By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Dyspraxia

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
No drugs found
  1. Description
  2. Additional facts
  3. Reasons
  4. Pathogenesis
  5. Classification
  6. Symptoms
  7. Possible complications
  8. Diagnostics
  9. Rehabilitation and outpatient treatment
  10. Treatment
  11. Forecast
  12. References
  13. Similar diseases
Dyspraxia

Description

 Диспраксия - это расстройство двигательной сферы, характеризующееся затруднением и неточностью выполнения намеренных двигательных действий. Диспраксия характеризуется различными видами двигательных нарушений: неуклюжестью, плохой координацией, неловкими движениями рук, неточной артикуляцией и трудностями при письме. Нарушение выявляется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка; из лечебных методов диагностики используются ЭЭГ и ПЭ. В курс терапии входит физическая реабилитация (физиотерапия, массаж), нейрокоррекция (сенсорная интеграция, стимуляция мозжечка), логопедия (логопедия, ритмический логотип).

Additional facts

 Диспраксия (синдром неуклюжести) - трудности с планированием и выполнением точных движений. Он встречается примерно у каждого 12-го ребенка в возрасте 5-7 лет (по другим данным, у 2-20% детей в популяции). У мальчиков это заболевание регистрируется в 4 раза чаще, чем у девочек. Диспраксия негативно влияет на повседневную активность ребенка, уход за собой, успеваемость в школе, поведение, общение, поэтому требует своевременной адресной коррекции.
Dyspraxia

Reasons

 Чаще всего диспраксия развивается в долгосрочной перспективе после минимального перинатального повреждения центральной нервной системы. В его основе лежат функциональные нарушения высших корковых функций, обеспечивающих формирование праксиса. Дети с диспраксией не страдают параличом, парезом, мышечной дистонией, различными заболеваниями, которые могут привести к двигательной дисфункции. Причинами последующих нарушений опорно-двигательного аппарата в детстве являются:
 • патология беременности (болезни беременных, токсикоз);
 • ненормальное течение родов (затяжные роды, затяжной безводный период, экстренное кесарево сечение);
 • патология новорожденного (легкая асфиксия, недоношенность, переношенность, стойкая желтуха новорожденных);
 • неблагоприятные социальные и образовательные условия (сенсорная депривация, гипопомощь).
 Также в настоящее время не исключена генетическая природа диспраксии, а двигательная неуклюжесть и неуклюжесть - семейная черта. У некоторых детей невозможно отследить вероятный этиофактор.

Pathogenesis

 Патогенное ядро диспраксии - это задержка созревания корковых и подкорковых структур, обеспечивающих различные типы моторики. В реализации двигательного намерения задействована сложная цепочка взаимодействий различных структур мозга.
 Решение о выполнении целевого движения происходит в лимбической коре и таламусе. Префронтальная, височно-затылочная и теменная ассоциативные зоны, а также центральные серые ядра отвечают за формирование плана двигательных действий, основанного на различных сенсорных стимулах.
 На этапе программирования внутренних движений вовлекаются моторная и премоторная кора, таламус, мозжечок и базальные ядра. Наконец, моторная кора, вестибулярная система, мотонейроны спинного мозга и периферические мышцы (скелетные, суставные и лицевые мышцы) участвуют в непосредственном выполнении двигательного акта.
 При диспраксии наблюдается задержка и функциональное несоответствие активности указанных структур, что приводит как к нарушению общей моторики, так и к частичному недоразвитию практики (речевой, зрительно-пространственной, конструктивной и ).
 В рамках патогенетического подхода различают первичную диспраксию, обусловленную незрелостью моторного анализатора и пирамидных путей, и вторичную, связанную с нарушением обработки сенсорных стимулов. Вторичная форма встречается чаще и тяжелее. Нарушение произвольных движений у взрослых называется апраксией.

Classification

 В психологии диспраксия классифицируется по разным критериям определения. У ребенка могут быть разные типы диспраксических расстройств, как внутри одной группы, так и в нескольких:
 1. С механизмом:
 • кинетический (моторный). Затрудненное переключение с одного элемента движения на другой; возникает при вовлечении премоторной коры левого полушария;
 • кинестетический (чувствительный). Сложность в поиске образа жизни, осанки; указывает на поражение нижней теменной коры слева.
 2. По дизайну:
 • идеомотор. Невозможно выполнять действия по команде с безопасностью самопроизвольных движений;
 • идейный. Страдает план выполнения действия, серия последовательных движений при выполнении любой сложной операции.
 3. По типу бизнеса:
 • конструктивная. Сложность изготовления целого из частей (складывание вырезанного изображения, сборка конструктора);
 • пространственный. Дезорганизация движений в пространстве, отсутствие сформированности понятий «вперед-назад», «слева-направо», «верх-низ»;
 • графомотор. Затруднение в нанесении графических символов (цифр, букв);
 • выразительный. Неспособность отобразить спектр эмоций с помощью мимических мышц.
 4. По местонахождению:
 • Палец. Затруднения при воспроизведении движений пальцев.
 • устный. Затрудненное движение губ и языка.
 • артикуляторный. Затруднения в воспроизведении структур органов речи, сопровождающиеся нарушениями произношения.

Symptoms

 Все проявления диспраксии у детей сгруппированы в 4 группы: проблемы с движением и равновесием; Трудности с подвижными играми; Нарушения речи; графические трудности.
 Дети с диспраксией обычно позже осваивают различные двигательные навыки: с задержкой они начинают катиться, сидеть, ползать и ходить. Вы постепенно учитесь самостоятельно пить и есть и с трудом можете обращаться со столовыми приборами. Отмечается неловкость при выполнении точных действий: одевание, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, взаимодействие с игрушками. Дети с диспраксией часто «выпадают из рук», у них плохая координация движений - они постоянно спотыкаются «на ровном месте», падают, натыкаются на препятствия (мебель, других людей), «не влезают» в двери.
 Ребенку с диспраксией неудобно заниматься различными подвижными играми, особенно с предметами. Плохо ловит, бросает и пинает мяч, прыгает через скакалку. Сложно научиться кататься на велосипеде, самокате, коньках (ребенок долго не может научиться удерживать равновесие). Как правило, дети не любят играть со конструкторами, собирать пазлы, работать с бумагой и ножницами.
 Артикуляторная диспраксия проявляется паузами, искажениями, заменой сложных звуков более простыми. Отмечаются нечеткое и неточное произношение, перестановка и удаление слогов. Ребенок неправильно держит карандаш и ручку, плохо рисует, медленно пишет и плохо пишет.
 Ассоциированные симптомы: Замена звуков. Искажение звуков. Ротацизм. Сигматизм.

Possible complications

 Диспраксия негативно сказывается на повседневной жизни ребенка. Отсутствие базовых навыков самообслуживания формирует неряшливость, неопрятность. Неспособность играть в коллективные игры вызывает проблемы с поиском друзей, общением со сверстниками. Низкая физическая нагрузка приводит к гиподинамии, нарушению гармоничного развития ребенка.
 Дети часто имеют поведенческие проблемы, многие из которых страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для детей с диспраксией типичны нарушения успеваемости, связанные с дисграфией, дислексией.

Diagnostics

 В международной практике принято использовать диагностическую шкалу DSM-IV, которая устанавливает следующие критерии диспраксии:
 • Сильное недоразвитие мотора.
 • Нарушение моторики ухудшает повседневную активность и успеваемость.
 • Нарушения координации не являются результатом других органических заболеваний.
 • Неловкость моторики не связана с повсеместным нарушением развития.
 • сRA не влияет на тяжесть двигательных нарушений.
 К диагностике детей с диспраксией привлекаются детские неврологи, нейропсихологи и логопеды. Вся необходимая информация получена в результате клинической, нейрофизиологической, нейропсихологической, логопедической диагностики.
 • Клинические и анамнестические данные. Большинство детей с диспраксией имеют неблагоприятный перинатальный анамнез, задержку моторного и речевого развития. Отмечаются истощение внимания, трудности с засыпанием, беспокойство. Характерна неуклюжесть, шаткость осанки.
 • Электрофизиологические исследования. Запись ЭЭГ позволяет подтвердить функциональную природу нарушений головного мозга. Также исследуются вызванные потенциалы различной модальности (когнитивные, зрительные, соматосенсорные, слуховые), проводится электронейромиография, исключающая органическую природу двигательных нарушений.
 • Нейропсихологическое обследование. Тесты и испытания проводятся для выявления нарушений различных видов практики. Наиболее показательны тесты Хеда, Озерецкого, «кулак-ребро-ладонь», графические тесты, прыжковые тесты ;
 • Логопедический экзамен. При диспраксии у детей возникают трудности с сохранением и повторением положений суставов. Продемонстрировать различные типы дефектов звуковой артикуляции. Лексико-грамматическое развитие в пределах возрастной нормы.

Rehabilitation and outpatient treatment

 Детям с диспраксией требуется обширная коррекция моторики. Для них полезны различные виды физических нагрузок (езда на велосипеде и балансировке, катание на роликах, прыжки на батуте, плавание и ), Подвижные игры на ловкость, точность движений. Из используемых лечебных методов:
 • ЛФК. Курсы на стабилоплатформе и виброплатформе, ЛФК, гидрокинезотерапия;
 • Физиотерапия. Транскраниальная микрополяризация, электромиостимуляция;
 • массаж. Общее самочувствие, ШВЗ, конечности, позвоночник.

Treatment

 В рамках этого подхода широко используются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На уроках детские психологи используют суджок-терапию, пальцевую гимнастику и бодиборд. С младшими организуются сенсомоторные игры, со старшими - сеансы песочной терапии и арт-терапии. При диспраксии показаны тренировки на доске для баланса - стимуляция мозжечка.
 Логопедическая работа строится на выявленных нарушениях устной и письменной речи. Во-первых, проясняется артикуляция проблемных звуков и существующих дефектов. В рамках подготовительного этапа проводится массаж органов сустава, пассивная и активная гимнастика. После развития необходимой кинестезии переходят к звукообразованию, к звуковому объединению. В структуру курса коррекции артикуляционной диспраксии входят элементы фонетической и речевой ритмики.

Forecast

 С помощью целенаправленной психолого-педагогической коррекции большинству детей удается преодолеть диспраксию, улучшить координацию движений, успешно освоить учебную программу. Однако остаточные проявления синдрома неуклюжести могут сохраняться и в зрелом возрасте. Профилактика диспраксии начинается еще до рождения ребенка и включает полный комплекс мер перинатальной защиты плода и новорожденного. Желательно как можно скорее приступить к коррекции выявленных диспраксических расстройств.

References

 1. Проблема постановки диагноза диспраксия развития в детском возрасте/ Садовская Ю.Е., Ковязина М.С., Троицкая Н.Б., Блохин Б.М. Лечебное дело. 2011. №2.
 2. Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста/ Калашникова , Анисимов Г.В., Савельева Н.А., Довганюк М.В. Специальне образование. 2015.
 3. К проблеме диспраксии у детей/ Шалимова О.Ю. Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Череповец, 17-18 апреля 2014 г.
 4. Упражнения с мячом как средство коррекции мелокинетической диспраксии у детей с нарушениями речи/ Воробьев В.Ф., Браим С., Леханова О.Л. Педагогические науки. 2016. №6.

Similar diseases

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.