Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Амнестическая афазия

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Фарм. гр. Вещество Препараты
Пирацетам
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Патогенез
  6. Классификация
  7. Клиническая картина
  8. Диагностика
  9. Реабилитация и амбулаторное лечение
  10. Прогноз
  11. Список литературы
  12. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Amnesic aphasia.
Амнестическая афазия

МКБ-10 коды

Описание

 Амнестическая афазия. Это вариант афатического расстройства, при котором номинативная функция языка угасает. Для него характерны зрительная амнезия, забывание названий предметов, паузы в речи и затруднение подбора слов, словесные парафазии. Диагностика включает неврологическое обследование (МРТ головного мозга, МРТ, УЗИ артерий головы и шеи), нейропсихологические тесты и логопед. Лечебно-коррекционная работа при афазии включает этиопатогенетическую фармакотерапию, логопед, нейрокоррекцию.
Амнестическая афазия

Дополнительные факты

 Амнестическая афазия (именительная, аномическая) сопровождается затруднениями в визуальном распознавании и вербальном обозначении предметов. Он был выделен в отдельную форму советским нейропсихологом А.Р. Луриа в 1973 году, указав, что в данном случае единственным центральным недостатком является сложность наименования объектов. Позже амнезическая афазия была исключена из нейропсихологической классификации, потому что она редко встречается в чистом виде и обычно служит симптомом акустической памяти или семантической афазии. В современной афазиологии амнестическая афазия снова считается самостоятельной единицей - ее частота среди всех форм составляет 4,2-7,5%.

Причины

 Амнестические нарушения возникают при локальном поражении задне-нижних отделов височной коры и теменно-затылочных областей левого полушария (20, 21, 37 и 40 поля Бродмана). Причинами амнестической афазии в большинстве случаев являются:
 • инфаркт головного мозга в бассейне задней мозговой артерии;
 • открытая травма головы;
 • внутримозговая гематома;
 • опухоли полушарий головного мозга (менингиома, астроцитома, глиобластома);
 • энцефалиты различной этиологии;
 • прогрессирующая деменция (болезнь Альцгеймера, Бинсвангера, болезнь Пика);
 • операция на мозге.
 Предрасполагающими (фоновыми) факторами являются артериальная гипертензия, церебральный атеросклероз, гиперхолестеринемия, ангиопатия, семейный анамнез, экзогенная интоксикация.

Патогенез

 Патогенетический механизм амнестической афазии до конца не изучен. Некоторые исследователи отмечают, что 37-е цитоархитектурное поле по Бродманну аккумулирует слуховые и зрительные стимулы (зона перекрытия), поэтому его поражение приводит к диссоциации зрительного образа слова и его словесного обозначения.
 Существует мнение, что амнестическая афазия ассоциируется с повреждением глубоких структур височной коры. В этом случае связь между корковым слуховым анализатором и гиппокампом, отвечающим за функцию запоминания и запоминания информации, прерывается. С позиций нейропсихологического подхода (Лурия А.Р.) номинативная афазия является результатом нарушения операции выбора слова, хранящейся в памяти пациента.

Классификация

 Амнестическая афазия многофакторна и неоднородна. В зависимости от доминирующего поражения слуховой, зрительной или ассоциативной зоны оно может проявляться трех типов:
 • Акустико-мнестический: основной недостаток - неполноценность слухоречевой памяти;
 • оптико-мнестический: центральный дефект - оптическая амнезия и агнозия;
 • Собственно амнезия: основная проблема - нарушение функции именования.

Клиническая картина

 Пациенты теряют способность запоминать серию прослушивания в пределах 3 или более элементов, чтобы воспринимать расширенный текст на слух. Страдает понимание как ситуативных, так и других форм языка. Обычно доступны простые устные инструкции, а многоуровневые - нет. Пациент часто спрашивает еще раз, просит говорить помедленнее, повторить услышанное.
 В выразительном языке преобладают короткие предложения, словесные парафазии. Бывают частые паузы, связанные с поиском нужного слова, настойчивость. Есть трудности с именованием, особенно страдает память на имена собственные, географические названия, разные даты, номера телефонов. Пересказывать тексты сложно.
 При этом типе амнезиальной афазии нарушается визуальное распознавание знакомых предметов, и слово, воспринимаемое ухом, не создает зрительных образов. Есть трудности с отображением объектов по памяти; При рисовании пациенты упускают из виду важные характерные детали, не завершают важные детали. В то же время копирование и зарисовка - это хорошо.
 Также есть сложности с сортировкой предметов по категориям: овощи, одежда, мебель. Письменная речь нарушается буквальным, вербальным или односторонним типом оптической алексии (пациенты не видят левую половину текста).
 Забыть названия предметов - серьезное нарушение. Пациенты не могут подобрать подходящее слово для обозначения хорошо известных вещей, заменить забытое слово описанием предмета или его назначения. Так, например, о карандаше пациент говорит: «Это ... то, чем они рисуют или пишут». Однако, когда его спрашивают по первому слогу, он может вспомнить искомое слово.
 Фраза произносится медленно, прерывается паузами, во время которых пациент выбирает нужное слово. Время между вопросом и ответом увеличивается (период ожидания). Спонтанная устная речь изобилует вербальными парафазиями. Письменная речь (чтение вслух, письмо под диктовку), как правило, сохраняется. Однако описаны случаи, когда амнестическая афазия сочеталась с буквенной агнозией и оптической алексией. Страдает и спонтанное письмо, что связано с уменьшением количества существительных и преобладанием глаголов в устной речи.
 Ассоциированные симптомы: Ограниченный словарный запас. Парафазия. Персеверация.

Диагностика

 При амнестической афазии сохраняется понимание речи, артикуляция, функция чтения и письма, поэтому номинативные трудности часто относят к возрастным «проблемам с памятью». Комплексное инструментальное, психологическое и логопедическое обследование позволяет выявить афатическую природу нарушений:
 • Диагностика причин афазии. Для выяснения этиологии речевых нарушений и локализации очага поражения проводятся инструментальные исследования. Всем пациентам показана церебральная КТ или МРТ. При цереброваскулярной патологии возможно проведение УЗИ брахиоцефальных сосудов, МР-ангиография. Поясничная пункция и анализы крови помогают установить причины.
 • Нейропсихологическое обследование. При проведении специальных диагностических исследований нейропсихологического статуса больных амнестической афазией могут быть выявлены различные формы агнозии (зрительно-объектная, оптико-пространственная, буквенная), оптическая амнезия. Наблюдается снижение объема запоминания и продуктивности воспроизведения слов, затруднение рисования по памяти.
 • Голосовая диагностика. Ведет логопед-афазиолог. Включает в себя изучение выразительной и рецептивной речи, слуховой памяти языка, чтения, письма. Амнестическая афазия характеризуется поиском слов при назывании предметов, словесными парафазиями, слабостью акустических и визуальных следов, паузами в речи, а иногда и трудностями при чтении.

Реабилитация и амбулаторное лечение

 Активная медикаментозная терапия проводится в остром периоде инсульта, ЧМТ, нейроинфекций. Пациентам с нейродегенеративными патологиями требуется постоянная фармакологическая поддержка. Учитывая главную проблему, на фоне которой развилась амнестическая афазия, могут применяться гипотензивные, ноотропные, антиоксидантные, дезагрегированные витаминные препараты. Из методов физической реабилитации позже подключаются дарсонвализация головы и ШВЗ, магнитотерапия, электрофорез, микрополяризация. По показаниям рекомендуются сеансы психотерапии.
 Упражнения по коррекции амнестической афазии направлены на восстановление соотношения предметно-зрительных образов с речью. Для этого обновляются категориальные и ситуативные связи предметов, а также их признаки, качества, функции. В классе используются реальные изображения и предметы, артикуляционная и графическая поддержка, пиктограммы. Прикладные упражнения и техники:
 • запоминание серий слов на слух с постепенным увеличением количества слов от 3-5 до 10;
 • тренировка зрительной памяти (игры «Что ушло», «Что изменилось»);
 • чтение изображений с подписями;
 • поиск статей по названию;
 • классификация объектов;
 • сравнение реальных объектов с нарисованными;
 • составление рассказов на основе сюжетных образов и переработка текстов;
 • разгадывать кроссворды.
 Регулярные занятия с логопедом, проводимые на фоне медикаментозного лечения, позволяют восстановить оптическое изображение различных предметов, пополнить словарный запас материи и расширить объем памяти слухового языка.

Прогноз

 Прогноз реабилитации при амнезиальной афазии зависит от возраста пациента, преморбидного фона и степени его заинтересованности в восстановлении речевой функции. Обычно на фоне медикаментозной терапии и нейрореабилитации явления зрительной объектной агнозии, оптической амнезии постепенно отступают. Многие пациенты адаптируются к социальной среде и возвращаются к профессиональной деятельности.
 Профилактика афатических синдромов заключается в минимизации факторов риска: коррекции артериального давления, дислипидемии, гипергликемии. Необходимо придерживаться принципов здорового питания и включать в жизнь умеренные, но регулярные физические и познавательные занятия.

Список литературы

 1. Вариативность форм афазии /Взель Т.Г. 2015.
 2. Синдром амнестической афазии в сочетании с буквенной агнозией и алексией/ Н.В. Шахпаронова, А.В. Белопасова, А.С. Кадыков, Е.М. Кашина, Е.С. Бердникович, Е.И. Кремнева// АтмосферА. нервные болезни. 2010. №3.
 3. Особенности восстановления амнестической афазии в сочетании с буквенной агнозией и алексией/ Бердникович Е. С., Шахпаронова Н.В., Кадыков А.С., Кашина Е.М., Кротенкова М.В., Белопасова А.В. Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2012.
 4. Общая неврология/ Никифоров А.С., Гусев Е.И. 2007.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.