Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Синдром саванта

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Патогенез
  5. Клиническая картина
  6. Возможные осложнения
  7. Диагностика
  8. Лечение
  9. Список литературы
  10. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Savant syndrome, Савантизм.
Синдром саванта

Описание

 Синдром Саванта (савантизм). Это особенность течения дизонтогенетического развития, которая характеризуется наличием у пациента выдающихся способностей в одной или нескольких областях знаний на фоне общей интеллектуальной и личностной неполноценности. Проявления савантизма разнообразны, наиболее частыми симптомами являются феноменальная память, высокие математические способности, выдающиеся навыки в музыке и изобразительном искусстве. Диагностика проводится с помощью когнитивных тестов и разговоров. Специального лечения нет, цель поддержки пациентов - улучшить их социальную адаптацию.

Дополнительные факты

 Название синдрома происходит из французского языка и в переводе означает «синдром ученого». Этот термин впервые использовал британский медицинский исследователь Д.Л. 1887 ниже. Он описал 10 пациентов с выдающимися способностями и умственными отклонениями. К настоящему времени в научной работе рассмотрено около 100 случаев савантизма. Распространенность синдрома Саванта у пациентов с аутизмом составляет 1: 3, а у остальной части населения - 1: 2000. Соотношение женщин и мужчин составляет 1: 4.
Синдром саванта

Причины

 По происхождению синдром саванта делится на первичный и вторичный. Причины первичного савантизма - врожденные дизонтогенетические заболевания - расстройства аутистического спектра (РАС). В большинстве случаев необычные навыки и таланты проявляются при синдроме Аспергера. Причины вторичного савантизма:
 • Травма головы. Феномен одаренности может проявиться после черепно-мозговой травмы, особенно после травмы височной области левого полушария. Известны случаи, когда после травмы головы люди становились музыкантами, артистами, хотя раньше не демонстрировали навыков в этих сферах.
 • Эпилепсия. Вторичный синдром саванта может развиться в результате эпилепсии с локализацией поражения в височной доле. Симптомы возникают после серьезной атаки, которая приводит к снижению функциональности клеток в ограниченной области мозга.
 • Лобно-височная деменция. В этом названии сочетаются наследственные и спорадические нейродегенеративные заболевания, которые характеризуются поражением височных и лобных долей головного мозга (например, болезнь Пика). Большинство пациентов - люди старше 60-65 лет. Синдром Саванта развивается при дегенерации структур левого полушария, сопровождающейся медленным снижением интеллектуальных функций.

Патогенез

 В современной нейропсихологии наилучшим образом зарекомендовала себя теория патологической межполушарной асимметрии как основы савантизма. Левое полушарие предлагает вербальное, абстрактно-логическое и дискретное мышление. Структуры правого полушария отвечают за творчество, невербальные мыслительные процессы и пространственное восприятие.
 Исследования показали, что у большинства ученых есть поражения в левом (аналитическом) полушарии. Таким образом, у них развивается патологическая асимметрия межполушарного взаимодействия, и правое полушарие компенсирует развивающийся дефицит. Эйдетика, музыкальные и художественные способности - результат деятельности правого полушария мозга.
 Эта теория также объясняет факт преобладания мужчин среди ученых. Доказано, что полушария головного мозга развиваются неравномерно: левое формируется и усложняется позже правого, а также более уязвимо для нежелательных пренатальных влияний. Эмбрионы мужского пола интенсивно вырабатывают тестостерон. Гормон способен действовать на нервную ткань как токсин, который тормозит развитие левого полушария, и возникает врожденная асимметрия.

Клиническая картина

 Врожденный савантизм проявляется с раннего возраста. Дети значительно опережают сверстников в определенных областях умственного развития, но при этом их интеллектуальное развитие, способность адаптироваться в обществе и овладевать повседневными навыками отстают. Например, ребенок рисует сложные картинки, но не умеет самостоятельно одеваться, есть и разговаривать.
 Приобретенный савантизм возникает после травмы или острого периода болезни. Симптомы разнообразны, часто наблюдается интенсивное развитие новых способностей на фоне общего интеллектуального упадка, утраты определенных умственных или физических функций (паралич, мутизм, глухота). В научной литературе описан случай, когда после ранения человек потерял слух, но стал гением механики.
 Таланты Саванта часто касаются математики, лингвистики и искусства. Итак, художественные способности проявляются без специальной подготовки в живописи: пациенты прекрасно представляют предметы на бумаге, привносят собственное творческое видение действительности. У некоторых есть гиперлексия - способность читать большой текст за секунды и воспроизводить его с точностью 99%.
 Савантная память характеризуется способностью фиксировать многие детали конкретной ситуации. Это создает трудности в классификации и отборе информации: невозможность отделить важное от второстепенного делает невозможным понимание сути явления в целом, обобщение жизненного опыта. Память у таких людей глубокая, но нет значимой составляющей. Даун назвал это явление «словесной связью».
 Другие симптомы савантизма - выполнение сложных математических операций, овладение иностранным языком за несколько дней, владение музыкальным инструментом в классе. Были описаны интересные случаи синдрома саванта, например, некоторые пациенты обладают идеальным музыкальным слухом и могут использовать эхолокацию для навигации в пространстве.

Возможные осложнения

 Синдром Саванта не вызывает серьезных последствий. Однако, если пациенты не получают психологической поддержки и реабилитации, они плохо адаптируются к повседневной деятельности. Савантизм часто сопровождается слабыми социальными навыками, неспособностью планировать и анализировать происходящие события. Без помощи других пациенты становятся замкнутыми, беспорядочными. Многие из них нуждаются в помощи в организации своего дня, гигиенических процедур, питания.

Диагностика

 Выявление синдрома ученого происходит в рамках глобальной диагностики психической сферы людей с РАС, органическими поражениями головного мозга. Обследование проводят психиатр и клинический психолог. Основные методы - взять историю и поговорить. В стипендии родственники пациента или другие родственники сообщают о его незаурядных способностях, отмечая общий интеллектуальный упадок, плохую адаптацию к повседневной жизни.
 Во время клинической беседы врач выявляет похожие симптомы: слабое развитие коммуникативных навыков (особенно при РАС), трудности с пониманием абстрактных понятий и образных предложений. Конкретные методы диагностики включают в себя набор тестов и испытаний, направленных на определение IQ и незаурядных способностей:
 • Тест Векслера. Методика состоит из 12 субтестов, измеряющих вербальные и невербальные интеллектуальные функции. Для ученых характерно снижение успеваемости в задачах, связанных с развитием речи, умеренная и высокая результативность в невербальных задачах. Самый простой способ для них - субтест Кубики Кооса .
 • Тест ворона. Метод прогрессивной матрицы Raven определяет уровень интеллекта без учета развития человеческого языка. Результаты этого теста почти всегда высоки у пациентов с савантизмом (средние показатели аутизма выше, чем у населения в целом).
 • Специальные выкройки. Исходя из специфики пациента, врач предлагает ему выполнить ряд заданий, а затем определяет успешность выполнения. Это может быть решение арифметических задач и уравнений, чтение и запоминание текста, воспроизведение изображения и игра на музыкальном инструменте.

Лечение

 Уход за пациентом состоит из психотерапии, применения специальных программ обучения и реабилитационных мероприятий. Усилия психологов, учителей и социальных работников направлены на улучшение социальной адаптации пациентов и усвоение ими навыков, необходимых в повседневной жизни. Медикаментозное лечение не показано, применяется только для коррекции сопутствующих заболеваний (эпилепсия, нарушения сна, депрессия).
 Лечение людей с синдромом саванта проводится в психиатрических больницах, специализированных школах и центрах развития. Терапия проводится в виде индивидуальных и групповых занятий, семейных консультаций. Задача знатоков и родителей - развить имеющиеся у мудреца таланты, найти способы компенсировать недостаточные функции. Основные методы работы:
 • Психокоррекция. Социальное функционирование ученых улучшается занятиями по развитию речи и практического мышления, развитию бытовых навыков. Пациентов учат говорить монологом, вести беседу, наметить план на день.
 • Психотерапия. Хороший эффект дает поведенческий тренинг, направленный на развитие общения и межличностного взаимодействия. В ходе групповых встреч пациенты обучаются сложным видам общения: разрешению конфликтов, установлению дружеских и официальных контактов.
 • Семейное консультирование. Поддержка близких людей - важный фактор психофизического развития Саванта. Во время консультации психолога члены семьи узнают об особенностях заболевания, его проявлениях в поведении пациента. Большое внимание уделяется построению гармоничных отношений в семье.
 • Специальные программы обучения. Разработаны авторские методики обучения ученых. Они улучшают функциональные возможности пациентов, развивают таланты и снижают тяжесть основного заболевания.

Список литературы

 1. Дети-саванты. Ключи к пониманию природы гениальности/ О. Устименко// НейроNews. 2011. №5-2.
 2. Синдром Саванта/ Н. Мельман// Самиздат: Естествознание. 30.03.2018.
 3. Extraordinary minds: The link between savantism and autism/ L. Marsa// Spectrum. Autism Research News. 13.01.2016.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.