ICD-10 codes
Description
Синдром Карлсона у детей. Особенность психического развития, характеризующаяся наличием воображаемого друга. Персонаж - человек, животное, сказочное существо, литературный герой - создается воображением ребенка. Синдром проявляется эпизодами общения, игры, бытовых ритуалов с невидимым товарищем. Ребенок спрашивает, озвучивает просьбы, ставит дополнительную тарелку, делится одеждой, игрушками. Диагностика проводится методом беседы, наблюдения. Чрезмерно замкнутым, предпочитающим фантазии реальному миру детям требуется семейная, индивидуальная психотерапия.
Additional facts
Название синдрома возникло благодаря повести А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» о мальчике и воображаемом человечке, живущем на крыше. Особенность дружбы персонажей книги - встречи происходят при переживании одиночества, обиды, грусти ребенком. Общение с Карлсоном компенсирует мягкость, нерешительность Малыша, направлено против требований, запретов родителей. Синонимичные названия синдрома - невидимый друг, воображаемый партнер. Данная психологическая особенность проявляется у детей с 3 лет, к 6 годам симптомы исчезают. Информация о распространенности синдрома отсутствует - часто проявления не вызывают беспокойства родителей, проходят самостоятельно, не препятствуя развитию, социализации ребенка.
Reasons
Активное формирование воображения у детей становится основой для создания невидимого товарища. Отсутствие внешних стимулов, способных увлечь ребенка, делает фантазирование источником развлечений. Причинами выраженного синдрома Карлсона являются психологические проблемы. Выдуманный персонаж помогает справиться с негативными эмоциями, компенсирует недостающие личностные качества. Провоцирующими факторами являются:
• Дефицит общения. Возраст 3-7 лет - период интенсивного развития коммуникативных навыков. Вымышленный товарищ удовлетворяет потребность ребенка общаться, играть, устраняет чувство заброшенности, ненужности, возникающее при чрезмерной занятости родителей, непринятии сверстниками.
• Страхи, фобии. Придуманный персонаж наделяется храбростью, отвагой, становится защитником ребенка. Фантазия позволяет победить чувство неуверенности, детские страхи.
• Чувство вины. Дети чувствуют свою причастность к семейным ссорам, проблемам родителей. Отношения с другом-невидимкой используются для переноса вины либо получения оправданий, поддержки.
• Гиперопека, запреты. Тотальный родительский контроль, чрезмерная забота, ограничения, правила не оставляют пространства для самостоятельности, реализации желаний ребенка. Дружба с воображаемым партнером становится способом почувствовать свободу, собственную значимость.
• Недостаток интересных событий. Фантазия используется для переживания новых впечатлений. Ребенок выдумывает персонажей, обстановку, события, которые захватывают эмоционально - позволяют пережить радость, восторг, удивление, страх.
• Дефицит общения. Возраст 3-7 лет - период интенсивного развития коммуникативных навыков. Вымышленный товарищ удовлетворяет потребность ребенка общаться, играть, устраняет чувство заброшенности, ненужности, возникающее при чрезмерной занятости родителей, непринятии сверстниками.
• Страхи, фобии. Придуманный персонаж наделяется храбростью, отвагой, становится защитником ребенка. Фантазия позволяет победить чувство неуверенности, детские страхи.
• Чувство вины. Дети чувствуют свою причастность к семейным ссорам, проблемам родителей. Отношения с другом-невидимкой используются для переноса вины либо получения оправданий, поддержки.
• Гиперопека, запреты. Тотальный родительский контроль, чрезмерная забота, ограничения, правила не оставляют пространства для самостоятельности, реализации желаний ребенка. Дружба с воображаемым партнером становится способом почувствовать свободу, собственную значимость.
• Недостаток интересных событий. Фантазия используется для переживания новых впечатлений. Ребенок выдумывает персонажей, обстановку, события, которые захватывают эмоционально - позволяют пережить радость, восторг, удивление, страх.
Pathogenesis
Феномен придуманного спутника отслеживается на ранних этапах филогенеза - в ранние исторические времена воображаемые партнеры являлись сверхъестественными существами: духами, домашними богами, домовыми, ангелами-хранителями, музами. Оберегали, обеспечивали комфорт, помогали принимать важные решения, становились источниками вдохновения. В онтогенетическом развитии выдуманные друзья возникают у 3-6 летних детей, выполняют аналогичные функции. Основой синдрома Карлсона является интенсивное развитие воображения - функции мышления, реализующей отделение от конкретной ситуации, создание новых образов. Появление вымышленного товарища провоцируется психологическими проблемами различного типа - страхами, одиночеством, блокированными потребностями. Персонажу приписываются черты, позволяющие снизить чувство дискомфорта, компенсировать эмоциональную напряженность. Фантазийное общение, игры, бытовые ритуалы восстанавливают комфортное состояние ребенка.
Symptoms
Воображаемый товарищ - человек (ребенок, взрослый), животное, герой сказки, мифа, религиозного учения - наделяется определенным набором качеств, зависящих от особенностей психологической проблемы, составляющей основу синдрома. Дети, испытывающие страх, создают храброго, готового защищать персонажа. Чувство одиночества порождает доброго, общительного, веселого компаньона, готового играть, развлекаться. Товарищ, склонный к проказам, шалостям, приключениям компенсирует родительскую гиперопеку, строгие правила воспитания. Дети, страдающие от чувства вины, имеют партнера, способного поддержать, высказать одобрение, оправдать либо перенять вину.
Синдром Карлсона проявляется рассказами о придуманном партнере. Дети редко скрывают его существование в воображении, они организуют повседневные ритуалы, игры с учетом потребностей, желаний товарища. Во время приема пищи ставят дополнительный столовый прибор, просят маму дать еды, кладут вторую подушку, делят игрушки на двоих, озвучивают правила игры. Общаясь, подбадривают, осуждают, спорят с фантазийным персонажем. При ярко выраженной симптоматике дети большую часть времени проводят с вымышленным героем в ущерб реальным межличностным контактам.
Ассоциированные симптомы: Галлюцинации.
Синдром Карлсона проявляется рассказами о придуманном партнере. Дети редко скрывают его существование в воображении, они организуют повседневные ритуалы, игры с учетом потребностей, желаний товарища. Во время приема пищи ставят дополнительный столовый прибор, просят маму дать еды, кладут вторую подушку, делят игрушки на двоих, озвучивают правила игры. Общаясь, подбадривают, осуждают, спорят с фантазийным персонажем. При ярко выраженной симптоматике дети большую часть времени проводят с вымышленным героем в ущерб реальным межличностным контактам.
Ассоциированные симптомы: Галлюцинации.
Possible complications
Осложнение синдрома Карлсона - проблемы социальной адаптации. При выраженной клинической картине ребенок отказывается играть со сверстниками, не пытается подружиться, избегает контакта с матерью, отцом. Дружба-фантазия становится приоритетной - любая ситуация поддается контролю, является эмоционально комфортной. У детей 5-8 лет симптомы постепенно редуцируются. Уход в фантазии может закрепиться как способ психологической защиты, проявляться у подростков, взрослых. Он снижает социальную активность, препятствует установлению продуктивных межличностных контактов.
Diagnostics
Большинство случаев синдрома Карлсона не становятся причиной обращения к врачу - у ребенка есть «особый» друг, но сохраняется социальная активность, интерес к общению с детьми, родителями. Постепенно выдуманная дружба заменяется реальными отношениями, учебой, спортом, творчеством. Вопрос о необходимости медицинской помощи возникает, когда ребенок замыкается, отказывается контактировать с людьми, не отделяет фантазию от реальности, не проявляет интереса к деятельности, свойственной возрасту (игры, учеба, творчество). Диагностика осуществляется врачом-психиатром, психологом, психотерапевтом. Используются следующие методы:
• Беседа. Специалист опрашивает родителей об особенностях проявлений синдрома, их продолжительности, частоте, сопутствующих эмоционально-поведенческих особенностях. Беседа с ребенком позволяет узнать имя друга, возраст, личные качества.
• Наблюдение. Оценивается поведение ребенка, эмоциональные реакции, взаимоотношения с мамой, папой, преобладающий способ воспитания. Фантазийный персонаж может «присутствовать» на приеме врача, в таком случае наблюдение позволяет предположить причины развития дружбы.
• Проективная психодиагностика. Рисуночный метод исследования дает наиболее подробную информацию о выдуманном персонаже, его качествах, особенностях дружбы. По особенностям изображения, результатам пострисуночного опроса определяются эмоциональные проблемы (страх, переживание вины, неуверенность, одиночество).
В детском возрасте дифференциальная диагностика не представляет сложности: основной симптом - наличие выдуманного персонажа - является уникальным. Эпизодические проявления синдрома Карлсона у пациентов подросткового, юношеского возраста требуют различения с галлюцинаторной, бредовой симптоматикой, характерной для шизофрении. Ключевой критерий - критическое восприятие «друга», различение реальности и фантазии. Дополнительно исследуются эмоционально-личностные черты, особенности мышления.
• Беседа. Специалист опрашивает родителей об особенностях проявлений синдрома, их продолжительности, частоте, сопутствующих эмоционально-поведенческих особенностях. Беседа с ребенком позволяет узнать имя друга, возраст, личные качества.
• Наблюдение. Оценивается поведение ребенка, эмоциональные реакции, взаимоотношения с мамой, папой, преобладающий способ воспитания. Фантазийный персонаж может «присутствовать» на приеме врача, в таком случае наблюдение позволяет предположить причины развития дружбы.
• Проективная психодиагностика. Рисуночный метод исследования дает наиболее подробную информацию о выдуманном персонаже, его качествах, особенностях дружбы. По особенностям изображения, результатам пострисуночного опроса определяются эмоциональные проблемы (страх, переживание вины, неуверенность, одиночество).
В детском возрасте дифференциальная диагностика не представляет сложности: основной симптом - наличие выдуманного персонажа - является уникальным. Эпизодические проявления синдрома Карлсона у пациентов подросткового, юношеского возраста требуют различения с галлюцинаторной, бредовой симптоматикой, характерной для шизофрении. Ключевой критерий - критическое восприятие «друга», различение реальности и фантазии. Дополнительно исследуются эмоционально-личностные черты, особенности мышления.
Treatment
Если нафантазированная дружба не становится центральной в жизни ребенка, не заменяет общения с реальными людьми, то лечение не требуется. Симптомы проходят к концу дошкольного детства. Помощь психотерапевта необходима, когда синдром развивается на базе серьезных психических проблем - повышенной тревожности, неуверенности, страхов, подавленной агрессии, заниженной самооценки. Применяются:
• Консультирование. Психотерапевт проводит беседу с родителями, поясняя влияние воспитания, семейных отношений на развитие синдрома. Дает индивидуальные рекомендации: проводить больше времени вместе, снизить уровень запретов, требований, высказывать похвалу, поддерживать.
• Когнитивно. Бихевиоральная терапия. Индивидуальные занятия направлены на устранение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений. Психотерапевт помогает ребенку почувствовать, проговорить имеющиеся страх, обиды, неприятные чувства, заменить их продуктивными.
• Семейная психотерапия. Встречи психотерапевта, ребенка и родителей позволяют изменить внутрисемейные отношения, способствующие развитию синдрома. В ходе тренингов, игр участники научаются замечать и корректировать поведение, стиль воспитания.
• Консультирование. Психотерапевт проводит беседу с родителями, поясняя влияние воспитания, семейных отношений на развитие синдрома. Дает индивидуальные рекомендации: проводить больше времени вместе, снизить уровень запретов, требований, высказывать похвалу, поддерживать.
• Когнитивно. Бихевиоральная терапия. Индивидуальные занятия направлены на устранение имеющихся поведенческих и эмоциональных нарушений. Психотерапевт помогает ребенку почувствовать, проговорить имеющиеся страх, обиды, неприятные чувства, заменить их продуктивными.
• Семейная психотерапия. Встречи психотерапевта, ребенка и родителей позволяют изменить внутрисемейные отношения, способствующие развитию синдрома. В ходе тренингов, игр участники научаются замечать и корректировать поведение, стиль воспитания.
Forecast
Синдром Карлсона - проблема социального характера. Прогноз определяется готовностью родителей стать более внимательными к проблемам ребенка. Исход благоприятный - фантазийная дружба сменяется реальной.
Prevention
Профилактика основана на поддержании доверительных, доброжелательных семейных отношений, являющихся основой эмоционального комфорта ребенка. Развитие детского воображения необходимо поддерживать творческими занятиями - рисованием, моделированием, лепкой, играми. Важно помнить: выдуманный друг - помощник малыша. Нельзя ругать, наказывать за существующую дружбу. Ровное, спокойное отношение к фантазии без лишнего подыгрывания способствует постепенному самостоятельному исчезновению симптомов.
Related clinical guidelines
Related standards of medical care
- Стандарт специализированной медицинской помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра)
- Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям с общими расстройствами психологического развития (аутистического спектра) (диспансерное наблюдение)