Description
Лямбдацизм. Это фонетическое нарушение, выражающееся в неправильном произношении. Проявляется искажением (межзубным, носовым, двубортным, губно-зубным) или отсутствием названных звуков речи. Встречается в структуре дислалии, синдрома дизартрии, ринолалии. При исследовании речи обнаруживается дефектное воспроизведение звука. Логопедическая коррекция лямбдацизма проводится с помощью артикуляционной гимнастики, логомассажа, техники дифференцированной звуковой постановки, специальных упражнений на автоматизацию вызываемого звука.
Additional facts
_3_ появляется на языке ребенка на втором или третьем году жизни, твердый _1_ - в возрасте 5-6 лет, что связано с более сложной артикуляцией и требует сильных мускулов кончика языка и его верхнего возвышения. При отсутствии или искаженном произношении фонемы диагностируется лямбдацизм при замене его другими звуками речи - параламбдацизм. Ошибки произношения _2_, наряду с сигматизмами и ротацизмами, являются одними из наиболее распространенных звуковых искажений у дошкольников с нарушениями речи (от 10% для дислалии до 46,7% для удаленной дизартрии).
Reasons
Нарушения произношения _0_ характерны для детей, страдающих функциональной и механической дислалией, дизартрическими расстройствами и открытой ринолалией. Лямбдацизм может быть вызван органическими дефектами органов периферических органов речи, нарушением мышечной иннервации и функциональным нарушением звукового произношения:
• Укороченная подъязычная связка. Не допускает подъема языка, что необходимо для формирования желаемой артикуляционной структуры. При этом ребенок находит доступную компенсаторную позицию (межзубную, губно-зубную ), Которая заменяет правильный сустав.
• Макроглоссия и микроглоссия. С недоразвитием языка становится невозможным или затруднительным произнести все языковые фонемы, включая зубные. Небольшой размер органа не позволяет языку сойтись с верхними резцами. У массивного языка затруднены как его верхний подъём, так и сужение кончика.
• Изменение мышечного тонуса. При дизартрии язык может быть вялым, паретичным или напряженным, спастическим. Эти факторы существенно искажают артикуляцию. Также нарушается тонус круговой мышцы рта, что сопровождается затруднениями при произвольном открытии и удерживании губ.
• Небные расщелины. Компенсаторными особенностями при ринолалии являются высокий подъем корня языка, смещение сочленения в глубине ротовой полости, неучастие кончика языка в формировании звуков.обычно отсутствует или кажется двугубым.
• Потеря слуха. Потеря слуха может сопровождаться как смешением, так и заменой звука из-за нарушения акустической дифференциации, а также искаженным произношением из-за неточности, нечеткой артикуляции.
• Другие причины. Отсутствие формирования правильной речевой кинестезии в результате речевой депривации и боли у детей может привести к лямбдацизму. Другая причина - копирование неправильного звукового произношения, в том числе диалектных, в двуязычной среде.
_2_ - согласный, проходной, оральный, переднеязычный. При его сочленении губы принимают положение полуулыбки, зубы приоткрыты. Язык седловидной формы с узким кончиком, опирающимся на основание верхних резцов. Края языка и боковые зубцы образуют щель, через которую может выходить воздух. Голосовые связки сведены вместе и вибрируют вместе с голосом. Это единственная в русском языке фонема, произносимая на узком языке.
При произнесении _1_ кончик языка поднимается к альвеолам и становится более напряженным. Передне-средние части спинки языка приближаются к небу, вызывая размягчение (палатализацию).
• Укороченная подъязычная связка. Не допускает подъема языка, что необходимо для формирования желаемой артикуляционной структуры. При этом ребенок находит доступную компенсаторную позицию (межзубную, губно-зубную ), Которая заменяет правильный сустав.
• Макроглоссия и микроглоссия. С недоразвитием языка становится невозможным или затруднительным произнести все языковые фонемы, включая зубные. Небольшой размер органа не позволяет языку сойтись с верхними резцами. У массивного языка затруднены как его верхний подъём, так и сужение кончика.
• Изменение мышечного тонуса. При дизартрии язык может быть вялым, паретичным или напряженным, спастическим. Эти факторы существенно искажают артикуляцию. Также нарушается тонус круговой мышцы рта, что сопровождается затруднениями при произвольном открытии и удерживании губ.
• Небные расщелины. Компенсаторными особенностями при ринолалии являются высокий подъем корня языка, смещение сочленения в глубине ротовой полости, неучастие кончика языка в формировании звуков.обычно отсутствует или кажется двугубым.
• Потеря слуха. Потеря слуха может сопровождаться как смешением, так и заменой звука из-за нарушения акустической дифференциации, а также искаженным произношением из-за неточности, нечеткой артикуляции.
• Другие причины. Отсутствие формирования правильной речевой кинестезии в результате речевой депривации и боли у детей может привести к лямбдацизму. Другая причина - копирование неправильного звукового произношения, в том числе диалектных, в двуязычной среде.
_2_ - согласный, проходной, оральный, переднеязычный. При его сочленении губы принимают положение полуулыбки, зубы приоткрыты. Язык седловидной формы с узким кончиком, опирающимся на основание верхних резцов. Края языка и боковые зубцы образуют щель, через которую может выходить воздух. Голосовые связки сведены вместе и вибрируют вместе с голосом. Это единственная в русском языке фонема, произносимая на узком языке.
При произнесении _1_ кончик языка поднимается к альвеолам и становится более напряженным. Передне-средние части спинки языка приближаются к небу, вызывая размягчение (палатализацию).
Classification
_4_ - самая сложная артикуляция, поэтому она гораздо более нарушена, чем ее мягкая пара. В логопедии описаны следующие виды лямбдацизма:
• Двухгубая (губная). Самый частый фонетический дефект. Язык в артикуляции не участвует, звук образует губы вплотную друг к другу, в результате чего получается сходство с английским.
• Лабиодентальный. Нижняя губа приближается к верхним зубам, и в результате вы слышите звук, похожий на.
• Межзубный. Кончик языка проталкивается между нижними и верхними резцами, но межзубный выступ ничем не отличается от правильно сочлененного у уха.
• Носовой. Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, в то время как воздух выходит через носовую полость, и это звучит какили сочетание NG .
• Боковая сторона. Речь сопровождается припухлостью щек (иногда с одной стороны) и дополнительными громкими звуками. Это часто связано с боковым вращением и шипящим сигматизмом.
• Расслаблен. Вместо фиксированной фонемы произносится полумягченный вариант.
Помимо перечисленных видов лямбдацизма, в речи может полностью отсутствовать сонор _0_. Также существует более низкий вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может быть некорректным. Пара-лямбдацизмы включают _6_ замен.
• Двухгубая (губная). Самый частый фонетический дефект. Язык в артикуляции не участвует, звук образует губы вплотную друг к другу, в результате чего получается сходство с английским.
• Лабиодентальный. Нижняя губа приближается к верхним зубам, и в результате вы слышите звук, похожий на.
• Межзубный. Кончик языка проталкивается между нижними и верхними резцами, но межзубный выступ ничем не отличается от правильно сочлененного у уха.
• Носовой. Задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, в то время как воздух выходит через носовую полость, и это звучит какили сочетание NG .
• Боковая сторона. Речь сопровождается припухлостью щек (иногда с одной стороны) и дополнительными громкими звуками. Это часто связано с боковым вращением и шипящим сигматизмом.
• Расслаблен. Вместо фиксированной фонемы произносится полумягченный вариант.
Помимо перечисленных видов лямбдацизма, в речи может полностью отсутствовать сонор _0_. Также существует более низкий вариант произношения, при котором кончик языка не поднимается вверх. В последнем случае звук не искажается, поэтому такое нарушение может быть некорректным. Пара-лямбдацизмы включают _6_ замен.
Diagnostics
Задача определения причин и типа лямбдацизма выполняется в ходе логопедических диагнозов. При необходимости уточнения медицинских аспектов патологии назначаются консультации детского стоматолога, челюстно-лицевого хирурга, невролога и отоларинголога. Для изучения состояния речи выполняется:
• Осмотр органов периферических органов речи. Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращая внимание на мышечный тонус. Ребенка просят выполнить определенные упражнения, позволяющие оценить подвижность органов речи, точность и коммутируемость движений. В рамках этого обследования устанавливаются возможные причины лямбдацизма и представлена диагностическая гипотеза.
• Анализ фонематического слуха. Необходимо различать ламбдацизм и параламбдацизм. Для проверки речевого слуха используются речевые приемы повторения, именования и демонстрации. Фонематическое различие проверяется на слогах и словах.
• Оценка фонетической стороны речи. На этом этапе проверяется произношение всех звуков: определяется тип лямбдаизма и выявляются связанные с ним звуковые дефекты. По результатам поиска составляется план и последовательность коррекции.
Артикуляционная гимнастика.
• Осмотр органов периферических органов речи. Логопед визуально оценивает строение языка, неба, губ, обращая внимание на мышечный тонус. Ребенка просят выполнить определенные упражнения, позволяющие оценить подвижность органов речи, точность и коммутируемость движений. В рамках этого обследования устанавливаются возможные причины лямбдацизма и представлена диагностическая гипотеза.
• Анализ фонематического слуха. Необходимо различать ламбдацизм и параламбдацизм. Для проверки речевого слуха используются речевые приемы повторения, именования и демонстрации. Фонематическое различие проверяется на слогах и словах.
• Оценка фонетической стороны речи. На этом этапе проверяется произношение всех звуков: определяется тип лямбдаизма и выявляются связанные с ним звуковые дефекты. По результатам поиска составляется план и последовательность коррекции.
Артикуляционная гимнастика.
Treatment
В случае ламбдацизма из-за проблем с зубами, неврологических заболеваний (церебральный паралич), потери слуха может потребоваться участие специалистов. При укороченной уздечке в некоторых случаях требуется предварительная пластика уздечки, при волчьей пасти - уранопластика. Для потери слуха требуется правильная установка слухового аппарата. При нарушении иннервации мышц логопедической работе предшествует комплекс медикаментозных, физиотерапевтических и массажных процедур.
Прежде чем приступить к установке нормативного фонетического произношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы с целью развития фонематического слуха. На первом этапе коррекции лямбдацизма используются следующие логопедические приемы:
• Артикуляционная гимнастика. Включает упражнения на развитие круговых мышц губ («Улыбка», «Трубка»), мышц языка («Игла», «Наблюдение»), растяжение подъязычной связки («Лошадь», «Грибок»), развитие положения. верхушка языка («Художник», «Качели», «Индейка») ; Также необходимо обратить внимание на правильный выдох речи (упражнение «Пароход»).
• Создание основных звуков. Поддерживающие фонемы для- обеспечивают правильное положение языка и- обеспечивают правильную подачу воздуха.
• Логопедический массаж. Показан при недостаточной подвижности языка, слабости кончика и боковых краев, спастичности тыльной стороны. Эти проблемы обычно наблюдаются при дизартрии. Наиболее эффективным в этом случае является логомассаж зонда.
Производство звука начинается после завершения подготовительного этапа. При различных формах ламбдацизма используются разные методы и приемы: имитация, основанная на основных звуках, с помощью постановочных зондов.
_1_ поступают, приступают к фиксации по слогам (прямым, перевернутым, с сочетанием согласных), словам, словосочетаниям, рассказам. Этап дифференциации требуется только в параламбдацизме. Продолжительность курсов логопеда зависит от причины и механизма лямбдацизма, наличия других фонетических дефектов, которые необходимо исправить.
Прежде чем приступить к установке нормативного фонетического произношения, проводится подготовительная работа по формированию правильной артикуляционной позы с целью развития фонематического слуха. На первом этапе коррекции лямбдацизма используются следующие логопедические приемы:
• Артикуляционная гимнастика. Включает упражнения на развитие круговых мышц губ («Улыбка», «Трубка»), мышц языка («Игла», «Наблюдение»), растяжение подъязычной связки («Лошадь», «Грибок»), развитие положения. верхушка языка («Художник», «Качели», «Индейка») ; Также необходимо обратить внимание на правильный выдох речи (упражнение «Пароход»).
• Создание основных звуков. Поддерживающие фонемы для- обеспечивают правильное положение языка и- обеспечивают правильную подачу воздуха.
• Логопедический массаж. Показан при недостаточной подвижности языка, слабости кончика и боковых краев, спастичности тыльной стороны. Эти проблемы обычно наблюдаются при дизартрии. Наиболее эффективным в этом случае является логомассаж зонда.
Производство звука начинается после завершения подготовительного этапа. При различных формах ламбдацизма используются разные методы и приемы: имитация, основанная на основных звуках, с помощью постановочных зондов.
_1_ поступают, приступают к фиксации по слогам (прямым, перевернутым, с сочетанием согласных), словам, словосочетаниям, рассказам. Этап дифференциации требуется только в параламбдацизме. Продолжительность курсов логопеда зависит от причины и механизма лямбдацизма, наличия других фонетических дефектов, которые необходимо исправить.