Description
Полевое поведение. Это феномен эмоционально-волевой сферы, характеризующийся недостаточностью произвольной регуляции действий. Возникает как симптом психического либо неврологического заболевания, у здоровых людей в критических, стрессовых ситуациях. Проявляется поступками, обусловленными внешними условиями, объектами, ситуацией, а не потребностями и целями. Диагностика выполняется методом наблюдения, клинической беседы, с помощью экспериментальных проб. Лечение включает психокоррекционные игры, упражнения.
Additional facts
Термин «полевое поведение» предложен американским гештальт-психологом Куртом Левиным. Он разработал теорию поля, согласно которой каждый человек постоянно находится в окружении предметов, событий, имеющих «валентность» - энергетический заряд, создающий напряжение, требующий разрядки. Действия, поступки, спровоцированные внешними стимулами, Левин назвал полевым поведением. Противоположный вариант - волевое поведение, обусловленное целями, мотивами, потребностями индивида.
Reasons
Изолировано полевое поведение не стоит рассматривать как отклонение. Оно становится признаком патологии только в результате недостаточности или полного отсутствия волевых (произвольных) психических функций, обеспечивающих целенаправленность действий, автономию индивида. Возможные причины феномена:
• Ранний детский возраст. Психическая сфера детей младше 3 лет характеризуется непроизвольностью. Отсутствует способность управлять собственным вниманием, эмоциями, деятельностью. Физическая активность полностью определяется внешней средой, базовыми потребностями (еда, сон, избегание дискомфорта).
• Стрессовые ситуации. Утрата поведенческого контроля происходит при выраженном утомлении, тяжелой болезни, в эмоционально напряженных, опасных ситуациях. Пример: отклик на манипуляции оппонента в конфликте, непроизвольная демонстрация агрессии.
• Психические расстройства. Полевое поведение характерно для синдрома дефицита внимания, задержки психического развития, раннего детского аутизма. Основа - дефицитарность, искажение волевых функций. Собственные мотивы отсутствуют либо неустойчивы, легко угасают под воздействием внешней среды.
• Неврологические болезни. Органическое поражение головного мозга, в частности лобных долей, приводит к нарушению произвольности. Непосредственными причинами могут послужить родовые осложнения, черепно-мозговые травмы, нейродегенеративные заболевания (деменции).
• Ранний детский возраст. Психическая сфера детей младше 3 лет характеризуется непроизвольностью. Отсутствует способность управлять собственным вниманием, эмоциями, деятельностью. Физическая активность полностью определяется внешней средой, базовыми потребностями (еда, сон, избегание дискомфорта).
• Стрессовые ситуации. Утрата поведенческого контроля происходит при выраженном утомлении, тяжелой болезни, в эмоционально напряженных, опасных ситуациях. Пример: отклик на манипуляции оппонента в конфликте, непроизвольная демонстрация агрессии.
• Психические расстройства. Полевое поведение характерно для синдрома дефицита внимания, задержки психического развития, раннего детского аутизма. Основа - дефицитарность, искажение волевых функций. Собственные мотивы отсутствуют либо неустойчивы, легко угасают под воздействием внешней среды.
• Неврологические болезни. Органическое поражение головного мозга, в частности лобных долей, приводит к нарушению произвольности. Непосредственными причинами могут послужить родовые осложнения, черепно-мозговые травмы, нейродегенеративные заболевания (деменции).
Pathogenesis
Согласно теории Левина, полевое поведение - обусловленные ситуацией действия здорового человека. При сохранности волевых функций психики оно компенсируется мотивацией, способностью к целеполаганию, организации поведения. Позже этот феномен стал включать контекстно-зависимое поведение пациентов с повреждениями префронтальной коры (переднего отдела больших полушарий головного мозга).
Основа полевого поведения при патологии - недостаточная сформированность или повреждение лобных долей мозга. Невозможным становится планирование поведения, принятие решений, контроль выполнения действий. Не реализуется ключевая функция префронтальных отделов: согласование действий с внутренними целями. В результате поведение становится полевым. Оно основывается на работе более глубоких, эволюционно старых мозговых структур, ответственных за эмоции, инстинкты, физиологические потребности.
Основа полевого поведения при патологии - недостаточная сформированность или повреждение лобных долей мозга. Невозможным становится планирование поведения, принятие решений, контроль выполнения действий. Не реализуется ключевая функция префронтальных отделов: согласование действий с внутренними целями. В результате поведение становится полевым. Оно основывается на работе более глубоких, эволюционно старых мозговых структур, ответственных за эмоции, инстинкты, физиологические потребности.
Symptoms
Полевое поведение у детей проявляется чрезмерной двигательной активностью, невнимательностью, суетливостью. Они не могут спокойно сидеть, ерзают на стуле, роняют предметы. Неспособность удерживать цель делает движения хаотичными. Например, мама просит принести карандаши из шкафа, ребенок начинает идти в нужном направлении, видит на пути мяч, пинает его, начинает играть с другими игрушками. Поле» предметов привлекло непроизвольное внимание, ослабла воля идти к цели, обозначенной взрослым.
Другой типичный пример - рисование на обоях. Ребенок знает: портить стены нельзя, рисовать нужно в альбоме. Но стена и фломастер одновременно оказываются в поле зрения, он начинает изображать что-то на обоях. Позже он не может ответить, зачем рисовал, потому что у данного действия не было цели. Подобные ситуации нормальны для детей младше 3-4 лет, когда произвольность еще не развита. Для более старших это признак задержки развития волевой регуляции.
Наиболее заметно полевое поведение в школе. Учеба требует произвольности: способности целенаправленно концентрировать внимание, запоминать, записывать материал. Если это качество развито недостаточно, ребенок часто отвлекается, рисует на парте, качается на стуле. Он начинает перелистывать учебник, разговаривать с соседом по парте, несмотря на просьбу учителя записать предложение. Характерны трудности адаптации в коллективе сверстников, агрессивность, несоблюдение школьных правил поведения.
У взрослых пациентов психиатрического и неврологического профиля полевое поведение проявляется аналогичными признаками. Действия осуществляются не целенаправленно, а из-за того, что предметы, люди, события оказались объединены ситуацией (временем, местом). Человек может раскрыть чужую сумку, несмотря на близость владельца, или начать есть выпечку в супермаркете, не заплатив за нее.
Становится невозможным обучение, выполнение профессиональных обязанностей, бытовых навыков. Целенаправленная деятельность затруднена даже на уровне рутинных дел. Например, у больного возникает намерение пойти почистить зубы. По пути к ванной он видит пиджак, примеряет, находит в кармане монету, подкидывает ее. Цепочка «полевых» действий может продолжаться очень долго.
Другой типичный пример - рисование на обоях. Ребенок знает: портить стены нельзя, рисовать нужно в альбоме. Но стена и фломастер одновременно оказываются в поле зрения, он начинает изображать что-то на обоях. Позже он не может ответить, зачем рисовал, потому что у данного действия не было цели. Подобные ситуации нормальны для детей младше 3-4 лет, когда произвольность еще не развита. Для более старших это признак задержки развития волевой регуляции.
Наиболее заметно полевое поведение в школе. Учеба требует произвольности: способности целенаправленно концентрировать внимание, запоминать, записывать материал. Если это качество развито недостаточно, ребенок часто отвлекается, рисует на парте, качается на стуле. Он начинает перелистывать учебник, разговаривать с соседом по парте, несмотря на просьбу учителя записать предложение. Характерны трудности адаптации в коллективе сверстников, агрессивность, несоблюдение школьных правил поведения.
У взрослых пациентов психиатрического и неврологического профиля полевое поведение проявляется аналогичными признаками. Действия осуществляются не целенаправленно, а из-за того, что предметы, люди, события оказались объединены ситуацией (временем, местом). Человек может раскрыть чужую сумку, несмотря на близость владельца, или начать есть выпечку в супермаркете, не заплатив за нее.
Становится невозможным обучение, выполнение профессиональных обязанностей, бытовых навыков. Целенаправленная деятельность затруднена даже на уровне рутинных дел. Например, у больного возникает намерение пойти почистить зубы. По пути к ванной он видит пиджак, примеряет, находит в кармане монету, подкидывает ее. Цепочка «полевых» действий может продолжаться очень долго.
Possible complications
Полевое поведение у детей осложняет освоение игровой, учебной деятельности. Оно становится причиной дезадаптации в детском саду, школе, снижает успешность обучения. В тяжелых случаях становится невозможным освоение общеобразовательной программы средней школы. Недостаточный эмоционально-поведенческий контроль провоцирует проблемы, конфликты, вспышки агрессии.
У здоровых взрослых слабая произвольность проявляется внешним локусом контроля, снижением чувства ответственности, позицией жертвы. Патологическое нарушение волевой регуляции становится причиной социальной дезадаптации (потеря работы, друзей), бытовой беспомощности.
У здоровых взрослых слабая произвольность проявляется внешним локусом контроля, снижением чувства ответственности, позицией жертвы. Патологическое нарушение волевой регуляции становится причиной социальной дезадаптации (потеря работы, друзей), бытовой беспомощности.
Diagnostics
Полевое поведение может быть симптомом многих патологий, поэтому обследование проводится командой специалистов: врачом-психиатром, неврологом, клиническим психологом. Диагностика начинается со сбора анамнеза, общие сведения о развитии ребенка, о перенесенных пациентом заболеваниях позволяют предположить вероятность расстройств эмоционально-волевой регуляции. Применяются следующие методы:
• Клиническая беседа. Во время общения с ребенком/взрослым врач оценивает его способность удерживать внимание на теме, отвечать на поставленные вопросы. При недостаточной произвольности психических функций поддерживать беседу трудно из-за частых отвлечений. Дети не откликаются на собственное имя, отвечают невпопад.
• Наблюдение. Анализ особенностей поведения возможен у больных стационарного отделения. Краткосрочное наблюдение проводится в процессе приема. Характерна хаотичность действий, манипуляции предметами, находящимися в поле видимости (рисование карандашами, отрывание дверей, перелистывание открытых тетрадей, книг).
• Экспериментальные пробы. Иногда необходимо создание специальных условий, позволяющих выявить преобладание полевого либо волевого поведения. Пациенту дается задача, оценивается способность выполнять ее в различных условиях. В зависимости от результата, сложности инструкции, загруженности окружающего пространства делается вывод о выраженности полевого поведения.
Занятия с психологом.
• Клиническая беседа. Во время общения с ребенком/взрослым врач оценивает его способность удерживать внимание на теме, отвечать на поставленные вопросы. При недостаточной произвольности психических функций поддерживать беседу трудно из-за частых отвлечений. Дети не откликаются на собственное имя, отвечают невпопад.
• Наблюдение. Анализ особенностей поведения возможен у больных стационарного отделения. Краткосрочное наблюдение проводится в процессе приема. Характерна хаотичность действий, манипуляции предметами, находящимися в поле видимости (рисование карандашами, отрывание дверей, перелистывание открытых тетрадей, книг).
• Экспериментальные пробы. Иногда необходимо создание специальных условий, позволяющих выявить преобладание полевого либо волевого поведения. Пациенту дается задача, оценивается способность выполнять ее в различных условиях. В зависимости от результата, сложности инструкции, загруженности окружающего пространства делается вывод о выраженности полевого поведения.
Занятия с психологом.
Treatment
Если полевое поведение - симптом психического, неврологического заболевания, то уменьшение проявлений происходит вследствие лечения основной патологии. Согласно диагнозу, пациенту назначаются нейропротекторы, антигипоксанты, нейролептики, иные препараты. Восстановление функций префронтальной зоны приводит к улучшению волевой регуляции, полевые элементы становятся менее выраженными.
Чтобы ускорить процесс восстановления и повысить уровень адаптации больного к бытовым условиям, необходимо правильно организовать пространство. Из квартиры, личной комнаты нужно убрать лишние предметы: элементы декора, редко используемы вещи. Стоит закрыть двери шкафов, отдельных комнат. Чем менее «зашумлено» пространство, тем легче больному выполнять ежедневные процедуры, принимать пищу. Рекомендован строгий распорядок дня с четко определенной последовательностью действий (одевание, умывание, завтрак, чтение).
Полевое поведение у детей свидетельствует о недостаточной сформированности произвольных функций. Скорректировать, простимулировать психическое развитие позволяют занятия с медицинским психологом, дефектологом. Параллельно проводится комплексное лечение основного заболевания (СДВГ, аутизма, ЗПР и других). На фоне правильно подобранной медикаментозной терапии психокоррекционные мероприятия становятся более эффективными. Занятия подразделяются на несколько групп:
• Внимательность. Проводятся игры на поиск предметов, определение различий, сходств, изменений. Сложность материала подбирается с учетом возраста. Ожидаемый результат: повышение способности целенаправленно направлять внимание, удерживать фокус на нужном событии, объекте.
• Контроль действий. Второй этап коррекции - отработка навыка целенаправленных действий. Используются упражнения с активным вовлечением пальцев, рук, ног. Специалист словами обращает внимание ребенка на движения («что сейчас делают руки. Перенос фокуса внимания с объекта манипуляции на собственное тело повышает навык двигательного самоконтроля.
• Поведение по правилам. Наиболее сложные формы волевой регуляции отрабатываются в играх, где есть строго заданные условия, оговорена заранее последовательность действий. Пример условия: если взрослый поднимает желтую карточку, то детям нужно шептать и перемещаться гуськом, если синюю - то тихо сидеть, молчать.
Родителям рекомендуется проводить развивающие игры дома. Выдаются рекомендации о правильной организации пространства, о том, как создать условия для развития воли, оценить прогресс. Важно снизить зашумленность пространства. На столе для занятий должны быть только нужные предметы, на обеденном столе - только еда. Стоит словесно организовывать внимание ребенка («посмотри», «послушай»), настаивать на завершении начатого дела, хвалить за результат.
Чтобы ускорить процесс восстановления и повысить уровень адаптации больного к бытовым условиям, необходимо правильно организовать пространство. Из квартиры, личной комнаты нужно убрать лишние предметы: элементы декора, редко используемы вещи. Стоит закрыть двери шкафов, отдельных комнат. Чем менее «зашумлено» пространство, тем легче больному выполнять ежедневные процедуры, принимать пищу. Рекомендован строгий распорядок дня с четко определенной последовательностью действий (одевание, умывание, завтрак, чтение).
Полевое поведение у детей свидетельствует о недостаточной сформированности произвольных функций. Скорректировать, простимулировать психическое развитие позволяют занятия с медицинским психологом, дефектологом. Параллельно проводится комплексное лечение основного заболевания (СДВГ, аутизма, ЗПР и других). На фоне правильно подобранной медикаментозной терапии психокоррекционные мероприятия становятся более эффективными. Занятия подразделяются на несколько групп:
• Внимательность. Проводятся игры на поиск предметов, определение различий, сходств, изменений. Сложность материала подбирается с учетом возраста. Ожидаемый результат: повышение способности целенаправленно направлять внимание, удерживать фокус на нужном событии, объекте.
• Контроль действий. Второй этап коррекции - отработка навыка целенаправленных действий. Используются упражнения с активным вовлечением пальцев, рук, ног. Специалист словами обращает внимание ребенка на движения («что сейчас делают руки. Перенос фокуса внимания с объекта манипуляции на собственное тело повышает навык двигательного самоконтроля.
• Поведение по правилам. Наиболее сложные формы волевой регуляции отрабатываются в играх, где есть строго заданные условия, оговорена заранее последовательность действий. Пример условия: если взрослый поднимает желтую карточку, то детям нужно шептать и перемещаться гуськом, если синюю - то тихо сидеть, молчать.
Родителям рекомендуется проводить развивающие игры дома. Выдаются рекомендации о правильной организации пространства, о том, как создать условия для развития воли, оценить прогресс. Важно снизить зашумленность пространства. На столе для занятий должны быть только нужные предметы, на обеденном столе - только еда. Стоит словесно организовывать внимание ребенка («посмотри», «послушай»), настаивать на завершении начатого дела, хвалить за результат.
Forecast
Успешность коррекции полевого поведения зависит от основного заболевания. Наиболее благоприятен прогноз у детей с ЗПР, СДВГ. Чем раньше начаты коррекционные занятия, тем выше вероятность, что волевые функции будут развиты согласно возрасту. Профилактика эффективна при отсутствии неврологических и психических расстройств. Она включает рекомендации по организации пространства, режима дня, проведение игр на внимательность, контроль действий.