Description
Алекситимия. Это психологическая особенность, характеризующаяся неспособностью описать собственные эмоции, понять переживания окружающих, определить разницу между чувствами и физическими ощущениями. Проявляется трудностями вербализации при обсуждении эмоциональной сферы, склонностью говорить о физиологических состояниях. Диагностика проводится методом клинической беседы, дополнительно применяется Торонтский опросник алекситимических черт. Психологическая коррекция реализуется поэтапно, включает поведенческие, когнитивные, психодинамические техники.
Additional facts
Слово «алекситимия» предложено психиатром П. Сифнеосом, в переводе с греческого языка обозначает «отсутствие слов для описания чувств». Данная особенность является неспецифической: наиболее свойственна психосоматическим больным, но диагностируется также у здоровых людей, пациентов психиатрических клиник. Распространенность наиболее высока среди мужчин - 41%. Среди женщин показатель достигает 32%. Выраженные алекситимические признаки (полная неспособность говорить об эмоциях) встречаются редко, не более чем у 1-2% пациентов.
Reasons
Практическая психология определяет данное расстройство как неспособность выразить словами собственное эмоциональное состояние: человек не может связать переживания, чувства, настроение с определенными словами. Согласно современным исследованиям, формирование алекситимической личности всегда обусловлено несколькими факторами, среди которых один-два доминируют. К таким факторам относятся:
• Нейрофизиологические. Причиной затруднения вербализации чувств может быть органическое поражение головного мозга с повреждением связей, ответственных за вербальное определение аффективных состояний и распознавание импульсов, идущих от внутренних органов. Также к алекситимии приводит несформированность взаимодействия между полушариями.
• Семейные. Алекситимические черты формируются под влиянием воспитания, внутрисемейного взаимодействия. Они проявляются в среде, где нет искреннего выражения чувств, возникших как часть реальной жизни. Паттерн сдерживания, умалчивания эмоций закрепляется как установка на ригидное следование требованиям общества.
• Средовые. Освоение эмотивной лексики происходит при общении с родителями, воспитателями, учителями. Процесс продолжается при чтении книг, просмотре фильмов, обсуждении переживаний героев. Если ребенок растет в обедненной педагогической среде, то он не знает, как описать впечатления, переживания и иные психологические состояния.
• Социокультурные. Данная группа причин представлена гендерными стереотипами, ограничивающими общение родителей с сыновьями при эмоционально значимых событиях. Слезы, страх, открытая агрессия не обсуждаются, табуируются («не ной, ты не девчонка», «мужики ничего не боятся»). Воспитание девочек тоже иногда ограничивает их эмоциональность.
• Психологические. Преобладание образного мышления над словесно-логическим является предпосылкой развития алекситимии. Непосредственной причиной может стать психотравма: интенсивные негативные аффекты подавляются, вытесняются из сознания, их невозможно описать или выразить.
• Лингвистические. Иногда человек не способен найти адекватные средства языка для описания внутреннего опыта несмотря на хорошее образование, гармоничное воспитание. Русский язык считается эмотивно богатым, но не всегда способен передать нюансы человеческих переживаний.
• Нейрофизиологические. Причиной затруднения вербализации чувств может быть органическое поражение головного мозга с повреждением связей, ответственных за вербальное определение аффективных состояний и распознавание импульсов, идущих от внутренних органов. Также к алекситимии приводит несформированность взаимодействия между полушариями.
• Семейные. Алекситимические черты формируются под влиянием воспитания, внутрисемейного взаимодействия. Они проявляются в среде, где нет искреннего выражения чувств, возникших как часть реальной жизни. Паттерн сдерживания, умалчивания эмоций закрепляется как установка на ригидное следование требованиям общества.
• Средовые. Освоение эмотивной лексики происходит при общении с родителями, воспитателями, учителями. Процесс продолжается при чтении книг, просмотре фильмов, обсуждении переживаний героев. Если ребенок растет в обедненной педагогической среде, то он не знает, как описать впечатления, переживания и иные психологические состояния.
• Социокультурные. Данная группа причин представлена гендерными стереотипами, ограничивающими общение родителей с сыновьями при эмоционально значимых событиях. Слезы, страх, открытая агрессия не обсуждаются, табуируются («не ной, ты не девчонка», «мужики ничего не боятся»). Воспитание девочек тоже иногда ограничивает их эмоциональность.
• Психологические. Преобладание образного мышления над словесно-логическим является предпосылкой развития алекситимии. Непосредственной причиной может стать психотравма: интенсивные негативные аффекты подавляются, вытесняются из сознания, их невозможно описать или выразить.
• Лингвистические. Иногда человек не способен найти адекватные средства языка для описания внутреннего опыта несмотря на хорошее образование, гармоничное воспитание. Русский язык считается эмотивно богатым, но не всегда способен передать нюансы человеческих переживаний.
Pathogenesis
Нейрофизиологическая основа алекситимии - изменение активности участков мозга, ответственных за соматосенсорное восприятие. Поражения лобной доли, надкраевой извилины, правой височной доли приводят к нарушениям распознавания эмоций на лицах людей, что проявляется трудностями называния: человек понимает переживания другого, но не может их вербально определить. Выраженная алекситимия сопровождается низкой активностью в передней части поясной извилины. При нарушении узнавания эмоций в сочетании с неспособностью их понимать диагностируются поражения зоны островка Рейля.
Исследования алексетимии при органических повреждениях мозга продолжаются, но до сих пор остаются неясными физиологические механизмы ее развития у людей без неврологической патологии. В случаях, когда провоцирующим фактором является воспитание или социокультурные особенности, закрепление алекситимических черт происходит по принципу формирования условного рефлекса, как адаптация к требованиям среды.
Алекситимия.
Исследования алексетимии при органических повреждениях мозга продолжаются, но до сих пор остаются неясными физиологические механизмы ее развития у людей без неврологической патологии. В случаях, когда провоцирующим фактором является воспитание или социокультурные особенности, закрепление алекситимических черт происходит по принципу формирования условного рефлекса, как адаптация к требованиям среды.
Алекситимия.
Classification
Согласно теории Х. Фрейбергера, по происхождению алекситимия бывает первичная и вторичная. Первичная форма связана с особенностями личности, формируется вне связи с заболеваниями. Вторичная рассматривается как следствие неврологических, психических и иных патологий. Отечественные психологи Е.А. Горобец, Д.Г. Трунов предложили разделение на органическую и функциональную формы. Среди функциональных алекситимий они выделяют несколько видов:
• Педагогическая. Вызвана недостаточным усвоением эмотивной лексики ребенком. Развивается при эмоциональной сдержанности родителей, дефиците близкого общения, следствием чего становится слабый интерес к переживаниям окружающих.
• Психологическая. Ее основа - психотравма, когда эмоции вытесняются из сознания, либо ситуативно-коммуникативные факторы, такие как стыд, стеснение, недоверие при общении. Данный вид является наиболее кратковременным.
• Лингвистическая. Развивается из-за неспособности человека подобрать вербальные средства для выражения внутреннего состояния. Понимание чувств сохраняется, но утрачивается возможность из анализа, передачи, запоминания.
• Педагогическая. Вызвана недостаточным усвоением эмотивной лексики ребенком. Развивается при эмоциональной сдержанности родителей, дефиците близкого общения, следствием чего становится слабый интерес к переживаниям окружающих.
• Психологическая. Ее основа - психотравма, когда эмоции вытесняются из сознания, либо ситуативно-коммуникативные факторы, такие как стыд, стеснение, недоверие при общении. Данный вид является наиболее кратковременным.
• Лингвистическая. Развивается из-за неспособности человека подобрать вербальные средства для выражения внутреннего состояния. Понимание чувств сохраняется, но утрачивается возможность из анализа, передачи, запоминания.
Symptoms
Люди испытывают трудности при попытках оценить свое эмоциональное состояние, понять реакции окружающих. Зачастую они не могут отличить телесные ощущения от аффективных. На переживаемые чувства развиваются соматические реакции, которые поддаются анализу, вербализации. Пример: тревога провоцирует голод, человек описывает свое состояние через ощущение голода, но не замечает беспокойства. Иногда алекситимики используют наиболее распространенные описательные слова - «грустно», «весело» - но не могут детально рассказать об эмоциональном состоянии.
Познавательная сфера характеризуется преобладанием наглядно-образного мышления. Снижена способность к символизации, категоризации. Мыслительные процессы линейны, основаны на конкретных фактах, часто упрощены. В ответ на вопрос о самочувствии пациенты озвучивают диагноз, результаты инструментальных измерений, но не описывают собственные ощущения и эмоции («У меня артериальная гипертония, давление сегодня - 130/80»). Часто тяготение к событийной, действенной жизни проявляется регулярными спортивными тренировками. Систематические физические нагрузки повышают навыки управления эмоциями.
Для пациентов с алекситимией характерна инфантильность, примитивность жизненных целей, чрезмерный прагматизм. Они склонны к конфликтам, а отсутствие эмпатии часто становится причиной отчужденности окружающих. Алекситимикам свойственно безэмоциональное выражение лица, ригидные (непластичные) позы тела. Нередко они внимательны к физическому здоровью, но при этом психологические, эмоциональные проблемы остаются неосознаваемыми.
Познавательная сфера характеризуется преобладанием наглядно-образного мышления. Снижена способность к символизации, категоризации. Мыслительные процессы линейны, основаны на конкретных фактах, часто упрощены. В ответ на вопрос о самочувствии пациенты озвучивают диагноз, результаты инструментальных измерений, но не описывают собственные ощущения и эмоции («У меня артериальная гипертония, давление сегодня - 130/80»). Часто тяготение к событийной, действенной жизни проявляется регулярными спортивными тренировками. Систематические физические нагрузки повышают навыки управления эмоциями.
Для пациентов с алекситимией характерна инфантильность, примитивность жизненных целей, чрезмерный прагматизм. Они склонны к конфликтам, а отсутствие эмпатии часто становится причиной отчужденности окружающих. Алекситимикам свойственно безэмоциональное выражение лица, ригидные (непластичные) позы тела. Нередко они внимательны к физическому здоровью, но при этом психологические, эмоциональные проблемы остаются неосознаваемыми.
Possible complications
Алекситимия рассматривается как предиспозиция к развитию психосоматических заболеваний. Эмоции, ощущения, чувства, которые остались неосознанными, не облаченными в слова, преобразуются в физиологические нарушения. Повторяясь, они приводят к заболеваниям различных органов и систем. Происходит соматизация психологического дискомфорта. Согласно статистическим данным, у 47% пациентов с хроническими головными болями диагностируется высокий уровень алекситимии. Недостаточное осознавание эмоций приводит к перееданию, алкоголизму, гипертоническим кризам, астматическим приступам.
Diagnostics
Обследование пациентов с подозрением на алекситимию проводит врач-психиатр или клинический психолог. Диагностический процесс начинается с беседы. На вопросы о самочувствии пациент отвечает односложно, озвучивает имеющиеся диагнозы. Затрудняется описать боль, дискомфорт и иные симптомы в терминах ощущений. Рассказ о настроении, переживаниях дается еще сложнее. Часто пациент говорит «все нормально», «ничего не чувствую», либо соотносит ситуацию с ожидаемой реакцией: «когда умерла наша собака, я грустил».
Помимо клинической беседы для диагностики применяется Торонтская шкала (Toronto Alexithymia Scale, TAS). Опросник содержит 20 вопросов, ориентированных на оценку трудности идентификации и описания чувств, а также на внешне ориентированное мышление. Умеренный уровень алекситимии диагностируется при результате от 52 до 68 баллов, выраженный - при 69-76 баллах, высокий - при 77-94 баллах.
Помимо клинической беседы для диагностики применяется Торонтская шкала (Toronto Alexithymia Scale, TAS). Опросник содержит 20 вопросов, ориентированных на оценку трудности идентификации и описания чувств, а также на внешне ориентированное мышление. Умеренный уровень алекситимии диагностируется при результате от 52 до 68 баллов, выраженный - при 69-76 баллах, высокий - при 77-94 баллах.
Dif. diagnostics
Алекситимичные проявления обнаруживаются у здоровых людей и у пациентов различных профилей. Их необходимо отличать от ситуаций, когда человек умышленно скрывает информацию о самочувствии (например, во время экспертизы) либо не в состоянии построить полноценный ответ вследствие тяжелой депрессии, общей соматической ослабленности, снижения интеллекта. Также стоит проводить дифференциальную диагностику с психическими заболеваниями, характеризующимися эмоциональной обедненностью, уплощением (например, с шизофренией). С этой целью применяются патопсихологические тесты на исследование мышления.
Психокоррекция алекситимии.
Психокоррекция алекситимии.
Treatment
Методы психокоррекции нацелены на то, чтобы пациент научился осознавать, анализировать, вербализировать эмоции. Психотерапевтическое лечение длительное, требует регулярных встреч со специалистом. Наиболее эффективен комплексный подход, сочетающий техники когнитивно-поведенческого, гуманистического, психодинамического подходов. Общая схема терапии включает несколько этапов:
• Осознание проблемы. Психотерапевт демонстрирует пациенту на примерах из беседы, что его эмпатия, способность к сопереживанию снижена. Иногда этап осознания оказывается уже пройденным, человек сообщает об алекситимических признаках самостоятельно.
• Релаксация. Релаксирующие приемы - аутогенная тренировка, музыкотерапия, психогимнастика - помогают развить способность чувствовать внутреннее состояние здесь и сейчас. Специалист акцентирует необходимость концентрации на ощущениях, важность их оценки, попыток проговаривания.
• Опора на невербальную коммуникацию. Невербальные способы общения «растормаживают» чувства, делают их более явными, дифференцированными. Пример техники - «Портрет жены художника», когда пациент максимально подробно описывает собственное изображение, нарисованное у него в воображении. Опора на образ (невербальный символ) расширяет, углубляет диапазон коммуникативных средств.
• Развитие «внутреннего диалога». Данный этап необходим для улучшения анализа состояний, понимания своих эмоций. Диалоги «в голове» алекситимиков диффузные, смазанные, трудноразличимые. Развитие способности обнаруживать их, делать более понятными способствует развитию вербализации.
Помимо описанной четырехэтапной терапии, могут применяться техники психоанализа. Специалист берет на себя роль матери, помогая пациенту стать психологически зрелым, научает созданию символов, помогает организовывать эмоции. Дополнительно применяется гипнотерапия, когда требуется коррекция подсознательных установок.
• Осознание проблемы. Психотерапевт демонстрирует пациенту на примерах из беседы, что его эмпатия, способность к сопереживанию снижена. Иногда этап осознания оказывается уже пройденным, человек сообщает об алекситимических признаках самостоятельно.
• Релаксация. Релаксирующие приемы - аутогенная тренировка, музыкотерапия, психогимнастика - помогают развить способность чувствовать внутреннее состояние здесь и сейчас. Специалист акцентирует необходимость концентрации на ощущениях, важность их оценки, попыток проговаривания.
• Опора на невербальную коммуникацию. Невербальные способы общения «растормаживают» чувства, делают их более явными, дифференцированными. Пример техники - «Портрет жены художника», когда пациент максимально подробно описывает собственное изображение, нарисованное у него в воображении. Опора на образ (невербальный символ) расширяет, углубляет диапазон коммуникативных средств.
• Развитие «внутреннего диалога». Данный этап необходим для улучшения анализа состояний, понимания своих эмоций. Диалоги «в голове» алекситимиков диффузные, смазанные, трудноразличимые. Развитие способности обнаруживать их, делать более понятными способствует развитию вербализации.
Помимо описанной четырехэтапной терапии, могут применяться техники психоанализа. Специалист берет на себя роль матери, помогая пациенту стать психологически зрелым, научает созданию символов, помогает организовывать эмоции. Дополнительно применяется гипнотерапия, когда требуется коррекция подсознательных установок.
Forecast
Алекситимия поддается коррекции психотерапевтическими методами, но требует продолжительной, регулярной работы со специалистом. Прогноз более благоприятен при функциональных формах. Профилактику необходимо проводить с детства: использовать разнообразную эмотивную лексику при общении с ребенком, обозначать его эмоциональные реакции словами, позитивно принимать любые переживания.
References
1. Междисциплинарное изучение алекситимии/ Горобец Е.А., Есин Р.Г., Вольская Ю.А. Ученые записки Казанского университета. 2022. №1-2.
2. Виды и механизмы функциональной алекситимии/ Трунов Д.Г. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №2.
3. Алекситимия в структуре «практически здоровой» личности/ Брель Е. Ю. СПЖ. 2018. №67.
4. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях. Брель Е. Ю. Вестник КемГУ. 2012. №3.
2. Виды и механизмы функциональной алекситимии/ Трунов Д.Г. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №2.
3. Алекситимия в структуре «практически здоровой» личности/ Брель Е. Ю. СПЖ. 2018. №67.
4. Проблема изучения алекситимии в психологических исследованиях. Брель Е. Ю. Вестник КемГУ. 2012. №3.