Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Интернет-зависимость у подростков

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Классификация
  5. Клиническая картина
  6. Возможные осложнения
  7. Диагностика
  8. Лечение
  9. Прогноз
  10. Список литературы
  11. Похожие заболевания

Описание

 Интернет-зависимость у подростков. Это форма аддикции, которая характеризуется чрезмерным увлечением виртуальной средой и стремлением ухода от реальности. Она сопровождается психофизиологическими изменениями поведения, выраженным дискомфортом при невозможности получить доступ к компьютеру и интернету. Такое состояние приводит к социальной дезадаптации, проблемам с успеваемостью, депрессивным расстройствам. Диагностика интернет-аддикции проводится по результатам клинической беседы и специальных опросников. Для лечения используют методы индивидуальной и семейной психотерапии.

Дополнительные факты

 Термин «интернет-зависимость» впервые употребил американский психиатр И. Голдберг в 1995 г. Поначалу врачи неоднозначно относились к такой форме аддикции, но с популяризацией виртуальной среды и ростом числа зависимых людей проблема приобрела чрезвычайную актуальность в психиатрии и психологии. Интернет-зависимость у подростков встречается чаще, чем в других возрастных группах, что обусловлено становлением личности, появлением новых социальных потребностей, склонностью искать простые решения психологических проблем. По разным данным, ею страдают 3-5% подростков в Европе и США, 10-15% - в Азии.

Причины

 Основным фактором развития интернет-зависимости у подростков называют желание сбежать от скуки и проблем реального мира (эскапизм) и найти среду, которая дает ощущение комфорта. Ввиду доступности веб-ресурсов, широкого выбора тематических сообществ в соцсетях, привычки постоянно пользоваться гаджетами интернет становится наиболее подходящим вариантом. Быстрому формированию аддикции способствуют такие факторы:
 • Потребность в самореализации. В подростковом возрасте обостряется желание самоутвердиться и достичь высокого социального положения. Ребенок использует виртуальную среду, чтобы поделиться истинными или мнимыми достижениями, получить позитивные отклики, ощутить собственную значимость в глазах других людей.
 • Низкая самооценка. Закомплексованность, чувство неполноценности и неудовлетворенность собой - типичные черты интернет-аддиктов. Обезличенное общение в сети позволяет реализовать любые фантазии и представить себя совершенно другим человеком, на которого подростку хотелось бы быть похожим.
 • Отсутствие друзей. Многие интернет-зависимые подростки испытывают трудности в реальном общении, вызванные комплексами и другими факторами. В сети они могут получить безопасное и разнообразное общение, без стеснения знакомятся с большим количеством новых людей, что создает иллюзию насыщенной социальной жизни.
 • Семейные проблемы. Подростки используют сетевые игры и общение в соцсетях как способ снять тревожность и эмоциональное напряжение, найти «понимающих» собеседников. Тяга к интернет-аддикции встречается как в семьях с высоким социальным статусом, где у взрослых нет времени заниматься воспитанием детей, так и в неблагополучных и асоциальных семьях.
 • Поведение родителей. Привычка с раннего возраста давать ребенку смартфон или планшет, чтобы его быстро успокоить и чем-нибудь занять в очереди или в поездке, имеет негативные последствия в более старшем возрасте. Так формируется привычка использовать гаджет для эмоциональной разгрузки, максимально проявляющаяся в подростковом периоде.
 Одним из пусковых факторов интернет-зависимости у подростков называют популяризацию IT-профессий. Программирование, веб-дизайн, цифровой маркетинг - востребованные направления, где люди могут реализовать себя и уже в молодом возрасте достичь значительных успехов, в том числе финансовых. При наличии акцентуаций личности и проблем с социализацией изначально положительное стремление к знаниям трансформируется в аддикцию.

Классификация

 Патология относится к нехимическим аддикциям. Систематизация интернет-зависимости представляет сложности для практической психиатрии, поскольку в международных системах DSM-V и МКБ-10 такой диагноз не представлен. Наибольшую популярность получила классификация по K. Young, согласно которой существует 5 клинических форм болезни:
 • Компьютерная зависимость. Наиболее популярная форма интернет-зависимости у подростков, которая проявляется навязчивым желанием играть в компьютерные игры.
 • Киберсексуальная форма аддикции. Увлечение просмотром порнографических материалов, участие в приватных беседах «для взрослых», которые могут сопровождаться обменом интимными фотографиями, демонстрацией сексуальных девиаций.
 • Киберотношения. Постоянное общение в мессенджерах и социальных сетях, активное участие в сообществах по интересам, если при этом подросток игнорирует взаимодействие с реальными друзьями и членами семьи.
 • Информационная перегрузка. Регулярное использование новостных веб-ресурсов и информационных сайтов для получения новых данных. Состояние сопровождается ощущением «упущенных возможностей», если подросток лишен возможности воспользоваться интернетом.
 • Сетевая вовлеченность. Участие в сетевых азартных играх и аукционах, желание постоянно совершать покупки в онлайн-магазинах, многочасовой выбор и складывание «в корзину» товаров, которые подросток даже не собирается покупать.
 Интернет-зависимость у подростков.

Клиническая картина

 Интернет-зависимость у подростков сопровождается утратой критики к своему состоянию, поэтому первые признаки проблемы замечают окружающие: родители, одноклассники, школьные учителя. Подросток с интернет-зависимостью начинает все больше времени проводить за использованием телефона, планшета или компьютера, игнорируя реальную жизнь. Увлечение виртуальным миром происходит в ущерб учебе, активному отдыху, общению со сверстниками.
 Подростки начинают обманывать родителей и скрывать, какое количество времени проводят в сети. Многие тайком сидят в интернете всю ночь, прогуливают школу, кружки и занятия с репетитором, чтобы больше времени потратить на сетевые развлечения. Это сопровождается изменением привычек и образа жизни: ребенок становится неряшливым, пропускает приемы пищи, забывает о просьбах родителей и систематически не делает домашние задания.
 Для интернет-зависимости у подростков характерен «синдром отказа», который возникает спустя несколько дней вынужденного ограничения использования гаджетов. Он проявляется повышенной тревожностью, раздражительностью, психомоторным возбуждением. Пациента постоянное беспокоят навязчивые мысли о происходящем в интернете, появляется чувство, что он пропускает что-то важное (синдром упущенной выгоды - FOMO).
 Интернет-аддикция сопровождается легкими признаками физической зависимости. Многие пациенты страдают от нарушений сна и навязчивых сновидений в виде пассивного «просмотра текста». Нарушения работы вегетативной нервной системы проявляются патологиями сердечного ритма, склонностью к гипо- или гипертензии, повышенной потливостью. Недомогание усиливается, если подросток длительное время лишен возможности выйти в сеть.

Возможные осложнения

 Хотя интернет-зависимость считается менее опасной, по сравнению с химическими аддикциями, она чревата серьезными проблемами. Последствия зависят от того, как именно подросток проводит время в интернете. Наиболее опасны «группы смерти» - сообщества в соцсетях, где участники получают различные задания, финальной целью которых выступает суицид. В России ежегодно совершается несколько сотен детских самоубийств, многие из которых имеют связь с подобными группами.
 Большое опасение вызывает создание и эксплуатация виртуального образа «Я», которое сильно отличается от реальной личности подростка. Постепенно такой разрыв усугубляется, ребенок чувствует себя комфортно только в выдуманном мире интернет-собеседников и компьютерных игр. Это приводит к социальной нереализованности, тревожно-депрессивным расстройствам, проблемам в построении романтических отношений в будущем.
 Интернет-зависимость у подростков осложняется физическими симптомами. Постоянное использование гаджетов вызывает давящие головные боли, которые по интенсивности и характеру напоминают мигрень. Однообразная постановка рук для удержания мышки и набора текста на клавиатуре/экране смартфона вызывает синдром карпального канала. Многие дети сталкиваются с быстрым ухудшением зрения, синдромом «сухого глаза». Сидение в неудобной позе провоцирует боли в спине и шее.

Диагностика

 Если родители замечают у подростка чрезмерную увлеченность интернетом, нужно обратиться к детскому психологу. Беседа проводится с ребенком и членами семьи, поскольку аддикты не могут корректно оценить свое состояние и время, проведенное в сети. Большинство подростков категорически опровергают наличие зависимости и с трудом идут на контакт, поэтому от врача требуется терпение и профессионализм. Чтобы определить факт интернет-аддикции, используются:
 • Клинические критерии. Основой для диагностики зависимости служат 2 фактора: толерантность - необходимость постоянно увеличивать время, проведенное в интернете, и «синдром отмены» - негативные психологические реакции на лишение доступа к сети. Аддикция более вероятна, если такие признаки сопровождаются проблемами в личной и социальной сфере, связанными со злоупотреблением гаджетами.
 • Тесты и опросники. Самая известная методика - тест Кимберли Янга, который в российской врачебной практике применяется в адаптации В. Лоскутовой. В медицинской психологии также широко используют шкалу интернет-зависимости Чена (CIAS), диагностический опросник интернет-аддикций, восьмипунктовый опросник Сэлливана и Канадский подростковый опросник.
 Консультация психолога.

Лечение

 Классическая форма аддикции требует психотерапевтического вмешательства - использования вербальных и невербальных техник взаимодействия с ребенком для оказания помощи в коррекции психологических проблем. При интернет-зависимости у подростков медикаментозное лечение не показано. Исключение составляют ситуации, когда аддикция становится причиной депрессивных расстройств и других серьезных психических проблем.
 Методы психотерапии ориентированы на изменение патологических паттернов поведения пациента, обучение контролю своих мыслей и поступков. Большое внимание уделяют выявлению и решению внутриличностных и внутрисемейных конфликтов, которые подтолкнули подростка к интернет-аддикции. Этих целей достигают с помощью когнитивно-поведенческой, рациональной, психоаналитической и других видов психотерапии.
 Чтобы помочь ребенку бороться с аддикцией, нужно по возможности устранить все провоцирующие факторы. Проблемы с одноклассниками требуют участия педагогов и школьного психолога, чтобы разобраться в сути конфликта, подтвердить или исключить признаки буллинга. Зачастую специалисты назначают семейную терапию и индивидуальные сеансы для родителей, если есть признаки неправильного или отсутствующего воспитания подростка.

Прогноз

 Интернет-зависимость не вызывает необратимых изменений в психических процессах и успешно поддается коррекции объединенными усилиями психологов, родителей и самого подростка. Однако тяга к эскапизму и аддиктивному поведению может стать причиной повторения симптомов, возникновения разных видов нехимической (гэмблинг, любовная зависимость) или химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания).
 Для профилактики интернет-аддикции родителям нужно обращать внимание, сколько часов подросток проводит за компьютером, интересоваться его виртуальными друзьями и сайтами, которые он регулярно посещает. Нужно постараться, чтобы реальная жизнь ребенка была интересной и отвечала его представлениям: организовать посещение спортивной секции, занятий музыкой и других кружков по интересам, в пределах разумного позволять прогулки и посиделки со сверстниками.

Список литературы

 1. Интернет-зависимость у подростков (научный обзор)/ И.С. Лабутьева// Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. №1.
 2. Интернет-зависимость: аспекты формирования и возможности психологической коррекции М.А. Богомолова, Т.С. Бузина// Медицинская психология в России. 2018. №2.
 3. Оценка риска интернет-зависимости для психического здоровья подростков/ Н.В. Шутова, А.М. Баранова// Гигиена и санитария. 2016. №6.
 4. Интернет-зависимость: причины и механизмы формирования, диагностика, подходы к лечению и профилактике/ В.В. Титова, А.Л. Катков, Д.Н. Чугунов// Педиатр. 2014. №4.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.