|
Другие названия и синонимы
Concussion of the brain in a child.МКБ-10 коды
Описание
Сотрясение головного мозга у детей. Легкая степень ЧМТ, сопровождающаяся незначительными функциональными расстройствами преходящего характера без нарушения целостности костей черепа. Сотрясение головного мозга у детей протекает с кратковременным нарушением сознания, рвотой, бледностью кожных покровов, которые в дальнейшем сменяются головной болью, головокружением, вялостью, шумом в ушах, болью в глазных яблоках. При подозрении на сотрясение мозга детям показаны консультации травматолога и невролога, проведение НСГ, ЭхоЭГ, ЭЭГ, рентгенографии черепа; по показаниям КТ (МРТ) головного мозга, люмбальной пункции. Лечебная тактика при сотрясении головного мозга у детей включает госпитализацию, покой, местную гипотермию, дегидратационную, седативную, ноотропную терапию.
Дополнительные факты
Сотрясение головного мозга у детей - разновидность закрытой черепно-мозговой травмы с обратимыми изменениями в ЦНС, проявляющимися общемозговой и нестойкой очаговой неврологической симптоматикой. Сотрясение головного мозга относится к самым легким и распространенным видам повреждений в детской травматологии, которое ежегодно диагностируется у 120 тысяч российских детей. Среди всех ЧМТ на долю сотрясения мозга у детей приходится 90% случаев. По статистике, наибольшее число случаев сотрясения головного мозга у детей происходит в возрастных группах до 5 лет и старше 15 лет.
Своеобразие течения и исхода сотрясения головного мозга у детей связано с тем, что воздействие механической энергии приходится на растущий и развивающийся мозг. С одной стороны, пластичность детского мозга обусловливает высокую степень компенсации; с другой - срыв функций головного мозга даже в детском возрасте не всегда проходит бесследно. Известно, что в отдаленном периоде (через 6 мес. 3 года после сотрясения головного мозга) у 30% детей развивается, так называемый, посткоммоционный синдром, характеризующийся головокружением, головными болями, нарушением памяти и внимания, апатией, тревожностью, эмоциональной лабильностью, проблемами со сном.
Своеобразие течения и исхода сотрясения головного мозга у детей связано с тем, что воздействие механической энергии приходится на растущий и развивающийся мозг. С одной стороны, пластичность детского мозга обусловливает высокую степень компенсации; с другой - срыв функций головного мозга даже в детском возрасте не всегда проходит бесследно. Известно, что в отдаленном периоде (через 6 мес. 3 года после сотрясения головного мозга) у 30% детей развивается, так называемый, посткоммоционный синдром, характеризующийся головокружением, головными болями, нарушением памяти и внимания, апатией, тревожностью, эмоциональной лабильностью, проблемами со сном.
Причины
Обстоятельства, приводящие к сотрясению мозга у детей, специфичны для различных возрастных групп. Травмы головы у детей первого года жизни являются следствием недосмотра взрослых. Обычно грудные дети получают сотрясение головного мозга вследствие падения с пеленального столика, из кроватки, коляски, с рук родителей После года, когда малыш начинает самостоятельно ходить, основной причиной сотрясения головного мозга у ребенка выступает падение с высоты собственного роста. Травмы дошкольников связаны с падением с горок, качелей, лестниц, из окон, ударами по голове Школьники и подростки, как правило, получают сотрясение головного мозга из-за собственной беспечности и неосторожности - при падении с крыш, деревьев, занятиях травмоопасными видами спорта, в драках и пр.
Высокой распространенности ЧМТ в детском возрасте способствует повышенная двигательная активность и любознательность детей и вместе с тем - пониженное чувство опасности, несовершенство моторики и координации. Учитывая относительно большой вес головы у детей и неразвитость навыка страховки руками, большинство падений в детском возрасте заканчивается именно травмой головы. Следует отметить, что сотрясение головного мозга у детей не всегда удается выявить сразу же: присматривающие за маленьким ребенком взрослые (няни, соседи, родственники), а также дети постарше могут сознательно скрывать от родителей факт травмы.
Кроме этого, сотрясение головного мозга у детей может произойти и без механической травмы черепа. Данный феномен, развивающийся при воздействии на тело резкого ускорения либо торможения, в детской хирургии и педиатрии получил название синдрома «встряхнутого ребенка». Это явление наиболее характерно для детей младшего возраста и может возникать вследствие чрезмерно интенсивного укачивания грудничков, грубого обращения с ребенком со стороны взрослого, прыжков с высоты на ноги.
Патоморфологические изменения при сотрясении головного мозга у детей выявляются лишь на молекулярно-клеточном уровне. Для объяснения возникающих при этом расстройств выдвинуто ряд теорий.
Согласно вибрационной молекулярной концепции, механизм повреждений клеток мозга связан с молекулярными изменениями, вызываемыми вибрацией в момент нанесения травмы. Из места приложения силы, по принципу контрудара, вибрация распространяется через всю мозговую ткань к противоположной стороне.
Вазомоторная теория в качестве основных механизмов сотрясения головного мозга рассматривает расстройство деятельности вазомоторных центров, приводящее к нарушению мозгового кровообращения (сосудистый спазм - ишемия мозга - продолжительная застойная гиперемия).
По гидродинамической теории, удар в момент травмы вызывает движение спинномозговой жидкости, которая резко перемещается из боковых желудочков мозга в III и IV, вызывая их растяжение, ушиб и раздражение близлежащих центров.
Высокой распространенности ЧМТ в детском возрасте способствует повышенная двигательная активность и любознательность детей и вместе с тем - пониженное чувство опасности, несовершенство моторики и координации. Учитывая относительно большой вес головы у детей и неразвитость навыка страховки руками, большинство падений в детском возрасте заканчивается именно травмой головы. Следует отметить, что сотрясение головного мозга у детей не всегда удается выявить сразу же: присматривающие за маленьким ребенком взрослые (няни, соседи, родственники), а также дети постарше могут сознательно скрывать от родителей факт травмы.
Кроме этого, сотрясение головного мозга у детей может произойти и без механической травмы черепа. Данный феномен, развивающийся при воздействии на тело резкого ускорения либо торможения, в детской хирургии и педиатрии получил название синдрома «встряхнутого ребенка». Это явление наиболее характерно для детей младшего возраста и может возникать вследствие чрезмерно интенсивного укачивания грудничков, грубого обращения с ребенком со стороны взрослого, прыжков с высоты на ноги.
Патоморфологические изменения при сотрясении головного мозга у детей выявляются лишь на молекулярно-клеточном уровне. Для объяснения возникающих при этом расстройств выдвинуто ряд теорий.
Согласно вибрационной молекулярной концепции, механизм повреждений клеток мозга связан с молекулярными изменениями, вызываемыми вибрацией в момент нанесения травмы. Из места приложения силы, по принципу контрудара, вибрация распространяется через всю мозговую ткань к противоположной стороне.
Вазомоторная теория в качестве основных механизмов сотрясения головного мозга рассматривает расстройство деятельности вазомоторных центров, приводящее к нарушению мозгового кровообращения (сосудистый спазм - ишемия мозга - продолжительная застойная гиперемия).
По гидродинамической теории, удар в момент травмы вызывает движение спинномозговой жидкости, которая резко перемещается из боковых желудочков мозга в III и IV, вызывая их растяжение, ушиб и раздражение близлежащих центров.
Классификация
Сотрясение головного мозга у детей относится к закрытой ЧМТ (наряду с ушибом и сдавлением головного мозга), являясь ее наиболее легкой формой.
Вместе с тем, клиническое течение сотрясения головного мозга у детей также может иметь легкую (I), средней тяжести (II) и тяжелую (III) степени выраженности. При I степени эпизоды потери сознания отсутствуют, а симптомы сохраняются не более 15 минут. При II степени также нет потери сознания, однако симптомы отмечаются на протяжении более 15 минут. Сотрясение мозга III степени у детей характеризуется потерей сознания в течение любого времени.
Вместе с тем, клиническое течение сотрясения головного мозга у детей также может иметь легкую (I), средней тяжести (II) и тяжелую (III) степени выраженности. При I степени эпизоды потери сознания отсутствуют, а симптомы сохраняются не более 15 минут. При II степени также нет потери сознания, однако симптомы отмечаются на протяжении более 15 минут. Сотрясение мозга III степени у детей характеризуется потерей сознания в течение любого времени.
Клиническая картина
У детей грудного возраста распознавание сотрясения головного мозга затруднительно в связи с неспецифичностью симптоматики. Сознание, как правило, не утрачивается, однако у малышей возникают обильные срыгивания при кормлении, рвота, беспричинный плач и беспокойство, нарушение сна и аппетита.
У более старших детей непосредственно после травмы отмечается кратковременное нарушение сознания (оглушение, сопор), бледность кожных покровов, холодный пот. Характерно возникновение рвоты, которая у детей до 3-х лет обычно бывает многократной. После прояснения сознания основные жалобы ребенка включают указания на головную боль и головокружение, сонливость и слабость, звон и шум в ушах, давление и боль в глазных яблоках. После сотрясения головного мозга у детей может отмечаться потеря памяти на события, предшествовавшие травме или происходившие вслед за ней (ретроградная и антероградная амнезия).
При сотрясении головного мозга у детей может иметь место обострение чувствительности к свету и звукам, артериальная гипотония, лабильность пульса, повышение температуры тела. После удара затылком может отмечаться посттравматическая слепота. При осмотре ребенка можно заметить глазодвигательные расстройства: нистагм, парез взора, расходящееся косоглазие, анизокорию и тд.
Ассоциированные симптомы: Общая слабость. Головная боль. Рвота. Тошнота. Шум в ушах. Эмоциональная лабильность.
У более старших детей непосредственно после травмы отмечается кратковременное нарушение сознания (оглушение, сопор), бледность кожных покровов, холодный пот. Характерно возникновение рвоты, которая у детей до 3-х лет обычно бывает многократной. После прояснения сознания основные жалобы ребенка включают указания на головную боль и головокружение, сонливость и слабость, звон и шум в ушах, давление и боль в глазных яблоках. После сотрясения головного мозга у детей может отмечаться потеря памяти на события, предшествовавшие травме или происходившие вслед за ней (ретроградная и антероградная амнезия).
При сотрясении головного мозга у детей может иметь место обострение чувствительности к свету и звукам, артериальная гипотония, лабильность пульса, повышение температуры тела. После удара затылком может отмечаться посттравматическая слепота. При осмотре ребенка можно заметить глазодвигательные расстройства: нистагм, парез взора, расходящееся косоглазие, анизокорию и тд.
Ассоциированные симптомы: Общая слабость. Головная боль. Рвота. Тошнота. Шум в ушах. Эмоциональная лабильность.
Диагностика
Любая травма головы у детей является абсолютным показанием к врачебному осмотру ребенка педиатром, детским неврологом, детским травматологом, детским хирургом.
Кроме глазодвигательных нарушений, у детей с сотрясением головного мозга выявляется сглаженность носогубной складки, девиация языка, мышечная гипотония, анизорефлексия, наличие ярко выраженного ладонно-подбородочного рефлекса. Кроме общего и неврологического осмотра, нередко возникает необходимость в проведении дополнительной диагностики, направленной, прежде всего, на исключение более тяжелых повреждений мозга.
Для детей 1-2-го года жизни с сотрясением головного мозга обязательным исследованием является проведение нейросонографии через родничок. Ультразвуковое исследование позволяет хорошо визуализировать вещество головного мозга, выявить признаки отека, кровоизлияния и внутричерепные гематомы. Косвенную информацию о состоянии вещества и желудочковой системы головного мозга позволяет получить эхоэнцефалография. Для оценки тяжести сотрясения головного мозга у детей применяется электроэнцефалография.
С целью исключения трещин и переломов костей черепа и шейных позвонков выполняется рентгенография черепа и рентгенография шейного отдела позвоночника. При наличии показаний алгоритм обследования дополняется КТ черепа и КТ головного мозга, МРТ головного мозга, люмбальной пункцией. При получении данных за перелом черепных костей, внутричерепные гематомы, а также при прогрессировании симптоматики ребенок должен быть проконсультирован нейрохирургом.
Необходимость дифференциальной диагностики сотрясения головного мозга у детей возникает с внутричерепными родовыми травмами у новорожденных, менингитом, энцефалитом, ушибом и сдавлением головного мозга, открытой черепно-мозговой травмой.
Кроме глазодвигательных нарушений, у детей с сотрясением головного мозга выявляется сглаженность носогубной складки, девиация языка, мышечная гипотония, анизорефлексия, наличие ярко выраженного ладонно-подбородочного рефлекса. Кроме общего и неврологического осмотра, нередко возникает необходимость в проведении дополнительной диагностики, направленной, прежде всего, на исключение более тяжелых повреждений мозга.
Для детей 1-2-го года жизни с сотрясением головного мозга обязательным исследованием является проведение нейросонографии через родничок. Ультразвуковое исследование позволяет хорошо визуализировать вещество головного мозга, выявить признаки отека, кровоизлияния и внутричерепные гематомы. Косвенную информацию о состоянии вещества и желудочковой системы головного мозга позволяет получить эхоэнцефалография. Для оценки тяжести сотрясения головного мозга у детей применяется электроэнцефалография.
С целью исключения трещин и переломов костей черепа и шейных позвонков выполняется рентгенография черепа и рентгенография шейного отдела позвоночника. При наличии показаний алгоритм обследования дополняется КТ черепа и КТ головного мозга, МРТ головного мозга, люмбальной пункцией. При получении данных за перелом черепных костей, внутричерепные гематомы, а также при прогрессировании симптоматики ребенок должен быть проконсультирован нейрохирургом.
Необходимость дифференциальной диагностики сотрясения головного мозга у детей возникает с внутричерепными родовыми травмами у новорожденных, менингитом, энцефалитом, ушибом и сдавлением головного мозга, открытой черепно-мозговой травмой.
Лечение
|
Медикаментозная терапия сотрясения головного мозга у детей направлена на профилактику отека головного мозга, восстановление равновесия между процессами торможения и возбуждения, улучшение метаболических и биоэнергетических процессов в мозге. С этой целью применяются мочегонные (ацетазоламид, фуросемид), седативные (валериана, фенобарбитал), ноотропные препараты и витамины (глицин, витамины группы В, аскорбиновая, гопантеновая и глутаминовая кислоты и тд ). При выраженных головных болях назначаются анальгетики, при тошноте - противорвотные препараты.
В случае исключения тяжелых повреждений мозга и регрессии симптоматики ребенок уже через 7-10 дней может быть выписан на амбулаторное долечивание в течение еще 1,5-2-х недель. Посещение детского учреждения разрешается после контрольного осмотра невролога с освобождением ребенка от физических нагрузок на 1-2 месяца.
Прогноз
Сотрясение головного мозга у детей обычно не влечет за собой значимых осложнений. Наиболее частыми последствием сотрясения головного мозга являются посткоммоционный синдром, астенический синдром, вегето-сосудистая дистония; при среднетяжелых и тяжелых закрытых ЧМТ может развиваться посттравматическая эпилепсия. Своевременное обращение к врачу и полный курс медикаментозной терапии позволяют исключить отдаленные последствия сотрясения головного мозга у детей.
Профилактика
Профилактика сотрясения головного мозга у маленьких детей требует постоянного и неусыпного родительского контроля за ребенком. Детям старшего возраста необходимо объяснять важность соблюдения правил дорожного движения, осторожности в играх, защиты головы шлемом при занятиях травмоопасными видами спорта. При любой зафиксированной травме головы необходимо показать ребенка специалисту, который решит вопрос о целесообразности дальнейшего обследования и лечения.
Связанные клинические рекомендации
Связанные стандарты мед. помощи
- Стандарт медицинской помощи больным с травмами, захватывающими несколько областей тела
- Стандарт специализированной медицинской помощи при внутричерепной травме
- Стандарт санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга
- Стандарт скорой медицинской помощи при травмах головы