления. Оторванность от реальной жизни, необычность, своеобразие фантазий формируются на основе неконтролируемых влечений, сверхценных идей, эмоциональной нестабильности, импульсивности. Развитие синдрома патологического фантазирования, особенности его проявления зависят от возрастного периода - этапа развития мышления. Онтогенетическая эволюция воображения идет от форм, проявляющихся игровой активностью через оперирование образами, к отвлеченным словесно-логическим конструкциям. У детей 5-7 лет патологическое фантазирование изменяет игру; у младших школьников - мечты, представления; у юношей и девушек отражается на особенностях речи, самооценки.
Дифференциальная диагностика
Дифференциация форм синдрома патологического фантазирования у детей производится по нескольким основаниям. По нозологической принадлежности выделяют:
• Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
• Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
• Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.
Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:
• Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
• Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
• Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
• Игровые перевоплощения. Возраст детей - 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
• Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
• Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.
Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.
• Фантазии при шизофрении. Воображение патологически изменено с детства. Фантазии характеризуются вычурностью, интровертированной направленностью, стереотипностью. На пике развития сопровождаются психическими автоматизмами, деперсонализацией, дереализацией.
• Фантазирование при расстройствах личности. Сохраняется осознанность, воображение имеет экстровертированную направленность, отражает стремление к самоутверждению.
• Фантазии на фоне поражений ЦНС. Воображение примитивно. Фантазии ригидны, имеют агрессивно-садистическую окраску.
Существует типология, различающая синдромы по клинической картине, содержанию фантазий. На этом основании выделяют:
• Фантазирование с визуализацией представлений. Возникающие образы, представления пугают ребенка, отражая его опасения, страхи.
• Фантазии о вымышленных мирах. Возникают с 6 лет. Ребенок раздражителен, неусидчив, большую часть времени пребывает в вымышленном мире.
• Фантастические истории. Включено фантазирование, сочетающееся с лживостью, сексуальными оговорами, самооговорами.
• Игровые перевоплощения. Возраст детей - 7-14 лет. Фантазирование сопровождается игрой, вживанием в придуманную роль.
• Фантазирование об особых увлечениях. Характерно для детей 6-13 лет. Возникает на базе шизоидных черт, неконтактности.
• Компенсаторные фантазии. Формируются в возрасте 9-15 лет. Фантазии уравновешивают влияние фрустрации, связаны с наиболее значимыми переживаниями ребенка, являются инструментом защиты.
Дифференциальная диагностика основана на учете ряда критериев: стереотипности фантазий, оторванности от реальности, сохранности произвольного внимания в период фантазирования, возможности управлять фантазиями, наличия критического отношения к фантазиям.
Возможные осложнения
Длительное течение синдрома без лечения приводит к развитию бредоподобного фантазирования. Данная форма эквивалентна психотическим нарушениям, часто называется бредом воображения. Пациент совершает поступки, соответствующие фантазиям: покупает вещи, не будучи в состоянии заплатить; принимает выдуманную роль настолько, что окружающие полностью верят ему. Доминирование фантазий и отсутствие нравственности формируют поведение преступника, насильника, мошенника, самоубийцы. У эмоционально лабильных детей синдром патологического фантазирования осложняется депрессиями, тревожно-мнительными состояниями. Возрастает риск самоповреждений, суицида во время фантазирования.
Диагностика
Основой диагностики является клинико-психопатологический метод. Дополнительно выполняется психологическое и инструментальное обследование. Процесс постановки диагноза включает следующие процедуры:
• Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
• Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
• Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.
Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей.
• Клиническая беседа. Проводится детским психиатром. В разговоре с пациентом, родителями он определяет, существует ли аутистическая оторванность представлений, образов от реального мира; контролируется ли течение фантазий; присутствует ли однообразие, стереотипии, эмоциональная охваченность; остается ли активным внимание; насколько устойчиво, длительно фантазирование; оценивает, осознает ли пациент болезненность расстройства. По данным опроса психиатр устанавливает наличие/отсутствие патологии.
• Психодиагностика. Выполняется проективными и психометрическими методами. По результатам психолог определяет ведущие личностные черты, доминирующие аффективные состояния (вспыльчивость, тревожность, депрессию, дисфорию). Выясняет содержание, продолжительность фантазий, оценивает их влияние на эмоциональную сферу, рассчитывает риск социальной дезадаптации, суицида, нанесения вреда другим.
• Инструментальные методы. Исследование дополняется результатами магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии головного мозга, электроэнцефалографии. При постановке диагноза учитываются комментарии (выписка) детского невролога.
Синдром патологического фантазирования необходимо различать с непатологическими фантазиями, характерными для детей.
Лечение
|
• Применение медикаментов. В зависимости от принадлежности синдрома к основному расстройству подбирается сочетание психотропных препаратов, нейролептиков, транквилизаторов, антидепрессантов, ноотропов. Схема лечения, дозировка определяются врачом индивидуально.
• Детская психотерапия. Используются методы гештальт-терапии, направленные на развитие самоосознавания, и поведенческие методы, позволяющие переориентировать пациента с фантазий на внешнюю ситуацию. Работа проводится в период ремиссии основной болезни. Дополнительно осуществляется коррекция эмоционального состояния, формирование адекватной самооценки.
• Социальная реабилитация. Завершающим этапом являются реабилитационные мероприятия. Психологи, педагоги, родители организуют условия для принятия ребенка социальными группами. По возможности возобновляется посещение детского сада, школы. Подбираются интересные занятия, удерживающие внимание в реальности - групповые виды спорта, танцы.
Прогноз
По глубине поражения психических функций различают фантазирование невротического уровня и бредоподобные фантазии психотического уровня. Прогноз наиболее благоприятен при синдроме невротического типа. Успешная коррекция возможна благодаря относительно сохранным критическим способностям, возможности установить продуктивный контакт. При психотических расстройствах лечение более продолжительное: необходимо устранить продуктивную симптоматику, на этапе ремиссии проводить основную терапию.
Профилактика
Профилактика синдрома заключается в регулярном медицинском наблюдении за течением основной патологии, предупреждении обострений. Со стороны родителей необходима правильная организация досуга: стоит избегать волнующих, тревожащих событий, выбирать занятия, требующие постоянного активного внимания ребенка (групповые игры, спорт).
Связанные клинические рекомендации
Связанные стандарты мед. помощи
- Стандарт специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение)