|
Другие названия и синонимы
Agrammatic dysgraphy.МКБ-10 коды
Описание
Аграмматическая дисграфия. Это повторяющиеся ошибки при письме из-за неразвитости грамматической структуры языка. Для него характерно неправильное словообразование, склонение по родам, падежам, числам, нарушение согласованности и контроля слов в предложении, неточное выражение мыслей, недостаточная связность изложения. Аграмматическая дисграфия выявляется по результатам экспертизы устной речи, анализа письменных произведений. Направления коррекционной работы включают расширение словарного запаса, формирование грамматических категорий, развитие связного высказывания.
Дополнительные факты
Аграмматическая дисграфия встречается у детей с общим недоразвитием речи, умственной отсталостью. Согласно исследованиям в области логопедии, около половины дошкольников старшего возраста имеют предпосылки к развитию дисграфии. Однако в чистом виде в школьные годы аграматическая дисграфия диагностируется редко. У второклассников эта форма нарушения письма выявляется в 5,6% случаев. Особенно ярко оно начинает проявляться с 3-го класса, когда происходит переход от фонетического письма к морфическому.
Факторы риска
Предпосылки к нарушению письма появляются и могут быть восприняты у ребенка задолго до начала обучения в школе. Факторами риска появления аграмматической дисграфии являются:
• минимальная дисфункция мозга;
• органическое поражение головного мозга;
• многоязычие в семье;
• педагогическая запущенность;
• нарушение памяти, внимания, познавательной активности;
• скрытая левша.
• минимальная дисфункция мозга;
• органическое поражение головного мозга;
• многоязычие в семье;
• педагогическая запущенность;
• нарушение памяти, внимания, познавательной активности;
• скрытая левша.
Причины
Причины.
Расстройство возникает из-за перинатального, раннего постнатального повреждения или функциональной незрелости областей мозга, ответственных за речь и письмо. Это определяет исчерпание лексического запаса, необразованность грамматической системы родного языка. Аграмматическая дисграфия наблюдается у детей с алалией, дизартрией, умственной отсталостью и умственной отсталостью. Отдельную группу составляют двуязычные дети.Детей с риском развития аграмматической дисграфии в дошкольных учреждениях часто записывают к детскому неврологу по поводу остаточных органических поражений головного мозга перинатального генеза. У них часто диагностируют гиперактивность и синдром дефицита внимания, недостаточное развитие мелкой моторики и школьную незрелость.
Патогенез
Современные представления о механизме агрографической дисграфии связывают ее с неразвитостью лексико-морфологической и синтаксической системы языка. Грамматические ошибки - грамматические - возникают на уровне слов, словосочетаний и связного текста. У ребенка отсутствуют навыки формирования и склонения слов, не формируются представления о синтаксических связях между структурными составляющими предложения, нарушаются операции формирования текста.
Психолингвистическая теория патогенеза рассматривает аграмматическую дисграфию как следствие нарушения внутреннего программирования и грамматического оформления речевого высказывания. Нейропсихологический подход объясняет расстройство письма с точки зрения нарушения церебральной организации речевой деятельности: контроль и регуляция письма (лобные доли), различение на слух грамматических форм (височные доли), составление и понимание логико-логических задач. грамматические (теменно-затылочные доли).
Психолингвистическая теория патогенеза рассматривает аграмматическую дисграфию как следствие нарушения внутреннего программирования и грамматического оформления речевого высказывания. Нейропсихологический подход объясняет расстройство письма с точки зрения нарушения церебральной организации речевой деятельности: контроль и регуляция письма (лобные доли), различение на слух грамматических форм (височные доли), составление и понимание логико-логических задач. грамматические (теменно-затылочные доли).
Классификация
Грамматические ошибки могут быть сделаны в словах, предложениях и всей истории. В зависимости от этого аграмматизмы делятся на три группы:
• морфологический (выразительный). Они заключаются в неправильном склонении слов, употреблении предлогов;
• синтаксический. Они выражаются в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов в предложении, сложности составления сложных предложений;
• аграмматизмы в связной речи. Они проявляются в нечеткой передаче идеи, нарушении последовательности предложений в тексте, нелогичности повествования.
Аграмматическая дисграфия.
• морфологический (выразительный). Они заключаются в неправильном склонении слов, употреблении предлогов;
• синтаксический. Они выражаются в пропуске главных и второстепенных членов предложения, неправильном порядке слов в предложении, сложности составления сложных предложений;
• аграмматизмы в связной речи. Они проявляются в нечеткой передаче идеи, нарушении последовательности предложений в тексте, нелогичности повествования.
Аграмматическая дисграфия.
Клиническая картина
Предупреждающими признаками этого типа дисграфии являются множественные аграмматизмы в устной речи. Ребенок злоупотребляет числами, падежами, предлогами, ему трудно связно говорить или говорить. Подобные недостатки отмечены письменно.
На словарном уровне аграмматическая дисграфия выражается в неправильном написании окончаний при раздутии по полу и числам, в падении падежом. Выявлены ошибки препозиционного управления («девочка ходит»), согласования существительных и прилагательных («вкусный обед»). Предлоги («писать в тетрадь») употребляются неправильно, приставки (собирать - «забирать»), суффиксы (котята - «котята») заменяются.
В плане поставки сложности возникают при возведении сложных конструкций. Главное предложение меняется местами на придаточное, иногда оно полностью опускается или сокращается. В связном тексте нарушаются логическая и смысловая последовательности изложения. Аграмматическая дисграфия в большей степени проявляется при самостоятельном письме, чем при написании слухового диктанта или копии.
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Ограниченный словарный запас.
На словарном уровне аграмматическая дисграфия выражается в неправильном написании окончаний при раздутии по полу и числам, в падении падежом. Выявлены ошибки препозиционного управления («девочка ходит»), согласования существительных и прилагательных («вкусный обед»). Предлоги («писать в тетрадь») употребляются неправильно, приставки (собирать - «забирать»), суффиксы (котята - «котята») заменяются.
В плане поставки сложности возникают при возведении сложных конструкций. Главное предложение меняется местами на придаточное, иногда оно полностью опускается или сокращается. В связном тексте нарушаются логическая и смысловая последовательности изложения. Аграмматическая дисграфия в большей степени проявляется при самостоятельном письме, чем при написании слухового диктанта или копии.
Ассоциированные симптомы: Аграмматизм. Ограниченный словарный запас.
Возможные осложнения
У учеников с аграмматической дисграфией плохие оценки по родному языку. Снижение успеваемости становится особенно заметным к концу 3 - началу 4 класса. До этого ученик может быть хорошим, но потом ситуация резко меняется. Родители и учителя часто обвиняют ученика в лени и отсутствии прилежания. Этот факт еще больше снижает мотивацию к обучению и провоцирует конфликтное поведение. Без логопедической коррекции элементы аграмматической дисграфии могут сохраняться до средней школы.
Диагностика
Задача диагностики аграматической дисграфии была возложена на логопеда речевого центра школы. Для этого в начале и конце учебного года проводится анкетирование учеников. Работу с детьми с риском дисграфии следует начинать немедленно. Диагностические шаги:
• Анализ устного заявления. Оценивается уровень речевого развития: объемность словарного запаса, формирование грамматической стороны речи, функция словоизменения и словообразования. Диагноз ОНР в дошкольном возрасте свидетельствует о высоком риске аграматической дисграфии.
• Анализ письменной работы. Логопед изучает тетради ребенка на русском языке, выявляет специфические аграматики. Дополнительно изучается умение самостоятельно копировать печатный и рукописный текст, писать слуховые диктанты и писать.
• Консультация психолога. Для оценки умственного развития невербальный интеллект оценивается с помощью тестовых методик (матрица Ворона, тест Векслера и ;). Это необходимо для различения аграматической дисграфии у детей с нормальным умственным развитием и нарушений письма у детей с умственной отсталостью.
Цель исследования - дифференцировать формы дисграфии (agramática, основанная на нарушении анализа и синтеза языка, смешанная), исключить дисорфографию. Для последнего характерны самые разные орфографические ошибки. Безопасно диагностировать агрономическую дисграфию можно в конце третьего или начале четвертого года обучения.
Коррекция грамматической дисграфии.
• Анализ устного заявления. Оценивается уровень речевого развития: объемность словарного запаса, формирование грамматической стороны речи, функция словоизменения и словообразования. Диагноз ОНР в дошкольном возрасте свидетельствует о высоком риске аграматической дисграфии.
• Анализ письменной работы. Логопед изучает тетради ребенка на русском языке, выявляет специфические аграматики. Дополнительно изучается умение самостоятельно копировать печатный и рукописный текст, писать слуховые диктанты и писать.
• Консультация психолога. Для оценки умственного развития невербальный интеллект оценивается с помощью тестовых методик (матрица Ворона, тест Векслера и ;). Это необходимо для различения аграматической дисграфии у детей с нормальным умственным развитием и нарушений письма у детей с умственной отсталостью.
Цель исследования - дифференцировать формы дисграфии (agramática, основанная на нарушении анализа и синтеза языка, смешанная), исключить дисорфографию. Для последнего характерны самые разные орфографические ошибки. Безопасно диагностировать агрономическую дисграфию можно в конце третьего или начале четвертого года обучения.
Коррекция грамматической дисграфии.
Лечение
|
• Работа над предложением. Изучение структуры предложения, усвоение его основных элементов. Сначала они вырабатывают простые двухчастные и общие предложения, затем более сложные - сложные составные, сложные подчиненные предложения. Эффективный метод - использовать графические справочные диаграммы для анализа и создания предложений.
• Работа над словообразованием и словообразованием. Ищите способы изменить существительные (по числам, падежам), прилагательные (по полу, падежам, числам), глаголы (по лицам, полу, числу) Изучите правила контроля и переговоров. Уточните значение предлогов, функции префиксов и суффиксов. Развивайте навыки морфологического анализа слова.
• Работа над текстом. Ребенка учат выделять основную идею и тему рассказа. Обратите внимание на порядок предложений и последовательность изложения. Самостоятельная работа предполагает создание плана рассказа и связного текста по определенной теме. Приобретенные грамматические навыки резюмируются на разных типах письменности.
Список литературы
1. Состояние словообразования существительных у детей с аграмматической дисграфией/ Китаева Н. Н., Полякова А. В. Царскосельские чтения. 2013.
2. Аграмматическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития/ Бабенко Е.А., Юсупова А.С. Научный альманах. №11-2(13) - 2015.
3. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Парамонова Л.Г. 2006.
2. Аграмматическая дисграфия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития/ Бабенко Е.А., Юсупова А.С. Научный альманах. №11-2(13) - 2015.
3. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция/ Парамонова Л.Г. 2006.