ICD-10 codes
Description
Отказ от школы. Форма тревожного поведения, характеризующаяся стойким уклонением от посещения учебного заведения. Проявляется открытым нежеланием ребенка покидать квартиру, входить в здание школы (спортивного центра, творческой студии). Сопутствующие симптомы: тревожность, страхи, психосоматические реакции. Диагностика проводится путем беседы, психологического тестирования. Коррекция выполняется методами поведенческой психотерапии, дополняется медикаментозным лечением - применением транквилизаторов, трициклических антидепрессантов, ингибиторов обратного захвата серотонина.
Additional facts
Отказ от школы - распространенная жалоба, основой которой является невротическое расстройство: школьная фобия, страх материнской разлуки, социофобия. Стойкое нежелание ходить в школу становится частой причиной посещения врача. Проблема не остается внутри семьи, вовлекаются педагоги, представители социальных служб. Пиковые периоды поведенческого нарушения - начало школьного обучения, возраст 13-15 лет, смена школы. Распространенность колеблется, составляет до 0,7%. Тяжелые, трудно поддающиеся коррекции случаи характерны для подростков. Младшие школьники восприимчивы к воспитательным мерам, отказ удается предотвратить усилиями родителей, учителей.
Reasons
Пол ребенка, уровень интеллектуального развития, социально-экономическое положение семьи не оказывают влияния на возникновение данного поведенческого симптома. Формированию отказа способствуют микросоциальные факторы: трудности межличностных взаимоотношений, конфликты, тревожные характерологические черты, сформировавшиеся как результат общения. Возможные причины:
• Слабые дисциплинарные требования. Отсутствие четкой системы правил поведения, обязанностей ребенка проявляется отказом выполнять ежедневные рутинные действия. Отклонение характерно для неполных семей.
• Эмоциональная зависимость родителя. Формированию поведенческого отклонения способствует желание матери угодить ребенку, предупредить плач, неодобрение, злость. Невротическая привязанность родителя, боязнь одиночества - основа слабого требования посещать школьные уроки.
• Трудности социального взаимодействия. Недостаточная коммуникативность ребенка, родителей проявляется неумением решать конфликты, договариваться, сотрудничать. Ссоры одноклассников, учебный стресс, недопонимание учителей провоцируют реакции отказа.
• Личностные особенности. Развитию отказа способствует интровертированность, тенденция избегать трудности, отсутствие уверенности. Дети имеют узкий круг друзей, среднюю учебную успеваемость, слабую вовлеченность во внеучебные школьные мероприятия.
• Негативный опыт. Предшествующие трудности адаптации к учебному заведению способствуют развитию школьного отказа. Расстройство проявляется у детей, тяжело переживавших разлуку начального этапа посещения яслей, детского сада, начальной школы.
• Слабые дисциплинарные требования. Отсутствие четкой системы правил поведения, обязанностей ребенка проявляется отказом выполнять ежедневные рутинные действия. Отклонение характерно для неполных семей.
• Эмоциональная зависимость родителя. Формированию поведенческого отклонения способствует желание матери угодить ребенку, предупредить плач, неодобрение, злость. Невротическая привязанность родителя, боязнь одиночества - основа слабого требования посещать школьные уроки.
• Трудности социального взаимодействия. Недостаточная коммуникативность ребенка, родителей проявляется неумением решать конфликты, договариваться, сотрудничать. Ссоры одноклассников, учебный стресс, недопонимание учителей провоцируют реакции отказа.
• Личностные особенности. Развитию отказа способствует интровертированность, тенденция избегать трудности, отсутствие уверенности. Дети имеют узкий круг друзей, среднюю учебную успеваемость, слабую вовлеченность во внеучебные школьные мероприятия.
• Негативный опыт. Предшествующие трудности адаптации к учебному заведению способствуют развитию школьного отказа. Расстройство проявляется у детей, тяжело переживавших разлуку начального этапа посещения яслей, детского сада, начальной школы.
Pathogenesis
Патогенетическая основа отказа от школы - расстройство невротического характера. Среди школьников младших классов наиболее распространено тревожное расстройство, вызванное разлукой. Страх ребенка подкрепляется отсутствием настойчивости со стороны родителей. Слабость дисциплинарных требований реализуется через неумение накладывать ограничения, разделение детского чувства тревоги. В старшем возрасте преобладают специфические фобии: страх школы, общения, открытых пространств, встречи с конкретным человеком (педагогом, одноклассником). Формально причина может быть другой, дети заявляют о нежелании учиться, плохом самочувствии. Отсутствие родительской, педагогической, психологической помощи - фактор развития «хронического» отказа: чем дольше ребенок не посещает уроки, тем быстрее нарастает аутизация, тревожные, депрессивные симптомы.
Symptoms
Основное проявление - стойкие ежедневные отказы посещать школу. Ребенок открыто заявляет о своем нежелании, остается дома либо возвращается из школы до начала уроков. Причины могут быть озвучены: боязнь разлучиться с мамой, выйти из квартиры, оказаться на улице, встретить обидчиков, получить плохую отметку. Маскированный» отказ проявляется психосоматическим ухудшением самочувствия: головной, абдоминальной болью, общим недомоганием, тошнотой, рвотой, повышенной температурой. Симптомы возникают по будням, непосредственно перед посещением школы. Выходные, каникулы сопровождаются нормальным самочувствием, ребенок остается веселым, подвижным. Попытки родителей заставить ребенка посещать занятия провоцируют слезы, мольбы, гнев, физическое сопротивление, агрессию.
Ассоциированные симптомы: Замкнутость. Недомогание. Рвота. Тошнота.
Ассоциированные симптомы: Замкнутость. Недомогание. Рвота. Тошнота.
Possible complications
Осложнением отказа от школы являются невротические расстройства, психопатологические изменения личности. Отсутствие профессиональной коррекции способствует развитию замкнутости, нарастанию тревожности, депрессии. Домашнее обучение не является решением проблемы - эмоциональные нарушения, составляющие ее основу, усиливаются. Наиболее вероятны осложнения при отказе выходить из дома - снижаются коммуникативные способности ребенка, заинтересованность социальными процессами, познанием нового. В подростковом возрасте формируется шизоидное, психастеническое расстройство личности, возникает риск социальной дезадаптации.
Diagnostics
При обращении родителей с жалобой на отказ от школы выполняется диагностика эмоционального расстройства, являющегося основой данного симптома. Первичное обследование осуществляется педиатром, специфическое - врачом-психиатром, медицинским психологом. Используются клинические методы: опрос родителей, ребенка, наблюдение за поведением. Дополнительно проводится психодиагностика: исследуется эмоциональная, личностная сфера, применяются проективные тесты, опросники. Выполняется дифференциация отказа и ряда других состояний:
• Прогулы школы. Мотив прогульщиков - желание заниматься делами, альтернативными учебе. Уроки заменяются прогулками, общением со сверстниками, занятиями хобби. Прогулы совершаются тайно, распространены у старшеклассников, среди подростков мужского пола, имеющих учебную неуспеваемость, из неполных, неблагополучных семей. Патогенетическое различие: отказ возникает при неврозе, прогулы являются проявлением поведенческого расстройства.
• Удержание родителями. Причиной пропуска уроков являются убеждения родителей относительно бесполезности формы образования, невротическое развитие личности родителя, патологическая привязанность к детям, тяжелая соматическая болезнь, требующая их постоянной помощи. Трудности дифференциальной диагностики связаны со стремлением матери (отца) скрыть истинную причину отклонения. Зачастую нежелание учиться высказывается ребенком единожды, активно поддерживается родителями.
• Соматические заболевания. Существуют сложности различения физических патологий и психосоматически маскированного отказа.
• Прогулы школы. Мотив прогульщиков - желание заниматься делами, альтернативными учебе. Уроки заменяются прогулками, общением со сверстниками, занятиями хобби. Прогулы совершаются тайно, распространены у старшеклассников, среди подростков мужского пола, имеющих учебную неуспеваемость, из неполных, неблагополучных семей. Патогенетическое различие: отказ возникает при неврозе, прогулы являются проявлением поведенческого расстройства.
• Удержание родителями. Причиной пропуска уроков являются убеждения родителей относительно бесполезности формы образования, невротическое развитие личности родителя, патологическая привязанность к детям, тяжелая соматическая болезнь, требующая их постоянной помощи. Трудности дифференциальной диагностики связаны со стремлением матери (отца) скрыть истинную причину отклонения. Зачастую нежелание учиться высказывается ребенком единожды, активно поддерживается родителями.
• Соматические заболевания. Существуют сложности различения физических патологий и психосоматически маскированного отказа.
Differential diagnosis
Дифференциальная диагностика учитывает данные обследований узких специалистов, связь симптомов со временем школьных сборов (утро, будние дни).
Treatment
При первых пропусках школьных занятий скорректировать поведение ребенка удается усилиями учителей, родителей. Важна последовательность, твердость намерения старших вернуть привычный график ученика. Повышенная тревожность ребенка, продолжительное отсутствие на уроках требует помощи психологов, психиатра. Коррекция поведения выполняется следующими методами:
• Когнитивно. Поведенческая терапия. Индивидуальные психотерапевтические занятия включают определение причин отказа, разработку тактики возвращения нормального режима. Используются техники изменения эмоционального состояния, деструктивных убеждений. Основу поведенческого компонента составляет поэтапная десенсибилизация - вырабатывается постепенное привыкание к ситуации, вызывающей тревогу.
• Консультирование родителей. Производится убеждение отца, матери в необходимости посещения школы, ее важности для развития социальных навыков. Подробно рассматриваются воспитательные приемы, позволяющие устранить проблему.
• Семейная психотерапия. Родители обучаются устанавливать твердые границы дозволенного поведения, осуществлять контроль за ребенком, не проявляя диктаторских качеств, не вызывая чувства униженности. Отрабатываются навыки продуктивного внутрисемейного взаимодействия: разрешение конфликтов без ссор, аргументация точек зрения.
• Медикаментозное лечение. Выраженные эмоциональные расстройства, снижающие эффективность психотерапии, требуют применения лекарственных средств. Панические атаки, стойкая тревожность, депрессия являются показаниями для назначения транквилизаторов, антидепрессантов.
• Когнитивно. Поведенческая терапия. Индивидуальные психотерапевтические занятия включают определение причин отказа, разработку тактики возвращения нормального режима. Используются техники изменения эмоционального состояния, деструктивных убеждений. Основу поведенческого компонента составляет поэтапная десенсибилизация - вырабатывается постепенное привыкание к ситуации, вызывающей тревогу.
• Консультирование родителей. Производится убеждение отца, матери в необходимости посещения школы, ее важности для развития социальных навыков. Подробно рассматриваются воспитательные приемы, позволяющие устранить проблему.
• Семейная психотерапия. Родители обучаются устанавливать твердые границы дозволенного поведения, осуществлять контроль за ребенком, не проявляя диктаторских качеств, не вызывая чувства униженности. Отрабатываются навыки продуктивного внутрисемейного взаимодействия: разрешение конфликтов без ссор, аргументация точек зрения.
• Медикаментозное лечение. Выраженные эмоциональные расстройства, снижающие эффективность психотерапии, требуют применения лекарственных средств. Панические атаки, стойкая тревожность, депрессия являются показаниями для назначения транквилизаторов, антидепрессантов.
Forecast
Прогноз отказа в большинстве случаев благоприятный, 70% детей возобновляют регулярное посещение уроков. Успешный исход наиболее вероятен у младших школьников, при слабой выраженности симптомов, раннем вмешательстве родителей, педагогов, психологов.
Prevention
Профилактика базируется на положительном отношении к школе родителей, наличии дисциплинированности. Эмоциональная стабильность матери, твердость решений отца позволяют предупредить формирование отказа от школы. Важно демонстрировать ребенку спокойствие, расставаясь, подчеркивать временность разлуки, делится собственными интересными школьными историями.