|
Другие названия и синонимы
Smith-Magenis syndrome.МКБ-10 коды
Описание
Синдром Смита-Магениса. Это редкое генетическое заболевание, возникающее при микроповреждении короткого плеча 17-й хромосомы. Патология проявляется в нескольких врожденных пороках развития, среди которых преобладают аномалии лицевого скелета, а также интеллектуальные нарушения и различные особенности поведения. Для диагностики синдрома Смита-Магениса назначаются молекулярно-генетические тесты, неврологические обследования и инструментальные визуализационные тесты. Пациентам требуется помощь логопедов, реабилитологов, корректоров, соматические осложнения проходят лечение в зависимости от показаний.
Дополнительные факты
Синдром назван в честь американских врачей - клинициста Энн Смит и цитогенетика Эллен Магенис, которые в 1980 году впервые описали характерный симптомокомплекс у группы детей. Ранее считалось, что заболевание возникает с частотой 1: 25000, но с развитием методов молекулярно-генетической диагностики подтверждена более высокая распространенность - 1: 15000. Чаще всего патология наблюдается у детей с задержкой умственного развития - 1 случай на 569 больных.
Причины
Заболевание возникает из-за спонтанной хромосомной аномалии - делеции 17 хромосомы в локусе 17p11.2, что предполагает потерю до 4 миллионов пар оснований. До 25% клинических случаев синдрома Смита-Магениса представляют собой атипичные микроделеции, которые выражаются в потере меньшей части короткого плеча хромосомы. Заболевание носит спорадический характер, пока ученым не удалось установить типичные закономерности и провоцирующие факторы.
Патогенез
Развитие симптомов, характерных для синдрома, связано, прежде всего, с нарушением гена RAI1, который является индуктором ретиноловой кислоты. Ученые обсуждают его роль в дифференцировке тканей, которая объясняет формирование многих врожденных дефектов. RAI1 также, возможно, используется для дифференцировки нейронов. Некоторые психологические симптомы синдрома Смита-Магениса вызваны нарушением синтеза и деградации меланина.
Клиническая картина
Дети обладают типичными физическими характеристиками, присущими младенческому возрасту. У них обычно широкая квадратная форма головы, выпуклый лоб, глубоко посаженные глаза с монголоидным вырезом. Для синдрома также характерны недоразвитие средней зоны лица, короткий нос с закрученными ноздрями, шатровидная верхняя губа с относительно небольшой нижней челюстью. У детей непропорционально короткие руки и ноги, и с раннего возраста отмечается задержка роста.
Нарушения сна являются специфическим диагностическим признаком синдрома Смита-Магениса. В первый год жизни наблюдается патологическая сонливость, такие дети много спят днем, их нужно разбудить для следующего кормления. Со временем нарушаются циркадные ритмы, преобладает поздний отход ко сну с частыми ночными пробуждениями. С возрастом пациент спит все больше днем и не может заснуть ночью.
Психоневрологические изменения включают умственную отсталость средней степени тяжести, которая встречается практически у всех пациентов. Характеризуется задержкой психоречевого развития, затруднением произношения слов, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. До 30% пациентов имеют неврологические расстройства: нарушения координации движений, периферическую невропатию, судороги.
Болезнь Смита-Магениса имеет специфический поведенческий профиль. Дети страдают стереотипным поведением, проявляют несоответствующие черты личности - вспышки гнева, непослушания, постоянные требования внимания со стороны взрослых. Некоторые пациенты склонны к членовредительству: кусают, щипают или дерутся, вставляют посторонние предметы в физиологические отверстия тела.
Ассоциированные симптомы: Судороги.
Нарушения сна являются специфическим диагностическим признаком синдрома Смита-Магениса. В первый год жизни наблюдается патологическая сонливость, такие дети много спят днем, их нужно разбудить для следующего кормления. Со временем нарушаются циркадные ритмы, преобладает поздний отход ко сну с частыми ночными пробуждениями. С возрастом пациент спит все больше днем и не может заснуть ночью.
Психоневрологические изменения включают умственную отсталость средней степени тяжести, которая встречается практически у всех пациентов. Характеризуется задержкой психоречевого развития, затруднением произношения слов, синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. До 30% пациентов имеют неврологические расстройства: нарушения координации движений, периферическую невропатию, судороги.
Болезнь Смита-Магениса имеет специфический поведенческий профиль. Дети страдают стереотипным поведением, проявляют несоответствующие черты личности - вспышки гнева, непослушания, постоянные требования внимания со стороны взрослых. Некоторые пациенты склонны к членовредительству: кусают, щипают или дерутся, вставляют посторонние предметы в физиологические отверстия тела.
Ассоциированные симптомы: Судороги.
Возможные осложнения
Большинство детей страдают от низкого кровяного давления с рождения, что приводит к затруднениям с кормлением, проблемам с глотанием и отказу от еды. В 80% случаев синдром Смита-Магениса связан с офтальмологическими проблемами: дисплазией радужной оболочки, микрокорнеей, пятнами Брашфилда. Более 60% пациентов страдают хроническим средним отитом, кондуктивной или нейросенсорной тугоухостью. У половины пациентов диагностирована гиперхолестеринемия.
Пороки сердца встречаются в 25% случаев синдрома. Наиболее часто встречаются пороки предсердной и межжелудочковой перегородок, стеноз трехстворчатого клапана, тетралогия Фалло. До 15% детей имеют аномалии мочевыводящих путей, которые включают одностороннюю агенезию почек, удвоение мочеточников и увеличение линейных размеров органов.
Пороки сердца встречаются в 25% случаев синдрома. Наиболее часто встречаются пороки предсердной и межжелудочковой перегородок, стеноз трехстворчатого клапана, тетралогия Фалло. До 15% детей имеют аномалии мочевыводящих путей, которые включают одностороннюю агенезию почек, удвоение мочеточников и увеличение линейных размеров органов.
Диагностика
Тест проводится многопрофильной командой специалистов с участием педиатра, детского невролога, психиатра и генетика. Синдром Смита-Магениса имеет патогномоничные фенотипические и поведенческие симптомы, при обнаружении которых ставится предварительный диагноз. Для верификации патологии используются следующие методы:
• Генетический анализ. Для выявления мутаций используется FISH-гибридизация со специфическими зондами, определяющая патологию с точностью 96-100%. Если тест не выявляет синдром Смита-Магениса при наличии типичных клинических симптомов, проводятся дополнительные молекулярные тесты.
• Пренатальная диагностика. При отягощенном семейном анамнезе или тревожных результатах УЗИ можно пройти амниоцентез во втором триместре беременности, чтобы исключить синдром. Учитывая спонтанный характер мутации, этот диагноз ставится редко.
• Неврологическое обследование. Пациенту требуется комплексное обследование с оценкой рефлексов, мышечного тонуса, пробы на координацию движений. Тесты на уровень интеллекта, степень развития когнитивных функций обязательны. Часто обследование дополняется консультацией психиатра.
• Инструментальный дисплей. Методы исследования назначаются дифференцированно. Может потребоваться офтальмоскопия, аудиометрия и исследование слуховых вызванных потенциалов. Для выявления соматических нарушений, характерных для клинической картины синдрома, рекомендуется эхокардиография, УЗИ брюшной полости и забрюшинного пространства.
• Генетический анализ. Для выявления мутаций используется FISH-гибридизация со специфическими зондами, определяющая патологию с точностью 96-100%. Если тест не выявляет синдром Смита-Магениса при наличии типичных клинических симптомов, проводятся дополнительные молекулярные тесты.
• Пренатальная диагностика. При отягощенном семейном анамнезе или тревожных результатах УЗИ можно пройти амниоцентез во втором триместре беременности, чтобы исключить синдром. Учитывая спонтанный характер мутации, этот диагноз ставится редко.
• Неврологическое обследование. Пациенту требуется комплексное обследование с оценкой рефлексов, мышечного тонуса, пробы на координацию движений. Тесты на уровень интеллекта, степень развития когнитивных функций обязательны. Часто обследование дополняется консультацией психиатра.
• Инструментальный дисплей. Методы исследования назначаются дифференцированно. Может потребоваться офтальмоскопия, аудиометрия и исследование слуховых вызванных потенциалов. Для выявления соматических нарушений, характерных для клинической картины синдрома, рекомендуется эхокардиография, УЗИ брюшной полости и забрюшинного пространства.
Лечение
Было показано, что ежегодная комплексная проверка здоровья позволяет контролировать динамику заболеваний. Пациенту подбирается индивидуальная программа симптоматической терапии. Лекарства назначаются редко, в основном для коррекции бессонницы, а психотропные препараты не используются из-за риска обострения психических расстройств. Лечение включает следующие направления:
• Логопедическая помощь. С раннего возраста занятия с логопедом необходимы для улучшения состояния артикуляционного аппарата и структур полости рта, что облегчает прием пищи, создает условия для развития речи. В дальнейшем необходима длительная коррекция для улучшения речевых навыков.
• Трудотерапия. Распространенные проблемы с мышечным тонусом и координацией движений требуют участия в лечебной программе реабилитологов, которые помогают восстановить двигательные функции, развить мелкую моторику, улучшить зрительное и слуховое восприятие.
• Коррекционные программы. Дети с болезнью Смита-Магениса хорошо учатся в небольших тихих группах не более 5-7 человек, где каждой уделяется достаточно внимания и поддержки со стороны учителя. Программы подбираются с учетом степени умственной отсталости.
При осложненном течении синдрома режим лечения расширяется. Неврологические расстройства требуют применения физиотерапии, ЛФК, противоэпилептических препаратов. Для нормализации зрения некоторым нужна оптическая коррекция, коррекция косоглазия. Хирургическое лечение пороков сердца проводится в соответствии с выявленной патологией.
• Логопедическая помощь. С раннего возраста занятия с логопедом необходимы для улучшения состояния артикуляционного аппарата и структур полости рта, что облегчает прием пищи, создает условия для развития речи. В дальнейшем необходима длительная коррекция для улучшения речевых навыков.
• Трудотерапия. Распространенные проблемы с мышечным тонусом и координацией движений требуют участия в лечебной программе реабилитологов, которые помогают восстановить двигательные функции, развить мелкую моторику, улучшить зрительное и слуховое восприятие.
• Коррекционные программы. Дети с болезнью Смита-Магениса хорошо учатся в небольших тихих группах не более 5-7 человек, где каждой уделяется достаточно внимания и поддержки со стороны учителя. Программы подбираются с учетом степени умственной отсталости.
При осложненном течении синдрома режим лечения расширяется. Неврологические расстройства требуют применения физиотерапии, ЛФК, противоэпилептических препаратов. Для нормализации зрения некоторым нужна оптическая коррекция, коррекция косоглазия. Хирургическое лечение пороков сердца проводится в соответствии с выявленной патологией.
Прогноз
|
Список литературы
1. Smith-Magenis Syndrome / Smith, A. с., & Gropman, A. L. // сassidy and Allanson s Management of Genetic Syndromes. 2021.
2. Синдром Смит-Магенис: клиникогенетическая характеристика и молекулярно-цитогенетическая диагностика/ О.М. Хурс, Н.В. Румянцева, Л.В. Исакович, О.Л. Зобикова// Педиатрия. Восточная Европа. 2015. №1.
3. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома Смит-Магенис. 2015.
2. Синдром Смит-Магенис: клиникогенетическая характеристика и молекулярно-цитогенетическая диагностика/ О.М. Хурс, Н.В. Румянцева, Л.В. Исакович, О.Л. Зобикова// Педиатрия. Восточная Европа. 2015. №1.
3. Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению синдрома Смит-Магенис. 2015.