Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Акселерация у детей

ДобавьАналогиСравни
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Дополнительные факты
  3. Причины
  4. Клиническая картина
  5. Возможные осложнения
  6. Диагностика
  7. Прогноз
  8. Список литературы
  9. Похожие заболевания

Другие названия и синонимы

Acceleration in children.
Акселерация у детей

Описание

 Ускорение у детей. Это ускорение темпов физического и сексуального развития по сравнению с предыдущими поколениями. В качестве основных причин названы улучшение качества жизни, масштабная урбанизация, влияние климатических и наследственных факторов. Ускорение проявляется в увеличении роста, веса и других антропометрических данных, более раннем формировании вторичных половых признаков. Для постановки диагноза достаточно физикального осмотра ребенка, сопоставления его показателей с таблицами сантиметров и половой формулой. Лечение проводится, когда ускорение вызвало функциональные или органические патологии.

Дополнительные факты

 Термин «ускорение» был впервые предложен немецким физиологом Э. Кохом в 1935 году, хотя процесс изменения времени и скорости развития детей и подростков наблюдается с середины XIX века. Именно тогда были начаты масштабные измерения антропометрических показателей, которые затем сравнивались для разных поколений. Изначально ускорение считалось абсолютно положительным явлением, но теперь врачи замечают многие его отрицательные стороны и предупреждают о повышенном риске развития тех или иных патологий.
Акселерация у детей

Причины

 Ученым еще предстоит придумать единую теорию, объясняющую происхождение процесса ускорения. Механизмы его образования сложны и, вероятно, зависят от сочетания наследственных, социально-экономических и климатических факторов. Выяснилось, что этот процесс более выражен у мальчиков, детей с брахиморфным типом телосложения. Наибольшее признание в научных кругах получили следующие этиологические факторы:
 • Улучшить жилищные условия. Большинство исследователей связывают ускорение с изменениями в питании, повышенным потреблением мяса и других белковых продуктов. Важную роль играет повышение качества медицинской помощи, что способствует резкому снижению детской смертности и увеличению продолжительности жизни населения.
 • Климатические характеристики. Ускоренное развитие ребенка обусловлено изменением геомагнитной активности и интенсивности солнечной радиации. Ряд ученых объясняют периодический всплеск роста цикличными изменениями в природе.
 • Урбанизация. В городских условиях появилось больше раздражителей (электрический свет, радио, телевидение), которые стимулируют нервную систему и способствуют ускорению всех физиологических процессов. Процесс разгона иногда связывают с негативными городскими явлениями: шумом, высоким темпом жизни.
 • Генетические факторы. С развитием общества усилилась миграция населения и расширился круг брачных уз, на фоне чего закономерно увеличилось разнообразие генома. Это в сочетании с улучшением условий жизни, что способствовало полной реализации генетического потенциала, привело к ускорению.
 Ускорение во всем мире неодинаково. Прежде всего, он проявился в Западной Европе (середина XIX века), а к концу века распространился по Южной и Центральной Европе. В СССР развитие детей значительно ускорилось с 1930-х годов. 20 век. Последний раз этот процесс начался в Китае и Японии в середине двадцатого века. В европейских странах, где ускорение началось рано, сейчас происходит обратный процесс: отмена выбора (задержка).

Клиническая картина

 Признаки ускорения появляются с неонатального периода. За последние 150 лет вес малышей после рождения увеличился в среднем на 300 г, а их рост на 0,5-1 Вес материнской плаценты также увеличился пропорционально потребностям крупного плода. Удвоение веса младенца сейчас происходит в 4 месяца, а не в 6 месяцев, а вес ребенка в 1 год на 2 кг тяжелее, чем в конце 19 века.
 Заметно увеличивается рост у дошкольников - с 10 до 12 у школьников - с 10 до 15 В то же время показатели полового созревания у подростков ускорились. Вторичные половые признаки у современных детей начинают формироваться уже в 12-14 лет, средний возраст менархе у девочек составляет 12-13,5 лет, тогда как 100-150 лет назад половое созревание наступало в возрасте 15-17 лет.
 Быстрые темпы роста вызывают изменения телосложения ребенка. Имеется большая относительная длина рук и ног из-за их опережающего роста; по этой же причине у мальчиков более выражены широкие плечи. У обоих полов наблюдается повышенное отложение жира, что объясняет частые проблемы с весом в детстве. При этом фаза роста заканчивается намного раньше (в 17-19 лет), хотя в начале 20 века люди в среднем росли до 21 года.
 Ассоциированные симптомы: Повышенное АД.

Возможные осложнения

 Симптомы ускорения негативно влияют на половое созревание, усугубляя существующие в то время физические и психические характеристики. Участились симптомы вегето-эндокринных изменений: нарушения сердечного ритма и давления, нарушения сна, жалобы на непереносимость одышки и общее состояние слабости. У детей, а особенно у подростков, чаще диагностируются артериальная гипертензия, патологии желудочно-кишечного тракта и аллергические заболевания.
 У ускоренных детей, как правило, развиваются психоэмоциональные расстройства, возникают психопатологические расстройства. Основная проблема современной педиатрии - это диссонанс между ранним половым созреванием и социальной зрелостью. Некоторые подростки рано начинают половую жизнь, зачастую безответственно. Это увеличивает заболеваемость инфекциями, передаваемыми половым путем, увеличивает процент подростковых беременностей и абортов.
 В большинстве случаев ускорение воспринимается как характеристика современных детей и поэтому не требует участия специалистов. Лечение назначается только при наличии отклонений в состоянии здоровья, вероятно, вызванных ускоренным половым созреванием и физическим созреванием. Терапию проводит участковый педиатр, который по показаниям направляет пациента к специализированным педиатрам - кардиологу, неврологу, эндокринологу.
 Большое значение имеет нормализация образа жизни, снятие стресса и воспитательная работа с детьми, что способствует снижению функциональных отклонений в состоянии здоровья. При ярко выраженных субъективных симптомах и признаках поражения органов препараты используются для этиопатогенетической терапии, физиотерапевтических методик, ЛФК. Комплекс мероприятий подбирается индивидуально с учетом нозологической единицы, состояния здоровья ребенка.

Диагностика

 Для оценки темпов развития ребенка и сравнения их данных со стандартизованными показателями используются антропометрические методы. Педиатры регулярно измеряют рост, массу тела, окружность груди и другие показатели, которые заносятся в таблицы процентилей или специальные графики (кривые роста). Большинство детей попадают в коридор от 25-го до 75-го процентиля, значения от 5-го до 95-го процентиля считаются условной нормой.
 Если у ребенка с признаками акселерации нет жалоб, ему не потребуются дополнительные анализы, за исключением стандартных ежегодных медицинских осмотров. Врачи при профессиональных осмотрах должны знать показатели сердечно-сосудистой и нервной систем, на которые больше всего влияет ускорение темпов развития. При необходимости рекомендуется углубленное исследование здоровья с помощью эхокардиографии, ЭЭГ, УЗИ грудной клетки и брюшной полости и.

Прогноз

 Ускорение - неоднозначный процесс, имеющий как положительные, так и отрицательные стороны, но зачастую он не наносит значительного вреда детскому здоровью. Важная роль отводится индивидуальным особенностям ребенка, генетическому потенциалу и факторам окружающей среды, от которых зависит риск заболеваний. Профилактические меры по предотвращению осложнений заключаются в ведении здорового образа жизни и устранении факторов риска, провоцирующих болезненные состояния.

Список литературы

 1. Медицинская антропология/ Д.В. Михель. 2017.
 2. Возрастная анатомия, физиология и гигиена/ О.О. Копкарева. 2016.
 3. Гигиена детей и подростков/ В.Р. Кучма. 2012.
 4. Возрастная анатомия и физиология/ П.А. Варич, Н.Г. Блинова. 2012.

Похожие заболевания

42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.