|
Другие названия и синонимы
Ringing defect.Описание
Голосовой дефект. Это постоянные замены звонких согласных фонем на парные глухие. Реже встречается обратное нарушение - дефект оглушения, фонирование глухих речевых звуков с участием голоса (громкого). Причинами дефектов голоса и глухоты могут быть фонематическое недоразвитие, дизартрия, потеря слуха, нарушения голоса и двуязычие. Диагноз нарушений ставится при обследовании устной речи. Исправление заключается в различении фонем на основе «глухих голосов». Некоторые нозологии требуют медицинского вмешательства (слуховые аппараты, FTL, фармакотерапия).
Классификация
Недостатки произношения звонких и глухих согласных в современной логопедии выделяют на две независимые группы: дефект голоса (голос) и дефект оглушения (глухота). Русские звонкие и звонкие пары имеют стоп-звуки (Б-Б, Т-Д, К-Г) и рифленые (Ф-В, С-З, Ш-Ж) звуки.
В этом случае фонемы каждой пары имеют такое же строение, что и артикуляционные органы, но различаются по голосовому участию. Взрывные (окклюзионные) дефекты чаще подвержены дефектам голоса, поскольку их произношение сопровождается более короткой и менее заметной вибрацией голосовых связок.
Выделяют следующие виды и степени дефектов:
• Полное оглушение. Выраженные согласные в речи полностью отсутствуют, все звуки произносятся тёмно («Папа оставил кости» вместо «Бабушка уехала в гости»).
• Недостаточный голос. С помощью этой опции можно оглушить только остановку, а голосовые метки могут остаться нетронутыми («Тетя купила пулку в магазине» вместо «Дедушка купил свиток в магазине»).
• Недостаточное оглушение. В вокальном потоке смешиваются парные громкие и глухие звуки («Лена заплела косичку и связала бандик» вместо «Лена заплела косичку и завязала бант»).
В этом случае фонемы каждой пары имеют такое же строение, что и артикуляционные органы, но различаются по голосовому участию. Взрывные (окклюзионные) дефекты чаще подвержены дефектам голоса, поскольку их произношение сопровождается более короткой и менее заметной вибрацией голосовых связок.
Выделяют следующие виды и степени дефектов:
• Полное оглушение. Выраженные согласные в речи полностью отсутствуют, все звуки произносятся тёмно («Папа оставил кости» вместо «Бабушка уехала в гости»).
• Недостаточный голос. С помощью этой опции можно оглушить только остановку, а голосовые метки могут остаться нетронутыми («Тетя купила пулку в магазине» вместо «Дедушка купил свиток в магазине»).
• Недостаточное оглушение. В вокальном потоке смешиваются парные громкие и глухие звуки («Лена заплела косичку и связала бандик» вместо «Лена заплела косичку и завязала бант»).
Причины
Великолепные звонкие согласные - следствие плохо дифференцированного слухового восприятия фонем одной артикуляции, произношение которых отличается только участием голоса. Ребенок не замечает акустических различий и поэтому смешивает звуки слова. В этом случае ваш сустав останется правильным. Фонетико-фонематическое недоразвитие возникает при акустико-фонематической дислалии, стертой дизартрии. Нарушение голоса лежит в основе последующего развития акустической дисграфии и дислексии.
Частичная потеря слуха - довольно частая причина дефекта речи. Из-за недостаточного слухового контроля дети производят звуковые замены акустических фонем ближнего действия. Такие замены часто приводят к искажению семантики слова («корочка» вместо «холм»). Вместе с неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания чужой речи. Поэтому в разговоре с слабослышащим ребенком слова следует произносить достаточно громко и четко.
Тонический спазм мышц гортани при фонации делает невозможным вибрацию голосовых связок, поэтому исключает формирование голоса. В этом случае все звуки приобретают глухой звук. Это состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерной вокальной нагрузке.
Возникновение дефектов голоса при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении звуков речи. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к полному нарушению произношения звука.
При открытой ринолалии окклюзионные звуки имеют тихий сустав из-за потери воздуха через носовую полость. Отсутствие должного слухового усиления приводит к замене звуков аналогичными по акустическим свойствам.
Фонетический дизайн языка страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут заключаться как в периферическом, так и в центральном парезе голосовых и суставных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:
• удалено;
• псевдобульбарный;
• колодка;
• корковый;
• подкорковые;
• мозжечок.
Начало дефекта голоса можно наблюдать у двуязычных детей. Это происходит из-за смешения фонем двух языков, которые ребенок постоянно слышит или сознательно изучает им. Если фонетика родного языка представлена преимущественно глухими согласными, то в русской речи звуки будут глухими.
Оглушающий дефект характерен для спастической формы псевдофолликулярной дизартрии. Мышцы речевого аппарата имеют гипертонус, что затрудняет им произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При этом дефекте звуки глухой речи произносятся вслух. Параллельно с голосом глухих можно отметить и потрясающее звучание звонких фонем. Происходит смягчение (палатализация) твердых согласных.
Частичная потеря слуха - довольно частая причина дефекта речи. Из-за недостаточного слухового контроля дети производят звуковые замены акустических фонем ближнего действия. Такие замены часто приводят к искажению семантики слова («корочка» вместо «холм»). Вместе с неправильным произношением затрудняется процесс восприятия и понимания чужой речи. Поэтому в разговоре с слабослышащим ребенком слова следует произносить достаточно громко и четко.
Тонический спазм мышц гортани при фонации делает невозможным вибрацию голосовых связок, поэтому исключает формирование голоса. В этом случае все звуки приобретают глухой звук. Это состояние характерно для функциональной спастической дисфонии, которая обычно возникает при чрезмерной вокальной нагрузке.
Возникновение дефектов голоса при ринолалии связано с искаженным акустическим эффектом, возникающим при произнесении звуков речи. Нарушается взаимодействие артикуляционных, голосовых и дыхательных мышц, что приводит к полному нарушению произношения звука.
При открытой ринолалии окклюзионные звуки имеют тихий сустав из-за потери воздуха через носовую полость. Отсутствие должного слухового усиления приводит к замене звуков аналогичными по акустическим свойствам.
Фонетический дизайн языка страдает у всех пациентов с дизартрией. Причины могут заключаться как в периферическом, так и в центральном парезе голосовых и суставных мышц. Замены звонких согласных на глухие отмечаются при многих формах дизартрии:
• удалено;
• псевдобульбарный;
• колодка;
• корковый;
• подкорковые;
• мозжечок.
Начало дефекта голоса можно наблюдать у двуязычных детей. Это происходит из-за смешения фонем двух языков, которые ребенок постоянно слышит или сознательно изучает им. Если фонетика родного языка представлена преимущественно глухими согласными, то в русской речи звуки будут глухими.
Оглушающий дефект характерен для спастической формы псевдофолликулярной дизартрии. Мышцы речевого аппарата имеют гипертонус, что затрудняет им произвольные движения. Тембр голоса гнусавый. При этом дефекте звуки глухой речи произносятся вслух. Параллельно с голосом глухих можно отметить и потрясающее звучание звонких фонем. Происходит смягчение (палатализация) твердых согласных.
Диагностика
При стойком оглушении звонких согласных необходимо обратиться к ЛОР-врачу и записать аудиограмму, так как довольно часто дефект озвучивания сочетается с потерей слуха. Логопедическая диагностика дефектов голоса и оглушения требует комплексного исследования речевого статуса:
• строение артикуляционных органов;
• состояние речевой моторики;
• оценка дыхания, голоса, просодических компонентов;
• исследование фонетико-фонематического строения речи;
• анализ фонетической стороны речи.
• строение артикуляционных органов;
• состояние речевой моторики;
• оценка дыхания, голоса, просодических компонентов;
• исследование фонетико-фонематического строения речи;
• анализ фонетической стороны речи.
Лечение
Если причиной нарушения голоса является потеря слуха, в первую очередь необходимо решить проблему восстановления функции слуха. В большинстве случаев в таких случаях они используют слуховые аппараты. При дизартрии проводят медикаментозное лечение, физиотерапию и классический массаж. Щели на лице, вызывающие открытую ринолалию, подлежат хирургической коррекции (уранопластика, ринохейлопластика).
Логопед играет основную роль в исправлении анестезиологических и голосовых ошибок. Уроки работают по следующим направлениям:
• Развитие фонематических процессов. Ребенка учат сравнивать звуки речи по разным характеристикам (тихо-громко, резко выдавлено, громко-приглушенно).
• Формирование дыхания, голоса, артикуляционных паттернов. Выполняются дыхательные упражнения, используются упражнения на развитие высоты и силы голоса. Полезно выполнять вибромассаж гортани, активизирующий колебания голосовых связок, зондовый массаж, артикуляционную гимнастику, логопедическое тейпирование.
• Формулировка и различение звуков. Рекомендуемая последовательность отработки фонем с их полным оглушением: Работа над каждым звуком обязательно дополняется тактильным и вибрационным контролем гортани. После автоматизации глухих и озвученных звуков проводится длительная работа по их различению.
Логопед играет основную роль в исправлении анестезиологических и голосовых ошибок. Уроки работают по следующим направлениям:
• Развитие фонематических процессов. Ребенка учат сравнивать звуки речи по разным характеристикам (тихо-громко, резко выдавлено, громко-приглушенно).
• Формирование дыхания, голоса, артикуляционных паттернов. Выполняются дыхательные упражнения, используются упражнения на развитие высоты и силы голоса. Полезно выполнять вибромассаж гортани, активизирующий колебания голосовых связок, зондовый массаж, артикуляционную гимнастику, логопедическое тейпирование.
• Формулировка и различение звуков. Рекомендуемая последовательность отработки фонем с их полным оглушением: Работа над каждым звуком обязательно дополняется тактильным и вибрационным контролем гортани. После автоматизации глухих и озвученных звуков проводится длительная работа по их различению.