|
Другие названия и синонимы
Stendhal syndrome, Флорентийский синдром.Описание
Синдром Стендаля. Это комплекс психических и соматовегетативных симптомов, которые вызваны острым эмоциональным переживанием, вызванным произведениями искусства или другими эстетическими объектами (людьми, природой). Расстройство развивается по типу психогенного психоза: бывает психомоторное возбуждение или умственная отсталость, неадекватность речи и эмоций. Частые вегетативные расстройства - головокружение, учащенное сердцебиение, слабость. Диагноз ставится клиническими методами. Лечение острого периода проводится медикаментами (нейролептики, транквилизаторы), затем проводятся сеансы психотерапии.
Дополнительные факты
Синдром Стендаля получил свое название от итальянского психиатра Дж. Магерини, который до 1979 года исследовал около 100 случаев острых психоэмоциональных расстройств у путешественников, посетивших Галерею Уффици во Флоренции. Она отметила, что их условия были похожи на которые описаны писателем Стендалем после посещения церкви Святого Креста. Синонимичное название - флорентийский оркестр. Относится к очень редким реактивным психическим расстройствам. Сообщается о нескольких сотнях случаев.
Причины
Синдром Стендаля распространен среди туристов, посещающих культурные объекты эпохи Возрождения. Италия - это сосредоточение великих произведений классического искусства, поэтому разрушение было описано на примере людей, которые приезжают во Флоренцию - колыбель Возрождения. Но такое же состояние может быть спровоцировано другими раздражителями: захватывающими пейзажами, красивыми людьми, бушующими стихиями.
Причиной эмоционального и соматовегетативного дисбаланса является особый процесс восприятия, в котором зритель в образе арт-объекта и связанных с ним переживаний (идея автора, состояние изображенных людей и животных, его собственные проекции увиденного) проявляет себя. позволяет своему внутреннему миру. Г. Магерини выделил несколько факторов, предрасполагающих к развитию синдрома Стендаля:
• Впечатления. В группе риска люди с живым, подвижным воображением и повышенной эмоциональностью. Они чувствительны, их эмоциональные реакции бывают быстрыми, интенсивными и чрезмерно долгими.
• Образование, духовность. Более подвержены расстройству люди с высоким уровнем культуры и образования, с религиозным мышлением. Вероятно, это связано с их способностью анализировать предметы, видеть детали и сопереживать автору произведения и его эпохе.
• Культурно истощенная среда. Было отмечено, что этот синдром встречается у людей, которые не имеют доступа к великим произведениям искусства, но принадлежат к культуре, подобной флорентийской. Так что итальянцев среди пациентов практически нет, совсем нет жителей Флоренции.
• В ожидании радости. К предрасполагающим факторам относятся: время планирования долгого путешествия, придание путешествию глубокого личного смысла, первое знакомство с высокоэстетичными произведениями.
• Юный возраст. Синдром чаще развивается у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 40 лет. У детей и подростков заболевание не диагностировано. Согласно некоторым исследованиям, женщины болеют чаще.
Причиной эмоционального и соматовегетативного дисбаланса является особый процесс восприятия, в котором зритель в образе арт-объекта и связанных с ним переживаний (идея автора, состояние изображенных людей и животных, его собственные проекции увиденного) проявляет себя. позволяет своему внутреннему миру. Г. Магерини выделил несколько факторов, предрасполагающих к развитию синдрома Стендаля:
• Впечатления. В группе риска люди с живым, подвижным воображением и повышенной эмоциональностью. Они чувствительны, их эмоциональные реакции бывают быстрыми, интенсивными и чрезмерно долгими.
• Образование, духовность. Более подвержены расстройству люди с высоким уровнем культуры и образования, с религиозным мышлением. Вероятно, это связано с их способностью анализировать предметы, видеть детали и сопереживать автору произведения и его эпохе.
• Культурно истощенная среда. Было отмечено, что этот синдром встречается у людей, которые не имеют доступа к великим произведениям искусства, но принадлежат к культуре, подобной флорентийской. Так что итальянцев среди пациентов практически нет, совсем нет жителей Флоренции.
• В ожидании радости. К предрасполагающим факторам относятся: время планирования долгого путешествия, придание путешествию глубокого личного смысла, первое знакомство с высокоэстетичными произведениями.
• Юный возраст. Синдром чаще развивается у мужчин и женщин в возрасте от 25 до 40 лет. У детей и подростков заболевание не диагностировано. Согласно некоторым исследованиям, женщины болеют чаще.
Патогенез
По происхождению и симптомам синдром Стендаля представляет собой психогенный (реактивный) психоз, то есть шоковую реакцию, аффективную на стресс. Это временно и диагностируется у людей без серьезных психических расстройств. Продолжительность - несколько часов или дней. Он проявляется в неадекватном отражении реального мира, поведенческих расстройствах, иногда заблуждениях и галлюцинациях.
Чувственный контакт с лично значимым объектом становится фактором стресса восприятия. Другими словами, виды, звуки и запахи определенного места чрезмерно возбуждают (стимулируют, вдохновляют, пугают). Поэтому приступ синдрома часто случается в музеях или на исторических улицах. Развитие реактивного психоза приводит к неспособности критически оценивать собственное состояние, контролировать действия и адаптироваться к ситуации.
Чувственный контакт с лично значимым объектом становится фактором стресса восприятия. Другими словами, виды, звуки и запахи определенного места чрезмерно возбуждают (стимулируют, вдохновляют, пугают). Поэтому приступ синдрома часто случается в музеях или на исторических улицах. Развитие реактивного психоза приводит к неспособности критически оценивать собственное состояние, контролировать действия и адаптироваться к ситуации.
Клиническая картина
С развитием синдрома Стендаля люди начинают привлекать внимание окружающих необычным поведением: они внезапно замирают в одной позе, блаженно и отстраненно смотрят на шедевры искусства, не реагируют на обращенную к ним речь. В другом варианте беспорядка - не летаргия, а возбуждение: туристы начинают бегать, яростно кричать, крушить предметы.
Сами пациенты описывают этот синдром как состояние отчужденности от мира и самого себя. Все кажется неестественным, фантастическим или снятым. Некоторые пациенты сообщают о появлении чувства принадлежности к работам. Одни испытывают духовную близость с автором, другие - единение с героями шедевра (картины, фрески, скульптуры). Восприятие цвета, громкости, звука часто искажается.
При сильном эмоциональном припадке возможны галлюцинации и бред преследования. Такие состояния сопровождаются эйфорией или, наоборот, страхом, ужасом, гневом. Соматовегетативные симптомы представлены учащенным сердцебиением, скачками артериального давления, болями в груди и животе. Также характерны слабость, головокружение и тошнота.
Сами пациенты описывают этот синдром как состояние отчужденности от мира и самого себя. Все кажется неестественным, фантастическим или снятым. Некоторые пациенты сообщают о появлении чувства принадлежности к работам. Одни испытывают духовную близость с автором, другие - единение с героями шедевра (картины, фрески, скульптуры). Восприятие цвета, громкости, звука часто искажается.
При сильном эмоциональном припадке возможны галлюцинации и бред преследования. Такие состояния сопровождаются эйфорией или, наоборот, страхом, ужасом, гневом. Соматовегетативные симптомы представлены учащенным сердцебиением, скачками артериального давления, болями в груди и животе. Также характерны слабость, головокружение и тошнота.
Возможные осложнения
Синдром Стендаля - временное заболевание, поэтому симптомы проходят сами по себе через 1-2 часа до 8 дней. Это не вызывает осложнений, но если пациенту не оказывается экстренная психиатрическая помощь, он может причинить вред себе или другим, находясь в состоянии психомоторного возбуждения. Без психофармакологической коррекции и психотерапии симптомы сохраняются дольше, пациент медленнее возвращается к нормальной жизни.
Известны случаи, когда пациенты проявляли агрессию по отношению к произведениям искусства и совершали вандализм. Несмотря на низкую распространенность синдрома, сотрудники музеев Флоренции обучены распознавать шоковую реакцию посетителей и правильно реагировать, чтобы не повредить предметы искусства.
Известны случаи, когда пациенты проявляли агрессию по отношению к произведениям искусства и совершали вандализм. Несмотря на низкую распространенность синдрома, сотрудники музеев Флоренции обучены распознавать шоковую реакцию посетителей и правильно реагировать, чтобы не повредить предметы искусства.
Диагностика
Синдром Стендаля не выделяют как психическое расстройство. При постановке диагноза психиатры используют клинические методы: сбор анамнеза, клиническую беседу и наблюдение. На первичный осмотр пациенты поступают в остром состоянии в сопровождении родственников или друзей. Важно дифференцировать реактивный психоз от обострения длительного психотического расстройства, например шизофрении. Диагностические критерии:
• Связь с травмой. В формировании реактивного психотического состояния всегда существует прямая временная связь с травмирующей ситуацией. Сопровождающие пациента сообщают о внезапном изменении его эмоций и поведения во время осмотра достопримечательностей, художественной росписи, скульптуры.
• Отражение психотравмы в симптомах. Бред и галлюцинации пациентов каким-то образом связаны с предметами, вызвавшими острую болезнь. В бредовой речи могут быть обрывки сюжетов картин, описания чувств авторов (художников, архитекторов). В галлюцинациях появляются образы, связанные с определенным культурным объектом.
• Быстрый выход из психоза. Если травматическая ситуация завершается, симптомы расстройства постепенно уменьшаются. Полное выздоровление наступает в течение нескольких дней.
• Связь с травмой. В формировании реактивного психотического состояния всегда существует прямая временная связь с травмирующей ситуацией. Сопровождающие пациента сообщают о внезапном изменении его эмоций и поведения во время осмотра достопримечательностей, художественной росписи, скульптуры.
• Отражение психотравмы в симптомах. Бред и галлюцинации пациентов каким-то образом связаны с предметами, вызвавшими острую болезнь. В бредовой речи могут быть обрывки сюжетов картин, описания чувств авторов (художников, архитекторов). В галлюцинациях появляются образы, связанные с определенным культурным объектом.
• Быстрый выход из психоза. Если травматическая ситуация завершается, симптомы расстройства постепенно уменьшаются. Полное выздоровление наступает в течение нескольких дней.
Лечение
|
• Психофармакотерапия. Антипсихотики назначают при двигательном возбуждении, страхе и панике. Использование транквилизаторов показано при легких симптомах возбуждения. Постреактивная астения устраняется с помощью ноотропов, витаминов.
• Терапия вегетативных расстройств. Чтобы уменьшить общую тяжесть симптомов, вызванных дисбалансом вегетативной нервной системы, назначают седативные средства, особенно бензодиазепиновые транквилизаторы. При необходимости купирование нарушений со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем проводят симптоматическими препаратами (гипотензивные средства, сердечные гликозиды).
• Психотерапия. После устранения острых симптомов психоза необходимы сеансы психотерапии. Большинство пациентов остаются в замешательстве, напуганы и с трудом возвращаются к своей нормальной жизни. Психотерапевт использует методы убеждения, чтобы избавиться от идеи безумия. Аффективное напряжение снижается при разговоре, работе с травматическими воспоминаниями и структурировании эмоций.
Список литературы
1. Редкие и малоизвестные психопатологические синдромы/ В.В. Калинин// Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина. 2012. №3.
2. Синдром Стендаля// Международный неврологический журнал. 2010. 7 (37).
3. Graziella Magherini. La sindrome di Stendhal. Il malessere del viaggiatore di fronte alla grandezza dell arte// Ponte alle Grazie. 2003.
2. Синдром Стендаля// Международный неврологический журнал. 2010. 7 (37).
3. Graziella Magherini. La sindrome di Stendhal. Il malessere del viaggiatore di fronte alla grandezza dell arte// Ponte alle Grazie. 2003.