Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование сookies и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
.,о.,р..и.:г,.и.,н.;н.,а;,л.. .,н.:а,.х.,о.,д.;и.,т..с.:я,, ..н.;а., .,k;,i..b.:e,;r.,i.,s.,.;.r.:u,

Замена звуков

Добавь
Используемые препараты: Ещё... скрыть
Препаратов не найдено
  1. Описание
  2. Классификация
  3. Нормальные значения
  4. Причины
  5. Диагностика
  6. Лечение

Другие названия и синонимы

Replacing sounds.
Замена звуков

Описание

 Звуковая замена - это постоянное использование одного нормативного звука вместо другого. В этом случае замещающий звук является фонетически правильным (неискаженным), похожим по артикуляции или акустическим свойствам на заменяемый звук. Это нарушение выявляет логопед при проверке произношения и фонематическом прослушивании. При необходимости проводится отологическая диагностика. Коррекционная работа направлена ​​на формирование артикуляционной практики, развитие речи, слуха, аналитической и синтетической деятельности, дифференциацию смешанных звуков.

Классификация

 Замена (субституция) и смешение (взаимозамены) звуков речи ‒ это фонематические (сенсорные, фонологические) дефекты, как правило, обусловленные незавершенностью или нарушением развития фонематического слуха. Замены классифицируются на те же группы, что и искажения звуков, только к названию последних добавляется приставка «пара-»:
 1.Парасигматизмы (от греч. буквы «сигма») ‒ замены свистящих и шипящих:
 • губно-зубной - звонкие [З] и [Ж] заменяются на [В], глухие [С] и [Ш] - на [Ф] («сани» - «фани», «зеленый» - «веленый»);
 • призубный - замена [С] и [Ш] на [Т], а [З] и [Ж] на [Д] («слон» - «тлон», «зубы» - «дубы»);
 • шипящий ‒ вместо [С] произносится [Ш], вместо [З] ‒ [Ж] («санки» - «шанки», «зайка» - «жайка»).
 • свистящий ‒ вместо [Ш] употребляется [С], вместо [Ж] ‒ [З] («шайба» - «сайба», «живот» - «зивот»).
 2.Параламбдацизмы (от буквы греческого алфавита «ламбда») ‒ замены звука [Л] («лапа») на [У] («уапа»), [В] («вапа»), [Й] («йапа»), [Л′] («ляпа»), [Р] («рапа»), [Ы] («ыапа»), [Д] («дапа»).
 3.Параротацизмы (от греческой буквы «ро») ‒ замены звука [Р] («рука») на [Р′] («рюка»), [Л] и [Л′] («лука», «люка»), [Й] («йука»), [Г] («гука»), [Д] («дука»), [В] (вука»).
 4.Парайотацизмы (от греч. «йота») ‒ замена звука [Й] на [Л′] («майка» - «малька»).
 5.Замены заднеязычных звуков (от греч. букв «каппа», «гамма», «хи»): паракаппацизмы - [К] на [Т] («Коля» - «Толя»), парагаммацизмы - [Г] на [Д] («голова» - «долова»), парахитизмы - [Х] на [Т] («хвост» - «твост»).
 Также в практической логопедии к звуковым заменам относят дефекты озвончения (замена звонких фонем парными глухими - «куси» вместо «гуси») и дефекты смягчения (замена мягких согласных их твердыми парами - «тота» вместо «тетя»). Близко к замене и смешение звуков, взаимная заменяемость, путаница фонем.
Замена звуков

Нормальные значения

 Различные виды звуковой замены более многочисленны в период возрастного несовершенства звукового произношения - так называемая физиологическая дислалия. Замены встречаются в речевом развитии всех младших дошкольников, они связаны с физиологической незрелостью артикуляционного аппарата и слуховой речи.
 Период овладения звуком в онтогенезе длится от 1 до 1,5 месяцев и более. Это происходит поэтапно. Во-первых, дети используют в речи замещающие звуки. Затем, «найдя» правильную артикуляцию и сопоставив новый звук с акустическим паттерном, ребенок начинает произносить его параллельно старому замещающему звуку. На следующем этапе новый звук постепенно вытесняет замену, через некоторое время полностью заменяет его.
 При физиологической дислалии чаще встречаются следующие виды замен:
 • замена жестких согласных на мягкие («лук» - «штрих»);
 • устранение дефектов («дядя» - «дада»);
 • замена свистящих свистов («кот» - «коска»);
 • параротазизм («рак» - «краска», «вак», «як»);
 • параламбдацизмы («булька» - «буйка», «бувка»);
 • задние небные дефекты.
 Физиологические недостатки речи, а вместе с ними и звуковые замены в нормальном речевом онтогенезе проходят сами по себе через 4,5-5 лет.

Причины

Функциональная дислалия.

 Феномен замещения типичен для артикуляторно-фонематической и акустико-фонематической форм дислалии. В первом случае замена происходит из-за отсутствия образования звуковых структур, использования фонем, артикуляция которых на языке более легкая. Во втором случае речевой слух не развит, а значит, шумы распознаются неправильно.
 При функциональной дислалии сибилянты обычно заменяются сибилянтами. Sonors _4_ - друг с другом; заднее небо - взрывообразно передне-язычный; жесткие - их мягкие пары. Такие дефекты, как правило, не проходят сами по себе и требуют помощи логопеда для исправления FFN.
Замена звуков

Диагностика

 Если есть здоровые замены в речи ребенка или взрослого, диагноз строится с учетом анамнеза и объективных данных. Логопед проводит подробное исследование функции речи, медицинские специалисты (аудиолог, ортодонт) - состояния слухового анализатора, зубочелюстной системы:
 • Проверка устной речи. Выполняется по алгоритмам, принятым при различных речевых патологиях (дислалия, ринолалия, дизартрия, афазия). Уточняются все сменные и смешанные звуки, определяется вид дефекта звуковой стороны речи. На этом этапе необходимо определить, следствием каких звуковых замен являются: нарушения речи или физического слуха, трудности с артикуляцией.
 • Исследование слухового анализатора. Чтобы исключить потерю слуха как причину замены звуков, следует проверить функцию слуха. Для установления степени потери слуха проводится аудиометрия, измерение акустического импеданса и исследование слуховых ВП.
 • Ортодонтическая диагностика. Если зубной ряд не закрывается должным образом, проводится телерадиография, снимаются диагностические слепки и фотографии лица и зубов. На основании этих данных планируется дальнейшее лечение.

Лечение

 Фонематические расстройства, возникающие у детей с физиологической дислалией, не требуют логопеда. Исправление ошибок произношения, вызванных другими языковыми нарушениями, осуществляется по следующим направлениям:
 • Уточнение артикуляции замещающих звуков и замещающих звуков;
 • развитие фонематического восприятия;
 • Развитие навыков звукового анализа и синтеза;
 • Развитие дифференцированного восприятия звуков речи.
 Из методов воздействия используются логопедия, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и логотип массаж. В случае серьезных патологий языка, затрагивающих не только звуковую сторону, но и другие составляющие, работа проводится над всеми нарушенными процессами: просодией, голосом, лексикой, грамматикой, лексикой, пониманием языка в целом.
 Исправление неправильного прикуса может проводиться различными методами. Это зависит от типа расстройства, возраста, серьезности проблемы. В дошкольном возрасте широко используются функциональные ортодонтические аппараты и миогимнастика. При постоянном прикусе лечение проводится брекетами, каппами, при необходимости выполняются ортогнатические операции.
 Реабилитация людей с нарушением слуха проводится с помощью слуховых аппаратов. Таким детям после подбора и настройки слухового аппарата необходимы занятия с глухонемым и логопедом.
42a96bb5c8a2acfb07fc866444b97bf1
Доступно только при использовании PRO аккаунта
Модератор контента: Васин А.С.