|
Другие названия и синонимы
Dysprosody.Описание
Диспросодия - это нарушение интонационных, ритмических и мелодических характеристик языковой продукции. При нарушении просодических компонентов язык становится монотонным, гипофоническим, аритмичным, лишенным эмоциональной окраски и выразительности. Диспрозодия присутствует в клинике при дизартрии, ринолалии, нарушениях ритма, болезни Паркинсона и синдроме иностранного акцента. Диагностическая тактика предполагает неврологическое, психологическое, психиатрическое, логопедическое обследование. Лечение проводится лекарственными, психотерапевтическими, физиотерапевтическими средствами. Также необходима логопедия.
Причины
Гораздо реже диспрозий может быть этиологически связан со следующими состояниями:
• эпилепсия с припадками железа;
• хорея Хантингтона;
• апатия;
• абулия;
• кататония.
Клинические симптомы диспрозодии в этих случаях характеризуются появлением в речи пациента иностранного акцента. Звуки приобретают фонетические характеристики другого диалекта. Меняется интонация речи, по-разному распределяются словесные ударения и логические паузы в предложениях. В голосе исчезают модуляции, появляется однообразие. При этом проблем с артикуляцией нет, речь в целом остается понятной, семантически правильной и связной.
В случае дизартрии мозжечка нарушение ритма речи является патогномоничным. Выражается в распевании высказываний, появлении ненужных пауз, нарушении мелодии, колебании громкости. Наблюдаются ринофония, голосовое дрожание, дефекты вокализации и смягчения - все это делает речь невнятной, напряженной.
• Беспорядок. Темп речи ускорен, но произнесение постоянно прерывается паузами, неуместными восклицаниями и эмболическими словами. Отсутствие плавности речи сочетается с изменением силы голоса: от громких восклицаний до тихого бормотания.
• эпилепсия с припадками железа;
• хорея Хантингтона;
• апатия;
• абулия;
• кататония.
Синдром иностранного акцента.
Это языковое явление может быть нейрогенным и психогенным. Синдром нейрогенного иностранного акцента (СИА) возникает у пациентов с инсультом или ЧМТ, рассеянным склерозом и опухолями головного мозга. Психогенные расстройства чаще связаны с шизофренией, аутизмом, маниакально-депрессивным психозом и истерией.Клинические симптомы диспрозодии в этих случаях характеризуются появлением в речи пациента иностранного акцента. Звуки приобретают фонетические характеристики другого диалекта. Меняется интонация речи, по-разному распределяются словесные ударения и логические паузы в предложениях. В голосе исчезают модуляции, появляется однообразие. При этом проблем с артикуляцией нет, речь в целом остается понятной, семантически правильной и связной.
В случае дизартрии мозжечка нарушение ритма речи является патогномоничным. Выражается в распевании высказываний, появлении ненужных пауз, нарушении мелодии, колебании громкости. Наблюдаются ринофония, голосовое дрожание, дефекты вокализации и смягчения - все это делает речь невнятной, напряженной.
• Беспорядок. Темп речи ускорен, но произнесение постоянно прерывается паузами, неуместными восклицаниями и эмболическими словами. Отсутствие плавности речи сочетается с изменением силы голоса: от громких восклицаний до тихого бормотания.
Диагностика
Оценку состояния просодических компонентов речи проводит логопед, выявление основной патологии - узкие медицинские специалисты: невролог, отоларинголог, психиатр. Обследование больного диспрозодией включает следующие диагностические блоки:
• Неврологическая диагностика. Нейровизуализация необходима для обнаружения органических изменений в структурах мозга. Проводятся МРТ головного мозга, Эхо-ЭГ, ПЭТ-КТ. Для определения электрической активности нейронов и нервно-мышечной передачи проводят электроэнцефалографию, электронейромиографию.
• Поиск ЛОР-органов. Он показан при обнаружении нарушений слуха, изменений голосовых связок, непроходимости носовой полости, небных трещин как причины диспрозодии. Эндоскопические исследования включают видеоларингостробоскопию, отоскопию, носовую эндоскопию. Для оценки функции ЛОР-органов записывают аудиограмму, электроглоттографию и электромиографию гортани.
• Психодиагностика. Направлен на изучение умственной деятельности пациента, дифференциальную диагностику патопсихологических синдромов. Используются специальные анкеты, тесты, весы, интервью, наблюдения, эксперименты.
• Исследование устной речи. Логопедическое обследование при диспрозодии включает анализ различных элементов, составляющих просодическую организацию речи. Проводятся исследования по восприятию и воспроизведению ритма, интонации, модуляции голоса, логических акцентов, скорости речи Для исследования отбирается речевой материал, соответствующий возрасту. В случае некоторых нозологий исследуются звуковое произношение, фонематические процессы и усвоение лексических и грамматических категорий.
Электроэнцефалография.
• Неврологическая диагностика. Нейровизуализация необходима для обнаружения органических изменений в структурах мозга. Проводятся МРТ головного мозга, Эхо-ЭГ, ПЭТ-КТ. Для определения электрической активности нейронов и нервно-мышечной передачи проводят электроэнцефалографию, электронейромиографию.
• Поиск ЛОР-органов. Он показан при обнаружении нарушений слуха, изменений голосовых связок, непроходимости носовой полости, небных трещин как причины диспрозодии. Эндоскопические исследования включают видеоларингостробоскопию, отоскопию, носовую эндоскопию. Для оценки функции ЛОР-органов записывают аудиограмму, электроглоттографию и электромиографию гортани.
• Психодиагностика. Направлен на изучение умственной деятельности пациента, дифференциальную диагностику патопсихологических синдромов. Используются специальные анкеты, тесты, весы, интервью, наблюдения, эксперименты.
• Исследование устной речи. Логопедическое обследование при диспрозодии включает анализ различных элементов, составляющих просодическую организацию речи. Проводятся исследования по восприятию и воспроизведению ритма, интонации, модуляции голоса, логических акцентов, скорости речи Для исследования отбирается речевой материал, соответствующий возрасту. В случае некоторых нозологий исследуются звуковое произношение, фонематические процессы и усвоение лексических и грамматических категорий.
Электроэнцефалография.
Реабилитация и амбулаторное лечение
Коррекция диспрозодии состоит из лечебной и речевой реабилитации. Конкретное содержание и продолжительность каждой стадии определяется основным заболеванием. В большинстве случаев терапевтический курс включает следующие общие рекомендации:
• Фармакотерапия. Это основной метод терапии острых и хронических патологий центральной нервной системы, психических заболеваний. Медикаментозное лечение назначается, чтобы минимизировать повреждение структур мозга, замедлить прогрессирующее течение патологических процессов и создать благоприятные условия для восстановительной работы. С учетом основной нозологии он может включать использование ноотропов, противосудорожных средств, дофаминергических препаратов, антидепрессантов, антипсихотических средств и.
• Психотерапия. Это необходимо, если у больных диспрозодией наблюдается депрессия, вторичные психические слои и расстройства поведения. Курсы лечения включают когнитивно-поведенческую терапию, обучение методам релаксации, самообучение и игровую терапию.
• Физиотерапия. Нормализации иннервации и мышечного тонуса способствует массаж (общий, ШВЗ), иглоукалывание. Электрофорез, электростимуляция речевых мышц, магнитотерапия, амплипульстерапия и благотворно влияют на центральные и периферические органы речи;
В некоторых случаях требуется хирургическая помощь для устранения органической основы диспрозодов: хейлопластика и уранопластия (при расщелинах лица), аденотомия и полипотомия (при разрастаниях носоглотки). При потере слуха показан слуховой аппарат.
• Фармакотерапия. Это основной метод терапии острых и хронических патологий центральной нервной системы, психических заболеваний. Медикаментозное лечение назначается, чтобы минимизировать повреждение структур мозга, замедлить прогрессирующее течение патологических процессов и создать благоприятные условия для восстановительной работы. С учетом основной нозологии он может включать использование ноотропов, противосудорожных средств, дофаминергических препаратов, антидепрессантов, антипсихотических средств и.
• Психотерапия. Это необходимо, если у больных диспрозодией наблюдается депрессия, вторичные психические слои и расстройства поведения. Курсы лечения включают когнитивно-поведенческую терапию, обучение методам релаксации, самообучение и игровую терапию.
• Физиотерапия. Нормализации иннервации и мышечного тонуса способствует массаж (общий, ШВЗ), иглоукалывание. Электрофорез, электростимуляция речевых мышц, магнитотерапия, амплипульстерапия и благотворно влияют на центральные и периферические органы речи;
В некоторых случаях требуется хирургическая помощь для устранения органической основы диспрозодов: хейлопластика и уранопластия (при расщелинах лица), аденотомия и полипотомия (при разрастаниях носоглотки). При потере слуха показан слуховой аппарат.
Лечение
План урока логопеда при диспрозодии составляется после выявления основного дефекта речи и его структуры. Работа по нормализации просодических составляющих проводится в несколько этапов:
• Подготовительные мероприятия. Развитие голосового дыхания (дыхательные упражнения), активация артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, электростимуляция VocaStim), развитие фонаторной кинестезии (вокальные и ортофонические упражнения).
• Коррекция диспрозодии. Воспроизведение ритма, интонации, акцента, изменения силы и интонации голоса;
• Автоматизация навыков. Выполнение учебных упражнений на основе дидактического материала, закрепление навыков свободы слова.
• Подготовительные мероприятия. Развитие голосового дыхания (дыхательные упражнения), активация артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, электростимуляция VocaStim), развитие фонаторной кинестезии (вокальные и ортофонические упражнения).
• Коррекция диспрозодии. Воспроизведение ритма, интонации, акцента, изменения силы и интонации голоса;
• Автоматизация навыков. Выполнение учебных упражнений на основе дидактического материала, закрепление навыков свободы слова.