|
Другие названия и синонимы
Schizophrenia in children.МКБ-10 коды
Описание
Это психическое расстройство с психотическими симптомами и хроническим течением. Это проявляется как искажение восприятия, нарушение ассоциативных процессов, уплощение привязанности, эмоциональный холод, аутизм, двойственность мотивов, действий. Основными методами диагностики являются клинический, клинический, биографический, психологический. Основу фармакологического лечения составляют препараты антипсихотической группы. Индивидуальная, групповая и семейная психотерапия проводится с целью коррекции когнитивных нарушений и восстановления навыков социального взаимодействия.
Дополнительные факты
Термин «шизофрения» используется с начала 20-го века, он происходит от греческой фразы - «разделить разум, разум». Название заболевания отражает его основные клинические особенности: двойственность, амбивалентность различных сфер психики. Распространенность шизофрении составляет 1,6,6%. Пик заболеваемости приходится на подростковый возраст, эпидемиологические показатели выше среднего в 3-4 раза. Заболевание чаще всего диагностируется у мальчиков с соотношением полов 1,5: 1. У подростков преобладают параноидальные, пароксизмальные и шизоаффективные злокачественные формы. Пики обострений и дебютов регистрируются весной, что частично объясняется колебаниями эмоционального состояния.
Причины
Причины заболевания до конца не выяснены. Были выявлены патогенные факторы, сочетание которых связано с повышенным риском развития шизофрении. Идея биологической предрасположенности и зависимости дебюта от влияния окружающей среды была распространена. Комплексное воздействие биологических, психологических и социальных причин воплощено в биопсихосоциальной модели шизофрении. Следующие компоненты включены:
• Генетическая предрасположенность. Изменения в генах (делеции, дублирование последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN) передаются от родителей или являются результатом мутаций, являются неспецифическими и обнаруживаются при психотических расстройствах.
• Пренатальные эффекты. Риск шизофрении возрастает при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах прокладки и формирования нервной системы (материнский алкоголизм, интоксикация, инфекция).
• Семейные отношения. Неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя потеря матери / отца, оставление, враждебность, необоснованная критика, навязывание вины, чрезмерная защита, одобрение «идола», холодность, отсутствие сочувствия, физическое и эмоциональное насилие способствуют развитию болезни.
• Социальные условия. Факторы риска включают низкий социальный статус семьи, тяжелые условия жизни, вынужденную миграцию, расовую и религиозную дискриминацию и социальную изоляцию.
• Алкоголизм, наркомания. Шизофрения поражает подростков с токсической зависимостью. Провоцирующим фактором является употребление амфетаминов, алкоголя, галлюциногенов и стимуляторов, марихуаны.
• Психологические характеристики. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные и личностные свойства, которые искажают восприятие и оценку ситуации. Впечатляющие воображаемые дети, находящиеся под влиянием извне, проявляют повышенное внимание к угрозам, слишком эмоционально реагируют на стрессовые раздражители, которые становятся основой для появления психотических симптомов.
• Генетическая предрасположенность. Изменения в генах (делеции, дублирование последовательностей ДНК, полиморфизм, уровень экспрессии гена RELN) передаются от родителей или являются результатом мутаций, являются неспецифическими и обнаруживаются при психотических расстройствах.
• Пренатальные эффекты. Риск шизофрении возрастает при неблагоприятных условиях внутриутробного развития на этапах прокладки и формирования нервной системы (материнский алкоголизм, интоксикация, инфекция).
• Семейные отношения. Неадекватное эмоциональное, физическое отношение родителей, ранняя потеря матери / отца, оставление, враждебность, необоснованная критика, навязывание вины, чрезмерная защита, одобрение «идола», холодность, отсутствие сочувствия, физическое и эмоциональное насилие способствуют развитию болезни.
• Социальные условия. Факторы риска включают низкий социальный статус семьи, тяжелые условия жизни, вынужденную миграцию, расовую и религиозную дискриминацию и социальную изоляцию.
• Алкоголизм, наркомания. Шизофрения поражает подростков с токсической зависимостью. Провоцирующим фактором является употребление амфетаминов, алкоголя, галлюциногенов и стимуляторов, марихуаны.
• Психологические характеристики. Развитию шизофрении способствуют эмоциональные и личностные свойства, которые искажают восприятие и оценку ситуации. Впечатляющие воображаемые дети, находящиеся под влиянием извне, проявляют повышенное внимание к угрозам, слишком эмоционально реагируют на стрессовые раздражители, которые становятся основой для появления психотических симптомов.
Патогенез
Патогенетические механизмы шизофрении все еще изучаются. Предположение о локальной гипоксии головного мозга в периоды интенсивного полового созревания и миграции нейронов наиболее доказано. Мозговые тесты выявляют расширение третьего и бокового желудочков, атрофию коры, расширение бороздок, уменьшение объема гиппокампа, таламуса, миндалины, префронтальной области (правое полушарие) и нарушение симметрии височных ганглиев.
Установлено изменение метаболизма, размеров, ориентации и плотности клеток гиппокампа и префронтальных зон. Предположительно, патогенной основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации. Клинически эти изменения проявляются в легкой диспергируемости, длительном времени реакции на сенсорные раздражители, трудности с обращением внимания и недостаточном подавлении слабых (вторичных) раздражителей.
Установлено изменение метаболизма, размеров, ориентации и плотности клеток гиппокампа и префронтальных зон. Предположительно, патогенной основой шизофрении является поражение кортикостриатоталамических контуров, приводящее к нарушению селективности восприятия, снижению концентрации. Клинически эти изменения проявляются в легкой диспергируемости, длительном времени реакции на сенсорные раздражители, трудности с обращением внимания и недостаточном подавлении слабых (вторичных) раздражителей.
Классификация
Шизофрения у детей классифицируется по характеру течения, скорости нарастания негативных и продуктивных симптомов. Существует три формы заболевания:
• Непрерывно прогрессивный. Злокачественная форма шизофрении характеризуется быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренового синдромов. На протяжении 2-4 лет формируется олигофренический дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
• Непрерывный медленный ток. Болезнь развивается медленно. В течение нескольких лет формировались неврозоподобные, психопатические, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения в мыслительных процессах происходят поздно.
• Пароксизмальная, слегка прогрессирующая. Шизофрения проявляется волнами: периоды судорог характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивыми идеями, маниакально-депрессивными синдромами. Между припадками выявляются неврозоподобные симптомы. Курс является относительно благоприятным с ремиссиями после однократного припадка (25%), с низкой прогредуацией (50%).
• Непрерывно прогрессивный. Злокачественная форма шизофрении характеризуется быстрым интеллектуальным снижением, регрессом эмоционально-волевых функций, наличием кататонического, кататоно-гебефренового синдромов. На протяжении 2-4 лет формируется олигофренический дефект, психический диссоциативный дизонтогенез.
• Непрерывный медленный ток. Болезнь развивается медленно. В течение нескольких лет формировались неврозоподобные, психопатические, аффективные расстройства. Интеллектуальный дефект, изменения в мыслительных процессах происходят поздно.
• Пароксизмальная, слегка прогрессирующая. Шизофрения проявляется волнами: периоды судорог характеризуются деперсонализацией, сенестопатиями, навязчивыми идеями, маниакально-депрессивными синдромами. Между припадками выявляются неврозоподобные симптомы. Курс является относительно благоприятным с ремиссиями после однократного припадка (25%), с низкой прогредуацией (50%).
Клиническая картина
Клиническая картина шизофрении у детей представлена симптомами регрессии, диссоциативного дизонтогенеза, асинхронного развития психических функций и кататонических расстройств. Бред проявляется рудиментарно - страхи, навязчивые идеи.
Шизофрения у маленьких детей сопровождается снижением активности, увеличением апатии, безразличием к играм, любимыми занятиями. Есть желание защитить себя от других. Ребенок становится замкнутым, предпочитает быть один, отказывается от коллективного времени. Типично повторение единообразных действий: хождение по периметру комнаты, перемещение игрушек, выполнение штриховки карандашом. Импульсивное поведение, эмоциональная нестабильность проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.
У дошкольников, школьников обнаруживаются искажения восприятия и качественные нарушения мышления. Заблуждения выражаются детьми самостоятельно и определяются неадекватным поведением. Патологические понятия являются зачаточными или имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Чушь о воспитании детей, преследовании и замене превалирует. Чем старше ребенок, тем более выраженным является непоследовательность мыслительного процесса, который скользит по вторичным признакам предметов и событий, фрагментарным мыслям.
Ребенок не умеет говорить на заданную тему, из-за недостаточной концентрации и случайности ассоциаций, речь становится «разорванной», логические связи отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции кончаются, сплющиваются. Неадекватность аффекта проявляется в безразличии к проблемам близких (болезнь, расставание, смерть), бурных реакциях страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть глупыми, эмоционально холодными , находиться в состоянии эйфории или депрессии без причины. Со временем движения теряют плавность, осанку, позы становятся дисгармоничными, лицо «маскируется».
В подростковом возрасте к указанным симптомам добавляются более сложные симптомы. Развивается «метафизическая интоксикация»: тенденция к философии без оснований, оторванная от реальности, характеризующаяся примитивными суждениями и отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобным синдромом - устойчивым и не поддающимся коррекции представлением о безобразной неприятности определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется в поведенческих расстройствах: подросток становится грубым, проявляет негативизм, враждебность по отношению к другим, демонстрирует свое превосходство. Бессмысленность, инфантилизм, гримасы, гримасы, пустой ум, бодрое настроение определяются эпифреническим синдромом.
Ассоциированные симптомы: Агрессивность. Апатия. Беспокойство. Галлюцинации. Замкнутость. Заторможенность. Зрительные галлюцинации. Извращение пищевых пристрастий. Изменение аппетита. Изменение почерка. Копролалия. Обонятельные галлюцинации. Отсутствие аппетита. Персеверация. Поперхивание во время еды. Рассеянность. Слуховые галлюцинации. Увеличение веса. Эйфория.
Шизофрения у маленьких детей сопровождается снижением активности, увеличением апатии, безразличием к играм, любимыми занятиями. Есть желание защитить себя от других. Ребенок становится замкнутым, предпочитает быть один, отказывается от коллективного времени. Типично повторение единообразных действий: хождение по периметру комнаты, перемещение игрушек, выполнение штриховки карандашом. Импульсивное поведение, эмоциональная нестабильность проявляется беспричинным плачем, смехом. Частые перепады настроения не зависят от внешней ситуации.
У дошкольников, школьников обнаруживаются искажения восприятия и качественные нарушения мышления. Заблуждения выражаются детьми самостоятельно и определяются неадекватным поведением. Патологические понятия являются зачаточными или имеют сложную систему патологических причинно-следственных связей. Чушь о воспитании детей, преследовании и замене превалирует. Чем старше ребенок, тем более выраженным является непоследовательность мыслительного процесса, который скользит по вторичным признакам предметов и событий, фрагментарным мыслям.
Ребенок не умеет говорить на заданную тему, из-за недостаточной концентрации и случайности ассоциаций, речь становится «разорванной», логические связи отсутствуют. Искажение восприятия приводит к развитию галлюцинаций. Эмоции кончаются, сплющиваются. Неадекватность аффекта проявляется в безразличии к проблемам близких (болезнь, расставание, смерть), бурных реакциях страдания, счастья по отношению к незнакомцам, животным. Дети могут быть глупыми, эмоционально холодными , находиться в состоянии эйфории или депрессии без причины. Со временем движения теряют плавность, осанку, позы становятся дисгармоничными, лицо «маскируется».
В подростковом возрасте к указанным симптомам добавляются более сложные симптомы. Развивается «метафизическая интоксикация»: тенденция к философии без оснований, оторванная от реальности, характеризующаяся примитивными суждениями и отсутствием критического отношения. Непринятие своего тела выражается дисморфофобным синдромом - устойчивым и не поддающимся коррекции представлением о безобразной неприятности определенной части тела. Гебоидная симптоматика проявляется в поведенческих расстройствах: подросток становится грубым, проявляет негативизм, враждебность по отношению к другим, демонстрирует свое превосходство. Бессмысленность, инфантилизм, гримасы, гримасы, пустой ум, бодрое настроение определяются эпифреническим синдромом.
Ассоциированные симптомы: Агрессивность. Апатия. Беспокойство. Галлюцинации. Замкнутость. Заторможенность. Зрительные галлюцинации. Извращение пищевых пристрастий. Изменение аппетита. Изменение почерка. Копролалия. Обонятельные галлюцинации. Отсутствие аппетита. Персеверация. Поперхивание во время еды. Рассеянность. Слуховые галлюцинации. Увеличение веса. Эйфория.
Возможные осложнения
|
Диф. диагностика
Задача дифференциальной диагностики состоит в том, чтобы отличить детскую шизофрению от раннего детского аутизма, шизотипического расстройства личности. Основными отличиями АРР являются отсутствие иллюзорных проявлений, галлюцинаций, наследственной предрасположенности, ремиссий и рецидивов, определяется задержка в социальных отношениях, но не их вывод. Проблема различения шизотипического расстройства личности возникает при медленной и непрерывной форме шизофрении. Основными дифференциальными признаками являются наличие / отсутствие галлюцинаций, бред, грубые патологии мышления.
Диагностика
Диагностика.
Клинические и психологические методы используются для диагностики шизофрении у детей. Решение о постановке диагноза принимается психиатром на основании комплексного обследования, которое включает в себя:Психиатр выслушивает жалобы родителей, спрашивает о продолжительности, тяжести симптомов, наличии сопутствующих заболеваний, собирает анамнестические данные, определяет наследственную нагрузку. В беседе с ребенком (подростком) он обсуждает свои увлечения, увлечения, отношение к учебе, сверстники, родители.
Во время консультации врач отмечает особенности эмоциональных реакций ребенка, поведения, речи. Структура и характер высказываний выявляют искажения мыслительного процесса, предполагают наличие делирия, галлюцинаций (если от них отказывают пациент и родитель).
Психолог использует методики для определения интеллектуального спада, нестабильности внимания, качественных изменений мышления (проскальзывание, разнообразие, актуализация скрытых признаков). Используются таблицы Шульте, контрольный тест, исключение лишнего, классификация, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативный тест, тест Равена.
Лечение
Терапия шизофрении проводится многопрофильной командой, состоящей из психиатра, психолога, психотерапевта и социального работника. Комплексный подход позволяет остановить продуктивные симптомы, исправить когнитивные нарушения, эмоциональные и поведенческие отклонения и восстановить навыки межличностного взаимодействия. Лечение включает в себя:
Основными препаратами для лечения шизофрении у детей являются антипсихотики. Выбор лекарства, определение дозировки, режим дозировки определяются индивидуально. Кроме того, назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, противосудорожные препараты.
Уроки с психологом предназначены для устранения когнитивных нарушений. Разрабатываются упражнения для развития активного внимания, целенаправленного восприятия и мыслительных процессов.
Индивидуальные занятия проводятся для восстановления эмоциональной и волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, направленные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивных эмоциональных реакций. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию и восстановить межличностные взаимодействия.
Реабилитация детей с шизофренией направлена на предотвращение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие занятия, учебные заведения или возвращаются в свою обычную социальную среду - школу, секцию - с участием куратора (социальный педагог, школьный психолог).
Основными препаратами для лечения шизофрении у детей являются антипсихотики. Выбор лекарства, определение дозировки, режим дозировки определяются индивидуально. Кроме того, назначаются антидепрессанты, ингибиторы ацетилхолинэстеразы, противосудорожные препараты.
Уроки с психологом предназначены для устранения когнитивных нарушений. Разрабатываются упражнения для развития активного внимания, целенаправленного восприятия и мыслительных процессов.
Индивидуальные занятия проводятся для восстановления эмоциональной и волевой сферы. Используются методы когнитивно-поведенческой терапии, направленные на снижение стресса, обучение навыкам продуктивных эмоциональных реакций. Семейная и групповая психотерапия помогает устранить социальную изоляцию и восстановить межличностные взаимодействия.
Реабилитация детей с шизофренией направлена на предотвращение обострений, возвращение к прежним условиям жизни. В зависимости от тяжести заболевания пациенты направляются в специально организованные мастерские, творческие занятия, учебные заведения или возвращаются в свою обычную социальную среду - школу, секцию - с участием куратора (социальный педагог, школьный психолог).
Связанные клинические рекомендации
Связанные стандарты мед. помощи
- Стандарт скорой медицинской помощи при шизофрении, шизотипических и бредовых расстройствах
- Стандарт специализированной медицинской помощи при шизофрении, острой (подострой) фазе с затяжным течением и преобладанием социально-реабилитационных проблем
- Стандарт специализированной медицинской помощи при шизофрении, подострой фазе в условиях дневного стационара
- Стандарт специализированной медицинской помощи при шизофрении, острой (подострой) фазе, с резистентностью, интолерантностью к терапии