Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Акустическая дисграфия

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. МКБ-10 коды
  2. Описание
  3. Дополнительные факты
  4. Причины
  5. Факторы риска
  6. Патогенез
  7. Классификация
  8. Клиническая картина
  9. Возможные осложнения
  10. Диагностика
  11. Лечение
  12. Прогноз
  13. Список литературы
  14. Похожие заболевания
  15. Связанные клинические рекомендации
  16. Основные медицинские услуги
  17. Клиники для лечения

Другие названия и синонимы

Acoustic dysgraphy.
Акустическая дисграфия

МКБ-10 коды

Описание

 Акустическая дисграфия. Это частичное нарушение функции письма из-за отсутствия слухового восприятия. Он появляется путем замены или смешивания букв в письменной форме, обозначающих фонетически похожие звуки: свист-свист, жестко-мягкий, глухонемой, аффрикат и их компоненты. При этом звуковое произношение у ребенка правильное. Дисграфия диагностируется на основании результатов анализа письменных произведений, исследования слуховой дифференциации фонем. Корректирующий путь включает преодоление фонематического недоразвития, уточнение акустических характеристик звуков, работу по анализу и фонематическому синтезу.
Акустическая дисграфия

Дополнительные факты

 Акустическая дисграфия как специфическое расстройство письма, связанное с недостаточностью анализатора речи и слуха, была идентифицирована в 1971 году классиком советской логопедии О.А. Токаревой. В 80-е годы прошлого века профессор Р.И. Лалаева предложила свою классификацию, в которой к акустической дисграфии относилась термином «дисграфия вследствие нарушения фонематического распознавания». Согласно опубликованным исследованиям, письменные ошибки из-за необученных фонематических процессов встречаются у 10% учеников начальной школы.

Причины

 Акустическая дисграфия возникает из-за недостаточного формирования фонематического восприятия в начале школьного обучения ребенка. Из-за неразличимости звуков от речи до уха, неспособности анализировать и синтезировать звуки на письме, ученик принимает неправильное решение соотносить фонему с графемой («пишется так, как он слышит»). Неправильное фонематическое распознавание присуще детям с функциональной дислалией, сенсорной алалией, стертой дизартрией и взрослым с акустико-гностической афазией.

Факторы риска

 Обследование детей с дисграфией слуха выявляет ряд социальных и биологических факторов, которые можно считать предрасполагающими. Между ними:
 • неразборчивость, спутанная речь ребенка;
 • наличие в устной речи звуковых замен, дефектов звука и смягчения;
 • нечеткость дикции окружающих взрослых;
 • отсутствие голосовых контактов;
 • двуязычие;
 • необоснованно раннее обучение чтению и письму (отсутствие психологических и лингвистических предпосылок);
 • тяжелая история болезни (родовая травма, асфиксия при рождении, травма головы, детская боль), приводящая к минимальной дисфункции центральной нервной системы.

Патогенез

 Наличие развитой слухоречевой дифференциации и фонематического восприятия - необходимое условие для овладения грамотой. Спонтанное фонематическое развитие обычно завершается к 5-6 годам. Ребенок может слышать и различать отдельные звуки в слове, определять их место и порядок. На этой основе в будущем становится возможным овладение письменными навыками.
 Незавершенность процессов фонематического распознавания в начале школьного обучения даже при отсутствии дефектов слухового произношения сопровождается трудностями в усвоении письменной речи, создавая условия для развития акустической дисграфии. Во время письма ребенок не может провести слуховой анализ слова, выделить акустические характеристики фонемы, перевести его в кинестетический образ (опираясь на произношение) или принять решение сравнить фонему с соответствующим графом. При одновременном нарушении двигательной, оптической и регуляторной функций развивается смешанная дисграфия.

Классификация

 В зависимости от типа нарушенной в процессе письма операции фонематического распознавания в логопедии выделяют следующие подвиды акустической дисграфии:
 • акустический. Возникает неточная слуховая дифференциация звуков и их анализ;
 • кинестетический. Трудности фонематического распознавания связаны с недостаточным кинестетическим контролем процесса письма;
 • фонетика. Студент принимает неправильное решение о выборе той или иной фонемы.

Клиническая картина

 Проявления дисграфии, основанные на нарушении фонематического распознавания, заметны в начальной школе, но предпосылки обнаруживаются уже в дошкольном возрасте. Дети путают звуки языка, неразборчиво произносят слова, им трудно запоминать стихи и песни. Их способность работать хорошо и их концентрация снижается, и внимание часто меняется.
 Студенты с акустической дисграфией допускают письменные замены и смеси букв, близкие к звуку:
 • глухие и звонкие согласные («корочка» - горка);
 • мягкие и твердые согласные («буква» - одна буква);
 • Свист и шипение («puffy» - пушистый);
 • звонкое («пение» - пройти);
 • Affricate и его компоненты («часто» - часто);
 • лабиальные (губные) гласные («бабушка» - бабочка).
 Также отмечаются пропуски и перестановки букв в словах, вводящие в заблуждение мягкость согласных мягким знаком или сочлененными гласными («zelny» или «zelion» - зеленый). При тяжелых формах дисграфии фонемы смешиваются, обозначающие звуки, различающиеся по своим акустическим свойствам. При этом звукопроизведение обычно не нарушается, но иногда у ребенка возникает неточная кинестезия речи.
 Ассоциированные симптомы: Дефект озвончения. Дефект смягчения. Замена звуков.

Возможные осложнения

 Основное последствие акустической дисграфии - неуспеваемость в школе по родному языку, литературному чтению и часто по математике. Плохие оценки, плохие оценки за выпускной аттестат по окончании начальной школы, угроза бросить ребенка на второй год - все это снижает мотивацию к учебе, формирует нежелание посещать школу или определенные предметы, порождает конфликты в школе. отношения с учителями и сверстниками. Ситуации неудач и сомнений закладывают основу для последующего развития у ребенка тревожности, низкой самооценки и депрессии.

Диагностика

 Обычно родители или педагог обращаются к логопеду с жалобами на постоянные ошибки того же типа, что и ребенок делает при письме. В ходе анализа рабочих тетрадей специалист замечает типичные проблемы дисграфии слуха: подстановка / смешение букв по фонетическому сходству, перестановки и пропущенные буквы. Для подтверждения диагностической гипотезы логопед проводит обследование устной речи:
 • Оценка звукового произношения. Студенты с дисграфией слуха правильно произносят звуки, но могут иметь нечеткую дикцию, неточную смену артикуляционных поз. Анатомических дефектов голосового аппарата нет.
 • Изучение фонематических процессов. В большей степени операции слуховой дифференциации, анализа и синтеза, представления об акустических свойствах фонем оказываются несформированными. Ребенок не умеет правильно повторять цепочки слогов с противопоставленными звуками, выделять образы с желаемым звучанием, определять место звука в слове, показывать предметы, обозначенные паронимами.
 • Изучение других аспектов речи. Проверяется состояние слоговой структуры слова, лексических и грамматических категорий речи. Проверяется функция чтения: у детей с акустической дисграфией, как правило, наблюдается фонематическая дислексия.
 Из методов медицинской диагностики можно рекомендовать аудиометрию, так как при недостатках фонематического распознавания всегда необходимо исключить потерю слуха. Инструментальное неврологическое обследование, при наличии показаний, включает электроэнцефалографию, УЗИ сосудов шеи, КТ или МРТ головного мозга.

Лечение

 Маршрут коррекции дисграфии, вызванной незрелым фонематическим распознаванием, устанавливается с учетом нарушенной голосовой связи. В классе решаются следующие задачи:
 • Формирование фонематического восприятия;
 • Уточнение акустических и произносительных характеристик звуков, их дифференциация;
 • Мастерство звуко-буквенного анализа и синтеза;
 • Соотношение фонемы с ее графическим эквивалентом - графемой.
 Звуковая работа происходит в следующем порядке: сначала уточняются артикуляционные и акустические аспекты гласных, затем согласные (шипящие, шипящие, аффриктные, соноры), затем противопоставленные звуки (мягкие / жесткие, звонкие / глухие). Только после этого они переходят к самостоятельному письму - копированию текстов, диктовке, сочинениям, написанию заявлений.
 Помимо улучшения языковых функций, они работают над развитием HMF - памяти, мышления, внимания. В структуру урока имеет смысл включить элементы фонетического и логопедического ритма, моторно-языковые физические минуты. Интерес к урокам увеличивает использование интерактивных игр, ИКТ.

Прогноз

 Устранение акустической дисграфии - долгий и утомительный процесс. Достичь этого можно только благодаря целенаправленным, систематическим упражнениям, совместным усилиям логопеда и ученика. Прогноз тем благоприятнее, чем раньше выявляется дисграфия в начальной школе и начинается ее коррекция. В противном случае студент с акустической дисграфией неизбежно попадет в категорию с низким баллом.
 Профилактика акустической дисграфии должна проводиться с дошкольного возраста. Это плановое обследование дошкольников логопедом, целенаправленное развитие фонематических процессов при их нарушении, подготовка к школе. Взрослым следует обращать внимание на собственную и детскую речь, стараться минимизировать негативное воздействие на центральную нервную систему ребенка на всех этапах ее развития.

Список литературы

 1. Проблема акустической дисграфии у младших школьников/ Жулина Е.В., Смольянинова С.Г. Проблемы современного педагогического образования. 2018.
 2. Нарушения фонематического слуха у младших школьников с акустической дисграфией/ Константинова Е. А., Федько Ю. И. Царскосельские чтения. 2017.
 3. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников/ Лалаева Р.И., Венедиктова Л.Р. 2001.
 4. Особенности фонематического восприятия речи и их отражение на письме/ Белоус Е.Н. 2011.

Похожие заболевания

Связанные клинические рекомендации

Основные медуслуги (по которым подбираются клиники)

    • Консультации врачей

    • Специалисты-психологи
    • Консультация терапевта
    • Консультация психиатра
    • Консультация невролога
    • Консультация анестезиолога-реаниматолога
    • Анализы

    • Определение электролитов
    • Общий белок крови
    • Мочевая кислота крови
    • Исследования мочи
    • Глюкоза в крови
    • Диагностика

    • Эхоэнцефалография (ЭХО-ЭГ)
    • УЗИ артериальных сосудов
    • МРТ интракраниальных артерий
    • МРТ головного мозга
    • КТ сосудов головного мозга
    • КТ головного мозга
    • Исследования при помощи нагрузочных тестов

Клиники с лучшими ценами (по 18 выбранным медуслугам)

 Фильтры:
X
X
X
Цена
 
 
Всего: 1568 в 87 городах
ЦКБ №2 ОАО «РЖД» - Москва (м. Ростокино) +7(495..показать+7(499) 116-82-39
+7(495) 727-00-03
+7(499) 187-08-17
рейтинг: 4.4
84714₽
Стационар больницы РЖД на Автотранспортной - Волгоград +7(844..показать+7(499) 116-82-39
+7(844) 243-55-43
+7(844) 253-40-00
рейтинг: 4.6
24143₽
Городская больница Святого Георгия на Северном - Санкт-Петербург (м. Озерки) +7(812..показать+7(499) 116-82-39
+7(812) 511-96-00
+7(812) 576-50-50
+7(812) 511-95-00
+7(812) 510-01-49
рейтинг: 4.6
31605₽
Клиника Семейная на Университетском проспекте - Москва (м. Университет) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42650₽
Клиника Семейная на Героев Панфиловцев - Москва (м. Сходненская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Каширском шоссе - Москва (м. Каширская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
42750₽
Клиника Семейная на Сергия Радонежского - Москва (м. Площадь Ильича) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
42950₽
Клиника Семейная на Первомайской - Москва (м. Измайловская) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.5
43250₽
Клиника Семейная на Фестивальной - Москва (м. Речной Вокзал) +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.4
43300₽
Клиника Семейная на Новой Риге - Московская область +7(499..показать+7(499) 116-82-39
+7(499) 519-35-30
+7(495) 662-58-85
рейтинг: 4.6
43700₽
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.