Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Аграмматизм

Добавь
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Классификация
  4. Причины
  5. Диагностика
  6. Лечение
  7. Связанные заболевания

Другие названия и синонимы

Agrammatism.
Аграмматизм

МКБ-10 коды

Описание

 Аграмматизм. Это неспособность строить или понимать грамматические конструкции. Аграмматизмы встречаются в устной и письменной речи. Они характерны для начального периода речевого развития, а также для людей с общим недоразвитием речи, двуязычием, афазией, нарушением слуха, дисграфией. Диагностируется при речевом и устном осмотре, нейропсихологических пробах. Коррекционно-восстановительное обучение по преодолению аграмматизма направлено на улучшение грамматических категорий языка.
Аграмматизм

Классификация

 В зависимости от типа расстройства (внутреннего или внешнего языка) в логопедической практике выделяют два типа аграмматизма:
 • впечатляет. Нарушается понимание смысла грамматических фраз;
 • выразительный. Умение правильно использовать падежные формы, предлоги и гармонизацию слов при самостоятельном выражении не формируется и не распадается.
 В зависимости от уровня образованности грамматических процессов различают три степени аграмматизма (от сложной до легкой):
 • В языке используются неразделенные предложения (с одним словом). Написание и повторение сложных фраз затруднительно.
 • Предложения короткие, синтаксические связи между структурными компонентами нарушены. Страдает повторяющийся язык.
 • Есть ошибки в склонении членов предложения, иначе независимая фраза оформлена правильно. При повторении определенной фразы ошибок не возникает.

Причины

Дошкольный возраст.

 Усвоение основных грамматических форм родного языка происходит в первые 3-5 лет жизни. Дети накапливают значительный словарный запас, овладевают навыками словообразования и словообразования, правильно понимают и употребляют предлоги, используют простые и сложные предложения.
 В речи дошкольников и младших школьников могут появляться индивидуальные аграмматизмы. Как правило, они связаны с употреблением низкочастотных слов, сложных грамматических выражений и исключениями из правил русского языка. Однако при нормальном языковом развитии грамматические ошибки постепенно исчезают из языкового употребления ребенка.
 • ОНР 2 уровня. Начальный этап грамматического образования. Существует множество аграмматизмов: неправильная замена слов лицами и числами, смешение падежей, ошибки согласования, неправильное употребление предлогов.
 • ОНР 3 уровня. Правильно используются простые грамматические формы. Аграмматы возникают, когда слова согласовываются, используются предлоги и падающие, а также делается ударение.
 • ОНР 4 уровня. Остаточные ошибки остаются в словообразовании с использованием суффиксов, склонения множественного числа существительных и использования составных предлогов.
 • Семантическая афазия. Главный минус - впечатляющая аграматичность. Пациенты теряют способность понимать сложные (временные, пространственные) логико-грамматические отношения.
Аграмматизм

Диагностика

 Выявление аграматизма в письменной и устной речи производится логопедом-дефектологом во время педагогического экзамена. Для оценки состояния ГМФ необходима консультация нейропсихолога. Общий план диагностики состоит из следующих этапов:
 • Диагностика устной речи. Исследование лексики и грамматики является приоритетом. Изучается словарный запас, умение образовывать слова с приставками и суффиксами, изменение слов по числам, полу, падежам. Задания включают повторение текста, составление рассказа по сюжету и серии фотографий. При всестороннем обследовании выявляются морфологические аграматизм.
 • Диагностика письменной речи. Письменные работы изучаются студентами. Студентам предлагается составлять предложения с картинками и ссылочными словами для написания презентаций. При выполнении письменных заданий, как правило, используется синтаксическая и семантическая грамматика.
 • Обследование на афазию. У пациентов с афатическими расстройствами исследуются понимание языка (вопросы, инструкции) и способность говорить (автоматизированная, повторяющаяся, спонтанная речь, наименование предметов, составление рассказов). Анализируется умение писать и читать. Экзамен может выявить выразительный или яркий аграмматизм.
 • Нейропсихологическая диагностика. В рамках нейропсихологического подхода оценивается способность человека программировать, регулировать и контролировать речевой акт, особенности обработки слуховой речи и зрительно-пространственной информации. При наличии аграмматизмов выявляются нейродинамические нарушения, участвующие в организации языковой деятельности.
 Коррекция аграмматизма.

Лечение

 Коррекционное обучение детей с ОНП проводится в специализированных логопедических группах дошкольных образовательных учреждений, начиная с 4-х летнего возраста. Агматизм необходимо преодолевать с начала учебного года. На занятиях логопед уточняет и расширяет лексический запас у детей, развивает понимание речи, тренирует навыки флексии, словообразования, употребления общих и сложных простых предложений. По мере совершенствования лексических и грамматических средств развивается связная речь, формируется способность составлять рассказ, излагать услышанное.
 При этом устраняются фонетические пространства, фонематическая недоразвитость и нарушение слоговой структуры. В подготовительной группе они работают над тренировкой базовых навыков чтения и письма. В тренировочном процессе используют физкультуру, артикуляционную гимнастику, фонетический ритм, упражнения на развитие мелкой моторики, по показаниям - логопедический массаж.
 Поскольку письменные грамматики являются следствием общей неразвитости речи, их корректируют в тех же основных направлениях. Дополнительное внимание уделяется изучению морфологического состава слова и синтаксической структуры предложения. Закрепление грамматических норм и правил происходит не только в устных, но и в письменных упражнениях.

Коррекция.

 Занятия логопедом следует начинать параллельно с лечебными мероприятиями или сразу после них. Итак, уход за детьми с проблемами слуха, прежде всего, должен включать в себя рациональные слуховые аппараты, занятия с аудиологом. В случае инсульта, вызванного афазией, требуются комплексные лекарства, нейропсихологическая, физическая и речевая реабилитация. При тахиллии получается благоприятный фон для коррекции логопеда с помощью физиотерапии, водолечения и курса массажа. Логопедическая тактика определяется с учетом основного синдрома.
 После растормаживания устной речи у пациентов с моторной афазией они переходят к развитию правильных артикуляционных и переключающих позы, преодолению грамматических искажений (составление подробных предложений, правильное использование предлогов и союзов ), Восстановлению чтения и письма.
 Основная задача при динамической афазии - стимулировать речь, практиковать флексию и строить фразы из различных синтаксических моделей. Для преодоления аграматизма у пациентов с акустико-мнестической афазией ведутся работы по расширению слухоречевой памяти, позволяющей составлять сложные предложения.

Связанные заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.