Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Физиологическая дислалия

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Клиническая картина
  5. Причины
  6. Диагностика
  7. Профилактика
  8. Похожие заболевания
  9. Связанные клинические рекомендации
  10. Основные медицинские услуги
  11. Клиники для лечения

Другие названия и синонимы

Physiological dyslalia, Возрастное косноязычие.
Физиологическая дислалия

МКБ-10 коды

Описание

 Физиологическая дислалия. Возрастное несовершенство звукопроизношения у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Выражается в звуковых заменах, пропусках и смешениях. При этом все звуки-заменители произносятся нормативно. Наблюдается дефект смягчения, пропуски согласных при стечении. Сочетается с несформированностью грамматического строя и связного высказывания. Распознается в рамках консультирования ребенка логопедом. Не нуждается в специальной педагогической коррекции, исчезает самостоятельно после пяти лет. Для подготовки периферических органов речи может быть рекомендовано выполнение специальных артикуляционных упражнений.
Физиологическая дислалия

Дополнительные факты

 Физиологическая дислалия (возрастное косноязычие) - это закономерный этап речевого онтогенеза каждого нормально развивающегося ребенка. Данное состояние в логопедии не расценивается как речевая патология, однако специально выделяется для дифференциации речевой нормы от отклонений. Все недочеты звукопроизношения - элизии, субституции, смешения звуков - носят временный, преходящий характер. Верхняя возрастная граница физиологического несовершенства речи - 5-6 лет. Согласно исследованиям последних лет, чисто возрастное своеобразие произношения звуков встречается лишь у 22% дошкольников, у остальных детей имеют место патологические формы нарушения звукопроизношения (механическая или функциональная дислалия, стертая дизартрия), которые не проходят по мере взросления ребенка самостоятельно и требуют логопедической коррекции.

Клиническая картина

 Ассоциированные симптомы: Дефект смягчения. Замена звуков. Искажение звуков.

Причины

 Речь детей до 5-летнего возраста еще не полностью сформирована, а потому не лишена дефектов звукопроизношения. Эти речевые недостатки имеют под собой физиологическую (возрастную) основу. Несовершенства звуковой стороны речи у дошкольников могут быть объяснены следующими группами факторов:
 • Неподготовленностью речевого аппарата (языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти). Большая часть фонем не сразу возникает в речи в правильном виде. Сначала дошкольник пропускает звуки или использует звуки-заменители (субституты), которые уже есть в его речевом активе. По мере укрепления мышц речевого аппарата, овладения правильными артикуляционными укладами и переключениями он постепенно осваивает сложные фонемы. В первое время произношение отличается неустойчивостью: новый звук присутствует лишь в части слов, а в остальных случаях по-прежнему заменяется субститутом или опускается.
 • Несформированностью фонематического слуха. В младшем дошкольном периоде ребенок еще не готов четко воспринимать и дифференцировать все речевые звуки. Поэтому типичным для данного возрастного этапа является смешение акустически близких фонем. К четырем годам ребенок уже способен заметить акустические различия между собственным несовершенным и нормативным звукопроизношением, поэтому он старается «подтягивать» свою речь к образцу - речи взрослых.
 Возраст с двух до пяти лет является сензитивным для развития устной речи. К концу этого периода речеслуховой и речедвигательный аппараты уже способны правильно воспринимать и произносить все звуки родного языка. У детей с интеллектуальной и речевой нормой овладение звуковой стороной языка происходит по подражанию, поэтому физиологическая дислалия не требует специального вмешательства.

Диагностика

 Обычно в 4-5 лет дети проходят плановый профилактический осмотр логопеда в дошкольном учреждении или детской поликлинике. Во время диагностики устной речи специалист выявляет дефекты звукопроизношения и дает им квалифицированную оценку. Чтобы отдифференцировать физиологическую дислалию от речевой патологии (органической и функциональной дислалии, дизартрии, ОНР), проводится всестороннее обследование ребенка, включающее:
 • Сбор общего и речевого анамнеза. В процессе беседы с мамой выясняется течение беременности и родов, наличие у ребенка родовых травм, хронических заболеваний. Особое внимание уделяется речевому развитию - от первого крика новорожденного до становления фразы и связной речи.
 • Осмотр органов артикуляции. При визуальном осмотре оценивается анатомическое строение речевого аппарата, наличие аномалий прикуса, языка, губ, строения мягкого и твердого неба. При выполнении специальных упражнений обращается внимание на подвижность артикуляторных органов, объем точность и скорость выполнения движений.
 • Проверку слуховой дифференциации. Для этого в игровой обстановке логопед предъявляет парные картинки с наиболее часто смешиваемыми звуками, просит повторить за ним слоги с чередуемыми звонкими и глухими согласными.
 • Выявление дефектно произносимых фонем. С помощью специально отобранного речевого материала поверяется произношение речевых звуков при их нахождении в разных позициях: в начале, середине и конце слова. В ходе проверки выявляются нарушенные звуки и характер дефектов - пропуск, замена, смешение или искажение, озвончение/оглушение, смягчение и тд.
 • Обследование лексико. Грамматического компонента и связной речи. В ходе обследования используются наглядные пособия, дидактические игры и игровые приемы. Логопед может попросить ребенка прочесть любимый стишок, рассказать сказку, составить рассказ по картинке.
 Если речь ребенка развивается в соответствии с возрастной нормой, коррекционная работа при физиологической дислалии не проводится. Иногда для подготовки речевого аппарата к появлению звуков рекомендуется самостоятельное проведение артикуляционной гимнастики под контролем родителей. Следующая консультация логопеда должна состояться в 6-6,5 лет перед поступлением в школу.

Профилактика

 Предпосылками к овладению нормативным звукопроизношением выступают организация правильного речевого окружения в семье и детском коллективе. С самого рождения с ребенком необходимо разговаривать, «оречевляя» свои действия и называя предметы, находящиеся в поле зрения малыша. С раннего возраста нужно воспитывать у ребенка привычку смотреть на говорящего, следить за движениями его губ и языка. Речь взрослых должна быть небыстрой, фонетически и грамматически правильной. Категорически не допускается копирование неправильного детского произношения. Для развития слухового внимания и памяти полезны игры на звукоподражание, запоминание чистоговорок и стихов, чтение книг.
 Неблагоприятно влияют на становление детской речи дефекты произношения у взрослых (ротацизм, сигматизм, гнусавость, заикание), ситуация двуязычия, пребывание ребенка среди сверстников с неправильной речью. Поправлять ошибки в речи ребенка на этапе физиологической дислалии нужно спокойно и ненавязчиво. При отсутствии дефектов в строении речевого аппарата, сохранном слухе, интеллекте и иннервации речевой мускулатуры дошкольник способен самостоятельно, путем подражания правильному образцу, преодолеть возрастное косноязычие.

Похожие заболевания

Связанные клинические рекомендации

Основные медуслуги (по которым подбираются клиники)

    • Консультации врачей

    • Специалисты-психологи
    • Консультация терапевта
    • Консультация психиатра
    • Консультация невролога
    • Консультация анестезиолога-реаниматолога
    • Анализы

    • Определение электролитов
    • Общий белок крови
    • Мочевая кислота крови
    • Исследования мочи
    • Глюкоза в крови
    • Диагностика

    • Эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ)
    • УЗИ артериальных сосудов
    • МРТ интракраниальных артерий
    • МРТ головного мозга
    • КТ сосудов головного мозга
    • КТ головного мозга
    • Исследования при помощи нагрузочных тестов

Клиники с лучшими ценами (по 18 выбранным медуслугам)

 Фильтры:
X
X
X
Цена
 
 
Всего: 1568 в 87 городах
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (м. Ростокино) +7(495..показать+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
рейтинг: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..показать+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
рейтинг: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (м. Озерки) +7(812..показать+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
рейтинг: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (м. Университет) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (м. Сходненская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (м. Каширская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (м. Площадь Ильича) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (м. Измайловская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (м. Речной Вокзал) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.