ICD-10 codes
- ICD-10
- F98.6 Cluttering
Description
Клаттеринг. Дезорганизация темпа, ритма и плавности речевого высказывания несудорожного характера. Характеризуется чрезмерно быстрой, невнятной, монотонной речью, повторением слов и слогов, артикуляционными нарушениями, лексико-грамматическими ошибками, неправильной расстановкой логических ударений и пауз. Речевому расстройству сопутствует общая моторная расторможенность, дефицит памяти и внимания, некритичность по отношению к своей речи и поведению. Нарушение распознается в ходе логопедического обследования с использованием традиционных и специальных методик. Коррекционное вмешательство направлено на нормализацию темпа речи, развитие языковых навыков, совершенствование звукопроизношения.
Additional facts
Клаттеринг (в переводе с англ. - загромождение, засорение) - коммуникативная проблема, характеризующаяся ускоренной, дизаритмичной, неплавной речью. Наряду с брадилалией, тахилалией и заиканием относится к расстройствам темпо-ритмической стороны речи. Клаттеринг-синдром чаще встречается у лиц мужского пола. Обычно выявляется в возрасте 7-8 лет. В зарубежной логопедии активно изучается со второй половины прошлого столетия, что привело к созданию в 2007 г. Международной Ассоциации по клаттерингу, членами которой стали 18 государств. В российской логопедической науке клаттеринг не выделяется в самостоятельное речевое нарушение. В клинико-педагогической классификации ему ближе всего соответствует термин «полтерн», или «спотыкание». Между тем, некоторые отечественные специалисты рассматривают клаттеринг в рамках неврозоподобного заикания.
Reasons
Профессор Д. Вейс, выпустивший первое учебное пособие по данной проблеме в 1964 г. , выделил первичные (чистые) и вторичные формы речевого расстройства. К «чистым» формам он отнес генетически обусловленные случаи клаттеринга, описав аутосомно-доминантное наследование патологии у некоторых поколений одной семьи. Не исключается, что в ряде случаев имеют место спонтанные мутации, возникающие «де ново». Кроме этого, клаттеринг является одним из специфических признаков синдрома ломкой Х-хромосомы - сцепленного с полом наследственного заболевания, характеризующегося также умственной отсталостью, аутистическим поведением, гиперкинезами. При первичных формах клаттеринга речевые особенности заметны с детского возраста.
Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать различным неврологическим расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу, хорее, болезни Паркинсона, олигофрении и пр. В этих случаях речь идет о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее нормальной речью на фоне основной патологии. В целом же, этиология данной речевой проблемы изучена недостаточно, является предметом научных дискуссий и дальнейших исследований.
Несудорожные запинки и неплавная речь могут сопутствовать различным неврологическим расстройствам: энцефалитам, псевдобульбарному параличу, хорее, болезни Паркинсона, олигофрении и пр. В этих случаях речь идет о вторичном клаттеринг-синдроме, который развивается у лиц с ранее нормальной речью на фоне основной патологии. В целом же, этиология данной речевой проблемы изучена недостаточно, является предметом научных дискуссий и дальнейших исследований.
Pathogenesis
В понимании механизма речевого дефекта также много «белых пятен». Считается, что клаттеринг служит частью общей дезорганизации психомоторного развития - двигательной активности, поведенческой сферы, речевой коммуникации. Это свидетельствует о нарушении деятельности стриопаллидарной системы и регулирующего влияния корковых отделов ЦНС. В результате дисфункции мозговых структур ослабляется организация и произвольный контроль общей моторики, психических функций и речи. Структуру речевого дефекта составляют расстройство плавности речевого потока, нарушение планирования устного сообщения и его темпо-ритмических характеристик. По всей видимости, патогенез клаттеринга имеет много общих черт с заиканием, часто сочетается с последним.
Classification
Универсальная классификация клаттеринга отсутствует, что объясняется малоизученностью проблемы. Описанные в литературе варианты систематизации нарушения отражают внутреннюю неоднородность группы пациентов с данной логопатологией. С учетом преимущественно нарушенного звена речи выделяют 2 типа клаттеринга:
• Моторный. Характеризуется ускоренным темпом речи и артикуляционными нарушениями, приводящими к многочисленным метатезам, элизиям слогов или звуков. В раннем возрасте у детей отмечается ЗРР, в школьные годы - трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия).
• Сенсорный. Прежде всего, страдает плавность речи, что обусловлено сниженным слуховым контролем и трудностью подбора нужных слов. Типично растягивание гласных, прерывание речи различными восклицаниями, отражающими сложности формулировки мысли.
В зависимости от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено делить на три группы: пациенты с «чистым» клаттерингом, с сочетанием заикания и некоторых признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.
• Моторный. Характеризуется ускоренным темпом речи и артикуляционными нарушениями, приводящими к многочисленным метатезам, элизиям слогов или звуков. В раннем возрасте у детей отмечается ЗРР, в школьные годы - трудности чтения и письма (дислексия, дисграфия).
• Сенсорный. Прежде всего, страдает плавность речи, что обусловлено сниженным слуховым контролем и трудностью подбора нужных слов. Типично растягивание гласных, прерывание речи различными восклицаниями, отражающими сложности формулировки мысли.
В зависимости от результатов обследования лиц с нарушениями плавности речи предложено делить на три группы: пациенты с «чистым» клаттерингом, с сочетанием заикания и некоторых признаков клаттеринга, с клаттерингом, осложненным неврозоподобным заиканием.
Symptoms
У детей с данным речевым нарушением отмечаются своеобразия устной речи, психических процессов, моторики. Ключевой признак - ускоренная прерывистая речь с постоянными повторами звуков, слов, словосочетаний. Речь изобилует словами-эмболами, непреднамеренными паузами. Часто выявляются нарушения артикуляции, сопровождаемые искажением и элизией звуков, ошибочным воспроизведением слов со сложной слоговой структурой, недоговариванием окончаний. Нарушена последовательность и логика изложения мыслей; каждая новая фраза произносится в отрыве от предыдущей. Высказывание начинается громко, но к концу переходит в тихое бормотанье. В целом речь бессвязная, невнятная, «замусоренная». Создается впечатление, что стремительный поток мыслей говорящего опережает экспрессивное высказывание.
В школе дети с трудом овладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфическим расстройствам учебных навыков. Они имеют неряшливый, трудноразборчивый почерк, делают многочисленные ошибки и описки в словах, не дописывают буквы, сбивчиво и бессвязно излагают мысли. Такая особенность получила название «дезинтегрированное письмо». При чтении вслух часть слов пропускается или искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к воспроизведению простейшего ритма.
Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Запинки в речи. Невнятность речи. Судороги. Судороги в ногах. Эмболофразия.
В школе дети с трудом овладевают грамматическими и синтаксическими правилами, что приводит к специфическим расстройствам учебных навыков. Они имеют неряшливый, трудноразборчивый почерк, делают многочисленные ошибки и описки в словах, не дописывают буквы, сбивчиво и бессвязно излагают мысли. Такая особенность получила название «дезинтегрированное письмо». При чтении вслух часть слов пропускается или искажается, окончания «проглатываются». Имеются расстройства музыкального восприятия: нелюбовь к пению и музыке, неспособность к воспроизведению простейшего ритма.
Ассоциированные симптомы: Диспросодия. Запинки в речи. Невнятность речи. Судороги. Судороги в ногах. Эмболофразия.
Possible complications
Прежде всего, клаттеринг - это коммуникативное нарушение, поэтому при нем, главным образом, страдает функция общения. Человек, бессвязно и невнятно излагающий свои мысли, не реагирующий на замечания, не может восприниматься окружающими, как интересный и приятный собеседник. Ребенок с клаттерингом рискует столкнуться с непониманием и стать изгоем в своей социальной группе. Нередко такие дети проявляют девиантное поведение. Речевой дефект значительно сужает круг профессиональной реализации таких пациентов, исключая из него публичные сферы деятельности, а также специальности, связанные с вербальным общением, обслуживанием, обучением. Школьная неуспеваемость еще более ограничивает перспективы развития и обрекает на «неуспешность» во взрослой жизни. Особенно сложными и трудно корригируемыми является случаи клаттеринга, осложненного заиканием.
Diagnostics
В настоящее время отсутствуют общепринятые критерии диагностики клаттеринга, их разработка и обсуждение ведется логотерапевтами всего мира. Определенные сложности связаны еще и с тем, что данная речевая патология часто путается с заиканием, что затрудняет своевременное начало необходимой коррекционной работы. Диагностический алгоритм складывается из следующих основных этапов:
• Консультация логопеда. Выясняются особенности пренатального и раннего развития ребенка, возраст появления запинок в речи, наличие сходных дефектов у членов семьи. Уточняются сопутствующие заболевания, запрашиваются заключения педиатра, психолога, детского невролога, результаты медицинских обследований (ЭЭГ, МРТ головного мозга и пр.
• Исследование речи. Производится оценка темпо-ритмического контура речи, особенностей голоса, звукопроизношения, слоговой структуры, сформированности грамматических категорий и связного высказывания, состояния слухоречевой памяти. У школьников изучаются навыки чтения, анализируются письменные работы. При клаттеринге, в отличие от заикания, отсутствуют речевые судороги, логофобия, речевые и двигательные уловки.
• Изучение психических особенностей. С помощью тестирования, наблюдения и экспериментальных методик оцениваются психомоторные функции, личностные особенности, познавательное развитие. Обращается внимание на критичность ребенка к собственному поведению и речи. На основе полученных данных исключается интеллектуальная недостаточность, СДВГ.
В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания используется методика Дали. Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 категории: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, проблемы почерка и координации движений. Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой категории, тем больше вероятность наличия «чистой» формы клаттеринга.
• Консультация логопеда. Выясняются особенности пренатального и раннего развития ребенка, возраст появления запинок в речи, наличие сходных дефектов у членов семьи. Уточняются сопутствующие заболевания, запрашиваются заключения педиатра, психолога, детского невролога, результаты медицинских обследований (ЭЭГ, МРТ головного мозга и пр.
• Исследование речи. Производится оценка темпо-ритмического контура речи, особенностей голоса, звукопроизношения, слоговой структуры, сформированности грамматических категорий и связного высказывания, состояния слухоречевой памяти. У школьников изучаются навыки чтения, анализируются письменные работы. При клаттеринге, в отличие от заикания, отсутствуют речевые судороги, логофобия, речевые и двигательные уловки.
• Изучение психических особенностей. С помощью тестирования, наблюдения и экспериментальных методик оцениваются психомоторные функции, личностные особенности, познавательное развитие. Обращается внимание на критичность ребенка к собственному поведению и речи. На основе полученных данных исключается интеллектуальная недостаточность, СДВГ.
В рамках дифдиагностики клаттеринга и заикания используется методика Дали. Она представляет собой набор утверждений, поделенных на 4 категории: прагматика, речевая моторика, познавательное и языковое развитие, проблемы почерка и координации движений. Каждое утверждение оценивается по 6-бальной шкале: чем больше баллов набрано в каждой категории, тем больше вероятность наличия «чистой» формы клаттеринга.
Treatment
Речевые и психологические особенности лиц с рассматриваемой логопатологией диктуют необходимость выстраивания специальной коррекционной работы. В первую очередь, она должна быть направлена на контроль темпо-ритмической организации речи, формирование правильной последовательности высказывания, развитие психических функций. Наработка и обобщение практического опыта по коррекции клаттеринга продолжается. Основными направлениями логопедической работы служат:
• Нормализация темпа речи. На занятиях используется замедленная плавная речь. Вслед за логопедом (отраженное повторение) или вместе с ним (сопряженное повторение) дети учатся произносить слова и фразы неторопливо, четко. Для упорядочения устной речи используется заданный ритм. Ведется работа над выразительностью, эмоциональностью высказывания. Полезно включение элементов логопедической ритмики.
• Улучшение речевых навыков. Включает отработку умения понятно и логично излагать свои мысли. На данном этапе подключаются приемы построения рассказа по картинкам, ведения диалога, заучивания стихов, медленного чтения с пересказом, самостоятельного рассказа. Ребенка учат планировать свое высказывание, сначала формулировать суждение «про себя».
• Совершенствование артикуляционной моторики. Имеет важное значение в контексте формирования разборчивой речи. Предполагает проведение артикуляционной гимнастики, выработку плавного речевого выдоха и звуковых переключений. При отсутствии звуков выполняется их постановка и закрепление, при искажении - коррекция произношения.
• Нормализация темпа речи. На занятиях используется замедленная плавная речь. Вслед за логопедом (отраженное повторение) или вместе с ним (сопряженное повторение) дети учатся произносить слова и фразы неторопливо, четко. Для упорядочения устной речи используется заданный ритм. Ведется работа над выразительностью, эмоциональностью высказывания. Полезно включение элементов логопедической ритмики.
• Улучшение речевых навыков. Включает отработку умения понятно и логично излагать свои мысли. На данном этапе подключаются приемы построения рассказа по картинкам, ведения диалога, заучивания стихов, медленного чтения с пересказом, самостоятельного рассказа. Ребенка учат планировать свое высказывание, сначала формулировать суждение «про себя».
• Совершенствование артикуляционной моторики. Имеет важное значение в контексте формирования разборчивой речи. Предполагает проведение артикуляционной гимнастики, выработку плавного речевого выдоха и звуковых переключений. При отсутствии звуков выполняется их постановка и закрепление, при искажении - коррекция произношения.
Forecast
В педагогической литературе еще не обобщен опыт работы с клаттерерами. В целом отмечается, что речевой прогноз может быть успешным при целенаправленной, грамотно спланированной и упорной работе.
Prevention
В отношении профилактики на данный момент возможно говорить лишь о предупреждении вторичного клаттеринг-синдрома: исключении нейроинфекций и других органических повреждений мозга. Для минимизации неблагоприятных коммуникативных последствий необходимо раннее выявление нарушения и начало коррекции. Изучение вопросов этиологии и механизмов, выработка критериев диагностики и методов логотерапии клаттеринга продолжается.