|
Другие названия и синонимы
Dysarthria in children.МКБ-10 коды
- МКБ-10
- R47.1 Дизартрия и анартрия
Описание
Дизартрия у детей. Это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется затруднениями артикуляции, дефектами звуковой артикуляции, диспрозодами. Возможны затрудненное глотание, гиперсаливация, нарушения произвольной моторики и координации. Чтобы установить основные причины дизартрии, проводятся МРТ головного мозга и EFI. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическими и речевыми тестами. В лечении используется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.
Дополнительные факты
Дизартрия - частый патологический синдром в детской логопедии. Его стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрийных расстройств составляет от 60 до 85%. В зависимости от языкового статуса дети с дизартрией могут принадлежать к категории уровня FFN или OHR 1-4. Степень нарушения речи зависит от степени тяжести и локализации поражения головного мозга, от стертой дизартрии до анартрии.
Причины
Детская дизартрия - это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки его развития возникают в начальном пренатальном, родовом или послеродовом периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей являются:
1. В дородовой период:
• генетическая патология;
• внутриутробная интоксикация и инфекция;
• гипоксия плода;
• иммунный конфликт по резус-фактору.
2. В интранатальном периоде:
• удушье при рождении;
• черепно-мозговая травма при рождении.
3. В послеродовой период:
• ядерная желтуха новорожденных;
• гидроцефалия;
• менингоэнцефалиты различной этиологии;
• травма головы;
• опухоли головного мозга;
• детские курсы.
Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (церебральный паралич), церебральным параличом и олигофренией. Часто сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой речевого развития, заиканием, моторной алалией.
1. В дородовой период:
• генетическая патология;
• внутриутробная интоксикация и инфекция;
• гипоксия плода;
• иммунный конфликт по резус-фактору.
2. В интранатальном периоде:
• удушье при рождении;
• черепно-мозговая травма при рождении.
3. В послеродовой период:
• ядерная желтуха новорожденных;
• гидроцефалия;
• менингоэнцефалиты различной этиологии;
• травма головы;
• опухоли головного мозга;
• детские курсы.
Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (церебральный паралич), церебральным параличом и олигофренией. Часто сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой речевого развития, заиканием, моторной алалией.
Патогенез
Перечисленные побочные эффекты повреждают структуры головного мозга, регулирующие двигательные связи языка: черепные нервы (чаще IX - языкоглоточный, X - блуждающий, XII - сублингвальный; реже VII - лицевой и V - тройничный), их ядра, корковые или пирамидные пути. В зависимости от тематики поражения развиваются различные нарушения мышечного тонуса мышц речи и двигательные расстройства, препятствующие нормальной артикуляции.
Таким образом, при повреждении корковых языковых центров артикуляторная апраксия становится главным звеном в структуре дефекта. Спастический и вялый паралич указывают на повреждение проводящих корково-ядерных путей. При поражении стриопаллидной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола головного мозга проявляется синкинезией, ригидностью мышц и оральным автоматизмом. Поражения мозжечка связаны с атаксией и мышечной гипотензией.
Таким образом, при повреждении корковых языковых центров артикуляторная апраксия становится главным звеном в структуре дефекта. Спастический и вялый паралич указывают на повреждение проводящих корково-ядерных путей. При поражении стриопаллидной системы развиваются гиперкинезы и мышечная дистония. Повреждение ствола головного мозга проявляется синкинезией, ригидностью мышц и оральным автоматизмом. Поражения мозжечка связаны с атаксией и мышечной гипотензией.
Классификация
Дизартрия у детей классифицируется с учетом локализации поражения, тяжести течения и симптоматики. В неврологической практике чаще всего используется тематическая классификация, выделяющая следующие формы:
• Псевдобульбар. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате повреждения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретическим и спастическим.
• Бульбар. Это вызвано поражением ганглиев черепных нервов, которые сосредоточены в продолговатом мозге. Не типично для детства.
• Экстрапирамидальный (подкорковый). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
• мозжечок. Связано с повреждением мозжечка. В педиатрической практике встречается редко.
• пробка. Возникает при очаговых изменениях в двигательных областях коры. Это признают не все исследователи детей. Некоторые приравнивают его к моторной алалии, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая или кинестетическая апраксия.
В зависимости от тяжести (выраженности) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
• анартрия - самая тяжелая форма, речь невнятная или отсутствует;
• дизартрия средней степени - тяжелые и множественные дефекты произношения звука, плохо понимаемая речь, носовой голос, низкий;
• стертая дизартрия (минимальные дизартрические нарушения) - легкая форма, недостаточно точные артикуляционные движения, что приводит к потере фонетики и слухового восприятия.
• Псевдобульбар. Самый частый вариант дизартрии у детей. Возникает в результате повреждения корково-ядерного (пирамидного) тракта. Может быть паретическим и спастическим.
• Бульбар. Это вызвано поражением ганглиев черепных нервов, которые сосредоточены в продолговатом мозге. Не типично для детства.
• Экстрапирамидальный (подкорковый). Развивается при поражении подкорковых нервных узлов.
• мозжечок. Связано с повреждением мозжечка. В педиатрической практике встречается редко.
• пробка. Возникает при очаговых изменениях в двигательных областях коры. Это признают не все исследователи детей. Некоторые приравнивают его к моторной алалии, поскольку в структуре первичного дефекта также отмечается кинетическая или кинестетическая апраксия.
В зависимости от тяжести (выраженности) симптомов дизартрия может иметь следующие степени:
• анартрия - самая тяжелая форма, речь невнятная или отсутствует;
• дизартрия средней степени - тяжелые и множественные дефекты произношения звука, плохо понимаемая речь, носовой голос, низкий;
• стертая дизартрия (минимальные дизартрические нарушения) - легкая форма, недостаточно точные артикуляционные движения, что приводит к потере фонетики и слухового восприятия.
Клиническая картина
Признаки нарушения онтогенеза речи выявляются уже в младенчестве. Плач новорожденных прерывистый, слабый. У младенцев наблюдаются медленное сосание, рвота по отношению к молоку и частое срыгивание. Реакции на гул и тарабарщину запаздывают и характеризуются ограниченной вокализацией. Все речевое развитие искажено и задерживается во времени.
При синдроме дизартрии нарушаются все операции внешнего выражения: артикуляция и образование фонем, голос и просодия, темпоритмическая организация.
При наиболее типичной для детей форме псевдопузырька речь становится медленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены из-за пареза, силы воздушной струи недостаточны для внятной фонирования. Типичными дефектами дизартрии у детей являются палатализация (смягчение) согласных, межзубное или боковое произношение. Голос слабый, не очень четкий, хриплый, гнусавый. Речь обычно невнятная («как овсянка во рту»).
Лицо ребенка доброжелательное, асимметричное, рот часто приоткрыт. Ограничены движения губ, щек, языка. Отмечаются гиперсаливация, дисфагия, затруднение откусывания и пережевывания твердой пищи. Возможны тремор и гиперкинез в суставных и лицевых мышцах, оральные синкинезии. Дополнительные трудности с артикуляцией создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, что часто встречается у детей с дизартрией.
Синдром минимальной дизартрии характеризуется отсутствием тяжелых нарушений моторики речи. Сустав нечеткий, нечеткий. Частые фонетические дефекты - свистящий и свистящий сигматизм, ротаксизм, дефект вокализации. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
Ассоциированные симптомы: Асимметрия носогубных складок. Дефект озвончения. Дефект смягчения. Диспросодия. Искажение звуков. Каппацизм. Ламбдацизм. Невнятность речи. Ограниченный словарный запас. Осиплость голоса. Ротацизм. Сигматизм. Слабость мышц (парез). Слюнотечение. Тремор.
При синдроме дизартрии нарушаются все операции внешнего выражения: артикуляция и образование фонем, голос и просодия, темпоритмическая организация.
При наиболее типичной для детей форме псевдопузырька речь становится медленной, напряженной. Движения языка и губ ограничены из-за пареза, силы воздушной струи недостаточны для внятной фонирования. Типичными дефектами дизартрии у детей являются палатализация (смягчение) согласных, межзубное или боковое произношение. Голос слабый, не очень четкий, хриплый, гнусавый. Речь обычно невнятная («как овсянка во рту»).
Лицо ребенка доброжелательное, асимметричное, рот часто приоткрыт. Ограничены движения губ, щек, языка. Отмечаются гиперсаливация, дисфагия, затруднение откусывания и пережевывания твердой пищи. Возможны тремор и гиперкинез в суставных и лицевых мышцах, оральные синкинезии. Дополнительные трудности с артикуляцией создают готическое небо, укорочение подъязычной связки, что часто встречается у детей с дизартрией.
Синдром минимальной дизартрии характеризуется отсутствием тяжелых нарушений моторики речи. Сустав нечеткий, нечеткий. Частые фонетические дефекты - свистящий и свистящий сигматизм, ротаксизм, дефект вокализации. Возможно недоразвитие фонематических процессов (ФФН).
Ассоциированные симптомы: Асимметрия носогубных складок. Дефект озвончения. Дефект смягчения. Диспросодия. Искажение звуков. Каппацизм. Ламбдацизм. Невнятность речи. Ограниченный словарный запас. Осиплость голоса. Ротацизм. Сигматизм. Слабость мышц (парез). Слюнотечение. Тремор.
Возможные осложнения
|
Диагностика
Из сопроводительной медицинской документации логопед-дефектолог получает необходимую информацию о сопутствующих диагнозах ребенка, его психоневрологическом состоянии, результатах инструментальных диагностик (МРТ головного мозга, ЭНМГ, ЭЭГ). Во время беседы с родителями выясняется психомоторное и предыдущее речевое развитие пациента, динамика заболевания и текущие жалобы. Логопедические диагнозы дизартрии включают:
• Оценка структуры и функции артикуляционной системы. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса мимических мышц, наличие слюноотделения, синкинезии. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
• Исследование дыхания и голоса. Определяются тип, ритм, объем дыхания, тембр и модуляция голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос слабый, гнусавый, монотонный.
• Изучение лексико-грамматической подсистемы. Определяется состояние сенсорно-двигательного языка, объем лексических запасов. Изучаются навыки интонации, координации, умение составлять предложение и связное высказывание.
• Избавление от фонематических процессов. Испытания проводятся на акустическое различение фонем, формирование фонематических синтезов, анализы, репрезентации. Изучается слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (глухоногих, ротово-носовых, шипящих-шипящих, ретро-язычных-передне-язычных и ).
• Обзор фонетической подсистемы языка. Он начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодия.
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующие неврологические симптомы: гиперсаливация, синкинезия, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. Отчет логопеда указывает языковой статус (OHR, FFN) и клиническую форму синдрома дизартрии.
• Оценка структуры и функции артикуляционной системы. Обращается внимание на выраженность и симметричность носогубных складок, состояние тонуса мимических мышц, наличие слюноотделения, синкинезии. Выполняются статические и динамические функциональные пробы на дизартрию.
• Исследование дыхания и голоса. Определяются тип, ритм, объем дыхания, тембр и модуляция голоса. У детей с дизартрией дыхание поверхностное, неровное, голос слабый, гнусавый, монотонный.
• Изучение лексико-грамматической подсистемы. Определяется состояние сенсорно-двигательного языка, объем лексических запасов. Изучаются навыки интонации, координации, умение составлять предложение и связное высказывание.
• Избавление от фонематических процессов. Испытания проводятся на акустическое различение фонем, формирование фонематических синтезов, анализы, репрезентации. Изучается слуховая дифференциация всех оппозиционных фонем (глухоногих, ротово-носовых, шипящих-шипящих, ретро-язычных-передне-язычных и ).
• Обзор фонетической подсистемы языка. Он начинается с проверки гласных и звуков раннего онтогенеза. Затем исследуется произношение всех остальных фонем, состояние звуко-слоговой структуры слов, просодия.
При диагностике дизартрии часто выявляются сопутствующие неврологические симптомы: гиперсаливация, синкинезия, рефлексы орального автоматизма, гиперкинезы, оральная апраксия. Отчет логопеда указывает языковой статус (OHR, FFN) и клиническую форму синдрома дизартрии.
Лечение
Основными стратегическими целями и содержанием работы с детьми, страдающими дизартрией, являются:
• Нормализация тонуса артикуляционных мышц: дифференциальный логопедический массаж, пассивно-активная логопедия, логопедическая съемка.
• Развитие общей и мелкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
• Развитие дыхательной функции и голоса: дыхание, фонопедические упражнения.
• Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звуковая постановка.
Особенностью логопедической работы с дизартричным ребенком является сложность развития и закрепления артикуляционных паттернов, их точная переключаемость, благодаря чему процесс автоматизации звуков может растягиваться до бесконечности. Занятия логопедом при дизартрии у детей проводятся годами, часто до средней и старшей школы.
• Нормализация тонуса артикуляционных мышц: дифференциальный логопедический массаж, пассивно-активная логопедия, логопедическая съемка.
• Развитие общей и мелкой моторики: логопедическая ритмика, пальчиковая гимнастика, биоэнергопластика, су-джок терапия.
• Развитие дыхательной функции и голоса: дыхание, фонопедические упражнения.
• Коррекция нарушенных речевых процессов: формирование лексического запаса, грамматического строя, развитие фонематических функций, звуковая постановка.
Особенностью логопедической работы с дизартричным ребенком является сложность развития и закрепления артикуляционных паттернов, их точная переключаемость, благодаря чему процесс автоматизации звуков может растягиваться до бесконечности. Занятия логопедом при дизартрии у детей проводятся годами, часто до средней и старшей школы.
Прогноз
Дальнейшая социализация детей с дизартрией напрямую зависит от причины и степени выраженности речевых и неврологических симптомов, полноты лечения и корректирующих мер. Дети со стертой дизартрией хорошо компенсируются по ходу занятий, у них обычно нет проблем с общением и самореализацией. Дети-инвалиды, имеющие тяжелую двигательную недостаточность, когнитивные нарушения, нуждаются в постоянной помощи и заботе.
Профилактика
Профилактика дизартрии направлена на предотвращение факторов, вызывающих нарушения речи: травмы головы, нейроинфекции, церебральную гипоксию, токсическое воздействие на мозг на всех этапах онтогенеза. Раннее обращение к логопеду помогает избежать психологической травмы, связанной с трудностями в общении и обучении.
Список литературы
1. Логопедия. Дизартрия/ Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. 2009.
2. Основы логопедии/ Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. 1989.
3. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста/ Приходько О. Г. Специальное образование. 2010 - №2.
4. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. 2007.
2. Основы логопедии/ Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. 1989.
3. Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста/ Приходько О. Г. Специальное образование. 2010 - №2.
4. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. 2007.