Другие названия и синонимы
Physiological dyslalia, Возрастное косноязычие.
МКБ-10 коды
|
Описание
Физиологическая дислалия. Возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.

Дополнительные факты
Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) - это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения - элизии, субституции, смешения звуков - носят временный, преходящий характер. Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи - 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.
Клиническая картина
Ассоциированные симптомы: Дефект смягчения. Замена звуков. Искажение звуков.
Причины
Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:
• Неподготовленностью речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Большая часть фонем не сразу возникает в речи в правильном виде. Сначала дошкольник пропускает звуки или использует звуки-заменители (субституты), которые уже есть в его речевом активе. По мере укрепления мышц речевого аппарата, овладения правильными артикуляционными укладами и переключениями он постепенно осваивает сложные фонемы. В первое время произношение отличается неустойчивостью: новый звук присутствует лишь в части слов, а в остальных случаях по-прежнему заменяется субститутом или опускается.
• Несформированностью фонематического слуха. В младшем дошкольном периоде ребенок еще не готов четко воспринимать и дифференцировать все речевые звуки. Поэтому типичным для данного возрастного этапа является смешение акустически близких фонем. К четырем годам ребенок уже способен заметить акустические различия между собственным несовершенным и нормативным звукопроизношением, поэтому он старается «подтягивать» свою речь к образцу - речи взрослых.
Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.
• Неподготовленностью речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Большая часть фонем не сразу возникает в речи в правильном виде. Сначала дошкольник пропускает звуки или использует звуки-заменители (субституты), которые уже есть в его речевом активе. По мере укрепления мышц речевого аппарата, овладения правильными артикуляционными укладами и переключениями он постепенно осваивает сложные фонемы. В первое время произношение отличается неустойчивостью: новый звук присутствует лишь в части слов, а в остальных случаях по-прежнему заменяется субститутом или опускается.
• Несформированностью фонематического слуха. В младшем дошкольном периоде ребенок еще не готов четко воспринимать и дифференцировать все речевые звуки. Поэтому типичным для данного возрастного этапа является смешение акустически близких фонем. К четырем годам ребенок уже способен заметить акустические различия между собственным несовершенным и нормативным звукопроизношением, поэтому он старается «подтягивать» свою речь к образцу - речи взрослых.
Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.
Диагностика
Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:
• Сбор общего и речевого анамнеза. В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию - от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
• Осмотр органов артикуляции. При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
• Проверку слуховой дифференциации. Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
• Выявление дефектно произносимых фонем. С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов - пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и тд.
• Обследование лексико. Грамматического компонента и связной речи. В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.
Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.
• Сбор общего и речевого анамнеза. В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию - от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
• Осмотр органов артикуляции. При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
• Проверку слуховой дифференциации. Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
• Выявление дефектно произносимых фонем. С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов - пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и тд.
• Обследование лексико. Грамматического компонента и связной речи. В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.
Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.
Профилактика
Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.
Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.
Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.
|