Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Заикание у детей

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Фарм. гр. Вещество Препараты
Гидазепам
Аминофенилмасляная кислота | | | | | | | |
Гопантеновая кислота | | | | | | | | | |
Пантогам
Галоперидол
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Классификация
  5. Причины
  6. Характеристика растения
  7. Клиническая картина
  8. Диагностика
  9. Дифференциальная диагностика
  10. Лечение
  11. Прогноз
  12. Профилактика
  13. Похожие заболевания
  14. Связанные клинические рекомендации
  15. Основные медицинские услуги
  16. Клиники для лечения

Другие названия и синонимы

Stuttering in children.
Заикание у детей

МКБ-10 коды

Описание

 Заикание у детей. Расстройство темпо - ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями. Дети с заиканием должны быть обследованы неврологом, логопедом, психологом, психиатром. Коррекция заикания у детей включает лечебно-оздоровительный комплекс (соблюдение режима, массаж, водолечение, ЛФК, ФТЛ, психотерапию) и систему логопедических занятий.
Заикание у детей

Дополнительные факты

 Заикание у детей - непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры. По научным данным, заиканием страдают около 2% детей и 1,5% взрослых. У мальчиков заикание встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других - с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области логопедии, неврологии, психологии.

Классификация

 В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе судорожных запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы.
 По выраженности речевых судорог различают легкую, среднюю и тяжелую степень заикания у детей. Легкая степень заикания у детей характеризуется судорожными запинками только в спонтанной речи; симптомы едва заметны и не препятствуют речевому общению. При средней степени тяжести запинки возникают в монологической и диалогической речи. При тяжелом заикании у детей речевые судороги часты и длительные; запинки случаются во всех видах речи, включая сопряженную и отраженную; появляются сопутствующие движения и эмболофразия. В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.
 В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:
 • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
 • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение).
 • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).

Причины

 Все факторы, способствующие возникновению заикания у детей, традиционно делятся на предрасполагающие и производящие. К предрасполагающим (фоновым) причинам следует отнести наследственную предрасположенность, невропатическую конституцию заикающегося ребенка, внутриутробное поражение ЦНС. Наследственная предрасположенность к заиканию у детей чаще всего определяется врожденной слабостью речевого аппарата. У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.
 Увеличение частоты случаев заикания, наблюдаемое в последние годы, напрямую связывается с бурным внедрением в повседневную жизнь видеоигр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей. Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.
 Такими чрезвычайными раздражителями (или производящими причинами) заикания у детей могут выступать тяжелые инфекции (менингит, энцефалит, корь, коклюш, тиф и тд ), ЧМТ, гипотрофия, рахит, интоксикации и пр. К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительную травматизацию психики. В первом случае это может быть кратковременный страх, испуг, чрезмерная радость; во втором - затяжные конфликты, авторитарный стиль воспитания К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся, раннее обучение иностранным языкам, перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. В литературе указывается на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии или афазии.

Характеристика растения

 В основе невротического заикания у детей лежат сильные психотравмирующие переживания, поэтому нарушение речи возникает остро, практически одномоментно. В этом случае родители, как правило, точно указывают время появления заикания у ребенка и его причину. Невротическое заикание обычно возникает в 2-6 лет, на момент развития нарушения у детей присутствует развернутая фразовая речь.
 У детей с невротическим заиканием отмечается снижение речевой активности, выражена логофобия и фиксация на трудных звуках; преобладают дыхательно-голосовые судороги. Звукопроизношение, как правило, нарушено, однако лексико-грамматическая сторона развивается нормально (имеет место ФФН). Дети часто сопровождают свою речь раздуванием крыльев носа и сопутствующими движениями. Характер течения невротического заикания у детей волнообразный; ухудшения речи провоцируются психотравмирующими ситуациями.
 В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно, исподволь. Явная связь с внешними обстоятельствами не прослеживается; родители затрудняются в определении причины заикания у детей. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, в период становления фразовой речи.
 Речевая активность детей обычно повышена, при этом к своему дефекту они не критичны. Речевые запинки вызваны преимущественно артикуляционными судорогами; речь монотонная, невыразительная, темп ускорен; звукопроизношение искажено, лексико-грамматическая сторона речи нарушена (имеет место ОНР). У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны. Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия. Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью. При неврологическим обследовании выявляются множественные признаки поражения ЦНС; по данным ЭЭГ - повышенная судорожная готовность.

Клиническая картина

 К основным симптомам заикания у детей относятся речевые судороги, расстройства физиологического и речевого дыхания, сопутствующие движения, речевые уловки и логофобия.
 При заикании запинки у детей возникают при попытке начать речь или непосредственно в процессе речи. Они вызваны судорогами (непроизвольным сокращением) речевой мускулатуры. По своему характеру речевые судороги могут быть тоническими и клоническими. Тонические речевые судороги связаны с резким повышением мышечного тонуса в губах, языке, щеках, что сопровождается невозможностью артикуляции и паузой в речи (например, «т---рава»). Клонические речевые судороги характеризуются многократным сокращением речевых мышц, приводящим к повторению отдельных звуков или слогов (например, «т-т-трава»). У детей с заиканием могут иметь место тоно-клонические или клоно-тонические судороги. По месту возникновения речевые судороги могут быть артиуляционными, голосовыми (фонационными), дыхательными и смешанными.
 Дыхание при заикании неритмичное, поверхностное, грудное или ключичное; отмечается дискоординация дыхания и артикуляции: дети начинают говорить на вдохе или уже после полного выдоха.
 Речь детей с заиканием часто сопровождается непроизвольными сопутствующими движениями: подергиванием мышц лица, раздуванием крыльев носа, морганьем, раскачиванием туловища Нередко заикающиеся используют так называемые двигательные и речевые уловки, преследующие цель скрыть запинки (улыбку, зевание, покашливание и пр. К речевым уловкам относятся эмболофразии (употребление ненужных звуков и слов - «ну», «это», «там», «вот»), изменение интонации, темпа, ритма, речи, голоса и пр.
 Трудности в речевом общении вызывают у детей с заиканием логофобию (боязнь речи в целом) или звукофобию (боязнь произнесения отдельных звуков). В свою очередь навязчивые мысли о заикании способствуют еще большему усугублению речевого неблагополучия у детей.
 Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Запинки в речи. Потливость. Судороги. Судороги в ногах. Эмболофразия.

Диагностика

 Обследование детей с заиканием проводится логопедом, педиатром, детским неврологом, детским психологом, детским психиатром. Для всех специалистов важную роль играет изучение анамнеза, наследственной отягощенности, сведений о раннем психоречевом и моторном развитии детей, выяснение обстоятельств и времени возникновения заикания.
 В процессе диагностического обследования речи у детей с заиканием определяется локализация, форма, частота речевых судорог; оцениваются особенности темпа речи, дыхания, голоса; выявляются сопутствующие двигательные и речевые нарушения, логофобия; выясняется отношение ребенка к своему дефекту. У заикающихся в обязательном порядке проводится обследование звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи.
 Логопедическое заключение должно отражать форму и степень заикания у детей; характер судорог; сопутствующие нарушения речи.

Дифференциальная диагностика

 Дифференциальную диагностику заикания у детей необходимо проводить с тахилалией, спотыканием, дизартрией.
 Для выявления органических поражений ЦНС неврологом назначается ЭЭГ, реоэнцефалография, ЭхоЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

 В логопедии принят комплексный подход к коррекции заикания у детей, предполагающий проведение лечебно-оздоровительной и психолого-педагогической работы. Основная цель лечебно-педагогического комплекса заключается в устранении или ослаблении речевых судорог и сопутствующих расстройств; укреплении ЦНС, воздействие на личность и поведение заикающегося.
 Лечебно-оздоровительное направление работы включает проведение общеукрепляющих процедур (водолечения, физиотерапии, массажа, ЛФК), рациональной и суггестивной психотерапии.
 Собственно логопедическая работа при заикании у детей организуется поэтапно. На подготовительном этапе создается щадящий режим, доброжелательная атмосфера, ограничивается речевая активность, демонстрируются образцы правильной речи.
 На тренировочном этапе проводится работа по овладению детьми различными формами речи: сопряжено-отраженной, шепотной, ритмической, вопросно-ответной и тд На занятиях полезно использовать различные формы ручного труда (лепку, конструирование, рисование, игры). В конце этого этапа занятия переносятся из кабинета логопеда в группу, класс, общественные места, где дети закрепляют навыки свободной речи. На финальном этапе проводится автоматизация навыков правильной речи и поведения в различных речевых ситуациях и видах деятельности.
 Важное внимание в процессе работы уделяется развитию основных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики), голосоподачи, просодии. В коррекции заикания у детей большую роль играют логоритмические занятия, логопедический массаж, дыхательная и артикуляционная гимнастика. Логопедические занятия по коррекции заикания у детей проводятся в индивидуальном и групповом формате.
 Для коррекции заикания у детей предложено множество авторских методик (Н. А. Чевелевой, С. А. Мироновой, В. И. Селиверстова, Г. А. Волковой, А. В. Ястребовой, Л. З. Арутюнян и тд ).

Прогноз

 При правильной организации лечебно-оздоровительной работы у большинства детей заикание полностью исчезает. Возможны рецидивы заикания в школьном возрасте и пубертатном периоде. Наиболее устойчивые результаты отмечаются при коррекции заикания у дошкольников. Чем больше стаж заикания, тем более неопределенный прогноз.

Профилактика

 Для профилактики возникновения заикания у детей важно благоприятное течение беременности, забота о физическом и психическом благополучии ребенка, его речевом развитии, подбор учебного и развлекательного материала соответственно возрасту. С целью предупреждения рецидивов заикания у детей необходимо соблюдение всех рекомендаций логопеда на этапе коррекционной работы и после нее, создание для ребенка благоприятных условий для гармоничного развития.

Похожие заболевания

Связанные клинические рекомендации

Основные медуслуги (по которым подбираются клиники)

    • Консультации врачей

    • Специалисты-психологи
    • Консультация терапевта
    • Консультация психиатра
    • Консультация невролога
    • Консультация анестезиолога-реаниматолога
    • Анализы

    • Определение электролитов
    • Общий белок крови
    • Мочевая кислота крови
    • Исследования мочи
    • Глюкоза в крови
    • Диагностика

    • Эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ)
    • УЗИ артериальных сосудов
    • МРТ интракраниальных артерий
    • МРТ головного мозга
    • КТ сосудов головного мозга
    • КТ головного мозга
    • Исследования при помощи нагрузочных тестов

Клиники с лучшими ценами (по 18 выбранным медуслугам)

 Фильтры:
X
X
X
Цена
 
 
Всего: 1568 в 87 городах
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (м. Ростокино) +7(495..показать+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
рейтинг: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..показать+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
рейтинг: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (м. Озерки) +7(812..показать+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
рейтинг: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (м. Университет) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (м. Сходненская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (м. Каширская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (м. Площадь Ильича) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (м. Измайловская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (м. Речной Вокзал) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.