|
Другие названия и синонимы
Selfie addiction, Селфизм, Селфимания.МКБ-10 коды
Описание
Селфи. Зависимость - форма аддиктивного поведения, характеризующаяся непреодолимым желанием фотографировать себя, публиковать результаты в сети Интернет и получать положительную оценку от других людей. Расстройство проявляется ежедневным созданием и размещением снимков в социальных сетях, отслеживанием комментариев, отметок «нравится». Селфиманы тратят много времени на выбор места, позы, одежды, макияжа и прически для фото, тяжело переживают критику, испытывают эмоциональный подъем при получении похвалы и комплиментов. Диагностика проводится методом клинической беседы. Для лечения используется когнитивно-бихевиоральная психотерапия, групповые тренинги.
Дополнительные факты
Слово «селфи» пришло из английского языка и означает «сам», «себя» - действие, выполняемое самостоятельно. Селфи-зависимость иногда называют селфизмом, селфиманией, а фото, сделанные таким образом - «себяшками». Один из первых подобных снимков был сделан в 1914 году княжной А. Н. Романовой, которая в те годы была подростком. Термин «селфи» употребляется с 2002 года, впервые был озвучен вещательной корпорацией ABC в Австралии. В настоящее время селфимания не является официальным расстройством. Обсуждается ее включение в МКБ в рамках более широкого диагноза интернет-зависимости наряду с зависимостью от онлайн-игр, социальных сетей, чатов. Эпидемиология селфизма неизвестна, так как отсутствуют диагностические критерии расстройства.
Причины
Возникновение селфимании связано с психологическими и социальными факторами, обусловлено интенсивным развитием технологий, изменением общественных ценностей - смещением фокуса внимания с полезной деятельности на демонстрацию внешних признаков успешности, счастья, здоровья, красоты. Точные причины расстройства не выяснены, но исследователями выделен ряд факторов, способствующих формированию зависимости:
• Неудовлетворенность жизнью. На фото отображаются только позитивные события, их описание не всегда соответствует действительности. Содержание аккаунта социальной сети заменяет реальную жизнь.
• Недостаток общения. Селфи-снимки становятся способом начать коммуникацию. Переписка в комментариях замещает живое общение, содержанием фотографии автор задает тему и отношение собеседников.
• Неуверенность в себе. Постоянная публикация только удачных снимков, отражающих социально одобряемые ситуации, позволяет избежать критики. Селфер получает положительные отзывы, «лайки» (to like - нравиться), за счет чего повышается самооценка.
• Конфликтность. Виртуальное общение вместо реального необходимо людям, переживающим частые ссоры, которые могут быть обусловлены недостаточными коммуникативными навыками, личностными особенностями, социальной ситуацией.
• Неудовлетворенность жизнью. На фото отображаются только позитивные события, их описание не всегда соответствует действительности. Содержание аккаунта социальной сети заменяет реальную жизнь.
• Недостаток общения. Селфи-снимки становятся способом начать коммуникацию. Переписка в комментариях замещает живое общение, содержанием фотографии автор задает тему и отношение собеседников.
• Неуверенность в себе. Постоянная публикация только удачных снимков, отражающих социально одобряемые ситуации, позволяет избежать критики. Селфер получает положительные отзывы, «лайки» (to like - нравиться), за счет чего повышается самооценка.
• Конфликтность. Виртуальное общение вместо реального необходимо людям, переживающим частые ссоры, которые могут быть обусловлены недостаточными коммуникативными навыками, личностными особенностями, социальной ситуацией.
Патогенез
Зависимость от селфи, как и прочие виды аддикций, представляет собой способ ухода от реальности. Человек заменяет реальный образ себя идеальным, отражая в фотографиях только желаемое: удачный макияж, стильную одежду, встречи со знаменитостями, развлечения, отдых, успехи в профессиональной карьере. Зависимость формируется постепенно. Вначале фотографии самого себя делаются по значимым поводам и публикуются с коммуникативной целью - поделиться новостью с друзьями. Нет желания регулярно делать снимки, отслеживать количество положительных оценок. Затем вырабатывается привыкание - селфи отражают часть личной жизни, являются путем реализации демонстративного поведения. Реакция людей на фотографии изменяет самооценку. Виртуальный образ становится важным компонентом личности. На последнем этапе аддикция обретает устойчивость. Через создание снимков человек самореализуется - получает одобрение, общение, переживания, развивает свой образ как брэнд. Фото публикуются несколько раз за день, настоящая жизнь подменяется виртуальной.
Классификация
Чем дольше существует селфи-зависимость, тем больше возникает ее разновидностей. Производители цифровой техники предлагают модели устройств с фронтальной камерой, светодиодные кольца (вспышки), специальные штативы - селфи-палки. Авторы классифицируют фотографии по содержанию: груфи, релфи, фитнес-селфи и другие. По степени тяжести выделяется зависимость:
• Эпизодическая. Человек ежедневно выкладывает фотографии, но может отвлечься от контроля над оценками. Он в состоянии осознать периодическую зависимость и усилием воли может прекратить ее.
• Острая. В течение дня пациент делает и публикует более 3 фото. Фотографирование, отбор и коррекция снимков занимают много часов ежедневно, заменяют другие виды деятельности, включая общение.
• Хроническая. В день выполняется более 10 селфи. Эмоциональное состояние и мысли полностью зависят от оценок и комментариев. Критическое отношение к зависимости отсутствует.
• Эпизодическая. Человек ежедневно выкладывает фотографии, но может отвлечься от контроля над оценками. Он в состоянии осознать периодическую зависимость и усилием воли может прекратить ее.
• Острая. В течение дня пациент делает и публикует более 3 фото. Фотографирование, отбор и коррекция снимков занимают много часов ежедневно, заменяют другие виды деятельности, включая общение.
• Хроническая. В день выполняется более 10 селфи. Эмоциональное состояние и мысли полностью зависят от оценок и комментариев. Критическое отношение к зависимости отсутствует.
Клиническая картина
Основные признаки селфизма - ежедневная публикация самостоятельно созданных портретов или фотографий частей тела, зависимость настроения и мыслей от комментариев, количества похвалы, хороших оценок. Селфи-зависимые люди тратят до 10-12 часов в сутки на создание, ретуширование и публикацию фотоизображений, их обсуждение в Интернете. Фотографирование становится формой навязчивого действия, невозможность его выполнения вызывает чувство беспокойства, напряженность, иногда - панику. Периоды популярных снимков и одобрения со стороны публики сопровождаются повышением настроения аддикта, эмоциональным возбуждением, гиперактивностью. Критика вызывает тревогу, уныние, может стать причиной депрессии.
Ассоциированные симптомы: Замкнутость.
Ассоциированные симптомы: Замкнутость.
Возможные осложнения
Продолжительная селфи-зависимость усиливает нестабильность самооценки, склонность к нарциссизму. Селфиманы нерационально расходуют время, часто не успевают заниматься реальными повседневными делами - учебой, работой, общением с членами семьи, друзьями. Постепенно это становится причиной замкнутости, десоциализации. Создание фотографий в экстремальных ситуациях повышает риск травм и гибели. В погоне за шокирующим кадром люди забывают о реально существующих угрозах. Известно множество случаев падения с высоты, автодорожных аварий при выполнении снимков.
Диагностика
Навязчивое желание фотографироваться не осознается селфиманами как зависимость. Часто они называют такое увлечение способом поддержания общения, проявления любви к себе, демонстрации способностей. Поэтому обращения к врачам, психологам отмечаются редко. Специфических методов диагностики не разработано, схема обследования определяется специалистом индивидуально. Как правило, используются следующие процедуры:
• Клиническая беседа. Врач-психиатр или психолог собирают анамнез: расспрашивают об увлечениях, хобби, отношениях с родителями и друзьями, успехах в учебе и на работе. Ответы позволяют выявить наличие аддикции, оценить степень социальной дезадаптации. Характерно, что пациенты сообщают о нехватке времени для выполнения реальных, полезных дел, о повышенной тревожности, психическом напряжении, нарушениях сна.
• Личностные опросники. Используются комплексные методики - СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности), ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко), 16-факторный опросник Р. Кеттелла. В структуре личности зависимых пациентов выявляются выраженные демонстративные черты в сочетании с гипертимными, обуславливающими неразборчивость в контактах, высокий жизненный тонус, активность. Хроническая зависимость нередко сопровождается повышенной тревожностью, депрессией.
• Проективные методики. Исследование с помощью рисуночных тестов, метода цветовых выборов, методик интерпретации образного материала позволяет выявить скрываемые и отрицаемые пациентом проблемы. Применяется тест Люшера, Тематический апперцептивный тест, метод портретных выборов Сонди, рисунок «Автопортрет». По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, ориентация на мнение окружающих, стремление представить себя идеалом.
• Клиническая беседа. Врач-психиатр или психолог собирают анамнез: расспрашивают об увлечениях, хобби, отношениях с родителями и друзьями, успехах в учебе и на работе. Ответы позволяют выявить наличие аддикции, оценить степень социальной дезадаптации. Характерно, что пациенты сообщают о нехватке времени для выполнения реальных, полезных дел, о повышенной тревожности, психическом напряжении, нарушениях сна.
• Личностные опросники. Используются комплексные методики - СМИЛ (Стандартизированный многофакторный метод исследования личности), ПДО (Патохарактерологический диагностический опросник для подростков А. Е. Личко), 16-факторный опросник Р. Кеттелла. В структуре личности зависимых пациентов выявляются выраженные демонстративные черты в сочетании с гипертимными, обуславливающими неразборчивость в контактах, высокий жизненный тонус, активность. Хроническая зависимость нередко сопровождается повышенной тревожностью, депрессией.
• Проективные методики. Исследование с помощью рисуночных тестов, метода цветовых выборов, методик интерпретации образного материала позволяет выявить скрываемые и отрицаемые пациентом проблемы. Применяется тест Люшера, Тематический апперцептивный тест, метод портретных выборов Сонди, рисунок «Автопортрет». По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, ориентация на мнение окружающих, стремление представить себя идеалом.
Лечение
|
• Когнитивно. Поведенческая психотерапия. На начальных этапах осуществляется анализ поведения пациента, позволяющий осознать наличие зависимости. Обсуждаются причины ее развития, слабые и сильные стороны личности больного, разрабатываются и апробируются пути преодоления аддикции. Корректируются иррациональные установки, подкрепляющие селфиманию.
• Коммуникативные тренинги. Участие в групповых занятиях «переключает» пациента с виртуального общения на реальное. Вырабатывается навык слушания, открытого отстаивания позиции без возможности удалить комментарий или заблокировать оппонента. Взаимодействие в группе учит быть адаптивным, изменяющимся, разным.
• Фармакотерапия. Использование лекарств может оказаться необходимым в случаях тяжелой зависимости, сопровождающейся тревогой, депрессией, страхами, обсессивно-компульсивными симптомами. В зависимости от симптомов назначаются анксиолитики, антидепрессанты, седативные средства.
Профилактика
При правильном лечении селфимания успешно устраняется, навязчивое фотографирование заменяется реальной полезной деятельностью - хобби, творчеством, спортом, выполнением профессиональных и семейных обязанностей. Для предупреждения зависимости стоит ввести привычку планирования времени - составлять список дел, отмечать их выполнение, награждать себя. Важно чередовать в дневном плане рутинные задачи и увлекательные занятия. При первых признаках аддикции нужно волевым усилием переключить внимание на события реальности: заняться делами по дому, прогуляться, позвонить другу, поговорить. Рекомендуется удалить из смартфона приложения для публикации и обработки фотографий.