Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Инфантильное глотание

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Патогенез
  5. Клиническая картина
  6. Возможные осложнения
  7. Диагностика
  8. Лечение
  9. Прогноз
  10. Список литературы
  11. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Infantile swallowing, Реверсивный тип глотания.
Инфантильное глотание

Описание

 Глотание у младенцев характеризуется введением языка между деснами (зубами) во время глотательных движений. Этот тип физиологичен у младенцев, но ненормален у детей старше 3 лет. Сохранение инфантильного паттерна глотания в зрелом возрасте приводит к формированию дефектного прикуса, фонетическим нарушениям языка. Диагностируется при обследовании, иногда требуется инструментальная визуализация (ТРГ, рентген глотки, пищевода, электромиография). В курс лечения входит логопедия (миогинастия, массаж, кинезиотейпирование) и ортодонтическое лечение (тренажер, техника).

Дополнительные факты

 Инфантильный или обратимый тип глотания (GTI) физиологичен для детей от 2,5 до 3 лет. Благодаря его механизмам в младенчестве обеспечивается акт сосания молока и другой жидкой пищи. После прорезывания молочных зубов и перехода к жеванию обратный тип глотания сменяется соматическим. Сохранение глотания у младенцев в более старшем возрасте связано с неблагоприятными ортодонтическими последствиями и нарушениями речи. Обследование детей с мутабельным прикусом выявляет наличие ИТГ у 26-30% из них, у 90% - в сочетании с зубочелюстными аномалиями.
Инфантильное глотание

Причины

 Сохранению глотания в детстве у детей старшего возраста и даже у взрослых способствует ряд патологических факторов: от неправильного питания и вредных привычек до сопутствующих заболеваний. Большинство детей (около 80%) в анамнезе находились на искусственном или смешанном вскармливании. Наиболее частые причины ITH следующие:
 • патологические оральные привычки. Непрерывное всасывание сосков, всасывание большого пальца;
 • неполноценное кормление детей. Отсутствие в рационе (или позднее введение) твердой пищи; употребление пищи после прорезывания зубов с жидкой консистенцией и пюре, не требующего разжевывания;
 • заболевания зубов и полости рта. Позднее прорезывание молочных зубов (задержка на 3 месяца и более), раннее удаление центральных резцов из молока (травматическое или хирургическое), анкилоглоссия;
 • заболевания органов ЛОР-органов. Аденоиды, гипертрофия небных миндалин, хронический ринит, искривление носовой перегородки, принуждение к дыханию через рот;

Патогенез

 Глотание - одна из жизненно важных физиологических функций организма. Он обеспечивается согласованными действиями мышц ротовой полости, глотки, гортани, пищевода под контролем нервной системы. Все дети рождаются с хорошо развитым сосательным и глотательным рефлексами. Во время сосания сокращаются мышцы губ, языка, щек, в результате чего в ротовой полости создается отрицательное давление и туда попадает жидкая пища. Язык малыша, совершая обратные движения (вперед-назад), направляет молоко в глотку.
 У младенцев губы приоткрыты, зубы открыты и между ними помещается язык. При глотательных движениях язык отталкивается от губ (позже - от язычной поверхности нижних резцов, боковых зубов). Глотание грудного (младенческого) возраста считается физиологической нормой примерно до 2-3 лет.
 По мере появления временных зубов и введения в рацион ребенка твердой пищи происходит переход от сосания к жеванию, глотание перестраивается от инфантильного к соматическому (взрослому). Происходит изменение положения языка - он поднимается и прижимается к небному своду, благодаря глотательно-перистальтическим движениям перемещает пищевой комок по ротовой полости, продвигает его в глотку и пищевод. При наличии патологических предпосылок изменение типа глотания не происходит, у ребенка неправильный рисунок, который становится причиной неправильного прикуса и нарушения речи.

Клиническая картина

 Обратное глотание можно определить по ряду характеристик:
 • Губы открыты или закрыты, но при проглатывании пищи они сжимаются еще сильнее, когда сокращаются мышцы во рту.
 • Язык межзубный или опирается на нижние резцы.
 • Мышцы подбородка и шеи также участвуют в акте глотания.
 Вся нижняя часть лица ребенка имеет высокий подтянутый тон, проявляющийся в виде точечных ямок на коже подбородка и в уголках рта («симптом наперстка»). Часто наблюдается втягивание щек, отек губ, когда на них опирается кончик языка. Включение шейных мышц при глотании сопровождается удлинением шеи и наклоном головы. Иногда возникает дрожь век.
 Ассоциированные симптомы: Асимметрия. Асимметрия лица. Искажение звуков. Каппацизм. Сигматизм.

Возможные осложнения

 Постоянное давление языка на щеки и губы при глотании младенца приводит к деформации зубного ряда (чаще всего сужению зубочелюстных дуг), наклону резцов вперед и образованию диастемы. У детей и взрослых образуется неправильный прикус (открытый передний или боковой, мезиальный), готическое небо. Нарушается развитие костей лицевого скелета и эстетика лица. У взрослых может наблюдаться дисфункция височно-нижнечелюстного сустава, боли в сS и различных частях головы. Расчленение языка вызывает дефекты фонетического языка, в большинстве случаев - межзубный сигматизм.

Диагностика

 Как правило, родители ребенка обращаются к ортодонту с просьбой исправить прикус. Детское глотание выявляется уже при дообследовании:
 • Стоматологическое обследование. Обнаруживает дыхание ртом, разделение прикуса, дефекты зубных рядов. Самым элементарным функциональным тестом, позволяющим подтвердить механизм ИТГ, является тест с глотанием воды небольшими порциями.
 • Телерадиография. Боковой ТРГ головы позволяет выявить морфологические изменения лицевого скелета, провести анализ для разработки плана лечения. После курса лечения проводится повторное сравнительное рентгенологическое и цефалометрическое обследование.
 • Рентгеноконтрастное исследование. Рентгеноскопия глотки и пищевода - метод функциональной диагностики. Помогает отследить движения языка, оценить время глотания.
 • Электромиография. Необходимо изучить степень активности мимических и жевательных мышц в процессе глотания. При соматическом глотании биопотенциалы жевательных мышц значительно выражены, а круговые мышцы ротовой полости незначительны, в случае глотания младенца - наоборот.
 • Логопедическая диагностика. Желательно проконсультироваться у логопеда-дефектолога для выявления дефектов произношения звуков и их взаимосвязи с глотанием в детстве. Как правило, при исследовании устной речи обнаруживаются искажения звуков (межзубное, боковое произношение).
 • Осмотр носоглотки. Пациентам с хронической ЛОР-патологией необходимо обследование у оториноларинголога с помощью назальной эндоскопии и фарингоскопии.

Лечение

 Без устранения ITH невозможно полностью избавиться от проблем с зубами и речью, они неизбежно будут возвращаться снова и снова. Для выработки нового стереотипа глотания необходимо избавиться от вредных привычек, как можно больше пережевывать твердую пищу - яблоки, орехи, мясо; грызть морковь, сушить. Также необходимо пройти курс логопеда и ортодонтического лечения.
 Занятия с логопедом направлены на закрепление нового характера глотания у взрослых. Они начинаются еще до ортодонтического этапа, продолжаются во время и после него. Чтобы предотвратить глотание грудного ребенка, назначают:
 • Артикуляционная гимнастика. Основная задача - выработать обычное верхнее положение языка для нормализации дыхания через нос. В комплекс входят упражнения на поднятие языка («Свинг», «Вкусный джем», «Художник»), упражнения для губ и челюстей, дыхательные упражнения. Полезно имитировать жевание, зевание, глотание, контролируя расположение языка за верхними зубами.
 • Логопедический массаж. Активное механическое воздействие необходимо для того, чтобы расслабить круговую мышцу губ и активировать жевательные мышцы. В процессе массажа используются мануальные техники, массаж зондами, вибромассажеры. После массажа рекомендуется наложить тейпы на мышцы, участвующие в акте глотания.
 На начальном этапе используются вестибулярные пластины и тренажеры, ношение которых можно рекомендовать детям от 3 лет. Начиная с более старшего дошкольного возраста, ортодонтические аппараты (Brückl, Frenkel) используются для коррекции нарушений прикуса.
 При наличии короткой подъязычной уздечки, вызывающей инфантильное глотание, но не поддающейся консервативному растяжению, проводится пластика уздечки. Для радикального лечения гипертрофированных миндалин требуется аденотомия, тонзиллэктомия.

Прогноз

 Комплексная коррекция глотания младенца и его последствий позволяет сформировать правильный физиологический стереотип и нормализовать нарушенные функции. Совместная работа логопеда и стоматолога помогает восстановить прикус, улучшить эстетику профиля лица и устранить дефекты речи. Без устранения ITH зубочелюстная патология будет прогрессировать и повторяться, что отрицательно скажется на качестве жизни.
 Профилактика метода глотания у младенцев заключается в уделении первоочередного внимания грудному вскармливанию, своевременному отлучению от соски и вредным оральным привычкам ребенка, а также лечению заболеваний носоглотки. С момента прорезывания зубов необходимы регулярные стоматологические осмотры.

Список литературы

 1. Распространенность инфантильного типа глотания у детей 8-11 лет/ Бахметьева А.В. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2017.
 2. Дисфункция языка - основной этиопатогенетический момент в коррекции class III окклюзии (клинический случай)/ Гатальский В.В. Вестник Витебского государственного медицинского университета. 2015.
 3. Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий/ Хорошилкина Ф. Я. 1987.
 4. Влияние факторов риска на развитие зубочелюстных аномалий у детей/ Чуйкин С.В., Аверьянов С.В. Проблемы стоматологии. 2008.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.