ICD-10 codes
Description
Психологический феномен или психопатологический синдром, характеризующийся преобладанием идеи магического содержания в мышлении, недостаточной опорой на научные знания. Основные симптомы: посещение гадалок, колдунов, страсть к физическим упражнениям и диетам с недоказанной эффективностью, присоединение к сектам, проведение эзотерических ритуалов. Диагностика проводится клиническими методами. Лечение включает психотерапию, реабилитационные мероприятия.
Additional facts
Магифрения, или синдром magifrenica, является широко распространенным явлением в современном обществе, но не получил официального статуса в медицине. Эта концепция используется в психологии и психиатрии для описания расстройств психической адаптации при патологическом развитии личности, обсессивно-компульсивного, тревожного расстройства. Согласно исследованиям, проведенным социальными психологами, магифреническое мышление интенсивно развивается в обществе, которое претерпевает экономические, политические и религиозные изменения. В России пик «заболеваемости» пришелся на 90-е годы прошлого века.
Reasons
Специфическим нарушением сознательных психических функций, при котором человек начинает доминировать в мистических мыслях, является психосоциальный феномен. Предпосылками его развития являются изменения как в социальной сфере, так и в индивидуальных психологических качествах человека. Причины магифренизации заключаются в следующем:
• Стресс социальных изменений. Несоответствие личности, социальной группы или общества в целом вызвано радикальными, далеко идущими изменениями в военном, политическом и экономическом типах. Случаи синдрома диафрагмального синдрома усиливаются во время вооруженных столкновений, акций протеста и резкого снижения качества жизни населения.
• «экзистенциальный вакуум» общества. Когда догматическая идеология материализма утрачивается, в жизни не возникает никакого смысла (нет долгосрочных долгосрочных целей, определяющих смысл существования). Поиски новой идеологии повышают интерес к мистическому, иррациональному.
• Изменение тоталитаризма через демократию. При строгом, контролирующем социальном режиме мышление людей определяется правилами, диктуемыми руководящими органами. Демократия подразумевает свободу выбора, поэтому часто возвращаются к архаичному образу мышления.
• Психологические особенности личности. Формированию магифрении способствуют невротические психологические защиты, фиксация на тревожных переживаниях, истерические, зависимые характерные особенности. Магическое, эзотерическое мышление чаще наблюдается у людей со сниженным интеллектом, нестабильной самооценкой, повышенной потребностью в самоутверждении и слабыми аналитическими навыками.
• Стресс социальных изменений. Несоответствие личности, социальной группы или общества в целом вызвано радикальными, далеко идущими изменениями в военном, политическом и экономическом типах. Случаи синдрома диафрагмального синдрома усиливаются во время вооруженных столкновений, акций протеста и резкого снижения качества жизни населения.
• «экзистенциальный вакуум» общества. Когда догматическая идеология материализма утрачивается, в жизни не возникает никакого смысла (нет долгосрочных долгосрочных целей, определяющих смысл существования). Поиски новой идеологии повышают интерес к мистическому, иррациональному.
• Изменение тоталитаризма через демократию. При строгом, контролирующем социальном режиме мышление людей определяется правилами, диктуемыми руководящими органами. Демократия подразумевает свободу выбора, поэтому часто возвращаются к архаичному образу мышления.
• Психологические особенности личности. Формированию магифрении способствуют невротические психологические защиты, фиксация на тревожных переживаниях, истерические, зависимые характерные особенности. Магическое, эзотерическое мышление чаще наблюдается у людей со сниженным интеллектом, нестабильной самооценкой, повышенной потребностью в самоутверждении и слабыми аналитическими навыками.
Pathogenesis
Как центральный компонент мафифении магическое мышление рассматривается на психологическом и клиническом (психопатологическом) уровне. Когда псевдонаучные идеи возникают у психически здорового человека, они имеют характер постоянной ошибки - неверного представления о реальных процессах и объектах. Его появлению способствует низкий уровень культуры, недостаток научных знаний и психологическая неграмотность.
Патогенетические факторы магифении на психологическом уровне - акцентированные черты характера (внушаемость и подозрительность), присутствие в среде людей, пропагандирующих идеи мистического содержания. Обращение к псевдонаучным концепциям зависит от предсказателей, астрологов, народных целителей.
Клинический магфренный синдром является признаком психопатологии. Это проявляется в композиции переоцененных и бредовых идей, которые трудно исправить. Мистические мыслительные идеи развиваются на основе патологически измененной личности, обладают высоким эмоциональным богатством. Магифрения вызвана в большей степени психическим расстройством, чем социальными, личностными факторами.
Патогенетические факторы магифении на психологическом уровне - акцентированные черты характера (внушаемость и подозрительность), присутствие в среде людей, пропагандирующих идеи мистического содержания. Обращение к псевдонаучным концепциям зависит от предсказателей, астрологов, народных целителей.
Клинический магфренный синдром является признаком психопатологии. Это проявляется в композиции переоцененных и бредовых идей, которые трудно исправить. Мистические мыслительные идеи развиваются на основе патологически измененной личности, обладают высоким эмоциональным богатством. Магифрения вызвана в большей степени психическим расстройством, чем социальными, личностными факторами.
Symptoms
Ключевым проявлением является страсть к лженаучным знаниям, понятиям. К ним относятся заклинания, мистицизм, астрология и исцеление. Пациент начинает верить в идеи, которые не имеют научной основы. Он ищет совета у магов, целителей, провидцев и других, которые способствуют волшебному пониманию жизни.
Забота о психическом и физическом здоровье увеличивается. Чтобы вылечить и предотвратить болезнь, люди меняют свой рацион, практикуют специальные физические и дыхательные упражнения и каким-то образом оборудуют пространство вокруг себя. В этом случае официальные методы лечения (фармакологические препараты, хирургические операции) часто отрицаются.
Окружающие люди отмечают изменение эмоционального состояния и поведения людей с синдромом диафрагмы. Для него характерны определенная отрешенность, холодность в отношениях, своеобразие суждений, ориентация на энергию, духовный уровень жизни в ущерб материальному. В поведении начинают преобладать ритуалы, например, окуривание пространства ароматическими свечами, предложение подарков образу «духовного лидера».
При магифении психопатологического уровня приверженность мистическим идеям более выражена. Выполненные «процедуры» и ритуалы часто носят нерациональный характер, нанося ущерб здоровью и семейным отношениям. Например, практика поста вызывает сильную слабость, анемию и обморок, но пациент интерпретирует эти симптомы как «этап очищения», «признак детоксикации организма».
Люди с магифренией часто становятся членами сект, новых религиозных организаций. С патологическим мышлением они распространяют мистические идеи среди других людей, они становятся источниками распространения псевдонаучных знаний. Если существует агрессивная личная позиция, это знание противопоставляется всей научной информации: методы медицины, идеи современной философии и культуры осуждаются.
Забота о психическом и физическом здоровье увеличивается. Чтобы вылечить и предотвратить болезнь, люди меняют свой рацион, практикуют специальные физические и дыхательные упражнения и каким-то образом оборудуют пространство вокруг себя. В этом случае официальные методы лечения (фармакологические препараты, хирургические операции) часто отрицаются.
Окружающие люди отмечают изменение эмоционального состояния и поведения людей с синдромом диафрагмы. Для него характерны определенная отрешенность, холодность в отношениях, своеобразие суждений, ориентация на энергию, духовный уровень жизни в ущерб материальному. В поведении начинают преобладать ритуалы, например, окуривание пространства ароматическими свечами, предложение подарков образу «духовного лидера».
При магифении психопатологического уровня приверженность мистическим идеям более выражена. Выполненные «процедуры» и ритуалы часто носят нерациональный характер, нанося ущерб здоровью и семейным отношениям. Например, практика поста вызывает сильную слабость, анемию и обморок, но пациент интерпретирует эти симптомы как «этап очищения», «признак детоксикации организма».
Люди с магифренией часто становятся членами сект, новых религиозных организаций. С патологическим мышлением они распространяют мистические идеи среди других людей, они становятся источниками распространения псевдонаучных знаний. Если существует агрессивная личная позиция, это знание противопоставляется всей научной информации: методы медицины, идеи современной философии и культуры осуждаются.
Possible complications
Патологическая магфрения негативно влияет на физическое здоровье и социальную адаптацию. Часто пациенты, которые увлечены лечебными методами терапии, отказываются следовать указаниям врачей, перестают обращаться за диагностической помощью в медицинские учреждения. Альтернативные методы лечения оказываются неэффективными, прогрессирование существующих заболеваний приводит к инвалидности, к смерти больных.
Еще одно опасное последствие магифрении - участие в незаконных действиях, организованных сектами и духовными лидерами. Непоколебимая вера в истину мистического знания заставляет нас совершать массовые самоубийства как способ избавиться от страданий или перейти в другую реальность. В идее «очищения мира» насилие может быть совершено против других людей, вандализма, грабежей.
Еще одно опасное последствие магифрении - участие в незаконных действиях, организованных сектами и духовными лидерами. Непоколебимая вера в истину мистического знания заставляет нас совершать массовые самоубийства как способ избавиться от страданий или перейти в другую реальность. В идее «очищения мира» насилие может быть совершено против других людей, вандализма, грабежей.
Diagnostics
Обследование пациентов с изменениями личности и мышления проводится психиатром и психотерапевтом. Не существует специальных методов диагностики магифрении; разговоры и клинические наблюдения используются. Важным моментом является дифференциация магфренического синдрома с умственной отсталостью, деменцией и бредом при шизофрении и других психотических расстройствах. Диагностические критерии включают в себя:
• Расстройство мышления. Пациенты отождествляют переоцененные и иллюзорные идеи с мистическим содержанием. Убеждения имеют яркий эмоциональный тон, критика отсутствует или частично сохранилась.
• Сужение интересов и контактов. С развитием магифрении хобби меняются: многие вещи, которые когда-то представляли интерес, стали незначительными, появляются книги, фильмы об эзотерическом понимании жизни, ритуальных объектах. Потеря связи со старыми друзьями, новые знакомства с людьми, которые поддерживают псевдонаучные и псевдорелигиозные идеи.
• Изменяющий жизнь стереотип. Образ жизни, привычки и ценности меняются. Признаками этого являются увольнение с работы, развод с супругом, прекращение общения с родителями. Все, что не соответствует идеям нового «учения», исключено.
• Расстройство мышления. Пациенты отождествляют переоцененные и иллюзорные идеи с мистическим содержанием. Убеждения имеют яркий эмоциональный тон, критика отсутствует или частично сохранилась.
• Сужение интересов и контактов. С развитием магифрении хобби меняются: многие вещи, которые когда-то представляли интерес, стали незначительными, появляются книги, фильмы об эзотерическом понимании жизни, ритуальных объектах. Потеря связи со старыми друзьями, новые знакомства с людьми, которые поддерживают псевдонаучные и псевдорелигиозные идеи.
• Изменяющий жизнь стереотип. Образ жизни, привычки и ценности меняются. Признаками этого являются увольнение с работы, развод с супругом, прекращение общения с родителями. Все, что не соответствует идеям нового «учения», исключено.
Treatment
Мистическое мышление как психологическое явление не требует особого вмешательства со стороны врачей и психологов. В таких случаях человек способен критически относиться к сомнительным лженаучным идеям, не отказываться от привычного образа жизни, традиционных методов лечения.
Когда у мафрении имеется серьезный психопатологический синдром, что приводит к плохой адаптации, необходима психотерапия, добровольное и постепенное возвращение к прежним интересам и отношениям (реабилитация). Лечение может включать в себя:
• Рациональная психотерапия. Основными приемами в этой области являются разъяснение и убеждение. Специалист исправляет ошибочные убеждения, иррациональные установки, использует законы формальной и диалектической логики. В результате меняется стиль мышления пациента, возникает отказ от недоказанных идей.
• Когнитивно-поведенческая психотерапия. Во время сеанса клиент и терапевт изучают мыслительные процессы. Специалист задает вопросы, побуждает искать предрассудки, выявлять иррациональную логику, верить в неправду, которая скрывается за истиной. Поведенческий элемент психотерапии включает в себя поиск и анализ действий пациента на основе ложных убеждений.
• Семейная психотерапия. Терапевт узнает, как члены семьи поддерживают или препятствуют развитию магифрении. На втором этапе специалист предлагает способы разрешения семейных конфликтов, проводит тренинги по семейному взаимодействию. Таким образом, он дает рекомендации по методам реабилитации (как реагировать на интересы клиентов, какую среду создать, чтобы не вызывать повышенную магифрению).
Когда у мафрении имеется серьезный психопатологический синдром, что приводит к плохой адаптации, необходима психотерапия, добровольное и постепенное возвращение к прежним интересам и отношениям (реабилитация). Лечение может включать в себя:
• Рациональная психотерапия. Основными приемами в этой области являются разъяснение и убеждение. Специалист исправляет ошибочные убеждения, иррациональные установки, использует законы формальной и диалектической логики. В результате меняется стиль мышления пациента, возникает отказ от недоказанных идей.
• Когнитивно-поведенческая психотерапия. Во время сеанса клиент и терапевт изучают мыслительные процессы. Специалист задает вопросы, побуждает искать предрассудки, выявлять иррациональную логику, верить в неправду, которая скрывается за истиной. Поведенческий элемент психотерапии включает в себя поиск и анализ действий пациента на основе ложных убеждений.
• Семейная психотерапия. Терапевт узнает, как члены семьи поддерживают или препятствуют развитию магифрении. На втором этапе специалист предлагает способы разрешения семейных конфликтов, проводит тренинги по семейному взаимодействию. Таким образом, он дает рекомендации по методам реабилитации (как реагировать на интересы клиентов, какую среду создать, чтобы не вызывать повышенную магифрению).
Forecast
Положительный результат для магифрении более вероятен, если это психологическое явление. В клиническом случае в отношении синдрома диафрагмального прогноза прогноз зависит от тяжести основного расстройства. Менее правильны случаи, когда измененные мыслительные идеи являются частью психопатической личности.
Prevention
Профилактика magifrenizzazione должна проводиться на государственном и индивидуальном уровне. В рамках программы охраны психического здоровья деятельность мошеннических организаций, пропагандирующих псевдорелигиозные и псевдонаучные учения, которые могут нанести вред материальному благополучию и здоровью человека, должна быть пресечена. Больше внимания следует уделять культурному развитию и психологической грамотности.
References
1. Психиатрия: национальное руководство/ под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. 2009.
2. Деонтология в психиатрии. Учебно-методическое пособие/ Королева Е. Г. 2009.
3. Синдром магифренический/ Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012.
2. Деонтология в психиатрии. Учебно-методическое пособие/ Королева Е. Г. 2009.
3. Синдром магифренический/ Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии. 2012.