Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Расстройства аутистического спектра

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
 
Фарм. гр. Вещество Препараты
Арипипразол
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Патогенез
  6. Классификация
  7. Клиническая картина
  8. Возможные осложнения
  9. Диагностика
  10. Лечение
  11. Список литературы
  12. Похожие заболевания
  13. Связанные клинические рекомендации
  14. Связанные стандарты мед. помощи

Другие названия и синонимы

Autism spectrum disorders.
Расстройства аутистического спектра

МКБ-10 коды

Описание

 Расстройство аутистического спектра (ASD). Это группа психических заболеваний, характеризующихся искажением процесса развития с дефицитом коммуникативных навыков, поведенческих и моторных стереотипов. Начало происходит в младенчестве и раннем детстве. Симптомы - неспособность начать и поддерживать межличностное взаимодействие, ограниченные интересы, повторяющиеся однообразные действия. Диагноз ставится путем наблюдения и беседы. Терапевтические меры включают поведенческую терапию, специальную подготовку, медицинскую коррекцию поведенческих и кататонических расстройств.
Расстройства аутистического спектра

Дополнительные факты

 В Международной пересмотренной классификации болезней 10 (МКБ-10) расстройства аутистического спектра не выделяются в отдельную категорию, а включены в F84 «Общие нарушения развития». ASD сочетает в себе детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, другие нарушения онтогенеза и неуточненное общее нарушение развития. Новое диагностическое устройство, расстройство аутистического спектра, было введено в новой версии классификатора (ICD-11). РАС встречается в детстве - до 5 лет, сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. Распространенность среди детей составляет 0,6-1%. Согласно эпидемиологической статистике последних десятилетий, частота заболеваний во всем мире постепенно увеличивается.

Причины

 Факторы, которые могут вызвать расстройства аутистического спектра, подразделяются на генетические и экологические. В зависимости от семейного анамнеза развитие аутистических расстройств на 64-91% зависит от наследственности. Механизм передачи заболеваний от родителей к детям не был выяснен, но было установлено, что риск развития патологии наиболее высок у идентичных близнецов, немного ниже у гетерогенных близнецов и еще меньше у братьев и сестер. Большинство связанных с ASD генов определяют функционирование нервной системы и активность белков, которые влияют на размножение генетической информации. Другие факторы, которые увеличивают вероятность аутистических патологий, включают в себя:
 • пол. Мальчики чаще нервничают. Эпидемиологическое соотношение между детьми разного пола составляет 1: 4.
 • Запасные и хромосомные заболевания. Формирование ASD связано с генезом хрупкого X-синдрома, синдрома Ретта, синдрома Дауна, фенилкетонурии, туберозного склероза. Предположительно, существуют сходные изменения в структурах центральной нервной системы, которые определяют сосуществование заболеваний.
 Определенную роль в развитии аутистических расстройств играет влияние неблагоприятных факторов в периоды кризиса на формирование центральной нервной системы. Поэтому недоношенные дети подвергаются более высокому риску.
 • Возраст родителей. Вероятность возникновения РАС возрастает с увеличением возраста родителей на момент зачатия. Большую часть времени заболевают дети, чьи родители старше 50 лет, а матери от 35 до 40 лет. Кроме того, существует высокий риск у детей, рожденных от несовершеннолетних матерей.

Патогенез

 С учетом патогенетических механизмов расстройства аутистического спектра подразделяются на эндогенные и экзогенные (атипичные). В первую группу входят синдром Каннера и процесс аутизма шизофренического типа. Характерной чертой этих заболеваний является асинхронный характер задержки развития, которая проявляется в нарушении иерархии психических, языковых, моторных функций и эмоциональной зрелости. Существует искажение естественного процесса замены примитивных организационных форм на сложные. Другой механизм развития наблюдается при атипичном аутизме в контексте интеллектуальных нарушений и грубых нарушений речи. Особенности дизонтогенеза близки к выраженному психическому недоразвитию, характерному для хромосомных и метаболических патологий. Там нет никаких доказательств асинхронности.
 Ведутся исследования патогенеза аутистических заболеваний с нейроморфологической, нейрофизиологической и биохимической точек зрения на мозг. Онтогенез центральной нервной системы включает в себя несколько критических периодов, в которые происходят структурные и функциональные качественные изменения, которые обеспечивают формирование более сложных функций. Пик трансформаций приходится на младенчество и раннее детство: от рождения до года, от 1 до 3 лет, от 3 до 6 лет. Количество нейронов в каждой области увеличивается, количество аутоантител увеличивается по отношению к фактору роста нерва, параметры активности ЭЭГ изменяются определенным образом и увеличивается лизис нейронов в зрительной коре. Развитие АСД происходит при воздействии негативных эндогенных и экзогенных факторов в критические периоды. Предположительно, существует один из трех механизмов патогенеза: потеря значительных популяций нейронов, остановка нейроонтогенеза или инактивация запасных клеток в молодых областях мозга.

Классификация

 МКБ-10 РАН включает восемь нозологических единиц: пять из них признаны всеми специалистами аутистами; ведутся дискуссии о трех других, самых редких. Классификация основана на особенностях этиопатогенетических механизмов и клинической картины. Выделены следующие виды расстройств:
 Это начинается в возрасте до 3 лет, но может быть диагностировано позже. Среди симптомов выделяется классическая триада: нарушение социальных взаимодействий, стереотипы, регрессия речи.
 • Атипичная форма аутизма. Отличается от предыдущей формы расстройства более поздним дебютом и / или отсутствием целой триады симптомов. Это характерно для лиц с глубокой олигофренией, тяжелым нарушением рецептивной речи.
 Генетическое заболевание диагностировано у девушек. Определяются полная или частичная потеря речи, атаксия, глубокая олигофрения, стереотипные круговые движения рук. Интерес к общению относительно сохраняется, поэтому не все исследователи связывают это расстройство с аутизмом.
 • Дезинтегративное расстройство детства. Развивается через 2 года нормального онтогенеза. Поведение похоже на детский аутизм и детскую шизофрению. Наблюдаются как минимум два из четырех регрессий: социальные способности, язык, моторные навыки, контроль кишечника и мочевого пузыря. Вопрос отнесения этой патологии к категории АСД остается открытым.
 Гиперкинетическое расстройство с олигофренией. Диагноз подтверждается глубокой олигофренией с IQ до 35 баллов, гиперактивностью, снижением внимания, стереотипным поведением. Включение этого заболевания в группу АСД находится в стадии обсуждения.
 • Болезнь Аспергера. Речевые и когнитивные функции лучше развиты, чем у детей с аутизмом. Отличительными характеристиками являются эксцентричность, неуклюжесть, единообразные модели поведения, специфическое мышление, трудности в понимании иронии и юмора.
 • Другие распространенные онтогенетические расстройства. Заболевания характеризуются стереотипами, качественными отклонениями в социальных взаимодействиях, повторяющимися интересами. Они не могут быть однозначно отнесены ни к одному из перечисленных выше заболеваний из-за трения или смешения симптомов.
 • Неуточненное онтогенезное расстройство. Это проявляется в широком спектре когнитивных и поведенческих отклонений, нарушении социальной активности. Это не соответствует критериям других РАН.

Клиническая картина

 Пациенты с расстройствами аутистического спектра испытывают трудности в общении. Я не могу начать и продолжать диалог, сближаться с людьми, сочувствовать, сопереживать, делиться эмоциями, вовлекать других в свои идеи. В тяжелых случаях реакция на попытки других установить контакт полностью отсутствует. Особенности мышления приводят к проблемам в понимании сенсорного подтекста и роли отношений. Дети не заводят друзей, не отказываются от игр и не участвуют, не участвуя в игровых взаимодействиях, не используя воображение. Относительно сохранилась коммуникационная функция при синдроме Аспергера, но конкретность мышления пациентов, непонимание выражений лица и интонаций усложняют установление дружеских и взрослых отношений - любовно-романтических.
 Другим характерным симптомом большинства ASD являются отклонения в невербальном поведении общения. Пациенты избегают зрительного контакта, не используют язык тела и интонацию речи, имеют проблемы с пониманием и использованием невербальных средств общения. Во время специальной подготовки они могут выучить небольшое количество функциональных жестов, но их разнообразие намного меньше, чем у других людей, и нет никакой спонтанности использования. Тяжелые формы расстройства сопровождаются полным отсутствием зрительного контакта, жестов, мимики.
 Интересы пациентов ограничены и жестки. Часто возникает патологическая привязанность к предметам - игрушкам или предметам коллекционирования, личной посуде, мебели, одежде. Часто возникает патологическая реакция на поступающие сенсорные сигналы - свет, звук, осязание, изменение температуры. Парадокс ответа заключается в том, что неприятные воздействия, например, болезненные, можно воспринимать спокойно, а нейтральные - шепот, шум, освещение в сумерках - вызывают неприятные ощущения.
 Стереотипы проявляются в простых действиях, языке и сложных действиях. Дети бегают кругами, ударяют игрушки по твердым поверхностям, расставляют их в строгом порядке. Взрослые совершают ритуалы, патологически педантично относятся к расположению вещей в комнате, ощущают потребность в неизменности и постоянстве (расстановка вещей, распорядок дня, маршрут путешествия, строгое меню). Словесные стереотипы представлены словесной и фразовой эхолалией - бессмысленное повторение слов, последних слогов, окончание фразы.
 Многие пациенты имеют нарушения интеллекта и нарушения речи. В двигательной сфере часто наблюдаются нарушения - шаткая или угловатая походка, на цыпочках, дискоординация. Если симптомы серьезны, существуют стереотипные лекарства. Взрослые и подростки склонны к депрессии и тревоге. Кататаноподобное поведение возможно при различных типах расстройств. В наиболее тяжелом варианте кататония проявляется в полном отсутствии движения и языка, более длительном поддержании осанки и восковой гибкости (каталепсия).
 Ассоциированные симптомы: Замкнутость. Извращение пищевых пристрастий. Импульсивность. Макрография. Нарушение понимания речи. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Персеверация. Шаткая походка. Эхолалия.

Возможные осложнения

 Пациентам нужны особые меры развития и реабилитации. Без них качество жизни значительно ухудшается. Пациенты не осваивают школьную программу (обычную или коррекционную), не взаимодействуют с другими, не знают, как использовать простую систему жестов или другие вспомогательные методы коммуникации, например карты PECS. В результате взрослые и дети нуждаются в постоянном уходе и поддержке, не могут справиться даже с ежедневными ритуалами самообслуживания. Необработанные неврологические симптомы, в том числе кактонные приступы, плохо скоординированная походка, стереотипные саморазрушительные движения, приводят к различным типам травм. Согласно статистическим данным, от 20 до 40% пациентов страдают от физических повреждений, большинство из которых имеют IQ менее 50.

Диагностика

 Диагноз ставится психиатром на основании данных клинического обследования. Обычно этого достаточно, чтобы отслеживать поведение и эмоциональные реакции ребенка, оценивать его способность поддерживать контакт, опрашивать родителей, выявлять жалобы и семейный анамнез. Чтобы получить более точную и полную информацию, используются специальные методы, например, опросник социальной коммуникации, скрининг-тест на аутизм у детей (M-CHAT), алгоритм наблюдения для диагностики аутизма (ADOS).
 Кроме того, назначаются консультация и осмотр у невролога, психологическое тестирование, направленное на измерение интеллекта, уровня развития социальных, когнитивных и языковых навыков. Дифференциальная диагностика включает в себя различие между РАС с селективным мутизмом, нарушениями речи и нарушениями социальной коммуникации, олигофренией без симптомов аутизма, СДВГ, повторяющимися стереотипными движениями и шизофренией. Для диагностики расстройств аутистического спектра необходимо определить ряд критериев:
 • Дефицит общения, социальное взаимодействие. Неполноценность этих областей стабильна, что проявляется при непосредственном контакте. Определяются отсутствие эмоциональной взаимности, обнищание неречевых средств общения, трудности в установлении, поддержании и понимании отношений.
 В структуре поведения, деятельности, интересов раскрываются ограниченные и воспроизводимые элементы. Необходимо выявить как минимум два из следующих симптомов: двигательные / речевые стереотипы; жесткость поведения, привязанность к стабильности; ограниченный ненормальный интерес; извращенные реакции для захвата сенсорной информации.
 Симптомы должны присутствовать на ранней стадии развития. Тем не менее, клиническая картина не появляется, когда нет соответствующих экологических требований.
 • Ухудшение адаптации. Расстройство влияет на ежедневное функционирование. Снижение адаптации в семье, школе и профессиональных отношениях.
 • Симптомы отличаются от олигофрении. Нарушения общения не могут быть объяснены исключительно умственными недостатками. Однако умственная отсталость часто связана с аутистическими расстройствами.

Лечение

 Лечение расстройств аутистического спектра всегда междисциплинарное, включая психологическую и педагогическую поддержку ребенка / взрослого и членов семьи, лечение острых симптомов, общее укрепление и реабилитацию. Основная цель лечения - развить навыки, необходимые для комфортного общения, самостоятельного функционирования в повседневной жизни и известного микросоциального окружения - в семье, на уроках. Поскольку ASD различаются по клиническим симптомам, терапевтический план разрабатывается индивидуально. Он может состоять из нескольких элементов:
 • Поведенческая терапия. Использование интенсивных поведенческих методов, которые основаны на поощрении любой формы общения и конструктивного взаимодействия, является обычным явлением. Одним из используемых методов является анализ поведения (терапия ABA). Он основан на постепенном развитии сложных навыков: речь, творческая игра, умение устанавливать зрительный контакт разбиваются на небольшие действия, более доступные для пациента. Сложность операции постепенно увеличивается преподавателем.
 • Исправление языка, язык. Логопедические курсы проводятся как в классической форме с разработкой звуков, слогов, слов и предложений, так и по специальной программе, целью которой является овладение всеми доступными средствами общения. Пациентов учат языку жестов, методам обмена изображениями и использованию технических устройств связи, которые генерируют речь на основе символов, выбранных пациентом на экране.
 Массажисты, физиотерапевты и инструкторы по двигательной терапии создают и реализуют план лечения, который помогает пациентам компенсировать двигательные нарушения. Занятия и занятия направлены на то, чтобы заменить стереотипы целевыми действиями и устранить атаксию и апраксию. Назначены курсы массажа, лечебная гимнастика, физиотерапия низкочастотными токами.
 • Медикаментозная терапия. При тяжелых поведенческих симптомах - ритуалах, самоуничтожении, агрессии - используются атипичные антипсихотики. Для контроля аффективных расстройств показаны антидепрессанты, в частности СИОЗС, а также стабилизаторы настроения (вальпроаты) и легкие седативные средства.

Список литературы

 1. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс: Учебное пособие/ Григоренко Е.Л. 2018.
 2. Расстройства аутистического спектра (клинико-динамический, региональный и семейный аспекты)/ Натарова А., Семке А.В., Гуткевич Е.В. 2012.
 3. Расстройства аутистического спектра: диагностика, лечение, наблюдение. Клинические рекомендации (протокол лечения). 2015.
 4. Расстройства аутистического спектра в практике детского врача/ Белоусова М.В., Прусаков В.Ф., Уткузова М.А. Практическая медицина. 2009.

Похожие заболевания

Связанные клинические рекомендации

Связанные стандарты мед. помощи

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.


  1. Киберис НЕ является интернет-магазином и НЕ осуществляет закупку, хранение, продажу и доставку препаратов. Ресурс выступает лишь в роли посредника между вами и производителем препаратов или аптечными пунктами, которые и осуществляют поставку.
  2. На Киберис размещены описания препаратов, часть из которых предназначена только для врачей. Данная информация не может быть использована пациентами для принятия решения об использовании препаратов, их отмене или коррекции дозировок.
  3. Ничто в представленной информации не должно быть истолковано как призыв использовать данные препараты.
  4. К Киберис не могут быть обращены претензии по поводу любого ущерба или вреда, понесенного в результате использования размещенной на сайте информации.