By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Carlson syndrome in children

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
 
No drugs found
It is treated in 1567 clinics 80 cities
X
X
Need: Psychiatric consultation, 2 analysis, 2 services
Краснодар, ул. Василия Мачуги, д. 84 +7(861..show+7(495) 104-88-01, +7(861) 257-15-00 from 6420₽
Краснодар, пгт Яблоновский, ул. Гагарина, д. 157/2 +7(861..show+7(495) 104-88-01, +7(861) 257-15-00, +7(861) 290-47-07 from 6420₽
Ростов-на-Дону, ул. 1-я линия, д. 6 +7(800..show+7(495) 104-88-01, +7(800) 234-74-40 from 8000₽
Волгоград, ул. Автотранспортная, д. 75 +7(844..show+7(495) 104-88-01, +7(844) 243-55-43, +7(844) 253-40-00 from 8240₽
Нижний Новгород, пр. Ленина, д. 18 +7(831..show+7(495) 104-88-01, +7(831) 228-42-84 from 10240₽
Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 126 +7(812..show+7(495) 104-88-01, +7(812) 713-68-36, +7(812) 714-80-80 from 11320₽
Москва, Большой Власьевский пер., д. 9 +7(499..show+7(495) 104-88-01, +7(499) 969-21-90, +7(499) 402-92-28 from 12080₽
Москва, 4-ый Добрынинский пер., д. 4 +7(495..show+7(495) 104-88-01, +7(495) 933-86-48, +7(495) 933-86-49, +7(499) 237-38-52, +7(499) 237-40-04 from 12688₽
Москва, Волоколамское шоссе, д. 84 +7(495..show+7(495) 104-88-01, +7(495) 925-02-02, +7(495) 925-68-86 from 12740₽
Москва, ул. Будайская, д. 2 +7(495..show+7(495) 104-88-01, +7(495) 727-00-03, +7(499) 187-08-17 from 12989₽
More 1557 clinics
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Reasons
  5. Pathogenesis
  6. Symptoms
  7. Possible complications
  8. Diagnostics
  9. Treatment
  10. Forecast
  11. Prevention
  12. Similar diseases
  13. Related clinical guidelines
  14. Related standards of medical care
  15. Basic medical services
  16. Clinics for treatment
Carlson syndrome in children

ICD-10 codes

Description

 Синдром Карлсона у детей. Особенность психического развития, характеризующаяся наличием воображаемого друга. Персонаж - человек, животное, сказочное существо, литературный герой - создается воображением ребенка. Синдром проявляется эпизодами общения, игры, бытовых ритуалов с невидимым товарищем. Ребенок спрашивает, озвучивает просьбы, ставит дополнительную тарелку, делится одеждой, игрушками. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения. Чрезмерно замкнутым, предпочитающим фантазии реальному миру детям требуется семейная, индивидуальная психотерапия.
Carlson syndrome in children

Additional facts

 Название синдрома возникло благодаря повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» о мальчике и воображаемом человечке, живущем на крыше. Особенность дружбы персонажей книги - встречи происходят при переживании одиночества, обиды, грусти ребенком. Общение с Карлсоном компенсирует мягкость, нерешительность Малыша, направлено против требований, запретов родителей. Синонимичные названия синдрома - невидимый друг, воображаемый партнер. Данная психологическая особенность проявляется у детей с 3 лет, к 6 годам симптомы исчезают. Информация о распространенности синдрома отсутствует - часто проявления не вызывают беспокойства родителей, проходят самостоятельно, не препятствуя развитию, социализации ребенка.

Reasons

 Активное формирование воображения у детей становится основой для создания невидимого товарища. Отсутствие внешних стимулов, способных увлечь ребенка, делает фантазирование источником развлечений. Причинами выраженного синдрома Карлсона являются психологические проблемы. Выдуманный персонаж помогает справиться с негативными эмоциями, компенсирует недостающие личностные качества. Провоцирующими факторами являются:
 • Дефицит общения. Возраст 3-7 лет - период интенсивного развития коммуникативных навыков. Вымышленный товарищ удовлетворяет потребность ребенка общаться, играть, устраняет чувство заброшенности, ненужности, возникающее при чрезмерной занятости родителей, непринятии сверстниками.
 • Страхи, фобии. Придуманный персонаж наделяется храбростью, отвагой, становится защитником ребенка. Фантазия позволяет победить чувство неуверенности, детские страхи.
 • Чувство вины. Дети чувствуют свою причастность к семейным ссорам, проблемам родителей. Отношения с другом-невидимкой используются для переноса вины либо получения оправданий, поддержки.
 • Гиперопека, запреты. Тотальный родительский контроль, чрезмерная забота, ограничения, правила не оставляют пространства для самостоятельности, реализации желаний ребенка. Дружба с воображаемым партнером становится способом почувствовать свободу, собственную значимость.
 • Недостаток интересных событий. Фантазия используется для переживания новых впечатлений. Ребенок выдумывает персонажей, обстановку, события, которые захватывают эмоционально - позволяют пережить радость, восторг, удивление, страх.

Pathogenesis

 Феномен придуманного спутника отслеживается на ранних этапах филогенеза - в ранние исторические времена воображаемые партнеры являлись сверхъестественными существами: духами, домашними богами, домовыми, ангелами-хранителями, музами. Оберегали, обеспечивали комфорт, помогали принимать важные решения, становились источниками вдохновения. В онтогенетическом развитии выдуманные друзья возникают у 3-6 летних детей, выполняют аналогичные функции. Основой синдрома Карлсона является интенсивное развитие воображения - функции мышления, реализующей отделение от конкретной ситуации, создание новых образов. Появление вымышленного товарища провоцируется психологическими проблемами различного типа - страхами, одиночеством, блокированными потребностями. Персонажу приписываются черты, позволяющие снизить чувство дискомфорта, компенсировать эмоциональную напряженность. Фантазийное общение, игры, бытовые ритуалы восстанавливают комфортное состояние ребенка.

Symptoms

 Воображаемый товарищ - человек (ребенок, взрослый), животное, герой сказки, мифа, религиозного учения - наделяется определенным набором качеств, зависящих от особенностей психологической проблемы, составляющей основу синдрома. Дети, испытывающие страх, создают храброго, готового защищать персонажа. Чувство одиночества порождает доброго, общительного, веселого компаньона, готового играть, развлекаться. Товарищ, склонный к проказам, шалостям, приключениям компенсирует родительскую гиперопеку, строгие правила воспитания. Дети, страдающие от чувства вины, имеют партнера, способного поддержать, высказать одобрение, оправдать либо перенять вину.
 Синдром Карлсона проявляется рассказами о придуманном партнере. Дети редко скрывают его существование в воображении, они организуют повседневные ритуалы, игры с учетом потребностей, желаний товарища. Во время приема пищи ставят дополнительный столовый прибор, просят маму дать еды, кладут вторую подушку, делят игрушки на двоих, озвучивают правила игры. Общаясь, подбадривают, осуждают, спорят с фантазийным персонажем. При ярко выраженной симптоматике дети большую часть времени проводят с вымышленным героем в ущерб реальным межличностным контактам.
 Ассоциированные симптомы: Галлюцинации.

Possible complications

 Осложнение синдрома Карлсона - проблемы социальной адаптации. При выраженной клинической картине ребенок отказывается играть со сверстниками, не пытается подружиться, избегает контакта с матерью, отцом. Дружба-фантазия становится приоритетной - любая ситуация поддается контролю, является эмоционально комфортной. У детей 5-8 лет симптомы постепенно редуцируются. Уход в фантазии может закрепиться как способ психологической защиты, проявляться у подростков, взрослых. Он снижает социальную активность, препятствует установлению продуктивных межличностных контактов.

Diagnostics

 Большинство случаев синдрома Карлсона не становятся причиной обращения к врачу - у ребенка есть «особый» друг, но сохраняется социальная активность, интерес к общению с детьми, родителями. Постепенно выдуманная дружба заменяется реальными отношениями, учебой, спортом, творчеством. Вопрос о необходимости медицинской помощи возникает, когда ребенок замыкается, отказывается контактировать с людьми, не отделяет фантазию от реальности, не проявляет интереса к деятельности, свойственной возрасту (игры, учеба, творчество). Диагностика осуществляется врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются следующие методы:
 • Беседа. Специалист опрашивает родителей об особенностях проявлений синдрома, их продолжительности, частоте, сопутствующих эмоционально-поведенческих особенностях. Беседа с ребенком позволяет узнать имя друга, возраст, личные качества.
 • Наблюдение. Оценивается поведение ребенка, эмоциональные реакции, взаимоотношения с мамой, папой, преобладающий способ воспитания. Фантазийный персонаж может «присутствовать» на приеме врача, в таком случае наблюдение позволяет предположить причины развития дружбы.
 • Проективная психодиагностика. Рисуночный метод исследования дает наиболее подробную информацию о выдуманном персонаже, его качествах, особенностях дружбы. По особенностям изображения, результатам пострисуночного опроса определяются эмоциональные проблемы (страх, переживание вины, неуверенность, одиночество).
 В детском возрасте дифференциальная диагностика не представляет сложности: основной симптом - наличие выдуманного персонажа - является уникальным. Эпизодические проявления синдрома Карлсона у пациентов подросткового, юношеского возраста требуют различения с галлюцинаторной, бредовой симптоматикой, характерной для шизофрении. Ключевой критерий - критическое восприятие «друга», различение реальности и фантазии. Дополнительно исследуются эмоционально-личностные черты, особенности мышления.

Treatment

 Если нафантазированная дружба не становится центральной в жизни ребенка, не заменяет общения с реальными людьми, то лечение не требуется. Симптомы проходят к концу дошкольного детства. Помощь психотерапевта необходима, когда синдром развивается на базе серьезных психических проблем - повышенной тревожности, неуверенности, страхов, подавленной агрессии, заниженной самооценки. Применяются:
 • Консультирование. Психотерапевт проводит беседу с родителями, поясняя влияние воспитания, семейных отношений на развитие синдрома. Дает индивидуальные рекомендации: проводить больше времени вместе, снизить уровень запретов, требований, высказывать похвалу, поддерживать.
 • Когнитивно. Бихевиоральная терапия. Индивидуальные занятия направлены на устранение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений. Психотерапевт помогает ребенку почувствовать, проговорить имеющиеся страх, обиды, неприятные чувства, заменить их продуктивными.
 • Семейная психотерапия. Встречи психотерапевта, ребенка и родителей позволяют изменить внутрисемейные отношения, способствующие развитию синдрома. В ходе тренингов, игр участники научаются замечать и корректировать поведение, стиль воспитания.

Forecast

 Синдром Карлсона - проблема социального характера. Прогноз определяется готовностью родителей стать более внимательными к проблемам ребенка. Исход благоприятный - фантазийная дружба сменяется реальной.

Prevention

 Профилактика основана на поддержании доверительных, доброжелательных семейных отношений, являющихся основой эмоционального комфорта ребенка. Развитие детского воображения необходимо поддерживать творческими занятиями - рисованием, моделированием, лепкой, играми. Важно помнить: выдуманный друг - помощник малыша. Нельзя ругать, наказывать за существующую дружбу. Ровное, спокойное отношение к фантазии без лишнего подыгрывания способствует постепенному самостоятельному исчезновению симптомов.

Similar diseases

Related clinical guidelines

Related standards of medical care

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.


  1. Kiberis is NOT an online store and does NOT purchase, store, sell or deliver drugs. The resource acts only as an intermediary between you and the manufacturer of drugs or pharmacy points, which carry out the delivery.
  2. On Kiberis there are descriptions of drugs, some of which are intended only for doctors. This information cannot be used by patients to make decisions about the use of drugs, their cancellation or correction of dosages.
  3. Nothing in the information provided should be interpreted as a call to use these drugs.
  4. No claims can be made to Kiberis regarding any damage or harm incurred as a result of the use of the information posted on the site.