Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Нарушение мелкой моторики у детей

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Патогенез
  5. Классификация
  6. Клиническая картина
  7. Возможные осложнения
  8. Диагностика
  9. Лечение
  10. Прогноз
  11. Список литературы
  12. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Violation of fine motor skills in children.
Нарушение мелкой моторики у детей

Описание

 Нарушение мелкой моторики у детей. Это заболевание запястья и пальцев рук, сопровождающееся трудностями в выполнении точных и скоординированных движений. Дети дошкольного возраста с недостаточной мелкой моторикой неправильно держат предметы (ложку, карандаш), не могут застегивать пуговицы, завязывать обувь, не любят рисовать, рисуют, имеют плохой почерк. У них есть проблемы с логопедом. Состояние мелкой моторики оценивается с помощью различных методик и игровых тестов. Обязательно изучение функции состояния речи. Коррекция предполагает выполнение пальцевой гимнастики, массажа рук, ручную работу (шнурки, растушевка, лепка, аппликации).

Дополнительные факты

 Мелкая моторика охватывает широкий спектр движений рук: от схватывания предмета до манипулирования мелкими предметами, письма, рисования ; В детстве мелкая моторика является средством познания мира и основой для развития высших психических функций: памяти, мыслительных процессов, внимания, языковых навыков. Уровень развития дифференцированных движений рук - важный критерий оценки готовности к школе. При этом количество детей с нарушениями мелкой моторики из года в год увеличивается. Помимо нарушений двигательной сферы у них часто возникают языковые проблемы, в связи с чем проблема выявления и коррекции двигательных нарушений стоит очень остро.
Нарушение мелкой моторики у детей

Причины

 Точные тонкие движения кисти и пальцев обеспечивают слаженная работа нервной, опорно-двигательной и зрительной систем. При повреждении любого из этих звеньев развиваются нарушения мелкой моторики, выраженные в той или иной степени. У детей нарушения праксиса рук чаще всего вызываются:
 • Перинатальная патология. Основная роль здесь отводится гипоксически-ишемическому поражению центральной нервной системы. Последствиями перинатальной энцефалопатии в более старшем возрасте могут быть минимальная церебральная дисфункция, церебральный паралич, эпилепсия, ЗПРР, олигофрения. Родовая травма головы и КС имеют неблагоприятные последствия для последующего моторного развития.
 • Недоношенность. От 30 до 50% детей, рожденных с малым сроком беременности, имеют отставание в физическом и психомоторном развитии. Это связано с более частыми отклонениями в неврологическом статусе, дефектами зрения и двигательными нарушениями у недоношенных детей по сравнению с рожденными вовремя.
 • Нейроинфекция. Следствием энцефалита, церебеллита, менингита может стать атаксия у детей. Поражение мозжечка всегда сопровождается нарушением координации произвольных движений.
 • Повреждение головы. Двигательные и неврологические расстройства у детей часто сохраняются долгое время после ЧМТ. Чаще всего они выражаются снижением скорости движений, реже встречаются нарушения координации, парезы и параличи конечностей.
 • Травмы и патологии верхних конечностей. Переломы, ожоги рук и хирургические вмешательства могут вызвать контрактуры суставов, ограничивающие движения рук и пальцев. Ограничены мелкие двигательные функции и у детей с врожденными аномалиями верхних конечностей - синдактилия, клинодактилия, эктродактилия.
 • Наследственные болезни. Нарушения мелкой моторики наблюдаются у значительного числа детей с генетическими патологиями. Как правило, это синдромы, связанные с умственной отсталостью и физическим недоразвитием (Даун, Ангельман, Корнелия де Ланге, Мартина-Белл и многие другие;).
 • Нарушение зрения. Точное планирование движения невозможно без хорошей пространственной ориентации. Если у ребенка значительно снижена функция зрительного анализатора, имеется косоглазие или амблиопия, то также существенно страдает формирование мелкой моторики.
 Нарушения моторики обнаруживаются у детей с СДВГ, аутизмом, синдромом Аспергера, патологией речи (алалия, заикание, дизартрия). Нарушения моторики у взрослых чаще всего связаны с инсультом, прогрессирующей болезнью Паркинсона, спиноцеребеллярной атаксией, последствиями черепно-мозговой травмы и опухолями головного мозга.

Патогенез

 Формирование тонкой мануальной координации у детей тесно связано с созреванием двигательной части мозга, образованием связей между ней и другими структурами мозга (зрительными, речевыми центрами). Около 2/3 области моторной коры головного мозга отвечает за регулирование движений рук. Эти двигательные центры расположены поблизости от речевого двигательного центра, поэтому при работе мышц рук неизбежно активируется речевой центр. Этим объясняется тесная взаимосвязь между уровнем развития мелкой моторики и речевой функцией.
 Развитие мелкой моторики происходит в основном в дошкольном возрасте и заканчивается примерно к 6-7 годам. Старшие дошкольники должны хорошо владеть тонкими манипулятивными действиями, в том числе карандашом, кистью для рисования Для развития моторики характерны такие качества, как скорость, сила, точность, ловкость. Эти навыки соотносятся со способностью выполнять повседневную деятельность, объективную и конструктивную деятельность и владеть навыками письма.
 В основе механизма мелкой моторики лежит нарушение центрального или периферического звена моторного анализатора. Стойкие нарушения праксиса пальцев и запястья возникают в результате мышечной дистонии, пареза, гиперкинеза, функциональной неполноценности кисти и дефектов зрения. При этом страдает не только двигательная сфера, но и речевое, сенсорное и интеллектуальное развитие ребенка.

Классификация

 С учетом этиопатогенетических механизмов можно выделить 3 варианта нарушений мелкой моторики:
 • нарушение происхождения нервного импульса. В этом случае сигнал, необходимый для выполнения действия, не возникает в нейронах коры. Такая ситуация наблюдается при очаговых поражениях головного мозга: инсульте, опухолях, травмах.
 • нарушение нейротрансмиссии. Сбой происходит на уровне нервной цепи, когда из-за отсутствия связи между нервными клетками возникший импульс не может достичь своей цели. Этот механизм характерен для нейродегенеративных заболеваний, в частности, болезни Паркинсона.
 • нарушение приема импульсов. Нервный сигнал не воспринимается органами движения из-за нарушения периферической иннервации, из-за чего отсутствует адекватная двигательная реакция. Отмечается при детском церебральном параличе, травмах конечностей.

Клиническая картина

 Все манипулятивные действия у детей с плохой мелкой моторикой несовершенны. В первую очередь они испытывают трудности в уходе за собой: раздевание и одевание, прием пищи. Дошкольники не умеют застегивать пуговицы и пуговицы, зашнуровать обувь, завязать бантики, не держат вилку и ложку неправильно. Страдает точность, скорость, согласованность действий.
 Отмечается также отсутствие сформированности производственной деятельности. Дети не любят такие занятия, как лепка из глины и пластилина, роспись, аппликация, коллекционирование конструктора, так как их неуклюжесть не позволяет добиться ожидаемого результата. В процессе рисования неправильно держат кисть, не регулируют давление на карандаш, не соблюдают масштаб и границы линии, листа. Характерно некачественное использование ножниц при стрижке. При этом у ребенка может не быть грубых двигательных нарушений.
 Практически всегда у детей с недоразвитой моторикой возникают проблемы с речью. Они могут выражаться в разных формах и степенях: от функциональной дислалии и облитерированной дизратии до заикания и ОНР на разных уровнях. Также у детей с нарушением подвижности сложно развить графомоторные навыки, необходимые для перехода к письму.
 Ассоциированные симптомы: Невнятность речи. Отсутствие речи. Слабость в руках. Слабость мышц (парез).

Возможные осложнения

 Академические трудности становятся следствием низкого уровня подготовки мелкой моторики. У детей неряшливый и неразборчивый почерк. Несовершенство речи часто приводит к развитию дисграфии. Характерна низкая успеваемость в обучении работе и рисовании. Дети стараются не участвовать в коллективных мероприятиях, олимпиадах, соревнованиях, требующих выполнения действий на скорость. Все это приводит к снижению познавательной активности, мотивации к обучению.

Диагностика

 Оценка двигательного, нервно-психического и лингвистического статуса у детей с нарушениями мелкой моторики должна проводиться совместно командой специалистов: детский невролог, ортопед, офтальмолог, психолог, логопед-дефектолог. При необходимости проводится комплекс лечебной диагностики: ЭЭГ, ЭМНГ, рентгенография верхних конечностей, визометрия, МРТ головного мозга. Непосредственное исследование двигательной функции включает:
 • Тесты на статическую и динамическую координацию движений (воспроизведение положения пальцев и запястий, выполнение движений пальцами);
 • Проведение объективных действий (со шнурками, пуговицами, лентами);
 • Изучение развития графомоторных навыков (рисование, обводка, штриховка, копирование изображения / текста).
 Важным диагностическим направлением является исследование уровня языкового развития детей. Исследуются связный язык, лексика, грамматические компоненты, фонематическое восприятие. Выявлены нарушения произношения, просодии, темпа и ритма речи.

Лечение

 Занятия, направленные на развитие координации движений и мелкой моторики, полезны всем без исключения детям, а особенно контингенту с его травмой. С раннего детства рекомендуется организовать вокруг ребенка развивающую среду. В детском игровом арсенале должны быть шнурки, сенсорные сумки, пальчиковые краски, бодиборды, «сухие бассейны». Полезно повторять детские стишки в сочетании с движениями рук («ладушки», «сорока-ворона»).
 У дошкольников необходим ручной труд: лепка из пластилина, полимерной глины, соленого теста. Для тренировки моторики полезно вместе с ребенком собирать мозаики, пазлы, конструктор, лепить аппликации, делать поделки из натуральных материалов. Детей постарше можно заниматься творчеством - вышиванием бисером, квиллингом Для укрепления рук, стимуляции воображения, памяти и речевого аппарата рекомендуется играть пальчиковыми куклами и пальчиковая гимнастика.
 Детям-инвалидам требуется особая помощь. При нарушениях опорно-двигательного аппарата можно показать подбор специальных ортопедических приспособлений, занятия ЛФК, массаж рук, корректирующие операции. В случае нарушения зрительной функции необходимо использование очков или хирургическое вмешательство.
 Детям с плохо развитой моторикой необходима логопедия. На занятиях логопедом используются пальчиковые игры, автоматический массаж рук и суджок-терапия. Для активизации артикуляционной моторики проводят артикуляционную гимнастику и логопед. Большое внимание уделяется подготовке руки к письму: выполнение упражнений по рисованию, раскрашиванию, штриховке, написание графических диктантов.

Прогноз

 Развитие мелкой моторики ребенка необходимо решать с раннего детства. Особое внимание следует уделять его воспитанию у детей с неврологическими и двигательными нарушениями. Для этого не нужны дорогие тренажеры, многие инструкции из лома могут сделать сами родители. По мере улучшения мелкой моторики многие другие проблемы (мышление, речь, письмо) решаются. Профилактика цифровой диспраксии заключается в предупреждении факторов риска (перинатальная патология, травмы) и своевременной коррекции возникших последствий.

Список литературы

 1. Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста/ Носова В.Р., Леонова М.Б. Евразийский научный журнал. 2016.
 2. Система работы по развитию мелкой и общей моторики у детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата/ Иванищева С.В. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» - 2016.
 3. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста с нарушением зрения/ Викторова О.Е. Проблемы современного педагогического образования. 2018.
 4. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с нарушениями речи в условиях МОУ/ Филактова М.Н. Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.