|
Другие названия и синонимы
Дезинтеграция восприятия, Дисфункция сенсорных систем, Расстройство сенсорной обработки.Описание
Нарушение сенсорной интеграции. Это неврологическое расстройство, характеризующееся неправильной обработкой сенсорной информации, идущей от органов чувств к различным центрам головного мозга. Проявляется разнообразными симптомами: повышенной чувствительностью к свету, звуку, прикосновениям, трудностями координации, гиперактивностью. Для диагностики применяются стандартизированные тесты, включающие серии проб на исследование сенсорных функций разных модальностей. Лечение проводится с помощью психокоррекции, в частности методом сенсорной интеграции.
Дополнительные факты
Нарушение сенсорной интеграции чаще всего диагностируется в детском возрасте: от 1 года до 7-8 лет, когда происходит активное накопление опыта ощущений и формируются реакции на них. Согласно статистическим данным, распространенность синдрома составляет от 5 до 30% в США, Канаде, странах Европы. В России этот показатель равен 19,7% (среди детей дошкольного возраста). В научной литературе встречаются синонимичные названия: дисфункция сенсорных систем, дезинтеграция восприятия, расстройство сенсорной интеграции, нарушение сенсорной обработки.
Причины
В последние десятилетия наблюдается тенденция к росту количества детей с гиперактивным, плохо контролируемым поведением. Неврологи, психиатры связывают это с трудностями выработки адаптивного ответа на сенсорные раздражители, искаженное и/или неселективное их восприятие. Причинами данного расстройства являются:
• Осложнения беременности, родов. Поражения ЦНС плода/новорожденного приводят к нарушению восприятия сигналов от рецепторов. Интегративная дисфункция диагностируется при детском церебральном параличе, раннем детском аутизме, синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
• Генетические патологии. Расстройство обработки информации от органов чувств диагностируется при синдроме Дауна, синдроме Вильямса. В таких случаях неврологические симптомы связаны с измененной структурой генов.
• Дефицит сенсорного опыта. Дезинтеграция сигналов от органов чувств может быть спровоцирована пребыванием ребенка в условиях с недостаточной тактильной, визуальной, аудиальной стимуляцией (пример: дети из домов малютки, долгое время находящиеся одни в кроватке без игрушек).
• Нейродегенеративные заболевания. У пожилых людей сенсорная дезинтеграция обусловлена патологиями, при которых происходит гибель нервных клеток. К ним относятся болезнь Пика, лобно-височная деменция.
• Осложнения беременности, родов. Поражения ЦНС плода/новорожденного приводят к нарушению восприятия сигналов от рецепторов. Интегративная дисфункция диагностируется при детском церебральном параличе, раннем детском аутизме, синдроме дефицита внимания и гиперактивности.
• Генетические патологии. Расстройство обработки информации от органов чувств диагностируется при синдроме Дауна, синдроме Вильямса. В таких случаях неврологические симптомы связаны с измененной структурой генов.
• Дефицит сенсорного опыта. Дезинтеграция сигналов от органов чувств может быть спровоцирована пребыванием ребенка в условиях с недостаточной тактильной, визуальной, аудиальной стимуляцией (пример: дети из домов малютки, долгое время находящиеся одни в кроватке без игрушек).
• Нейродегенеративные заболевания. У пожилых людей сенсорная дезинтеграция обусловлена патологиями, при которых происходит гибель нервных клеток. К ним относятся болезнь Пика, лобно-височная деменция.
Патогенез
Сенсорная система состоит из трех звеньев: рецепторов, проводниковых путей и отделов коры головного мозга, ответственных за восприятие, переработку информации. Рецепторы реагируют на изменение среды, обеспечивают процесс обнаружения стимулов (звука, прикосновения и т.д). Проводящие волокна передают импульсы от рецепторных клеток к нейронам мозга. Далее происходит кодирование импульсов, формирование и опознание образов восприятия (звук «превращается» в мелодию или голос). Эти сложные процессы реализуются в префронтальной коре, ядрах таламуса, мозжечке и других отделах головного мозга.
При расстройстве сенсорной интеграции нарушается работа третьего звена: неправильно осуществляется обработка информации от вестибулярного аппарата, проприорецепторов, органов чувств. Возможны различные варианты дефицитов. Например, при недостаточной интеграции информации от проприорецепторов и вестибулярного аппарата сложно удерживать равновесие, сохранять тонус мышц, координировать движения.
Если существует дефицит сенсорного различия, то возникают трудности в интерпретации стимулов: в определении их силы, модальности, сходства. Так, ребенок с аутизмом «не слышит» маму, потому что ее голос не дифференцируется с остальными звуками.
Нарушение сенсорной интеграции.
При расстройстве сенсорной интеграции нарушается работа третьего звена: неправильно осуществляется обработка информации от вестибулярного аппарата, проприорецепторов, органов чувств. Возможны различные варианты дефицитов. Например, при недостаточной интеграции информации от проприорецепторов и вестибулярного аппарата сложно удерживать равновесие, сохранять тонус мышц, координировать движения.
Если существует дефицит сенсорного различия, то возникают трудности в интерпретации стимулов: в определении их силы, модальности, сходства. Так, ребенок с аутизмом «не слышит» маму, потому что ее голос не дифференцируется с остальными звуками.
Нарушение сенсорной интеграции.
Классификация
Нарушение сенсорной интерпретации классифицируется по нескольким основаниям. В зависимости от интенсивности восприятия сигналов оно бывает гипо- и гиперреактивным. Согласно модальности стимулов - аудиальным, визуальным, проприоцептивным В психолого-педагогической практике наиболее распространена классификация на основе активности и поведения детей с сенсорной дисфункцией:
• Снижение регистрации стимулов. Часть импульсов от рецепторов не фиксируется головным мозгом. Расстройство проявляется малоподвижностью, низкой выносливостью, слабым тонусом мышц. Ребенок безразличен, апатичен, замкнут.
• Повышенная чувствительность. Множество сигналов регистрируется мозгом, затруднено выделение важных. Расстройство проявляется невнимательностью, высокой отвлекаемостью, гиперактивностью. Наиболее выражены слуховая и оральная чувствительности.
• Поиск ощущений. Интеграция стимулов искажена, возникает частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен, легко возбудим. Он часто находится в поиске нового опыта: облизывает предметы, засовывает пальцы в жидкость, громко стучит.
• Избегание ощущений. Вариант искаженного восприятия стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется пониженной активностью, эмоциональной возбудимостью, непереносимостью новых ощущений. Характерна приверженность ритуалам, стремление оставаться в знакомой обстановке, в уединении.
• Снижение регистрации стимулов. Часть импульсов от рецепторов не фиксируется головным мозгом. Расстройство проявляется малоподвижностью, низкой выносливостью, слабым тонусом мышц. Ребенок безразличен, апатичен, замкнут.
• Повышенная чувствительность. Множество сигналов регистрируется мозгом, затруднено выделение важных. Расстройство проявляется невнимательностью, высокой отвлекаемостью, гиперактивностью. Наиболее выражены слуховая и оральная чувствительности.
• Поиск ощущений. Интеграция стимулов искажена, возникает частичный сенсорный дефицит. Ребенок гиперактивен, легко возбудим. Он часто находится в поиске нового опыта: облизывает предметы, засовывает пальцы в жидкость, громко стучит.
• Избегание ощущений. Вариант искаженного восприятия стимулов с нарушением их распознавания. Проявляется пониженной активностью, эмоциональной возбудимостью, непереносимостью новых ощущений. Характерна приверженность ритуалам, стремление оставаться в знакомой обстановке, в уединении.
Клиническая картина
Нарушение сенсорной интеграции у детей проявляется в различные возрастные периоды. С рождения могут быть заметны дисфункции обработки информации от вестибулярного аппарата и проприоцептивной системы (тонус мышц, схема тела). У ребенка снижен тонус мышц, изменены двигательные рефлексы. В дальнейшем обнаруживается стремление раскачиваться, вращаться, бегать по кругу. Возникают сложности в освоении спортивных движений из-за недостаточного чувства баланса, проблем с координацией движений.
Проприоцептивная дисфункция - неспособность оценить тонус мышц, положение тела и его частей в пространстве. Проявляется сильным топотом при ходьбе, частыми падениями, столкновениями с предметами, людьми. Ребенок грубо берет игрушки, резко захлопывает дверцы шкафа, роняет вещи. Возникают трудности с мелкими моторными навыками: застегивание пуговиц, удерживание ложки, письмо.
Неправильная интеграция импульсов от обонятельной системы проявляется двумя вариантами. Первый связан с гипочувствительностью, характеризуется отсутствием реакции на сильные запахи. Ребенок активно исследует предметы с неприятным ароматом, может начать есть испорченную еду. Повышенная обонятельная чувствительность проявляется сильными реакциями даже на слабые запахи. Возникает неприязнь к животным, ко многим видам еды, к людям, использующим духи. Нередки эмоциональные всплески (крик, плач) при посещении туалета.
Некорректная интеграция информации от зрительных рецепторов проявляется неправильным восприятием цвета, формы, глубины, расстояния. Человек плохо распознает очертания предметов, плохо переносит яркий свет или сумерки, неуклюже бросает предметы. У детей часто возникает нежелание смотреть в глаза, предпочтение затемненных помещений, плач при ярком свете. Трудности возникают при рисовании, выборе цветов, сборе пазлов.
Дезинтеграция аудиальной системы при гиперчувствительности характеризуется негативными реакциями на звуки, неспособностью различать их. Проявляется отказом от прослушивания музыки, истерикой при нахождении в шумном помещении, неспособностью выполнять какую-либо деятельность, пока не станет тихо. При гипочувствительности громкие звуки воспринимаются положительно, но часто плохо различимы. Дети любят стучать предметами, громко топать, визжать. Им трудно выбрать из общего шума важное, поэтому они могут не реагировать на речь взрослого.
Расстройство интеграции тактильных импульсов проявляется стремлением к прикосновениям или, наоборот, их избеганием. Если регистрация стимулов в мозге недостаточна, ребенок сильно сжимает предметы, плохо чувствует боль и температуру, способен нанести себе повреждения. При гиперчувствительности симптомы противоположны: характерно избегание прикосновений, нелюбовь к плотной одежде, определенным тканям, к мытью, к расчесыванию волос.
Проприоцептивная дисфункция - неспособность оценить тонус мышц, положение тела и его частей в пространстве. Проявляется сильным топотом при ходьбе, частыми падениями, столкновениями с предметами, людьми. Ребенок грубо берет игрушки, резко захлопывает дверцы шкафа, роняет вещи. Возникают трудности с мелкими моторными навыками: застегивание пуговиц, удерживание ложки, письмо.
Неправильная интеграция импульсов от обонятельной системы проявляется двумя вариантами. Первый связан с гипочувствительностью, характеризуется отсутствием реакции на сильные запахи. Ребенок активно исследует предметы с неприятным ароматом, может начать есть испорченную еду. Повышенная обонятельная чувствительность проявляется сильными реакциями даже на слабые запахи. Возникает неприязнь к животным, ко многим видам еды, к людям, использующим духи. Нередки эмоциональные всплески (крик, плач) при посещении туалета.
Некорректная интеграция информации от зрительных рецепторов проявляется неправильным восприятием цвета, формы, глубины, расстояния. Человек плохо распознает очертания предметов, плохо переносит яркий свет или сумерки, неуклюже бросает предметы. У детей часто возникает нежелание смотреть в глаза, предпочтение затемненных помещений, плач при ярком свете. Трудности возникают при рисовании, выборе цветов, сборе пазлов.
Дезинтеграция аудиальной системы при гиперчувствительности характеризуется негативными реакциями на звуки, неспособностью различать их. Проявляется отказом от прослушивания музыки, истерикой при нахождении в шумном помещении, неспособностью выполнять какую-либо деятельность, пока не станет тихо. При гипочувствительности громкие звуки воспринимаются положительно, но часто плохо различимы. Дети любят стучать предметами, громко топать, визжать. Им трудно выбрать из общего шума важное, поэтому они могут не реагировать на речь взрослого.
Расстройство интеграции тактильных импульсов проявляется стремлением к прикосновениям или, наоборот, их избеганием. Если регистрация стимулов в мозге недостаточна, ребенок сильно сжимает предметы, плохо чувствует боль и температуру, способен нанести себе повреждения. При гиперчувствительности симптомы противоположны: характерно избегание прикосновений, нелюбовь к плотной одежде, определенным тканям, к мытью, к расчесыванию волос.
Возможные осложнения
|
Диагностика
Выявить нарушение сенсорной интеграции у детей до 6-7 лет достаточно сложно, но необходимо для своевременного начала коррекции. Диагностический процесс основан на предпосылке о связи поведения и познавательных процессов с функциями мозга. Обследование выполняется командой специалистов, включающей врача-невролога, психиатра, психолога, дефектолога.
Трудности диагностики обусловлены отсутствием единого перечня симптомов. Его создание невозможно из-за сложного взаимодействия сенсорных систем разной модальности между собой и с другими отделами мозга. Обследование начинается с клинических методов: опрос родителей, беседа с ребенком, наблюдение. Иногда требуется проведение диагностического занятия с психологом, дефектологом.
Характерные признаки нарушения сенсорной интеграции: гиперактивность или сниженная активность, проблемы адаптации, эмоциональная нестабильность. У большинства детей имеются расстройства сна и приема пищи, недоразвитие речи. Неврологический осмотр позволяет выявить нарушения координации и рефлексов, неустойчивость походки. Для более точной диагностики используются стандартизированные тесты сенсорной интеграции:
• TSFI. Применяется для обследования детей в возрасте от 4 до 18 месяцев. Состоит из 5 субтестов (проб), оценивающих вестибулярные, тактильные, моторные, визуальные функции. Согласно количеству набранных баллов, у ребенка выявляется нейротипичность (норма), сенсорные трудности (зона риска) либо нарушения.
• SIPT. Используется для диагностики расстройств у пациентов от 4 до 9 лет. Состоит из 17 шкал, оценивающих сенсорную интеграцию разных модальностей. Результаты представлены в виде графика с количественной оценкой каждого типа модуляции (от 3 до -3 баллов). Они позволяют разработать индивидуальный план коррекции.
• EASI. Предназначен для тестирования детей от 3 до 12 лет. Включает 20 шкал, количественно отражающих степень нарушения. Ориентирован на изучение всех видов сенсорных расстройств за исключением обонятельных и вкусовых. Итоговые данные представлены в виде графика, в котором каждая точка отнесена к области нормы, пограничного уровня или нарушения.
Важно дифференцировать нарушения сенсорной интеграции с патологиями органов чувств, например, с тугоухостью. Для исключения подобных диагнозов к обследованию привлекаются соответствующие специалисты: офтальмолог, отоларинголог, сурдолог.
Сенсорная интеграция.
Трудности диагностики обусловлены отсутствием единого перечня симптомов. Его создание невозможно из-за сложного взаимодействия сенсорных систем разной модальности между собой и с другими отделами мозга. Обследование начинается с клинических методов: опрос родителей, беседа с ребенком, наблюдение. Иногда требуется проведение диагностического занятия с психологом, дефектологом.
Характерные признаки нарушения сенсорной интеграции: гиперактивность или сниженная активность, проблемы адаптации, эмоциональная нестабильность. У большинства детей имеются расстройства сна и приема пищи, недоразвитие речи. Неврологический осмотр позволяет выявить нарушения координации и рефлексов, неустойчивость походки. Для более точной диагностики используются стандартизированные тесты сенсорной интеграции:
• TSFI. Применяется для обследования детей в возрасте от 4 до 18 месяцев. Состоит из 5 субтестов (проб), оценивающих вестибулярные, тактильные, моторные, визуальные функции. Согласно количеству набранных баллов, у ребенка выявляется нейротипичность (норма), сенсорные трудности (зона риска) либо нарушения.
• SIPT. Используется для диагностики расстройств у пациентов от 4 до 9 лет. Состоит из 17 шкал, оценивающих сенсорную интеграцию разных модальностей. Результаты представлены в виде графика с количественной оценкой каждого типа модуляции (от 3 до -3 баллов). Они позволяют разработать индивидуальный план коррекции.
• EASI. Предназначен для тестирования детей от 3 до 12 лет. Включает 20 шкал, количественно отражающих степень нарушения. Ориентирован на изучение всех видов сенсорных расстройств за исключением обонятельных и вкусовых. Итоговые данные представлены в виде графика, в котором каждая точка отнесена к области нормы, пограничного уровня или нарушения.
Важно дифференцировать нарушения сенсорной интеграции с патологиями органов чувств, например, с тугоухостью. Для исключения подобных диагнозов к обследованию привлекаются соответствующие специалисты: офтальмолог, отоларинголог, сурдолог.
Сенсорная интеграция.
Лечение
Диагностика позволяет составить индивидуальную программу коррекции. Ключевая стратегия занятий - организация активностей, которые способны усилить ощущения. Используются игры и упражнения, стимулирующие вестибулярный аппарат, проприоцепторы, тактильные, визуальные и слуховые рецепторы. Специалист следит за реакцией ребенка, усиливая или уменьшая силу воздействия. Коррекционный комплекс состоит из нескольких блоков:
• Вестибулярные, проприоцептивные стимуляции. Проводятся игры с линейным, угловым перемещением, преодолением сопротивления движению, изменением скорости. Используются разнообразные качели, платформа-планер, горки. Формируется образ тела, представление о его положении в пространстве, об активности мышц.
• Тактильные стимуляции. Для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу, применяются различные виды прикосновений. Возможные варианты: растирание щетками, массаж текстурными тканями, вибраторами. Также рекомендованы игры в сухом бассейне, пересыпание круп руками. Основной принцип - занятия должны успокаивать.
• Зрительные стимуляции. Проводятся игровые упражнения с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопами. Эффективна работа с песком, театр теней. Для детей старшего возраста применяются более сложные образы, задания на оценку расстояния, восприятие перспективы.
• Вкусовые и обонятельные стимуляции. Чтобы расширить опыт восприятия выполняются задания с натуральными продуктами (фрукты, овощи), душистыми растениями, специями. На начальных этапах предлагается просто побыть вблизи источника аромата, далее - нюхать его, пробовать на вкус, разделять по группам.
• Слуховые стимуляции. Включают игры с погремушками, музыкальными инструментами, емкостями, заполненными песком, крупами. Хороший эффект дает работа с аудиозаписями различных звуков (с шумом дождя, пением птиц, голосами). Предлагается внимательно прослушать их, определить источник.
• Вестибулярные, проприоцептивные стимуляции. Проводятся игры с линейным, угловым перемещением, преодолением сопротивления движению, изменением скорости. Используются разнообразные качели, платформа-планер, горки. Формируется образ тела, представление о его положении в пространстве, об активности мышц.
• Тактильные стимуляции. Для улучшения интеграции сигналов, поступающих через кожу, применяются различные виды прикосновений. Возможные варианты: растирание щетками, массаж текстурными тканями, вибраторами. Также рекомендованы игры в сухом бассейне, пересыпание круп руками. Основной принцип - занятия должны успокаивать.
• Зрительные стимуляции. Проводятся игровые упражнения с цветными гирляндами, зеркалами, калейдоскопами. Эффективна работа с песком, театр теней. Для детей старшего возраста применяются более сложные образы, задания на оценку расстояния, восприятие перспективы.
• Вкусовые и обонятельные стимуляции. Чтобы расширить опыт восприятия выполняются задания с натуральными продуктами (фрукты, овощи), душистыми растениями, специями. На начальных этапах предлагается просто побыть вблизи источника аромата, далее - нюхать его, пробовать на вкус, разделять по группам.
• Слуховые стимуляции. Включают игры с погремушками, музыкальными инструментами, емкостями, заполненными песком, крупами. Хороший эффект дает работа с аудиозаписями различных звуков (с шумом дождя, пением птиц, голосами). Предлагается внимательно прослушать их, определить источник.
Прогноз
Эффективность коррекционно-развивающих мероприятий зависит от возраста пациента: чем раньше начаты занятия, тем выше вероятность положительных изменений. Также важно учитывать причину нарушения сенсорной интеграции: сенсорный дефицит в опыте корректируется легче, чем дезинтеграция, вызванная серьезными органическими поражениями мозга. Профилактика заключается в организации разнообразного взаимодействия ребенка с окружающей средой: занятия спортом, манипуляции предметами с различными текстурами, игры на дифференциацию звуков, зрительных образов.
Список литературы
1. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова. 2007.
2. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра/ Чулкова Р.Н. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-4.
3. Нарушения сенсорной обработки у детей/ Садовская Ю. Е., Блохин Б. М., Троицкая Н. Б., Проничева Ю. Б. Лечебное дело. 2010. №4.
4. Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Шиповой. 2013.
2. Дисфункция сенсорной интеграции у детей с расстройствами аутистического спектра/ Чулкова Р.Н. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №2-4.
3. Нарушения сенсорной обработки у детей/ Садовская Ю. Е., Блохин Б. М., Троицкая Н. Б., Проничева Ю. Б. Лечебное дело. 2010. №4.
4. Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Шиповой. 2013.