By continuing to use the site, you allow the use of Cookies and agree to the privacy policy.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Alexia

AddAnalogsCompare
Medications used: More... hide
 
No drugs found
  1. ICD-10 codes
  2. Description
  3. Additional facts
  4. Reasons
  5. Pathogenesis
  6. Classification
  7. Symptoms
  8. Possible complications
  9. Diagnostics
  10. Treatment
  11. Forecast
  12. References
  13. Similar diseases
Alexia

ICD-10 codes

Description

 Алексия. Это полное нарушение навыков чтения, сопровождающееся невозможностью зрительного восприятия и понимания текста. При таком нарушении человек не может научиться читать или теряет способность распознавать буквы и объединять их в слова. Алексия может развиваться самостоятельно или быть связана с афазией, аграфией. Заболевание диагностируется с помощью нейропсихологических и логопедических тестов, методов нейровизуализации (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, ПЭТ головного мозга). Коррекционная работа направлена на развитие зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитических и синтетических процессов.
Alexia

Additional facts

 Алексию («а» - отрицание, «лексика» - лексика, слово) еще называют «вербальной слепотой» или «зрительной афазией» из-за невозможности прочитать написанное. Особое внимание к проблеме началось более ста лет назад, в связи с растущим интересом к нейроанатомии и психологии. Пионером» в изучении патологии был французский невролог Ж. Дежерин, который в 1892 г. впервые описал «чистую алексию» с интактной речью и обнаружил связанные с ней поражения в головном мозге. В современной логопедии различают частичное отсутствие чтения - дислексию и полное отсутствие / распад навыка - алексию.

Reasons

 Любое нарушение чтения имеет неврологическую основу и связано с повреждением участков мозга, вовлеченных в этот процесс. В большинстве случаев изолированная приобретенная алексия развивается в результате нарушения кровоснабжения резервуара задней мозговой артерии, снабжающей кровью задние отделы головного мозга, в том числе зрительную кору и борозду мозолистого тела.
 Кроме того, алексия может входить в структуру различных типов афазии (моторной, сенсорной) и возникать в результате поражения соответствующих областей мозга. Этиофакторами местных нарушений мозгового кровотока могут быть:
 • ишемический приступ;
 • травма головы;
 • нейрохирургическая операция;
 • нейроинфекция;
 • опухоли головного мозга;
 • демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы;
 • отравление нейротропными ядами.
 У детей неспособность научиться читать чаще всего связана с неблагоприятными перинатальными факторами: гипоксическим поражением мозга, внутриутробными инфекциями, родовой травмой головы и ШОП. Причиной алексии в детстве также может быть дефицит языковых контактов, аутизм, тяжелые умственные отклонения.

Pathogenesis

 Чтение как процесс состоит из двух компонентов: технической и смысловой. Техническая сторона состоит в том, чтобы распознать визуальный образ буквы - графему - соотнести его с артикулом и фонемой и сложить графемы в лексемы. Семантическая сторона заключается в понимании прочитанного. Психофизиологические механизмы чтения обеспечиваются безопасным и четким взаимодействием зрительного (затылочная кора), акустического (височная кора) и речевого моторного (нижняя теменная, задняя часть лба) анализаторов.
 Алексия развивается с поражением всех звеньев этой цепи. При различных типах афазии первичным дефектом может быть артикуляционная или орально-артикуляторная апраксия, слуховая агнозия, в результате чего нарушается связь «фонема-сустав-графема». Это приводит к вторичному нарушению процесса чтения.
 Центральным механизмом чистых форм алексии являются дефекты зрительного или зрительно-пространственного гнозиса, зрительного мнезиса. В этих случаях нарушается восприятие графического символа буквы, ее пространственного положения, страдает память на буквы. Результатом алфавитной агнозии и амнезии является неспособность пациентов правильно читать и различать графемы и слова.

Classification

 В зависимости от структуры нарушений чтения выделяют 2 группы нарушений:
 • Речь. Они возникают при соответствующих моторных и сенсорных формах афазии. Они представлены алексией и афферентно-эфферентной двигательной аграфией, акустико-гностической и акустико-мнестической.
 • Невербальный (гностический). Продолжайте без нарушения устной речи. В их основе лежит зрительная и зрительно-пространственная агнозия. Эти формы включают оптическую, оптико-пространственную и оптико-мнестическую алексию. Оптика, в свою очередь, делится на:
 • буквальный: пациенты не узнают буквы;
 • словесный: пациенты узнают и называют отдельные буквы, но не могут объединить их в слоги и слова.

Symptoms

 Изолированные нарушения чтения (алексия без афазии и аграфии) возникают на фоне нормальной устной речи и ее слухового восприятия. Функция письма также сохраняется, но через некоторое время пациент не может прочитать написанное ранее. Распознавание слов на слух не нарушается, затрудняется только распознавание письменного текста. Пациент воспринимает буквы как рисунки, не понимая их смысла, и смешивает графемы с похожим написанием.
 Основной симптом - медленное чтение буквы за буквой. Пациенты сначала идентифицируют каждую букву индивидуально, а затем составляют слово. Существует «эффект длины слова», при котором длинные слова читаются медленнее и с меньшей вероятностью будут прочитаны правильно, чем короткие слова. Распознавание чисел и других символов (знаков препинания, математических знаков) также нарушается, часто возникает аномалия. Изолированная алексия часто сопровождается потерей полей зрения (правосторонняя гемианопсия), нарушением цветового восприятия.
 Речевые формы алексии протекают с явлениями афазии: афферентная моторная, Брока, Вернике, акустико-мнестическая. При грубых формах синдрома усталости чтение полностью распадается. В менее серьезных случаях чтение становится медленным, слоговым, угадываемым, отмечаются замены нескольких букв. Некоторым пациентам доступно глобальное чтение, они могут правильно расширять подписи под изображениями. При акустико-мнестической алексии нарушается не техника чтения, а понимание длинного текста.
 Ассоциированные симптомы: Отсутствие речи.

Possible complications

 Пациенты с алексией теряют способность свободно читать и часто говорить и писать, что отрицательно сказывается на самооценке, способности учиться и профессиональных достижениях. Это серьезный инвалидизирующий фактор, который мешает полноценному социальному взаимодействию. У пациентов часто развивается депрессивный синдром, чувство безысходности и несчастья. Психические переживания часто усугубляются физической слабостью: нарушением двигательных функций, способностью к самообслуживанию.

Diagnostics

 Для построения корректирующей программы важно установить характер и механизм дефекта, этиологию и расположение патологического очага. Больного с нарушением чтения консультируют невролог, клинический логопед, нейропсихолог. В диагностических исследованиях используются:
 • Методы нейровизуализации. В клинической неврологии для определения причины алексии и актуальной диагностики поражения используют КТ головного мозга, МРТ и реже ПЭТ-КТ головного мозга. Для оценки параметров церебральной гемодинамики выполняется дуплексный MAG-сканер.
 • Проверка устного и письменного выражения. Речевая диагностика начинается с оценки впечатляющей и спонтанной речи, устной и артикуляционной практики, речевых автоматизмов и повторяющейся речи. Изучается умение читать идеограммы, читать печатные и письменные буквы, слова, предложения, короткие тексты, читать «про себя» (находить подписи к картинкам). Проверяются навыки обмана, диктовки и письма-фрилансера.
 • Нейропсихологические тесты. Важно оценить состояние различных видов гнозиса (особенно визуального, буквального), праксиса. Также проводятся тесты для изучения когнитивных навыков: памяти (включая слушание и речь), восприятия, мышления, пространственной ориентации.

Treatment

 Лечение проводится с учетом первичного нарушения и его характера (сосудистая, инфекционная, опухолевая патология, травма). Включает медикаментозную терапию, нейрореабилитацию, психокоррекцию, по показаниям - хирургические вмешательства:
 • Фармакотерапия. При инсульте назначают гипотензивную, вазоактивную, нейротрофическую, антиагрегантную, антиоксидантную терапию. При травмах головы показано назначение ноотропов, диуретиков, седативных средств, анальгетиков. Этиотропная терапия нейроинфекций может включать использование противомикробных или противовирусных средств, интерферонов, иммуноглобулинов, глюкокортикостероидов.
 • Нейрохирургические операции. Раннее нейрохирургическое вмешательство сводит к минимуму область повреждения головного мозга, уменьшает феномен алексии и ускоряет выздоровление. Во время «терапевтического окна» ишемического инсульта показан системный или избирательный тромболизис. При ЧМТ может потребоваться удаление костных фрагментов из вдавленных переломов и эвакуация внутричерепных гематом. При опухолях головного мозга проводят химиотерапию, стереотаксическое удаление и хирургическое удаление.
 • Нейрореабилитация и нейрокоррекция. После купирования острых симптомов проводится лечебная физкультура, трудотерапия, механотерапия, электростимуляция мышц ротовой полости. Нейропсихологическая коррекция предполагает развитие оптического гнозиса, зрительно-пространственных представлений, концентрации внимания и памяти.
 Логотерапия при алексии разработана с учетом центрального механизма нарушения речи. При афазии это растормаживание устной речи, преодоление кинетической и кинестетической апраксии, активация слухового гнозиса, расширение слуховой речевой памяти, восстановление связей между суставом, фонемой и графемой. В стадии грубых нарушений стимулируется глобальное чтение, в дальнейшем будет продолжен звукобуквенный анализ словосочетания.
 При изолированной алексии приоритетным является восстановление оптического изображения букв. С этой целью комбинируются кинестетические, двигательные ощущения, речевая и слуховая актуализация. Когда зрительное восприятие восстановлено, они постепенно переходят от буквы к букве к букве за словом, увеличивая скорость и пересказывая прочитанное.

Forecast

 Восстановление навыков чтения - это долгая работа, требующая усердия и терпения пациента, логопеда и его близких. Даже после нескольких курсов логотерапии не всегда удается выйти на преморбидный уровень. Элементы алексии в виде поствербального чтения у многих пациентов сохраняются на всю жизнь. Профилактика заключается в минимизации факторов риска развития причинных заболеваний (инсульт, травма головы ;). Когда алексия все же возникает, важно начать рано и точно следовать программе восстановления.

References

 1. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление/ Цветкова Л.С. 1997.
 2. Особенности восстановления амнестической афазии в сочетании с буквенной агнозией и алексией/ Бердникович Е. С. и соавт. Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2012.
 3. Основы нейропсихологии/ Визель Т.Г. 2005.
 4. Методика нейропсихологической диагностики детей/ Цветкова Л.С. 1998.

Similar diseases

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Available only when using PRO account
Content moderator: Vasin A. S.


  1. Kiberis is NOT an online store and does NOT purchase, store, sell or deliver drugs. The resource acts only as an intermediary between you and the manufacturer of drugs or pharmacy points, which carry out the delivery.
  2. On Kiberis there are descriptions of drugs, some of which are intended only for doctors. This information cannot be used by patients to make decisions about the use of drugs, their cancellation or correction of dosages.
  3. Nothing in the information provided should be interpreted as a call to use these drugs.
  4. No claims can be made to Kiberis regarding any damage or harm incurred as a result of the use of the information posted on the site.