|
Другие названия и синонимы
Delayed motor development.Описание
Задержка моторного развития. Это задержка формирования или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или замедленным появлением возрастных навыков: удержания головы, поворотов, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Задержку определяют при физикальном обследовании (календарным методом). Из инструментальных исследований показаны НСГ, КТ/МРТ головного мозга, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательных нарушений рекомендуется раннее начало занятий ЛФК, массажем и лечебной физкультурой. Проведение медицинских курсов.
Дополнительные факты
Задержка моторного развития (ЗМР) - формирование физиологических двигательных реакций с задержкой на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и двигательных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, свидетельствует о двигательной недостаточности и дисфункции головного мозга. Распространенность MMR в педиатрической популяции неизвестна, но существует сильная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Причины
Статико-двигательная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной патологии головного мозга, но может быть связана и с наследственными синдромами и сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
• Перинатальная травма головного мозга. Ведущие места в этиологии MMR занимают внутриутробная гипоксия, внутриродовая асфиксия и родовая травма. В структуре перинатальных этиофакторов важную роль также играют врожденные нейроинфекции, фетальный алкогольный синдром и диабетическая фетопатия. Серьезные задержки ОПМ наблюдаются у детей с пороками развития головного мозга (голопрозэнцефалия, агенезия мозолистого тела, арахноидальные кисты).
• Генетическая патология. Задержке моторного развития сопутствуют наследственные дефекты обмена веществ (фенилкетонурия, гомоцистинурия), болезни накопления (болезни Помпе, Нимана-Пика, Краббе), хромосомные синдромы (болезнь Дауна), митохондриальные болезни (синдром Лея).
• Послеродовые факторы. Задержка формирования двигательных навыков наблюдается у детей с соматическими заболеваниями: рахитом, врожденными пороками сердца, гипотрофией, хроническими заболеваниями легких, гипотиреозом. При отсутствии признаков поражения ЦНС такая задержка компенсируется после достижения ремиссии заболевания. Неблагоприятные последствия могут привести к ЧМТ в раннем возрасте.
Иногда встречается темп ММР - он возникает, когда за ребенком плохо ухаживают, но быстро компенсируют это созданием благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
• несовместимость со сном и активным бодрствованием;
• несоблюдение режима питания (перекорм, недокорм);
• гостеприимство;
• педагогическая запущенность.
• Перинатальная травма головного мозга. Ведущие места в этиологии MMR занимают внутриутробная гипоксия, внутриродовая асфиксия и родовая травма. В структуре перинатальных этиофакторов важную роль также играют врожденные нейроинфекции, фетальный алкогольный синдром и диабетическая фетопатия. Серьезные задержки ОПМ наблюдаются у детей с пороками развития головного мозга (голопрозэнцефалия, агенезия мозолистого тела, арахноидальные кисты).
• Генетическая патология. Задержке моторного развития сопутствуют наследственные дефекты обмена веществ (фенилкетонурия, гомоцистинурия), болезни накопления (болезни Помпе, Нимана-Пика, Краббе), хромосомные синдромы (болезнь Дауна), митохондриальные болезни (синдром Лея).
• Послеродовые факторы. Задержка формирования двигательных навыков наблюдается у детей с соматическими заболеваниями: рахитом, врожденными пороками сердца, гипотрофией, хроническими заболеваниями легких, гипотиреозом. При отсутствии признаков поражения ЦНС такая задержка компенсируется после достижения ремиссии заболевания. Неблагоприятные последствия могут привести к ЧМТ в раннем возрасте.
Иногда встречается темп ММР - он возникает, когда за ребенком плохо ухаживают, но быстро компенсируют это созданием благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
• несовместимость со сном и активным бодрствованием;
• несоблюдение режима питания (перекорм, недокорм);
• гостеприимство;
• педагогическая запущенность.
Факторы риска
В группу риска по отставанию в развитии входят следующие категории детей:
• недоношенные дети со сроком гестации менее 35 недель или переношенные;
• новорожденные с макросомией (крупный плод);
• новорожденные с показателем по шкале Апгар < 7 баллов в 1 минуту;
• дети с респираторным дистресс-синдромом;
• дети с неонатальными судорогами в анамнезе.
Вероятность задержки развития ребенка выше при наличии у матери хронической экстрагенитальной патологии (пиелонефрит, дисфункция щитовидной железы, хронический бронхит), осложнений гестации (поздний гестоз, плацентарная недостаточность), неблагоприятном течении трудовой деятельности (преждевременное, быстрое, применение щипцов или вакуумный экстрактор).
• недоношенные дети со сроком гестации менее 35 недель или переношенные;
• новорожденные с макросомией (крупный плод);
• новорожденные с показателем по шкале Апгар < 7 баллов в 1 минуту;
• дети с респираторным дистресс-синдромом;
• дети с неонатальными судорогами в анамнезе.
Вероятность задержки развития ребенка выше при наличии у матери хронической экстрагенитальной патологии (пиелонефрит, дисфункция щитовидной железы, хронический бронхит), осложнений гестации (поздний гестоз, плацентарная недостаточность), неблагоприятном течении трудовой деятельности (преждевременное, быстрое, применение щипцов или вакуумный экстрактор).
Патогенез
Основными мозговыми центрами, ответственными за формирование двигательных функций, являются моторная и премоторная кора, задняя теменная кора, мозжечок, базальные ядра, красное ядро и ; Двигательная кора в онтогенезе проходит сложное развитие: борозды и слои формируются на 25-30-й неделе внутриутробного периода, извилины - на 39-40 неделе беременности. Формирование дополнительных безымянных извилин продолжается в течение 1-го года жизни.
Поражение головного мозга, в частности его двигательных зон, в период до 30-32 недель внутриутробного развития вызывает нарушение двигательных функций в постнатальном периоде. Выраженность двигательной дисфункции зависит от сроков, длительности и интенсивности действия повреждающего фактора. Наиболее частыми двигательными расстройствами являются гипотонический синдром, спастический парез, мышечная дистония, гиперкинезия, мышечная ригидность и атаксия.
Известно, что ЦНС плода наиболее чувствительна к дефициту кислорода, основными факторами которого являются антенатальная гипоксия и интранатальная асфиксия. Кислородное голодание тканей сопровождается рядом микроциркуляторных (повышение проницаемости капилляров) и метаболических (ацидоз) нарушений, приводящих в конечном итоге к кровоизлиянию или ишемическому инфаркту головного мозга. У недоношенных детей эти явления усиливают незрелость нервной системы и приспособительных реакций при рождении.
Механизм повреждения головного мозга может выражаться в немедленной гибели нейронов (некроз нейронов) или в отсроченной гибели клеток (апоптоз). В последнем случае при раннем начале лечения и реабилитации удается добиться обратимости патологических процессов и преодоления задержки двигательного развития.
Поражение головного мозга, в частности его двигательных зон, в период до 30-32 недель внутриутробного развития вызывает нарушение двигательных функций в постнатальном периоде. Выраженность двигательной дисфункции зависит от сроков, длительности и интенсивности действия повреждающего фактора. Наиболее частыми двигательными расстройствами являются гипотонический синдром, спастический парез, мышечная дистония, гиперкинезия, мышечная ригидность и атаксия.
Известно, что ЦНС плода наиболее чувствительна к дефициту кислорода, основными факторами которого являются антенатальная гипоксия и интранатальная асфиксия. Кислородное голодание тканей сопровождается рядом микроциркуляторных (повышение проницаемости капилляров) и метаболических (ацидоз) нарушений, приводящих в конечном итоге к кровоизлиянию или ишемическому инфаркту головного мозга. У недоношенных детей эти явления усиливают незрелость нервной системы и приспособительных реакций при рождении.
Механизм повреждения головного мозга может выражаться в немедленной гибели нейронов (некроз нейронов) или в отсроченной гибели клеток (апоптоз). В последнем случае при раннем начале лечения и реабилитации удается добиться обратимости патологических процессов и преодоления задержки двигательного развития.
Классификация
Степень задержки двигательного развития оценивают по количеству возрастных интервалов, на которые оно отстает. На этом основании выделяют 3 сорта:
• светлый Хронологический возраст отклоняется от календарного не более чем на 3 месяца (темп ММР). Чаще встречается у детей с сопутствующей хронической патологией и дефицитом ухода;
• Средний. Задержка моторного развития составляет 3-6 мес. Характерен для детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией;
• тяжелый. Фактическое психомоторное развитие ребенка отстает от возрастной нормы более чем на 6 мес. Наблюдается при аномалиях развития головного мозга, хромосомных и генетических синдромах, внутриутробных поражениях ЦНС (энцефалиты, гипотиреоз).
Кроме того, задержка моторного развития может быть общей (задерживается приобретение ребенком всех двигательных навыков) или частичной (одна конечность работает хуже другой - например, при акушерских парезах рук, параплегии).
• светлый Хронологический возраст отклоняется от календарного не более чем на 3 месяца (темп ММР). Чаще встречается у детей с сопутствующей хронической патологией и дефицитом ухода;
• Средний. Задержка моторного развития составляет 3-6 мес. Характерен для детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией;
• тяжелый. Фактическое психомоторное развитие ребенка отстает от возрастной нормы более чем на 6 мес. Наблюдается при аномалиях развития головного мозга, хромосомных и генетических синдромах, внутриутробных поражениях ЦНС (энцефалиты, гипотиреоз).
Кроме того, задержка моторного развития может быть общей (задерживается приобретение ребенком всех двигательных навыков) или частичной (одна конечность работает хуже другой - например, при акушерских парезах рук, параплегии).
Клиническая картина
О задержке моторного развития принято говорить, если двигательные навыки ребенка не формируются в стандартные сроки. Предикторами нарушения онтогенеза в неонатальном периоде могут быть вялость, отсутствие хаотической двигательной активности, снижение реакции на раздражители (свет, звук), малоподвижное сосание или отказ от грудного вскармливания. Основными рекомендациями по подозрению на MMR у ребенка являются:
• в 2 месяца - не поднимает и не держит голову в положении на животе; не пытается держать голову прямо.
• в 3 месяца - нет «комплекса ревитализации»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опирается на предплечья;
• в 4-5 месяцев - не подтягивается с тягой за руки из положения лежа; не переворачивается на бок или на живот.
• в 6 месяцев - не может сидеть, не переворачивается со спины на живот.
• в 7-8 месяцев - без поддержки не сидит, с живота на спину не переворачивается, ползать не пытается, с поддержкой не стоит.
• в 9 месяцев - самостоятельно не встает, не делает шагов у опоры.
• в 10-11 месяцев - не стоит; не перешагивает, держась за ручку.
• в 12 месяцев - без поддержки не ходит, не приседает.
Сопутствующими неврологическими синдромами при ММР являются диффузная мышечная гипотония или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция и повышенная возбудимость. Исходом тяжелых перинатальных заболеваний может быть детский церебральный паралич.
Ассоциированные симптомы: Нарушение понимания речи. Невнятность речи. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Судороги. Судороги в ногах.
• в 2 месяца - не поднимает и не держит голову в положении на животе; не пытается держать голову прямо.
• в 3 месяца - нет «комплекса ревитализации»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опирается на предплечья;
• в 4-5 месяцев - не подтягивается с тягой за руки из положения лежа; не переворачивается на бок или на живот.
• в 6 месяцев - не может сидеть, не переворачивается со спины на живот.
• в 7-8 месяцев - без поддержки не сидит, с живота на спину не переворачивается, ползать не пытается, с поддержкой не стоит.
• в 9 месяцев - самостоятельно не встает, не делает шагов у опоры.
• в 10-11 месяцев - не стоит; не перешагивает, держась за ручку.
• в 12 месяцев - без поддержки не ходит, не приседает.
Сопутствующими неврологическими синдромами при ММР являются диффузная мышечная гипотония или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция и повышенная возбудимость. Исходом тяжелых перинатальных заболеваний может быть детский церебральный паралич.
Ассоциированные симптомы: Нарушение понимания речи. Невнятность речи. Ограниченный словарный запас. Отсутствие речи. Судороги. Судороги в ногах.
Возможные осложнения
|
В дошкольном возрасте дети с ММР плохо координируют движения рук и ног, с трудом спускаются по лестнице, не могут стоять на одной ноге, самостоятельно одеваются и раздеваются. У них задержка в обучении навыкам уборки и гигиены. Ребенок становится инфантильным, чувствует себя беспомощным в отсутствии родителей и других взрослых, испытывает трудности в адаптации к новым условиям, саморегуляции поведения.
Диагностика
Задача выявления наличия задержки моторного развития и ее причин возлагается на участковых педиатров и детских неврологов, которые наблюдают малыша в динамике. При первом осмотре внимательно изучают перинатальный анамнез, исследуют росто-весовые характеристики, рефлексы, состояние мышечного тонуса и физиологические двигательные реакции. У детей раннего возраста с ММР отмечается более позднее начало цепных симметричных рефлексов, задержка редукции безусловных рефлексов. Для определения тяжести и последствий перинатальных поражений ЦНС проводят:
• Оценка психомоторного развития. Проводится по календарному методу на критических этапах развития: 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Он заключается в определении соответствия хронологического возраста возрастным нормам развития моторики. По результатам делается вывод о степени MMR. Возможно наблюдение за ребенком по методу Прехтля.
• Нейровизуализация. Он включает использование ультразвуковых (нейросонография) и томографических (КТ и МРТ) методов исследования головного мозга. Исследования помогают выявить очаги ишемии, перивентрикулярной лейкомаляции, подкоркового некроза, церебральных аномалий.
• Методы ЭФИ. Они позволяют оценить функциональное состояние головного мозга и периферического нейромоторного аппарата. ЭЭГ помогает проследить этапы формирования возрастных ритмов, выявить патологические явления. Регистрация слуховых и зрительных ВП предназначена для исследования функции соответствующих анализаторов от периферии до коры. Электронейромиография помогает оценить скорость проведения импульсов по нервам конечностей.
• Лабораторная диагностика. При подозрении на соответствующие наследственные патологии проводят генную диагностику, скрининг-тесты («пяточка», анализ мочи на органические аминокислоты). По показаниям проводятся анализы на внутриутробные инфекции, определяется уровень тиреоидных гормонов.
• Оценка психомоторного развития. Проводится по календарному методу на критических этапах развития: 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Он заключается в определении соответствия хронологического возраста возрастным нормам развития моторики. По результатам делается вывод о степени MMR. Возможно наблюдение за ребенком по методу Прехтля.
• Нейровизуализация. Он включает использование ультразвуковых (нейросонография) и томографических (КТ и МРТ) методов исследования головного мозга. Исследования помогают выявить очаги ишемии, перивентрикулярной лейкомаляции, подкоркового некроза, церебральных аномалий.
• Методы ЭФИ. Они позволяют оценить функциональное состояние головного мозга и периферического нейромоторного аппарата. ЭЭГ помогает проследить этапы формирования возрастных ритмов, выявить патологические явления. Регистрация слуховых и зрительных ВП предназначена для исследования функции соответствующих анализаторов от периферии до коры. Электронейромиография помогает оценить скорость проведения импульсов по нервам конечностей.
• Лабораторная диагностика. При подозрении на соответствующие наследственные патологии проводят генную диагностику, скрининг-тесты («пяточка», анализ мочи на органические аминокислоты). По показаниям проводятся анализы на внутриутробные инфекции, определяется уровень тиреоидных гормонов.
Лечение
MMR требует своевременного выявления и начала терапии. Детский мозг отличается высокой нейропластичностью, благодаря чему компенсаторные возможности на первом году жизни чрезвычайно высоки. В лечении используется подход, интегрированный с медикаментозными курсами, физиотерапией, массажем, лечебной гимнастикой:
• Фармакотерапия. Для активизации метаболических процессов, купирования последствий гипоксически-ишемических изменений назначают нейротрофические средства, цереброваскулярные средства, ангиопротекторы, витамины группы В. При спастических парезах может быть показано применение миорелаксантов.
• Физиотерапия. Для регуляции мышечного тонуса и стимуляции двигательной активности применяют ПМП, СМТ-терапию, электрофорез кожи конечностей и лазеропунктуру. При спастичности и ригидности мышц эффективны парафинотерапия, озокеритотерапия. Рекомендуются также гидромассаж, солевые и травяные ванны, сухое погружение.
• Терапия движением. Включает в себя широкий спектр методик, направленных на формирование правильных двигательных стереотипов: Бобат-терапия, Войта-терапия. Детям раннего возраста с задержкой моторного развития полезны курсы фитбола, грудного плавания, курсы массажа с двигательной терапией и остеопатической коррекцией.
• Корригирующая терапия. Детям с умственной отсталостью и умственной отсталостью рекомендуются занятия с нейропсихологом, коррекционным педагогом, логопедом. Из методов психолого-педагогической коррекции применяют сенсорную интеграцию, нейрогимнастику, логопедический массаж, мозжечковую стимуляцию и ;
• Фармакотерапия. Для активизации метаболических процессов, купирования последствий гипоксически-ишемических изменений назначают нейротрофические средства, цереброваскулярные средства, ангиопротекторы, витамины группы В. При спастических парезах может быть показано применение миорелаксантов.
• Физиотерапия. Для регуляции мышечного тонуса и стимуляции двигательной активности применяют ПМП, СМТ-терапию, электрофорез кожи конечностей и лазеропунктуру. При спастичности и ригидности мышц эффективны парафинотерапия, озокеритотерапия. Рекомендуются также гидромассаж, солевые и травяные ванны, сухое погружение.
• Терапия движением. Включает в себя широкий спектр методик, направленных на формирование правильных двигательных стереотипов: Бобат-терапия, Войта-терапия. Детям раннего возраста с задержкой моторного развития полезны курсы фитбола, грудного плавания, курсы массажа с двигательной терапией и остеопатической коррекцией.
• Корригирующая терапия. Детям с умственной отсталостью и умственной отсталостью рекомендуются занятия с нейропсихологом, коррекционным педагогом, логопедом. Из методов психолого-педагогической коррекции применяют сенсорную интеграцию, нейрогимнастику, логопедический массаж, мозжечковую стимуляцию и ;
Прогноз
Дальнейшее моторное развитие ребенка зависит от причин задержки, сроков начала терапии и регулярности курсов реабилитации. Темповые задержки успешно компенсируются после устранения неблагоприятного фактора. При MMR наиболее заметные результаты наблюдаются при активном лечении с первых месяцев жизни. В случае тяжелого поражения головного мозга или нерегулярной терапии возможны тяжелые двигательные нарушения и инвалидность.
Профилактика задержки моторного развития предполагает пренатальную защиту плода и бережное родоразрешение. Необходимо провести плановый патронаж ребенка 1 жизни, выявить проблемы в психомоторном развитии.
Профилактика задержки моторного развития предполагает пренатальную защиту плода и бережное родоразрешение. Необходимо провести плановый патронаж ребенка 1 жизни, выявить проблемы в психомоторном развитии.
Список литературы
1. Основы диагностики и лечения патологии нервной системы у детей первого года жизни. Методические рекомендации. 2012.
2. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста// Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л. Лекции для врачей. Спецвыпуск «Болезни нервной системы».
3. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр/ Кустова Т.В., Таранушенко , Демьянова И.М. Медицинский совет. 2008.
4. Клинико-функциональная характеристика неврологических нарушений у детей первого года жизни с синдромами нарушения и задержки моторного развития/ Шкаренкова Е.И., Самсонова Т.В. Вестник новых медицинских технологий. 2009.
2. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста// Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л. Лекции для врачей. Спецвыпуск «Болезни нервной системы».
3. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр/ Кустова Т.В., Таранушенко , Демьянова И.М. Медицинский совет. 2008.
4. Клинико-функциональная характеристика неврологических нарушений у детей первого года жизни с синдромами нарушения и задержки моторного развития/ Шкаренкова Е.И., Самсонова Т.В. Вестник новых медицинских технологий. 2009.